Прогнозирование наличия состояния полигиповитаминозов у детей школьного возраста

Микросимптомы и их градация Прогностические коэффициенты
наличия отсутствия
Сухость, бледность губ, наличие красной каймы по линии смыкания. + 18 – 3
Поперечная исчерченность ногтей + 8 – 3
Повышенное слезоотделение, светобоязнь + 10 – 2
Сонливость + 4 – 2
Повышенная возбудимость + 6 –1
Сухость кожи, наличие шелушения + 5 – 1
Покраснение конъюнктивы и роговицы + 11 –1
Язык с трещинами, блестящий + 6 – 1
Трещины на губах, ангулярный стоматит + 2 –1
Ухудшение зрения вечером, удлинение времени привыкания при переходе со света в темноту + 2 – 1

Оценочная шкала наличия полигиповитаминозных состояний по формуле Вальда

Сумма коэффициентов менее – 13* Сумма коэффициентов от – 13 до + 19 Сумма коэффициентов не менее +20*
Риск отсутствует, p<0,05 Риск неопределенный Высокий риск p<0,01

*опрос прекращается при достижении одного их порогов значимости (- 13 или + 20).

2. Индивидуальная оценка физического развития детей и подрост­ков, позволявшая выделить основные отклонения в развитии.

3. Измерение артериального давления (у учащихся младших клас­сов с учетом возрастных поправок на стандартную манжетку) для вы­явления гипертонических и гипотонических состояний.

4. Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью комбинированного визуально-инструментального исследования.

5. Исследование остроты зрения.

6. Выявление предмиопии (склонность к близорукости) с по­мощью теста А.А.Малиновского.

7. Тест для выявления нарушений бинокулярного зрения,

8. Выявление нарушений слуха с помощью шепотной речи.

9. Выявление протеинурии и глюкозурии с помощью лабораторных скрининг-тестов.

10. Оценка уровня физической подготовленности.

У детей, посещающих дошкольные учреждения и школы, данные тес­тового обследования регистрируются в "Медицинской карте ребенка" (форма № 026/у), у дошкольников, не посещающих детские учрежде­ния, в "Истории развития ребенка" (форма № 112/у),

При проведении анкетного теста для дошкольников и учащихся 1-5-х классов анкета заполняется родителями, для школьников 6-11-х классов -самими учащимися. Индивидуальная оценка физического развития проводится по таблицам (региональным стандартам) с исполь­зованием двух критериев - длины и массы тела. Можно также приме­нить оценку по шкалам регрессии и центильный метод.

Комбинированный тест для выявления нарушений опорно-двигатель­ного аппарата включает всебя:

1) визуальное выявление нарушений осанки путем осмотра в фас, руки вдоль туловища (определяется форма ног, положение головы, шеи, симметрия плеч, деформация грудной клетки, симметрия таза), осмотра сбоку (определяется форма грудной клетки, живота, выступ­ление лопаток, форма спины), осмотра со спины (симметрия углов лопаток, форма позвоночника, форма ног) и выявления нарушений в походке;

2) визуальное выявление истинного сколиоза - осмотр со сгиба­нием позвоночника и наклоном туловища вперед (осмотр сзади и спе­реди, выявление возможных асимметричных реберных выбуханий в груд­ном отделе и мышечного валика в поясничном отделе);

3) выявление плоскостопия с помощью плантографии (получение отпечатков стоп).

В качестве лабораторных тестов для выявления патологии со сто­роны почек и сахарного диабета проводится определение белка и глю­козы в моче.

7.3. Содержание расширенной скрининг-программы.

7.3.1. Содержание медицинской части расширенной скрининг-программы:

- Экспресс-оценка социального, генеалогического и биологи­ческого анамнеза ребенка;

- Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезыва­ния постоянных зубов;

- Оценка уровня биологической зрелости по вторичным поло­вым признакам. Оценка репродуктивного здоровья;

- Исследование опорно-двигательного аппарата с помошью осанкомера "Миг". Муаровая фотограмметрия на сколиоз;

- Исследование запаса относительной аккомодации (ЗОА) - выявление детей "группы риска" по близорукости;

- Исследование бинокулярного зрения на цветотесте ЦТ-1;

- Выявление нарушений цветового зрения;

- Скрининг-исследование тонального слуха на аппарате "Звукореактотест (ЗРТ-01)";

- Массовое скрининг-аудиометрическоеобследование.

