Структурированная модель личности студента

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

СО СТУДЕНТАМИ В ВУЗАХ РОССИИ

Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (август, 1996) выдвигает в качестве основной задачи вуза следующее положение: «Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования».

Исходя из этого, нами была сформулирована цель данной концепции – осуществление системного подхода к воспитательной работе со студентами медицинского вуза.

Эта цель выдвигает ряд задач:

1. выявление структурных компонентов личности, определяющих основные направления воспитательной работы;

2. разработка концептуальных основ системы воспитания (определение целей, задач, форм и методов его осуществления);

3. осуществление информационного, научно-методического и психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса;

4. определение организационной структуры и организационного обеспечения воспитательной работы в вузе.

Схема 1

Структурированная модель личности студента

 
  Структурированная модель личности студента - student2.ru

Задача формирования социально-ориентированной личности, то есть личности социально-компетентной, способной к самоопределению и самореализации в социуме, осознающей свою ответственность перед собой и перед другими, предполагает формирование активной гражданской позиции, высокого патриотического и интернационального сознания, ориентацию на семью и семейные ценности как на основной институт воспроизводства полноценного члена общества.

Гражданское воспитание направлено на формирование гражданственности - сложного системного личностного качества, включающего:

· комплекс знаний, развивающих правовую и политическую культуру, и механизмы сотрудничества гражданина с государственными органами и общественными организациями,

· совокупность ценностей, убеждений и установок человека, определяющих его гражданско-правовое поведение в демократическом обществе,

· систему навыков, обеспечивающих участие индивида в общественно-политической жизни.

Гражданское воспитание призвано способствовать активному включению молодых людей в процесс демократического преобразования общества: это участие студентов в работе молодежных и студенческих организаций, работа студенческого профкома, развитие системы студенческого соуправления и т.д.

Становлению активной гражданской позиции призвано содействовать также воспитание духа корпоративности в университете, чтобы каждый студент ощущал себя частью своего вуза, испытывал чувство ответственности и сопричастности к его делам, принимал активное участие в представлении и формировании положительного имиджа ДВФУ.

Гражданская позиция – прежде всего гуманистическая позиция, основанная на самоценности личности.

Цель: формирование гражданственности - сознательного и активного выполнения гражданского долга и адекватной реализации своих гражданских прав.

Задачи:

1. Правовое и политическое просвещение студентов.

2. Формирование чувства уважения к государству и его гражданам.

3. Становление активной гражданской позиции.

4. Создание корпоративного духа в Университете.

Формы и методы:

· Отражение в лекционном материале научных, практических, общественных и научных достижений.

· Осуществление личностно-ориентированной направленности преподавания общетеоретических и практических дисциплин.

· Участие в работе общественных организаций и объединений, в органах студенческого управления, которыми являются:

o студенческие советы,

o студенческий профком,

o студенческое научное общество,

o советы старост и т.д.

· Проведение теоретической конференции с участием заслуженных научных работников.

· Работа студентов в детских домах.

· Посвящение в студенты и торжественный выпуск студентов ДВФУ.

· Регулярное проведение совещаний с группой.

· Введение в курс лекций дополнительного материала, связанного с историей Университета и его кафедр.

· Проведение конкурса студенческих работ.

Патриотическое и интернациональное воспитаниеявляется стержнем гражданского воспитания. В многонациональной стране патриотизм неразрывно связан с понятием «интернационализм» и должен выступать как единое комплексное качество личности, воплощающее:

- любовь к Отечеству и преданность ему,

- знание его истории и культуры,

- стремление своими действиями служить интересам Отечества,

- готовность успешно выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Родины в мирное и военное время.

Необходимость подъема и развития национального самосознания требует восстановления и повышения социального статуса патриотического воспитания. Документы и государственные программы, посвященные патриотическому воспитанию граждан, рассматривают возрождение и развитие патриотизма как важную цель и социальную ценность, основу духовно-нравственного единства Отечества.

