Принцип «загрязнитель платит»

Принцип «загрязнитель платит» (ПЗП), одобренный Советом ОЭСР в 1972 и 1974 гг., говорит, что загрязнитель должен нести расходы по предотвращению загрязнения и мерам борьбы с загрязнением (ОЭСР, 1992). На практике, это означает, что загрязнители в странах ОЭСР несут финансовую ответственность за выполнение экологических требований, устанавливаемых соответствующими органами власти. Расходы обычно покрываются из прибыли, мобилизованного капитала или коммерческих займов. Поскольку ПЗП исключает финансовую помощь, его также называют принципом несубсидирования. Применение Принципа содействовало развитию схем возмещения полной стоимости экологических услуг и развитию механизмов рыночного финансирования (например, возобновляемые фонды) в традиционном государственном секторе инфраструктуры.

В своем обновленном определении Принципа «загрязнитель платит» от 1974г. ОЭСР отмечает исключения, при которых субсидии могут быть выданы виновникам загрязнений. В частности, должны быть удовлетворены три условия:

· Субсидия не вносит существенных искажений в международную торговлю и инвестиции;

· Без субсидии данная отрасль столкнется с большими трудностями;

· Субсидия ограничена четко определенным периодом перехода, адаптированным к специальным социально-экономическим проблемам, связанным с проведением в стране природоохранной политики.

ПЗП может быть распространен на так называемый «принцип ценообразования ресурсов», который говорит, что все природные ресурсы, включая естественную поглощающую способность окружающей среды, должны быть оценены с учетом социальной стоимости их использования. Это также известно как принцип «пользователь платит». Ни один из этих двух принципов не имеет такого же международного признания, как ПЗП.

Полное применение ПЗП и связанных с ним принципов предполагает, что загрязнители должны оплачивать полную стоимость их собственной деятельности и общественной деятельности по уменьшению загрязнения в окружающей среде, в то время как государственные расходы должны ограничиваться такими общественными мерами, как охрана природы и биоразнообразия, экологический мониторинг, исследования и образование.

Следует отметить, что не все вышеперечисленные методы эко­номической оценки благ хорошо разработаны. Общий их недоста­ток – занижение ценности. Поэтому цены природных ресурсов на рынках не отражают реальные общественные издержки и вы­годы, которые могут быть в будущем. Традиционный рынок оцени­вает только обеспеченность природными ресурсами, а функции ассимиляции отходов и загрязнений не отражаются в рыночной системе.

В целом экономическая оценка ресурсов природы может опре­деляться методом прямых расчетов или косвенными методами. Экономическая оценка природных благ и услуг может не совпадать с их рыночной стоимостью. Однако она может быть принята во внимание при сдаче в аренду природных объектов, исчислении налога на недвижимость и т.д.

ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Наиболее известными и применимыми в нашей стране явля­ются рентная и затратная оценки ресурсов природы. Эти методы в большей степени применяются к оценке земельных, лесных и др. ресурсов.

Рентный подход учитывает значимость и дефицитность ресур­сов. Рента имеет место при ограниченности, неэластичности сово­купного предложения природных ресурсов, а также разделении субъектов собственности на них на хозяйствующие и социальные. Спрос на ресурс является активным (изменяющимся фактором), определяющим цену. Цена ресурса, определяется как «капитали­зированная» рента по формуле (при условии, что ресурс может эксплуатироваться неопределенно долгое время):

Р = (R/r) ´ 100,

где R – ежегодная рента; г – ссудный процент (коэффициент дисконтирования).

Рента состоит из абсолютной и дифференциальной форм. Аб­солютная рента связана с монополией собственности на ресурс и его ограниченностью. Если ресурс ограничен, то он всегда должен приносить эту форму ренты. Дифференциальная рента возникает при разном качестве природных ресурсов (плодородие, местополо­жение и интенсификация), если открыт свободный доступ на ры­нок продукции, производимой с помощью данного ресурса. Диф­ференциальная рента I образуется из-за ограниченности лучших по качеству ресурсов и поэтому наряду с ними приходится эксп­луатировать худшие участки по природно-климатическим услови­ям и местоположению. Дифференциальная рента II определяется при более интенсивном использовании возобновимых ресурсов (уча­стков земли, леса и т.п.) с привлечением дополнительных вложе­ний (инвестиций).

Вышеприведенная формула оценки ресурса может быть ис­пользована, если ресурс возобновимый (земля, лес) и неизменная ежегодная рента. Рента с течением времени может изменяться, но имея точные значения Rt, можно оценить как воспроизводимый, так и невоспроизводимый ресурс по формуле:

Принцип «загрязнитель платит» - student2.ru

Если необходимо оценить неосвоенные природные ресурсы, которые еще не приносят ренту, то можно говорить об ожидаемых доходах от эксплуатации (Rt) и издержках по освоению (Kt). В этом случае цена ресурса определяется по-другому.

Принцип «загрязнитель платит» - student2.ru

Если оценка положительная, то данный ресурс целесообразно вовлекать в сферу хозяйственной деятельности. При множестве способов освоения природного объекта следует выбрать вариант с наибольшей оценкой.

Рентные оценки отражают сравнительную продуктивность, эф­фективность использования одноименных ресурсов. Они применя­ются для решения следующих основных хозяйственных задач:

· выравнивания условий хозяйствования и изъятия в доход соб­ственника природных ресурсов дифференциальной ренты;

· обоснования наиболее лучшего варианта проекта;

· обоснования рыночных цен и платежей за природные ре­сурсы.

Рентный подход в чистом виде нацелен на расчет оценки при­родных ресурсов только как элемента фактора производства и не учитывает социальные, эстетические и др. свойства.

Наши рекомендации