Модели социоэкологической реабилитации населения
Социально-экологическое прогнозирование позволяет разработать конкретные меры по минимизации последствий радиоактивного загрязнения территории Российской Федерации и реабилитации пострадавшего населения.
На базе прогнозных разработок создается модель социально-экологической реабилитации населения, пострадавшего от радиоактивного загрязнения, основой которой служит соблюдение следующих принципов:
• выбор постоянного места жительства на добровольной основе;
• соблюдение компактного переселения;
• укрепление правового статуса, экологической информированности;
• сбалансированность рынка труда;
• повышение экономического и социального положения;
• защита здоровья.
Меры социоэкологической защиты можно распределить на два направления: коллективного пользования (строительство дорог, газопроводов, жилья, больниц, дезактивация территорий) и возмещения государством ущерба в виде компенсаций и льгот каждому гражданину, пострадавшему в результате аварии. При такой постановке вопроса уровень жизни в пострадавших регионах должен быть выше, чем в целом по России, но необходимо учитывать, что 70 % пострадавших проживают в сельской местности и небольших поселках, где зарплата самая низкая в России. Компенсации из-за инфляции не могут реально защитить пострадавших. Если в первые годы после принятия закона пострадавшие отмечали значимость льгот за причиненный ущерб в семейном бюджете, то в настоящее время не придают им такого значения и считают их незначительными[10].
Анализ специальной литературы по проблемам социальной защиты пострадавших от аварии на ЧАЭС приводит к выводу, что по нескольким параметрам — ухудшению социально-экономического положения населения, росту социально-психологической напряженности, ухудшению состояния здоровья и опасности проживания в зонах жесткого контроля, ослаблению уровня социальной защиты — ученые занимают сходные позиции. Правомочна постановка вопроса заместителя директора института им. Сербского Г. М. Румянцевой о том, что многих пострадавших необходимо научить жить: люди должны были, среагировав на аварию, изменить свою жизнь, но этого не произошло; они лишь беспокоятся о своем здоровье, ничего не меняя[11].
Г.Зараковский, Г.Степанова, Н.Авдеева выявили проблему, которая находит достаточное количество подтверждений в постчернобыльский период в научных источниках. Пережитый пострадавшими стресс усугубляется миграционными процессами и связанной с ними ломкой жизненных стереотипов. Более устойчивая к стрессовым воздействиям часть населения и в такой ситуации проявила настойчивость в достижении цели и сумела быстро обустроиться на новом месте[12].
Наиболее действенным средством снижения риска проживания в экологически бедственных районах является распределение компенсаций и льгот всему населению. Это предполагает превентивные меры для обеспечения статуса проживающего населения и предоставления всем единых прав на компенсации и льготы, выраженные в денежной форме, а также получение экологически чистых продуктов и дифференцированной компенсации по половозрастному признаку на оплату продуктов, льготные условия оплаты коммунальных услуг и компенсации, обеспечивающие это право, льготные условия оплаты транспорта и компенсации, обеспечивающие это право.
Особой заботой должны быть окружены дети, подвергшиеся воздействию радиации, практически на всех наиболее пострадавших территориях: в Брянской, Тульской, Калужской областях 40 — 60% детей по состоянию здоровья относятся к группе риска. Необходимо проводить массовую диспансеризацию школьников, мероприятия по их оздоровлению. Одно из важнейших направлений работы по реализации программы «Дети Чернобыля» — подготовка и переподготовка кадров по работе с пострадавшими детьми. Заслуживает изучения опыт работы центров социально-психологической реабилитации по программе «Юнеско-Чернобыль», построенных в г. Узловая Тульской области, в Волхове Орловской области и в Никольской Слободе Брянской области. Средства на них выделены МЧС РФ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ. Спонсорские организации Канады, Германии и Франции обеспечили центры оборудованием и провели обучение персонала.
Цель создания центров социально-психологической реабилитации — развитие социальной работы по всем направлениям. Суть ее заключается в выявлении и поддержке людей, которые в этом нуждаются. В центрах им помогают сформировать чувство ответственности за судьбу семьи, настроиться на проявление личной инициативы. В перспективе такая модель ведет к улучшению социального самочувствия, условий жизни, включая здоровье и отдых. В настоящее время в Брянской области действует 33 региональных центра социально-психологической помощи семьям, в Тульской — 10, Орловской — 8, Калужской — 7, все они содержатся за счет местного бюджета.
На данном этапе представляется важным разработать и ввести в действие реабилитационные модели, включая следующие направления: разработка и реализация республиканских и региональных медицинских программ с учетом потенциального риска облучения, осуществление всеобщей поэтапной диспансеризации населения различных категорий; дифференцированный уровень оказания медицинской помощи в зависимости от группы риска; проведение реабилитационных мероприятий; создание государственного регистра пострадавших; организация постоянно действующей системы оздоровления детей, проведение профилактических мероприятий в детсадах и школах; распространение методических рекомендаций по оздоровлению и лечению; дальнейшее развитие сети медицинских учреждений, подготовка кадров; полное финансирование медицинских программ на республиканском и региональном уровне; разработка и принятие законодательных актов по охране здоровья пострадавших, контроль за реализацией принимаемых мер.
Для создания модели социоэкологической безопасности и защиты пострадавших необходимо учитывать следующие показатели: результаты мониторингового исследования; оценку реальных мер, предпринятых федеральными и региональными органами управления, уровень социальной защиты, значимость компенсаций и льгот, определенных законом. С их учетом разрабатываются модели социоэкологической безопасности и защиты населения, основанные на соблюдении принятого законодательства и предполагающие принятие программ, включающих:
G практическое повышение уровня жизни, рациональное питание, нормальные бытовые условия;
G введение системы мер и правил проживания, разработанных Для пострадавших с обеспечением полной информированности городского и сельского населения;
G ограничение вредного воздействия нерадиационных факторов загрязнения;
G оценка риска проживания в зоне и паспортизация усадеб;
G формирование информационного банка данных о пострадавших по зонам загрязнения;
G создание специальных отделений по социальной защите населения (консультации, практическая помощь);
G обеспечение реабилитационных мероприятий.