Структурированная модель личности студента
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
СО СТУДЕНТАМИ В ВУЗАХ РОССИИ
Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (август, 1996) выдвигает в качестве основной задачи вуза следующее положение: «Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования».
Исходя из этого, нами была сформулирована цель данной концепции – осуществление системного подхода к воспитательной работе со студентами медицинского вуза.
Эта цель выдвигает ряд задач:
1. выявление структурных компонентов личности, определяющих основные направления воспитательной работы;
2. разработка концептуальных основ системы воспитания (определение целей, задач, форм и методов его осуществления);
3. осуществление информационного, научно-методического и психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса;
4. определение организационной структуры и организационного обеспечения воспитательной работы в вузе.
Схема 1
Структурированная модель личности студента
Задача формирования социально-ориентированной личности, то есть личности социально-компетентной, способной к самоопределению и самореализации в социуме, осознающей свою ответственность перед собой и перед другими, предполагает формирование активной гражданской позиции, высокого патриотического и интернационального сознания, ориентацию на семью и семейные ценности как на основной институт воспроизводства полноценного члена общества.
Гражданское воспитание направлено на формирование гражданственности - сложного системного личностного качества, включающего:
· комплекс знаний, развивающих правовую и политическую культуру, и механизмы сотрудничества гражданина с государственными органами и общественными организациями,
· совокупность ценностей, убеждений и установок человека, определяющих его гражданско-правовое поведение в демократическом обществе,
· систему навыков, обеспечивающих участие индивида в общественно-политической жизни.
Гражданское воспитание призвано способствовать активному включению молодых людей в процесс демократического преобразования общества: это участие студентов в работе молодежных и студенческих организаций, работа студенческого профкома, развитие системы студенческого соуправления и т.д.
Становлению активной гражданской позиции призвано содействовать также воспитание духа корпоративности в университете, чтобы каждый студент ощущал себя частью своего вуза, испытывал чувство ответственности и сопричастности к его делам, принимал активное участие в представлении и формировании положительного имиджа ДВФУ.
Гражданская позиция – прежде всего гуманистическая позиция, основанная на самоценности личности.
Цель: формирование гражданственности - сознательного и активного выполнения гражданского долга и адекватной реализации своих гражданских прав.
Задачи:
1. Правовое и политическое просвещение студентов.
2. Формирование чувства уважения к государству и его гражданам.
3. Становление активной гражданской позиции.
4. Создание корпоративного духа в Университете.
Формы и методы:
· Отражение в лекционном материале научных, практических, общественных и научных достижений.
· Осуществление личностно-ориентированной направленности преподавания общетеоретических и практических дисциплин.
· Участие в работе общественных организаций и объединений, в органах студенческого управления, которыми являются:
o студенческие советы,
o студенческий профком,
o студенческое научное общество,
o советы старост и т.д.
· Проведение теоретической конференции с участием заслуженных научных работников.
· Работа студентов в детских домах.
· Посвящение в студенты и торжественный выпуск студентов ДВФУ.
· Регулярное проведение совещаний с группой.
· Введение в курс лекций дополнительного материала, связанного с историей Университета и его кафедр.
· Проведение конкурса студенческих работ.
Патриотическое и интернациональное воспитаниеявляется стержнем гражданского воспитания. В многонациональной стране патриотизм неразрывно связан с понятием «интернационализм» и должен выступать как единое комплексное качество личности, воплощающее:
- любовь к Отечеству и преданность ему,
- знание его истории и культуры,
- стремление своими действиями служить интересам Отечества,
- готовность успешно выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Родины в мирное и военное время.
Необходимость подъема и развития национального самосознания требует восстановления и повышения социального статуса патриотического воспитания. Документы и государственные программы, посвященные патриотическому воспитанию граждан, рассматривают возрождение и развитие патриотизма как важную цель и социальную ценность, основу духовно-нравственного единства Отечества.