- Лабораторные скрининг-тесты.

7.3.2. Содержание психологической части расширенной скрининг-программы:

- Детский личностный опросник Кеттела;

- Подростковый личностный опросник Кеттела;

- Тест Люшера (определяет выраженность стресса).

7.3.3. Содержание медико-педагогической части расширенной скрининг-программы:

- Тесты для определения функциональной готовности к обуче­нию в школе;

- Тест для определенияриска неблагоприятного течения адапта­ции к школе;

- Оценка уровня физической подготовленности.

Выполнение медицинской части расширенной скрининг-программы следует начинать с экспресс-оценки социального, генеалогического и биологического анамнеза ребенка.

Социальный анамнез собирается педиатром при первичном осмотре ребенка независимо от возраста. Основными параметрами его являют­ся состав и полнота семьи, образование членов семьи, психологи­ческий микроклимат, наличие или отсутствие вредных привычек, жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи, санитарно-гигиенические условия содержания помещений, предметов ухода и одежды ребенка.

Генеалогический анамнез собирается метолом составления родос­ловной семьи ребенка (пробанда) не менее трех поколений, включая ребенка. Собирается анамнез педиатром при первом обследовании ре­бенка и включает выявление наличия в родословной наследственных заболеваний и определение отягощенности генеалогического анамнеза (индекса отягощенности) по общему числу длительно текущих, хрони­ческих заболеваний и врожденных пороков развития у всех родствен­ников, о которых есть сведения. При этом отмечается однонаправлен­ность отягощенности, если в поколениях родословной выявляются хро­нические заболевания одних и тех же органов и систем или мулътифакториальность отягощенности, если в поколениях родословной выяв­ляются хронические заболевания разных органов и систем.

Биологический анамнез включает сведения об особенностях тече­ния раннего онтогенеза: антенатального периода, интранательного периода, раннего неонаталъного периода, позднего неонатального периода и постнатального периода. Собирается биологический анамнез при любом первичном осмотре ребенка педиатром, желательно при первом осмотре новорожденного. Оценивается биологический анамнез как благополучный (отсутствие факторов риска в раннем онтогенезе) с факторами риска в одном из периодов онтогенеза или неблагополуч­ный (с ФР в двух и более периодах раннего онтоге­неза).

Оценка уровня биологической зрелости детей и подростков прово­дится по срокам прорезывания постоянных зубов и по вторичным поло­вым признакам, в т.ч. показателям репродуктивного здоровья.

Лабораторные скрининг-тесты предназначены для полуколичественного определения концентрации различных физиологических и патоло­гических компонентов, содержащихся в моче, с помощью набора диаг­ностических полосок в условиях медицинского кабинета школы и до­школьного учреждения, При этом могут использоваться многофункцио­нальные диагностические полоски для определения билирубина в моче (билиФан). крови и гемоглобина в моче (гелиоФан), кетовеществ в моче и сыворотке крови (кетоФан), обнаружения бактерий (нитрифан), уробилиногена в моче (убг-Фан).

Применяются также полифункциональные диагностические полоски для определения аскорбиновой кислоты, глюкозы, белка и рН в моче (тетра-Фан); белка, глюкозы, кетовеществ и уробилиногена в моче (пентаФан); для определения рН, белка, глюкозы, кетовешеств. уроби­линогена и крови в моче (гексаФан); белка, глюкозы, кетовеществ, билирубина и уробилиногена в моче (иптаФан),

При выполнении психологической части расширенной скрининг-программы по детскому личностному опроснику Кеттела выявляются основные свойства личности у детей 8-12 лет с отражением характе­ристики качеств личности, в том числе и уровня развития вербаль­ного интеллекта. Этот метод позволяет изучить связь формирования личности с состоянием нервно-психического здоровья на основе опре­деления психологических факторов риска.

Подростковый личностный опросник Кеттела позволяет оценить вы­раженность различных качеств личности, связьих с уровнем психи­ческой адаптации, а также выявить черты характера, относимые к факторам риска.

Тест Люшера (определение выраженности стресса) может служить сигнальной системой, обнаруживавшей стрессовые заболевания на ран­них стадиях с учетом интенсивности стрессового состояния.

