Экономический механизм лесопользования

Лесной кодекс Российской Федерации (принят Государствен­ной Думой РФ 22.01.97) регламентирует основы рационального ис­пользования, охраны, защиты, воспроизводства и повышения эко­логического и ресурсного потенциала лесов. Платежи за лесопользование вносят организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие пользование лесным фондом Российской Федерации. Платежи за лесопользование взимаются за:

· заготовку древесины, отпускаемой на корню;

· заготовку живицы;

· заготовку второстепенных лесных материалов;

· побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных рас­тений, технического сырья, размещение ульев или пасек и других видов лесного пользования);

· лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, куль­турно-оздоровительных, туристских или спортивных целей.

Платежи за пользование лесным фондом осуществляются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взима­ются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата – при аренде участков лесного фонда. Лесные подати могут взиматься в денежной форме, части добытых лес­ных ресурсов или иной производимой пользователем продукции или услуг. Ставки лесных податей определяются исходя из цен­ности единицы лесного ресурса (куб. м., га) и устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Феде­рации по согласованию с территориальными органами федераль­ного органа управления лесным хозяйством, либо определяются на основе результатов лесных аукционов.

Лесной кодекс регламентирует порядок распределения и использования средств, получаемых за счет лесопользования в виде платежей: в федеральный бюджет – 40%, в бюджеты субъек­тов Федерации – 60%.

Экономический механизм пользования объектами животного мира

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.97 № 1251 «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» установлен размер, порядок взи­мания, распределения и использования сбора за право пользова­ния объектами животного мира. Платежи за пользование объек­тами животного мира вносят организации, индивидуальные пред­приниматели и физические лица, осуществляющие изъятие из среды обитания следующих объектов животного мира:

· отнесенных к объектам охоты;

· отнесенных к объектам рыболовства;

· принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;

· не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не при­надлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Рос­сийской Федерации.

Сбор за пользование объектами животного мира осуществля­ется с российских и иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих пользова­ние объектами животного мира. При осуществлении мер по регули­рованию численности отдельных объектов животного мира, пред­ставляющих угрозу для здоровья и жизни людей, сельскохозяйствен­ных и домашних животных, а также в целях предотвращения при­чинения ущерба экономике страны, животному миру и среде его обитания изъятие соответствующих объектов животного мира мо­жет осуществляться бесплатно. Предельные размеры платы за пользо­вание некоторыми объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, приведены в табл. 14.3.

Таблица 13.3. Предельные размеры платы за пользование некоторыми объектами животного мира

Виды животных Предельные размеры платы за одно животное в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда
Лось 3-6
Благородный олень 2-4
Косуля, кабан 1-2
Бурый медведь 3-6
Бобр, выдра 0,4 – 0,9

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

В соответствии с действующим Законом Российской Федера­ции «Об охране окружающей среды» плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и другую растительность, животный мир, рекреационные и др. ресурсы) взимается за право пользования при­родными ресурсами в пределах установленных лимитов, за сверх­лимитное и нерациональное использование природных ресурсов, за воспроизводство и охрану природных ресурсов. Новый Налого­вый кодекс Российской Федерации отменяет указанную систему платежей и вводит вместо нее ресурсные налоги. Предусматривает­ся установление федеральных, региональных и местных налогов и сборов. В федеральной системе налогов и сборов предусмотрены:

· акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

· налог на пользование недрами;

· налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

· сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами;

· лесной налог;

· водный налог;

· экологический налог;

· федеральные лицензионные сборы.

Несмотря на наличие достаточно большого числа ресурс­ных налогов, поступления от них в бюджеты и государственные внебюджетные фонды незначительны и составляют 3–4 %, в том числе в федеральный бюджет не более 1%.

Наши рекомендации