Решение указанных задач наиболее значимо для подготовки студентов – представителей базовой профессии в рамках любой системы общественно-политических отношений. В личности студента любовь к своей Родине должна неразрывно соединяться с любовью к своему народу. Любовь к своим соотечественникам у студента проявляется в борьбе за собственный здоровый образ жизни, соединяется с выполнением своих профессиональных, психолого-просветительских и социально-организаторских функций.
Цель: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»).
Задачи:
1. Воспитание высокого патриотического сознания, чувства любви и уважения к Родине и своему народу.
2. Формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа и своей страны.
3. Усвоение межнациональных и национальных ценностей, понимание и уважение к культурно-духовному наследию и достижениям других народов.
4. Подготовка будущих профессионалов к работе в разных условиях.
Формы и методы:
· Изучение истории и культуры своего Отечества в курсах философии, культурологии, истории Отечества и права.
· Мероприятия, посвященные великой победы советского народа в Великой Отечественной войне.
· Подготовка рефератов по вопросам деятельности военных служб в годы Великой Отечественной войны, участия в борьбе с экстремальными ситуациями в мирное время.
· Проведение конкурса студенческих реферативных работ «Мое Отечество».
· Работа университетского Музея истории медицины и здравоохранения.
· Работа клуба исторической реконструкции.
· Организация и проведение фотовыставок "Мой любимый город", "Мой вуз".
· Тематические занятия в исторических музеях.
· Проведение студенческой конференции «Герои Великой Отечественной войны».
· Проведение Круглого стола на тему «Патриотизм: вчера, сегодня, завтра».
Семейное воспитание способствует формированию семьянина – человека, ориентированного на семейные ценности, реализующего их в повседневной жизни.
Образование и семья – два важнейших социальных института, осуществляющих социализацию личности. Любовь к Родине начинается с любви к матери, и семья, по своей сути, способствует формированию полноценного чувства гражданственности и патриотизма.
В семье формируются и реализуются материальные и духовные потребности человека, создаются и поддерживаются традиции, закладываются основы его культуры, основы формирования индивида как личности. Профессиональная подготовка студента опирается на усвоенные с младенческих лет понятия добра и уважения друг к другу, приобретенные навыки терпения и межличностного общения, проявления чувства ответственности и долга перед близкими людьми, готовности помочь и поддержать их в любую минуту. Недостаточное внимание к семейному воспитанию на практике приводит к нивелированию семейных ценностей и кризису семьи, снижающему ее социальный статус, личностную самооценку и возможности самореализации человека.
Цель: повышение статуса семьи, основной ячейки общества, в сознании и жизни студентов.
Задачи:
1. Просветительская работа со студентами по вопросам семьи и брака.
2. Формирование положительной установки на семью и основные семейные ценности.
3. Профессиональная подготовка студентов к работе с детьми и их родителями в учреждениях практического здравоохранения.
4. Практическая подготовка юношей и девушек к организации семейного быта.
5. Подготовка студентов к реализации роли родителей.
6. Поддержка студенческих семей.
7. Профилактика разводов в студенческой среде.
Формы и методы:
· Знакомство с основами семейной психологии и семейного права в курсах общей психологии и педагогики, биомедицинской этики, социологии, медицинской психологии, права, акушерства и гинекологии, клинических дисциплин педиатрического факультета.
· Проведение социологических исследований по проблемам брачно-семейных установок студенческой молодежи.
· Организация работы сектора студенческой семьи в рамках социально-психологической службы Университета.
· Организация клуба «Молодая семья».
· Проведение Праздника молодой семьи.
· Организация диспутов и круглых столов по вопросам планирования семьи на кафедрах акушерства и гинекологии.
· Проведение вечеров отдыха и дискотек для студенческих семей.
· Организация консультативной медицинской помощи для детей студентов.
· Отдых молодых семей в студенческом профилактории.
Профессиональное воспитание формирует профессионализм - комплексное качество, включающее:
- высокий уровень профессиональной деятельности,
- развитие личности в процессе осуществления труда,
- ее индивидуальный творческий вклад в профессию, в повышение престижа профессии врача в обществе.