Решение указанных задач наиболее значимо для подготовки студентов – представителей базовой профессии в рамках любой системы общественно-политических отношений. В личности студента любовь к своей Родине должна неразрывно соединяться с любовью к своему народу. Любовь к своим соотечественникам у студента проявляется в борьбе за собственный здоровый образ жизни, соединяется с выполнением своих профессиональных, психолого-просветительских и социально-организаторских функций.

Цель: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»).

Задачи:

1. Воспитание высокого патриотического сознания, чувства любви и уважения к Родине и своему народу.

2. Формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа и своей страны.

3. Усвоение межнациональных и национальных ценностей, понимание и уважение к культурно-духовному наследию и достижениям других народов.

4. Подготовка будущих профессионалов к работе в разных условиях.

Формы и методы:

· Изучение истории и культуры своего Отечества в курсах философии, культурологии, истории Отечества и права.

· Мероприятия, посвященные великой победы советского народа в Великой Отечественной войне.

· Подготовка рефератов по вопросам деятельности военных служб в годы Великой Отечественной войны, участия в борьбе с экстремальными ситуациями в мирное время.

· Проведение конкурса студенческих реферативных работ «Мое Отечество».

· Работа университетского Музея истории медицины и здравоохранения.

· Работа клуба исторической реконструкции.

· Организация и проведение фотовыставок "Мой любимый город", "Мой вуз".

· Тематические занятия в исторических музеях.

· Проведение студенческой конференции «Герои Великой Отечественной войны».

· Проведение Круглого стола на тему «Патриотизм: вчера, сегодня, завтра».

Семейное воспитание способствует формированию семьянина – человека, ориентированного на семейные ценности, реализующего их в повседневной жизни.

Образование и семья – два важнейших социальных института, осуществляющих социализацию личности. Любовь к Родине начинается с любви к матери, и семья, по своей сути, способствует формированию полноценного чувства гражданственности и патриотизма.

В семье формируются и реализуются материальные и духовные потребности человека, создаются и поддерживаются традиции, закладываются основы его культуры, основы формирования индивида как личности. Профессиональная подготовка студента опирается на усвоенные с младенческих лет понятия добра и уважения друг к другу, приобретенные навыки терпения и межличностного общения, проявления чувства ответственности и долга перед близкими людьми, готовности помочь и поддержать их в любую минуту. Недостаточное внимание к семейному воспитанию на практике приводит к нивелированию семейных ценностей и кризису семьи, снижающему ее социальный статус, личностную самооценку и возможности самореализации человека.

Цель: повышение статуса семьи, основной ячейки общества, в сознании и жизни студентов.

Задачи:

1. Просветительская работа со студентами по вопросам семьи и брака.

2. Формирование положительной установки на семью и основные семейные ценности.

3. Профессиональная подготовка студентов к работе с детьми и их родителями в учреждениях практического здравоохранения.

4. Практическая подготовка юношей и девушек к организации семейного быта.

5. Подготовка студентов к реализации роли родителей.

6. Поддержка студенческих семей.

7. Профилактика разводов в студенческой среде.

Формы и методы:

· Знакомство с основами семейной психологии и семейного права в курсах общей психологии и педагогики, биомедицинской этики, социологии, медицинской психологии, права, акушерства и гинекологии, клинических дисциплин педиатрического факультета.

· Проведение социологических исследований по проблемам брачно-семейных установок студенческой молодежи.

· Организация работы сектора студенческой семьи в рамках социально-психологической службы Университета.

· Организация клуба «Молодая семья».

· Проведение Праздника молодой семьи.

· Организация диспутов и круглых столов по вопросам планирования семьи на кафедрах акушерства и гинекологии.

· Проведение вечеров отдыха и дискотек для студенческих семей.

· Организация консультативной медицинской помощи для детей студентов.

· Отдых молодых семей в студенческом профилактории.

Профессиональное воспитание формирует профессионализм - комплексное качество, включающее:

- высокий уровень профессиональной деятельности,

- развитие личности в процессе осуществления труда,

- ее индивидуальный творческий вклад в профессию, в повышение престижа профессии врача в обществе.

