Акты Правительства РФ как источники экологического права

Виды экологических правоотношений.

Экологические правоотношения классифицируются по тем же критериям, что и правоотношения, относящиеся к любой иной отрасли права. Прежде всего, они сами являются составляющим элементом системы правоотношений, делящейся по отраслям права (трудовые, гражданско-правовые, семенные и т.д.).

В зависимости от оснований возникновения:

общие (возникают на основании нормы закона, их субъекты конкретно не определены, создается лишь правовое состояние. Так, в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственник земельного участка имеет право без получения лицензии осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд на глубину до 5 м);

конкретные (возникают на основании иных юридических фактов. Например, если хозяйствующий субъект намерен осуществлять разработку полезных ископаемых, не отнесенных к общераспространенным, он обязан совершить установленные законодательством действия: обратиться в соответствующий орган государственной власти, получить лицензию).

В зависимости от индивидуализации субъектов:

абсолютные (точно определена лишь одна сторона — носитель субъективного права, обязанными же являются все другие лица — «всякий и каждый». Так, в соответствии со ст. 6 ВК водопользователь-гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд…. Гражданин является носителем субъективного права, которому противостоит обязанность всех иных лиц данное право не нарушать);

относительные (определены обе стороны. Когда в соответствии с законодательством заключается договор водопользования, возникает относительное правоотношение между водопользователем и органом государственной власти).

В зависимости от норм права:

материальные (возникают на основании норм материального права, устанавливают права и обязанности участников правоотношений);

Процессуальные (возникающие на основе процессуальных норм, устанавливают формы реализации материальных норм).

По соответствию юридическим функциям права:

регулятивные (существуют в условиях соблюдения законодательных предписаний);

Охранительные (возникают при нарушении законодательства и соответствующей реакции государства либо пострадавшей стороны на такое нарушение).

Источники экологического права - нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических правоотношений.

I. Конституция РФ.

II. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

III. Федеральное законодательство:

Федеральные конституционные законы.

Федеральные законы, кодифицированные акты (кодексы), Основные положения.

Нормативные правовые акты Президента РФ (Указы и Распоряжения).

Нормативные правовые акты Правительства РФ (Постановления и Распоряжения).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

IV. Законодательство субъектов РФ:

Конституция (Уставы) субъектов РФ.

Законы субъектов РФ.

Нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ.

Нормативные правовые акты правительства субъектов РФ.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

V. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Особенности источников экологического права:

1) два уровня установления правовых норм (то есть акты Российской Федерации и акты ее субъектов), так как большинство правоотношений, являющихся предметом экологического права, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; кроме того, ряд вопросов (озеленение, твердые бытовые отходы) отнесены к вопросам местного значения и могут регулироваться муниципальными правовыми актами;

2) нормы экологического права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах других отраслей законодательства;

Значительный объем подзаконных актов, что связано как с объективными факторами (специфика разнообразных объектов, по поводу которых возникают отношения, урегулированным эколого-правовыми нормами), так и с субъективными факторами (несовершенство нормативной базы, неоптимальная структура органов экологического управления, коррупциогенность норм и т.д.).

Классификации источников экологического права

По юридической силе: Законы; подзаконные акты;

По предмету регулирования: Общие; Специальные;

По направленности правового регулирования: Материальные; Процессуальные;

По характеру: Кодифицированные; Некодифицированные;

Акты Правительства РФ как источники экологического права

В соответствии с Конституцией России нормотворческая компетенция Правительства РФ в области природопользования и охраны окружающей среды существенным образом отличается от компетенции Президента. Согласно ст. 115 Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает уточнение: акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ.
Конституционное положение о нормотворческой деятельности Правительства РФ "на основании и во исполнение" актов более высокого иерархического уровня вытекает из принципа разделения властей. Оно означает, что Правительство может создать норму права в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня. Правительство принимает свои акты, создавая источники экологического права, если это предусмотрено в законе или указе президента, или если это необходимо для выполнения возложенной на Правительство функции. Так, в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" предусматривается, что обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ или обжалованы в суде.

Правительство России весьма активно в регулировании отношений по природопользованию и охраны окружающей среды. Им приняты постановления:

"Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов" от 3 августа 1992 г.;

"Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" от 28 августа 1992 г.;

"Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" от 11 июня 1996 г.;

"О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" от 16 июня 2000 г.;

"Об утверждении пределов допустимых концентраций и условий сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 3 октября 2000 г.;

"Об утверждении Правил образования рыбохозяйственных заповедных зон " от 12 августа 2008 г. N 603 и др.

7.Природоресурсное законодательство - это совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных объектов. Оно включает:

- Земельный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон "Об обороте сельскохозяйственных земель";

- Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства";

- Федеральный закон "О мелиорации земель";

- Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";

- Федеральный закон "О землеустройстве";

- Федеральный закон "О государственном земельном кадастре";

- Водный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами";

- Лесной кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах";

- Федеральный закон "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции";

- Федеральный закон "О животном мире";

- Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха".

Об их объекте сказано в названии того или иного закона. Достаточно отметить, что эти законы являются, как правило, кодификационными, головными применительно к соответствующим институтам экологического права или отраслям природоресурсного законодательства.

Например, нормирование в сфере окружающей природной среды осуществляется применительно к отдельным природным объектам и видам вредных воздействий. Оно регулируется соответствующим природоресурсным законодательством - земельным, водным, лесным и т. д.

8. Подисточниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т.е.экологические отношения.
Систему источников экологического права образуют:

· Конституция РФ,

· международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

· федеральные законы,

· договоры и соглашения между Российской Федерацией и субъектами РФ,

· указы Президента РФ,

· постановления Правительства РФ,

· ведомственные нормативные акты,

· конституции, уставы субъектов РФ,

· законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

· нормативные правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты

Наши рекомендации