В формировании профессионализма сливаются в единое целое два важнейших процесса, составляющих суть высшей школы, – обучение и воспитание студента, развитие его личности и подготовка профессионала высокого уровня.
Изменяющиеся условия деятельности врача ХХI века на основе бурного развития медико-биологической науки и информационных технологий, системного совершенствования практики здравоохранения и перехода к непрерывному типу медицинского образования требуют создания новой модели профессии врача. Ее основными компонентами являются:
1. владение здоровьекорригирующими, здоровьесберегающими, здоровьеприбавляющими технологиями, связанными с технизацией, биологизацией, экологизацией, химизацией, информатизацией, психологизацией деятельности врача, позволяющее осуществлять информированное партнерство «врач - больной»;
2. широкое профессиональное мышление врача, включающее клинический, профессионально-этический, экологический, генетический, информационно-технократический стили;
3. готовность к работе во всех учреждениях и организациях службы охраны здоровья: первичной медико-санитарной помощи, семейной медицины, специализированной медицинской помощи, центрах высоких медицинских технологий.
Для современного постиндустриального информационного общества необходима профессионально образованная и гармонично развитая личность, способная: адаптироваться в условиях реальной жизни в сложном динамичном мире; брать на себя ответственность за свои решения в условиях свободы выбора; ориентироваться и инициативно действовать в мобильном и многомерном обществе; распоряжаться своими знаниями во благо себе и другим.
Цель: комплексная подготовка студента к выполнению всесторонних профессиональных функций.
Задачи:
1. Овладение комплексом профессиональных медицинских знаний, умений и навыков на основе государственных образовательных стандартов.
2. Формирование передового типа мышления врача.
3. Воспитание нравственно-деонтологических качеств, чувства долга и ответственности.
4. Развитие познавательной активности, формирование культуры умственного труда.
Формы и методы:
· Глубокое и всестороннее изучение теоретических, предклинических и клинических дисциплин.
· Широкое внедрение типа развивающего обучения в учебный процесс кафедр и курсов.
· Организация помощи студентам в усвоении специфики вузовского обучения. Введение электива «Учись эффективно учиться».
· Проведение лекций по основам библиотековедения и библиографии.
· Создание в библиотеке постоянно обновляющейся экспозиции новинок учебной литературы.
· Работа Студенческого научного общества (Приложение 3).
· Проведение ежегодной студенческой научной Пироговской конференции.
· Участие студентов в научных конференциях, проводимых кафедрами.
· Проведение олимпиад и конкурсов по предметам.
· Пропаганда вклада ученых РГМУ в развитие медицины (выступления в газете, встречи со студентами и т.д.).
· Проведение Дней кафедр.
· Проведение расширенных заседаний кафедр совместно со студенческим активом.
· Проведение Дней главных специалистов Комитета здравоохранения г. Москвы.
· Организация встреч студентов с руководством и сотрудниками медицинских и научно-исследовательских учреждений г. Москвы.
· Проведение Дней открытых дверей по факультетам.
· Поощрение отличников и хорошо успевающих студентов.
· Организация конкурса отличников на звание лауреата стипендии ректора РГМУ и других именных стипендий.
· Проведение слета отличников.
· Организация смотров-конкурсов на лучшую группу Университета. Регулярное освещение хода смотров-конкурсов в печати.
· Работа старостатов по контролю и помощи плохо успевающим студентам.
· Ознакомление в период производственной практики со структурами базовых учреждений, их задачами и конкретными формами работы.
· Дежурства в больницах, участие в профилактических медицинских осмотрах школьников и взрослого населения.
· Содействие в трудоустройстве выпускников Университета.
· Создание студенческих медицинских отрядов для организации диспансеризации различных групп населения.
· Участие в мероприятиях ассоциации студентов-медиков.
· Работа в Московском хосписе №1.
