Принцип «загрязнитель платит»
Принцип «загрязнитель платит» (ПЗП), одобренный Советом ОЭСР в 1972 и 1974 гг., говорит, что загрязнитель должен нести расходы по предотвращению загрязнения и мерам борьбы с загрязнением (ОЭСР, 1992). На практике, это означает, что загрязнители в странах ОЭСР несут финансовую ответственность за выполнение экологических требований, устанавливаемых соответствующими органами власти. Расходы обычно покрываются из прибыли, мобилизованного капитала или коммерческих займов. Поскольку ПЗП исключает финансовую помощь, его также называют принципом несубсидирования. Применение Принципа содействовало развитию схем возмещения полной стоимости экологических услуг и развитию механизмов рыночного финансирования (например, возобновляемые фонды) в традиционном государственном секторе инфраструктуры.
В своем обновленном определении Принципа «загрязнитель платит» от 1974г. ОЭСР отмечает исключения, при которых субсидии могут быть выданы виновникам загрязнений. В частности, должны быть удовлетворены три условия:
· Субсидия не вносит существенных искажений в международную торговлю и инвестиции;
· Без субсидии данная отрасль столкнется с большими трудностями;
· Субсидия ограничена четко определенным периодом перехода, адаптированным к специальным социально-экономическим проблемам, связанным с проведением в стране природоохранной политики.
ПЗП может быть распространен на так называемый «принцип ценообразования ресурсов», который говорит, что все природные ресурсы, включая естественную поглощающую способность окружающей среды, должны быть оценены с учетом социальной стоимости их использования. Это также известно как принцип «пользователь платит». Ни один из этих двух принципов не имеет такого же международного признания, как ПЗП.
Полное применение ПЗП и связанных с ним принципов предполагает, что загрязнители должны оплачивать полную стоимость их собственной деятельности и общественной деятельности по уменьшению загрязнения в окружающей среде, в то время как государственные расходы должны ограничиваться такими общественными мерами, как охрана природы и биоразнообразия, экологический мониторинг, исследования и образование.
Следует отметить, что не все вышеперечисленные методы экономической оценки благ хорошо разработаны. Общий их недостаток – занижение ценности. Поэтому цены природных ресурсов на рынках не отражают реальные общественные издержки и выгоды, которые могут быть в будущем. Традиционный рынок оценивает только обеспеченность природными ресурсами, а функции ассимиляции отходов и загрязнений не отражаются в рыночной системе.
В целом экономическая оценка ресурсов природы может определяться методом прямых расчетов или косвенными методами. Экономическая оценка природных благ и услуг может не совпадать с их рыночной стоимостью. Однако она может быть принята во внимание при сдаче в аренду природных объектов, исчислении налога на недвижимость и т.д.
ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Наиболее известными и применимыми в нашей стране являются рентная и затратная оценки ресурсов природы. Эти методы в большей степени применяются к оценке земельных, лесных и др. ресурсов.
Рентный подход учитывает значимость и дефицитность ресурсов. Рента имеет место при ограниченности, неэластичности совокупного предложения природных ресурсов, а также разделении субъектов собственности на них на хозяйствующие и социальные. Спрос на ресурс является активным (изменяющимся фактором), определяющим цену. Цена ресурса, определяется как «капитализированная» рента по формуле (при условии, что ресурс может эксплуатироваться неопределенно долгое время):
Р = (R/r) ´ 100,
где R – ежегодная рента; г – ссудный процент (коэффициент дисконтирования).
Рента состоит из абсолютной и дифференциальной форм. Абсолютная рента связана с монополией собственности на ресурс и его ограниченностью. Если ресурс ограничен, то он всегда должен приносить эту форму ренты. Дифференциальная рента возникает при разном качестве природных ресурсов (плодородие, местоположение и интенсификация), если открыт свободный доступ на рынок продукции, производимой с помощью данного ресурса. Дифференциальная рента I образуется из-за ограниченности лучших по качеству ресурсов и поэтому наряду с ними приходится эксплуатировать худшие участки по природно-климатическим условиям и местоположению. Дифференциальная рента II определяется при более интенсивном использовании возобновимых ресурсов (участков земли, леса и т.п.) с привлечением дополнительных вложений (инвестиций).
Вышеприведенная формула оценки ресурса может быть использована, если ресурс возобновимый (земля, лес) и неизменная ежегодная рента. Рента с течением времени может изменяться, но имея точные значения Rt, можно оценить как воспроизводимый, так и невоспроизводимый ресурс по формуле:
Если необходимо оценить неосвоенные природные ресурсы, которые еще не приносят ренту, то можно говорить об ожидаемых доходах от эксплуатации (Rt) и издержках по освоению (Kt). В этом случае цена ресурса определяется по-другому.
Если оценка положительная, то данный ресурс целесообразно вовлекать в сферу хозяйственной деятельности. При множестве способов освоения природного объекта следует выбрать вариант с наибольшей оценкой.
Рентные оценки отражают сравнительную продуктивность, эффективность использования одноименных ресурсов. Они применяются для решения следующих основных хозяйственных задач:
· выравнивания условий хозяйствования и изъятия в доход собственника природных ресурсов дифференциальной ренты;
· обоснования наиболее лучшего варианта проекта;
· обоснования рыночных цен и платежей за природные ресурсы.
Рентный подход в чистом виде нацелен на расчет оценки природных ресурсов только как элемента фактора производства и не учитывает социальные, эстетические и др. свойства.