В формировании профессионализма сливаются в единое целое два важнейших процесса, составляющих суть высшей школы, – обучение и воспитание студента, развитие его личности и подготовка профессионала высокого уровня.

Изменяющиеся условия деятельности врача ХХI века на основе бурного развития медико-биологической науки и информационных технологий, системного совершенствования практики здравоохранения и перехода к непрерывному типу медицинского образования требуют создания новой модели профессии врача. Ее основными компонентами являются:

1. владение здоровьекорригирующими, здоровьесберегающими, здоровьеприбавляющими технологиями, связанными с технизацией, биологизацией, экологизацией, химизацией, информатизацией, психологизацией деятельности врача, позволяющее осуществлять информированное партнерство «врач - больной»;

2. широкое профессиональное мышление врача, включающее клинический, профессионально-этический, экологический, генетический, информационно-технократический стили;

3. готовность к работе во всех учреждениях и организациях службы охраны здоровья: первичной медико-санитарной помощи, семейной медицины, специализированной медицинской помощи, центрах высоких медицинских технологий.

Для современного постиндустриального информационного общества необходима профессионально образованная и гармонично развитая личность, способная: адаптироваться в условиях реальной жизни в сложном динамичном мире; брать на себя ответственность за свои решения в условиях свободы выбора; ориентироваться и инициативно действовать в мобильном и многомерном обществе; распоряжаться своими знаниями во благо себе и другим.

Цель: комплексная подготовка студента к выполнению всесторонних профессиональных функций.

Задачи:

1. Овладение комплексом профессиональных медицинских знаний, умений и навыков на основе государственных образовательных стандартов.

2. Формирование передового типа мышления врача.

3. Воспитание нравственно-деонтологических качеств, чувства долга и ответственности.

4. Развитие познавательной активности, формирование культуры умственного труда.

Формы и методы:

· Глубокое и всестороннее изучение теоретических, предклинических и клинических дисциплин.

· Широкое внедрение типа развивающего обучения в учебный процесс кафедр и курсов.

· Организация помощи студентам в усвоении специфики вузовского обучения. Введение электива «Учись эффективно учиться».

· Проведение лекций по основам библиотековедения и библиографии.

· Создание в библиотеке постоянно обновляющейся экспозиции новинок учебной литературы.

· Работа Студенческого научного общества (Приложение 3).

· Проведение ежегодной студенческой научной Пироговской конференции.

· Участие студентов в научных конференциях, проводимых кафедрами.

· Проведение олимпиад и конкурсов по предметам.

· Пропаганда вклада ученых РГМУ в развитие медицины (выступления в газете, встречи со студентами и т.д.).

· Проведение Дней кафедр.

· Проведение расширенных заседаний кафедр совместно со студенческим активом.

· Проведение Дней главных специалистов Комитета здравоохранения г. Москвы.

· Организация встреч студентов с руководством и сотрудниками медицинских и научно-исследовательских учреждений г. Москвы.

· Проведение Дней открытых дверей по факультетам.

· Поощрение отличников и хорошо успевающих студентов.

· Организация конкурса отличников на звание лауреата стипендии ректора РГМУ и других именных стипендий.

· Проведение слета отличников.

· Организация смотров-конкурсов на лучшую группу Университета. Регулярное освещение хода смотров-конкурсов в печати.

· Работа старостатов по контролю и помощи плохо успевающим студентам.

· Ознакомление в период производственной практики со структурами базовых учреждений, их задачами и конкретными формами работы.

· Дежурства в больницах, участие в профилактических медицинских осмотрах школьников и взрослого населения.

· Содействие в трудоустройстве выпускников Университета.

· Создание студенческих медицинских отрядов для организации диспансеризации различных групп населения.

· Участие в мероприятиях ассоциации студентов-медиков.

· Работа в Московском хосписе №1.