Культурное развитие является обязательной составляющей всех структурных компонентов личности. Сегодня уровень культуры и образования населения - один из ключевых ресурсов национального совершенствования и успешной конкуренции страны на мировом рынке.
Будущий медик должен обладать не только профессиональной, но и общей культурой, определение которой дает В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Культура - обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вместо обрабатывать, возделывать, образовывать» [8]. Необходимо отметить, что понятие «культура» выступает как в широком, так и в узком смысле этого слова. Культура в широком смысле является интегративной характеристикой личности и включает все ее аспекты от мышления до деятельности. В этом случае можно говорить о сформированности профессиональной культуры, политической культуры, нравственного поведения, общедеятельностной культуры и т.д., что освещается в других разделах данной концепции воспитательной работы со студентами. Мы считаем правильным обратить внимание в этом аспекте на две составляющие общеличностной культуры: психолого-педагогическую и эстетическую культуру.
Базовым компонентом профессиональной культуры врача является психолого-педагогическая культура, включающая:
- всесторонние психолого-педагогические знания,
- гуманистические убеждения,
- глубокое владение психолого-педагогическими методиками профессионального взаимодействия и воздействия на личность пациента.
Расширение психолого-педагогических функций врача связано с ростом социально-психологической напряженности в стране и мире, резким возрастанием психосоматических, нервно-психических, ятрогенных заболеваний, пограничных психических состояний человеческого организма, крайним следствием чего может являться увеличение суицидов в разном возрасте. Врач – почти единственный профессионал, обязанный взять на себя решение этих вопросов в процессе работы с пациентами. Врач должен уметь найти индивидуальный подход к больному, выбрать правильную тактику общения, мобилизовать не только его физические, но и психические возможности в борьбе против недуга, что позволит лечить не болезнь, а больного.
Врачу необходимо хорошо изучить основные отрасли психологии: общую, педагогическую, возрастную, социальную, медицинскую; овладеть методиками психодиагностики, психокоррекции, психотренинга, психоанализа; хорошо знать свой психический статус и грамотно оценить психический статус больного. И это особенно актуально сегодня, когда происходит процесс социализации профессии врача, то есть переход его деятельности из системы «человек – человек» в систему «человек – общество».
Эстетическая культура человека базируется на его способностях, интересах, стремлении к прекрасному и умению их реализовывать. Местонахождение медицинских вузов в крупных городах создает условия реализации эстетических потребностей и вкусов студентов через их приобщение к театрам, концертам, музеям и выставкам.
Важной составляющей гармоничного развития личности выступает сформированная эстетическая культура, включающая эстетическое сознание и эстетическую деятельность, а именно:
- знание истории искусства, его основных направлений, творчества выдающихся мастеров, достижений современной культуры;
- способность и умение эмоционально воспринимать явления жизни и искусства;
- проявление творческих способностей и талантов в разных областях культуры и искусства.
Цель: создание оптимальных условий и педагогическая помощь в становлении и развитии психолого-педагогической и эстетической культуры студентов.
Задачи:
1. Психолого-педагогическое и эстетическое просвещение студентов.
2. Формирование психолого-педагогического и эстетического сознания юношей и девушек.
3. Педагогическая помощь в совершенствовании навыков межличностного и коллективного общения.
4. Воспитание эстетического вкуса.
5. Создание условий для творческого саморазвития личности.
6. Организация досуга и проведения свободного времени молодежи.
Формы и методы:
· Изучение курсов философии, психологии и педагогики, медицинской психологии, культурологии.
· Организация социально-психологической службы РГМУ.
· Проведение конференций, диспутов, круглых столов по психолого-педагогической проблематике.
· Организация психодиагностики, психотренингов студентов.
· Создание клуба молодых преподавателей «Факел» и их работа со студентами.
· Проведение тематических вечеров:
§ Новый год,
§ Татьянин день,
§ День первокурсника,
§ выпускные вечера и т.д.
· Проведение конкурса "Мисс РГМУ".
· Проведение конкурса художественной самодеятельности первокурсников «Алло, мы ищем таланты!»
