Задание на самостоятельную работу
ЗАДАЧА 1
По данным демографов в 2004 г. европейское население насчитывало 814 млн человек. Однако доля европейцев в мировом народонаселении ежегодно уменьшается. Главная причина этого процесса – низкий уровень рождаемости. По оценкам специалистов через полвека европейское население будет составлять всего 6,5% от мирового. Рассчитайте темпы убыли населения Старого света.
ЗАДАЧА 2
Какого привеса можно ожидать у овец, которые целый сезон паслись на лугах площадью 1000 га, если урожайность зеленой массы этих лугов составляет 90 центнеров на га. Энергетическая ценность 100 граммов зеленой массы трав равна 25 ккал ? Сколько человек можно накормить мясом этих овец, если энергетическая ценность 100 граммов баранины составляет 300 ккал, а суточная потребность в мясе - 150 г ? Постройте экологические пирамиды.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины (модуля)
Таблица 10 – Результаты освоения компетенции
Код компетенции | Наименование компетенции | Этапы формирования (наименование тем) | Виды работ обучающихся | Инструмент оценки (опрос, анализ, оценивание качества работы, тестирование и т.д.) |
ОК-2 | знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности; | Задачи экологии. Глобальные проблемы экологии. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды | Доклад | Оценивание качества работы |
ОК-22 | способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни. | Основы экологии. Экология Челябинской области | Конспект | Тестирование |
ПК-50 | способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности. | Рациональное использование и охрана природных ресурсов Челябинской области. Правовая система в области охраны окружающей природной среды. | Аналитическая обработка текста. | Опрос |
5.2 Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации
Тестовые задания для контроля уровня знаний студентов по разделам изучаемой дисциплины
Вариант 1
1.Термин «экология» впервые ввел:
а) Вернадский; в) Дарвин;б) Геккель; г) Ламарк.
2. Ископаемые минеральные ресурсы по принципу исчерпаемости относятся к группе:
а) исчерпаемых невозобновляемых; в) исчерпаемых возобновляемых;
б) исчерпаемых перспективных; г) неисчерпаемых возобновляемых.
Какого цикла разрушения озонового слоя не существует?
а) водородного б) азотного в) серного г) хлорного
4. Сдержать темпы усиления парникового эффекта можно, сократив выбросы:а) СО2 б) пыли и золы в) SO2 г) соединений свинца
5. Основные источники образования кислотных дождей:
а) озон; б) оксиды углерода; в) оксиды серы и азота; г) фреоны.
6. Повышение биологической продуктивности водных объектов в результате накопления в воде биогенных элементов, называется:
а) закислением; в) коагуляцией; б) эвтрофикацией; г) дестабилизацией.
7. Для здоровья человека наиболее опасным следует считать:
а) загрязнение почвы; б) загрязнение водных источников;
в) загрязнение воздуха; г) засорение ландшафтов.
8. Сокращение биоразнообразия :
а) приводит к снижению устойчивости экосистем;
б) приводит к повышению устойчивости экосистем;
в) не оказывает влияния на устойчивость экосистем.
На каком форуме была выработана и принята концепция устойчивого развития общества?
а) Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде;
б) Всемирной хартии природы;
в) Рио-де-Жанейровской конференции ООН по окружающей среде и развитию;
г) Киотской рамочной конвенции об изменении климата.
10. Какая из перечисленных проблем не относится к глобальным экологическим проблемам:
а) усиление парникового эффекта; б) выпадение кислотных дождей;
в) изменение состава грунтовых вод; г) разрушение озонового слоя.
Вариант 2
1. Земное, планетарное и космическое пространство, которое преобразуется и управляется человеческим разумом, гарантирующим всестороннее и прогрессивное развитие человечества и природы, называется:
а) ноогенезом; б) ноосферой; в) биосферой; г) антропогенезом;
2. Экосистема – это:
а) стадион со зрителями и игроками;
б) сочетание органических и неорганических компонентов, между которыми осуществляется круговорот веществ;
в) сочетание несвязанных между собой компонентов;
г) распределение разных видов живых организмов в пространстве.
3. Общая территория, которую занимает вид, это:
а) площадь питания; б) ареал; в) экологическая ниша; г) биотоп;
4. Любое условие среды, на которое живое реагирует приспособительными реакциями, называется фактором:
а) лимитирующим; б) абиотическим; в) экологическим; г) биотическим.
5. Процесс фотосинтеза не возможен без присутствия:
а) H2S; б) H2O; в) SO2 ; г) NOx .
6. По закону Линдемана при движении по трофической цепи происходит:
а) концентрирование токсичных веществ; б) рассеивание энергии;
в) концентрирование энергии; г) рассеивание токсичных веществ.
7. Экосистема, функционирующая как за счет солнца, так и за счет других дополнительных естественных источников энергии, называется:
а) природной; б) техногенной; в) антропогенной; г) экзогенной,
8. Развитие экосистемы, состоящее во временном изменении видовой структуры под влиянием природных и антропогенных факторов, называется:
а) гомеостазом; б) сукцессией; в) антропогенезом; г) трофической цепью.
9. Относительно устойчивое состояние экосистемы, в котором поддерживается равновесие между организмами и средой их обитания, называется…
а) флуктуацией; б) константой; в) климаксом; г) сукцессией.
10. Совместно обитающие на одной территории и не влияющие друг на друга разные популяции живых организмов характеризуют форму связей между ними:
а) протокооперацию; б) симбиоз;
в) мутуализм; г) нейтрализм.
Вариант 3
1. Загрязнение экосистем в результате хозяйственной деятельности людей называют:а) биогенным; в) антропогенным; б) гомогенным; г) гетерогенным.
2. Озоновый слой располагается в:
а) стратосфере; б) тропосфере; в) литосфере; г) ионосфере;
3. Какой % запасов пресной воды на планете является доступным для использования:
а)100%; б) 75%; в) 3%; г) 25%.
4. Уничтожение леса не приводит к изменению:
а) альбедо поверхности; б) содержания СО2 в атмосфере;
в) содержания азота в атмосфере; г) влагооборота.
5. Укажите неверное утверждение:
а) минеральные ресурсы относят к категории невозобновляемых природных ресурсов;
б) практически в каждом месторождении кроме основного компонента содержится много сопутствующих компонентов;
в) сырьем для получения калийных удобрений является поваренная соль;
г) ядерное топливо относится к топливно-энергетическим ресурсам и как сырье для химической промышленности;