Культурное развитие является обязательной составляющей всех структурных компонентов личности. Сегодня уровень культуры и образования населения - один из ключевых ресурсов национального совершенствования и успешной конкуренции страны на мировом рынке.

Будущий медик должен обладать не только профессиональной, но и общей культурой, определение которой дает В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Культура - обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вместо обрабатывать, возделывать, образовывать» [8]. Необходимо отметить, что понятие «культура» выступает как в широком, так и в узком смысле этого слова. Культура в широком смысле является интегративной характеристикой личности и включает все ее аспекты от мышления до деятельности. В этом случае можно говорить о сформированности профессиональной культуры, политической культуры, нравственного поведения, общедеятельностной культуры и т.д., что освещается в других разделах данной концепции воспитательной работы со студентами. Мы считаем правильным обратить внимание в этом аспекте на две составляющие общеличностной культуры: психолого-педагогическую и эстетическую культуру.

Базовым компонентом профессиональной культуры врача является психолого-педагогическая культура, включающая:

- всесторонние психолого-педагогические знания,

- гуманистические убеждения,

- глубокое владение психолого-педагогическими методиками профессионального взаимодействия и воздействия на личность пациента.

Расширение психолого-педагогических функций врача связано с ростом социально-психологической напряженности в стране и мире, резким возрастанием психосоматических, нервно-психических, ятрогенных заболеваний, пограничных психических состояний человеческого организма, крайним следствием чего может являться увеличение суицидов в разном возрасте. Врач – почти единственный профессионал, обязанный взять на себя решение этих вопросов в процессе работы с пациентами. Врач должен уметь найти индивидуальный подход к больному, выбрать правильную тактику общения, мобилизовать не только его физические, но и психические возможности в борьбе против недуга, что позволит лечить не болезнь, а больного.

Врачу необходимо хорошо изучить основные отрасли психологии: общую, педагогическую, возрастную, социальную, медицинскую; овладеть методиками психодиагностики, психокоррекции, психотренинга, психоанализа; хорошо знать свой психический статус и грамотно оценить психический статус больного. И это особенно актуально сегодня, когда происходит процесс социализации профессии врача, то есть переход его деятельности из системы «человек – человек» в систему «человек – общество».

Эстетическая культура человека базируется на его способностях, интересах, стремлении к прекрасному и умению их реализовывать. Местонахождение медицинских вузов в крупных городах создает условия реализации эстетических потребностей и вкусов студентов через их приобщение к театрам, концертам, музеям и выставкам.

Важной составляющей гармоничного развития личности выступает сформированная эстетическая культура, включающая эстетическое сознание и эстетическую деятельность, а именно:

- знание истории искусства, его основных направлений, творчества выдающихся мастеров, достижений современной культуры;

- способность и умение эмоционально воспринимать явления жизни и искусства;

- проявление творческих способностей и талантов в разных областях культуры и искусства.

Цель: создание оптимальных условий и педагогическая помощь в становлении и развитии психолого-педагогической и эстетической культуры студентов.

Задачи:

1. Психолого-педагогическое и эстетическое просвещение студентов.

2. Формирование психолого-педагогического и эстетического сознания юношей и девушек.

3. Педагогическая помощь в совершенствовании навыков межличностного и коллективного общения.

4. Воспитание эстетического вкуса.

5. Создание условий для творческого саморазвития личности.

6. Организация досуга и проведения свободного времени молодежи.

Формы и методы:

· Изучение курсов философии, психологии и педагогики, медицинской психологии, культурологии.

· Организация социально-психологической службы РГМУ.

· Проведение конференций, диспутов, круглых столов по психолого-педагогической проблематике.

· Организация психодиагностики, психотренингов студентов.

· Создание клуба молодых преподавателей «Факел» и их работа со студентами.

· Проведение тематических вечеров:

§ Новый год,

§ Татьянин день,

§ День первокурсника,

§ выпускные вечера и т.д.

· Проведение конкурса "Мисс РГМУ".

· Проведение конкурса художественной самодеятельности первокурсников «Алло, мы ищем таланты!»