В медико-педагогической части расширенной скрининг-программы используются общепринятые тесты для определения функциональной готовности к обучению в школе (школьная зрелость) - тест Керна-Ирасека, наличие дефектов звукопроизношения, мотометрический тест.

Для определения риска неблагоприятного течения адаптации к шко­ле применяется прогностическая таблица, в которой представлены данные о наличии отягощенных факторов биологического и социально­го анамнеза ребенка, могущие неблагоприятно влиять на течение его адаптации в школе. Учет этих факторов позволяет заранее, еще до начала обучения, выявлять детей "группы риска" неблагоприятного течения адаптации к школе и ослаблять риск путем целенаправленно­го оздоровления таких детей. Прогностическая таблица может запол­няться непосредственно родителями ребенка после соответствующих разъяснений, педагогомдетского сада, участковой медицинской сест­рой.

Для опенки уровня физической подготовленности используются тесты по определению максимальной силы, скоростно-силовых качеств, силовой выносливости, координации движений и ловкости, быстроты, кроме того. проводятся функциональные пробы с переменой положения тела (для детей раннего возраста) и известная проба Мартине-Кушелевского. С целью определения возрастной динамики функционального состояния и физической работоспособности и влияния на организм де­тей различных средств и методов физического воспитания может при­меняться тест RWC-170. Детям дошкольного возраста для оценки физи­ческой работоспособности может быть рекомендована проба "степ-тест", которая позволяет дать качественную оценку реакции аппарата кровообращения при физической нагрузке,

Но результатам массовых скрининг-обследований детей и подрост­ков разрабатываются оздоровительные и корригирующие мероприятия в условиях детского сада и школы под контролем медицинских работни­ков этих учреждений. Особенно эффективным является комплексное оз­доровление детей с начальными формами наиболее распространенных отклонений, а также "группы риска".

По результатам медицинских осмотров с использованием программы скрининг-тестов, наиболее распространенными отклонениями у детей являются:

· частые ОРВИ;

· нарушения и заболевания носоглотки (гипертрофия миндалин, хронический тонзиллит, аденоидные вегетации, хро­нический аденоидит, хронический ринит);

· нарушения органов зрения (близорукость и предмиопия);

· нару­шения опорно-двигательного аппарата (функциональные из­менения осанки и стопы);

· нарушения органов пищеварения (гастродуодениты, дискинезии).

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление КМ Украины № 182 от 22.02.2006 г. «Об утверждении Порядка проведения государственного социально-гигиенического мониторинга».

2. Освітньо-кваліфікаційна характеристикаспеціаліста за спеціальністю 7.110105 – «Медико-профілактична справа» напрямку підготовки 1101 – «медицина» (кваліфікації 2221.2 - лікар) / Галузевий стандарт вищої освіти. Офіційне видання. - Київ, 2003.- С.253-280.

3. Экология и здоровье детей (под ред. М.Я.Студеникина, А.А.Ефимовой). – М.: Медицина, 1998.- 384 с.

4. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей. – М.: Гэотар-Медиа, 2005. – 528 с.

5. Лавриненко Г.В. Социально-гигиенический мониторинг детей и подростков. Учебное пособие. – Мн.: МГМИ, 1997. – 30 с.

6. Даниленко Г.М., Подрігало Л.В., Волкова І.В., Кратенко І.С. Гігієнічна скринінг-оцінка впровадження здоров’яформуючих інновацій у загальноосвітніх навчальних закладах. Навчально-методичний посібник. - Харків, 2006. – 76 с.

7. Даниленко Г.М., Подрігало Л.В., Бориско Г.О., Меркулова Т.В. Комплексна скринінг-оцінка стану здоров’я дітей та чинників, що на нього впливають в умовах загальноосвітнього навчального закладу. Методичні рекомендації. - Київ, 2005. - 32 с.

8. Скрининг в массовых профилактических осмотрах (автоматизированная система) /Вилянский М.П., Кибрик Б.С., Чумаков А.А. и др. – М.: Медицина, 1987. – 160 с.

9. Прогнозирование риска развития витаминодефицитных состояний у детей школьного возраста. / Кривоносов М.В., Беседина А.А., Даниленко Г.Н., Подригало Л.В. - Информационное письмо. - Киев, 1994.- № 129.- 2 с.

Наши рекомендации