· Работа ДК «Медик».
· Работа клуба команд КВН.
· Проведение фотовыставок "Студенческая весна", "Летний отдых" и др.
· Организация Клуба любителей русского языка и поэзии.
· Организация встреч выпускников РГМУ «Возьмемся за руки, друзья!»
· Организация ежегодных встреч выпускников Московского факультета.
· Работа студенческого театра.
· Регулярные экскурсии студентов в музеи, на выставки, знакомство с архитектурными и культурными памятниками столицы.
· Организация посещения студентами театров и концертов.
· Проведение встреч и организация тематических вечеров с участием деятелей культуры и искусства.
Экологическое образование осуществляет подготовку эколога в широком смысле этого слова – личность, обладающую:
- всесторонними экологическими знаниями,
- сформированным типом экологического мышления,
- способностью бороться за сохранение благоприятной природной и социальной среды.
Экологическая составляющая является важным структурным компонентом профессии врача, т.к. лечение человека, восстановление его здоровья требуют создания благоприятной экологической обстановки в обществе и природной среде. Эти вопросы врач должен решать в высшей степени профессионально: с использованием широких экологических знаний и практических умений определения приоритетов деятельности по защите человека и природной среды; с разработкой мер, направленных на уменьшение вредных воздействий; с построением оптимальных систем мониторинга состояния окружающей природной среды.
Позитивная региональная экология является важнейшим фактором, формирующим здоровье нации. Следовательно, профессиональная подготовка врача предполагает его подготовку к борьбе с двумя группами заболеваний, связанных с экологией: экологически обусловленных и экологически зависимых (Приложение 4).
Общественная активность врача может и должна проявляться в его активной борьбе специалиста за здоровую глобальную и региональную экологию.
Борьба за глобальную экологию начинается с улучшения экологической среды вуза, что каждый студент должен воспринимать как свою личную задачу.
Цель: подготовка врача к профессиональной борьбе с экологически зависимыми заболеваниями и за безопасную экологию.
Задачи:
1. Экологическое просвещение студентов.
2. Пропаганда и агитация за экологически здоровый образ жизни.
3. Подготовка к осуществлению профилактики экологически зависимых профессиональных заболеваний.
4. Формирование чувства ответственности за улучшение территориальной природной и социальной экологии.
5. Профессиональное участие студентов в совершенствовании территориальной природной и социальной экологии.
Формы и методы:
· Изучение курсов гигиены и основ экологии человека, общественного здоровья и здравоохранения, биологии, биоэтики и т.д.
· Усвоение в учебном процессе понятий «экология» и «экологические проблемы».
· Участие в разработке и осуществлении экологических программ и проектов.
· Подготовка и проведение теоретических и практических студенческих конференций по проблемам экологии человека.
· Освоение форм и методов борьбы за здоровый образ жизни.
· Осуществление мониторинга состояния окружающей среды.
· Совершенствование экологической среды Университета, проведение дней экологии в РГМУ.
· Озеленение территории Университета и кафедр.
· Создание национальных двориков-ландшафтов различных стран на территории Университета и студенческого городка «Медик».
Нравственное воспитание формирует нравственность врача – важнейший способ нормативной регуляции поведения и сознания человека и профессионала во всех сферах общественной жизни: в труде, в науке, в быту.
Принцип единства профессионального, гражданского и нравственного воспитания является основой комплексного подхода к всестороннему развитию личности. Сущность нравственной культуры определяется органическим единством этических знаний, моральных убеждений, способностей к нравственному поведению и активности их проявления в реальных условиях. Для успешной реализации целей нравственного развития личности необходимы два важнейших условия: постоянное образование студента и своевременное включение его в систему общественных, политических и нравственных отношений. Это дает возможность для проявления общественной активности и приобретения самостоятельного опыта реализации ведущих моральных качеств.
Формирование моральных качеств является непременным условием подготовки человека к любой профессиональной деятельности, особенно деятельности специалиста-медика, работающего в системе «человек – человек»