· Работа ДК «Медик».

· Работа клуба команд КВН.

· Проведение фотовыставок "Студенческая весна", "Летний отдых" и др.

· Организация Клуба любителей русского языка и поэзии.

· Организация встреч выпускников РГМУ «Возьмемся за руки, друзья!»

· Организация ежегодных встреч выпускников Московского факультета.

· Работа студенческого театра.

· Регулярные экскурсии студентов в музеи, на выставки, знакомство с архитектурными и культурными памятниками столицы.

· Организация посещения студентами театров и концертов.

· Проведение встреч и организация тематических вечеров с участием деятелей культуры и искусства.

Экологическое образование осуществляет подготовку эколога в широком смысле этого слова – личность, обладающую:

- всесторонними экологическими знаниями,

- сформированным типом экологического мышления,

- способностью бороться за сохранение благоприятной природной и социальной среды.

Экологическая составляющая является важным структурным компонентом профессии врача, т.к. лечение человека, восстановление его здоровья требуют создания благоприятной экологической обстановки в обществе и природной среде. Эти вопросы врач должен решать в высшей степени профессионально: с использованием широких экологических знаний и практических умений определения приоритетов деятельности по защите человека и природной среды; с разработкой мер, направленных на уменьшение вредных воздействий; с построением оптимальных систем мониторинга состояния окружающей природной среды.

Позитивная региональная экология является важнейшим фактором, формирующим здоровье нации. Следовательно, профессиональная подготовка врача предполагает его подготовку к борьбе с двумя группами заболеваний, связанных с экологией: экологически обусловленных и экологически зависимых (Приложение 4).

Общественная активность врача может и должна проявляться в его активной борьбе специалиста за здоровую глобальную и региональную экологию.

Борьба за глобальную экологию начинается с улучшения экологической среды вуза, что каждый студент должен воспринимать как свою личную задачу.

Цель: подготовка врача к профессиональной борьбе с экологически зависимыми заболеваниями и за безопасную экологию.

Задачи:

1. Экологическое просвещение студентов.

2. Пропаганда и агитация за экологически здоровый образ жизни.

3. Подготовка к осуществлению профилактики экологически зависимых профессиональных заболеваний.

4. Формирование чувства ответственности за улучшение территориальной природной и социальной экологии.

5. Профессиональное участие студентов в совершенствовании территориальной природной и социальной экологии.

Формы и методы:

· Изучение курсов гигиены и основ экологии человека, общественного здоровья и здравоохранения, биологии, биоэтики и т.д.

· Усвоение в учебном процессе понятий «экология» и «экологические проблемы».

· Участие в разработке и осуществлении экологических программ и проектов.

· Подготовка и проведение теоретических и практических студенческих конференций по проблемам экологии человека.

· Освоение форм и методов борьбы за здоровый образ жизни.

· Осуществление мониторинга состояния окружающей среды.

· Совершенствование экологической среды Университета, проведение дней экологии в РГМУ.

· Озеленение территории Университета и кафедр.

· Создание национальных двориков-ландшафтов различных стран на территории Университета и студенческого городка «Медик».

Нравственное воспитание формирует нравственность врача – важнейший способ нормативной регуляции поведения и сознания человека и профессионала во всех сферах общественной жизни: в труде, в науке, в быту.

Принцип единства профессионального, гражданского и нравственного воспитания является основой комплексного подхода к всестороннему развитию личности. Сущность нравственной культуры определяется органическим единством этических знаний, моральных убеждений, способностей к нравственному поведению и активности их проявления в реальных условиях. Для успешной реализации целей нравственного развития личности необходимы два важнейших условия: постоянное образование студента и своевременное включение его в систему общественных, политических и нравственных отношений. Это дает возможность для проявления общественной активности и приобретения самостоятельного опыта реализации ведущих моральных качеств.

Формирование моральных качеств является непременным условием подготовки человека к любой профессиональной деятельности, особенно деятельности специалиста-медика, работающего в системе «человек – человек»

Наши рекомендации