Сроки и место проведения практики
Производственная практика общей продолжительностью в 8 недель делится в соответствии с ГОС на 2 части по 4 недели: первую и вторую производственные практики. Программа предусматривает теоретический и практический курсы. Теоретическая часть практики проводится в виде лекционных занятий.
Первая производственная практика проводится, согласно учебному расписанию, составленному руководителем практики и утвержденному заведующим кафедрой, на 3-м курсе после VI семестра, а вторая производственная практика - на 4-м курсе после VIII семестра.
Местом проведения производственной практики является Служба спасения Удмуртской Республики, Поисково-спасательный отряд г.Ижевска, пожарные части, Главное управление по делам ГО и ЧС по Удмуртской Республике, управления по делам ГО и ЧС муниципальных районов и отделы по ГО и ЧС объектов экономики.
На объектах практики студенты должны ознакомиться с организационной структурой органов управления по делам ГО и ЧС, освоить современные передовые методы управления и проведения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участвовать в проведении научно-исследовательской работы; принимать участие в разъяснительной работе с населением по вопросам пожарной безопасности и действиям в ЧС.
Для углубленного изучения и всестороннего освещения вопросов практики в отчете каждый студент выполняет индивидуальное задание. Оно может включать в себя элементы научных исследований в соответствии с программой научно-исследовательской работы студентов.
Для улучшения качества подготовки будущих инженеров студент должен ознакомиться с организацией защиты производственного персонала основных потенциально опасных объектов, расположенных в населенных пунктах, где он проходит практику, в экскурсионном порядке. Экскурсии организуются и проводятся руководителем практики от учреждения или преподавателем университета.
Отчет по производственной практике пишется индивидуально каждым студентом на основании лекционного и экскурсионного материалов и оформляется в соответствии с Приложением В.
Цели практики
- изучить порядок оценки и расчета радиационной, химической и бактериологической обстановки;
- изучить методики оценки инженерной, медицинской, пожарной обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;
- получить навыки организации и руководства принятием экстренных мер по обеспечению защиты населения от последствий стихийных и экологических бедствий, аварий и катастроф;
- получить навыки организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций;
- получить навыки прогнозирования и оценки обстановки, масштабов бедствия в зонах чрезвычайных ситуаций;
- получить навыки эксплуатации специальной спасательной техники при проведении спасательных и других неотложных работ;
- получить навыки организации и проведения мероприятий по повышению профессиональной, морально-психологической подготовки, профилактического медицинского обслуживания и послеэкспедиционной реабилитации спасателей;
- получить навыки организации планирования, учёта и составления отчётности по проведению работ в чрезвычайных ситуациях;
- получить навыки контроля за соблюдением норм и правил техники безопасности с учётом изменяющейся обстановки и условий проведения спасательных работ.
Задачи практики
- дальнейшая адаптация студентов к системе, реальным условиям работы в ЧС;
- закрепление, углубление, обогащение и реализация на деле умений и навыков, приобретенных студентами в процессе прохождения учебных практик, теоретических и практических занятий в институте по циклам общепрофессиональных дисциплин;
- развитие и расширение у студентов профессиональных умений и навыков для проведении в современных условиях различных форм деятельности ЧС, умения применять усвоенные знания и навыки в решении конкретных задач;
- установление и укрепление теоретических знаний с практикой;
- формирование и развитие личностных качеств,
- выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности;
- приобретение навыков анализа результатов своего труда,
- формирование потребности в самообразовании;
- воспитание любви и уважения к избранной профессии.
Содержание практики
Основные знания, умения и навыки, вновь приобретаемые в ходе практики:
Студенты получают представление:
- об основных направлениях совершенствования и повышения эффективности защиты населения и его жизнеобеспечения при чрезвычайных ситуациях;
- о перспективах развития РСЧС и ГО, технических средств для ведения работ в чрезвычайных ситуациях;
Студенты изучают:
- методы определения и нормативные уровни допустимых негативных, воздействий на человека и природную среду;
- методы, приборы и системы контроля состояния среды обитания в штатных и чрезвычайных ситуациях;
- способы и технику защиты человека и окружающей среды от антропогенного воздействия;
- современные компьютерные информационные технологии и системы в области защиты в чрезвычайных ситуациях;
- методы расчета создания группировки сил для проведения спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
- порядок оценки и расчета радиационной, химической и бактериологической обстановки;
- методики оценки инженерной, медицинской, пожарной обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;
- состав сил и средств РСЧС и ГО, их организационную структуру и возможности при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- технические средства для ведения работ в чрезвычайных ситуациях и порядок их применения;
- методику и порядок выработки решения на ведение поисково-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях;
- организационную структуру частей и подразделений войск ГО, их возможности и задачи;
Студенты приобретают практические навыки:
- анализировать, выбирать, разрабатывать и эксплуатировать системы и методы защиты среды обитания в чрезвычайных ситуациях;
- пользоваться современными приборами контроля среды обитания;
- прогнозировать и оценивать обстановку, масштабы бедствия в зонах чрезвычайных ситуаций;
- организовывать изучение района обслуживания, составлять описание опасных природных объектов и явлений в регионе;
- координировать деятельность и взаимодействие сил РСЧС и ГО с привлекаемыми дополнительными силами Министерства обороны, других войск для оказания помощи в спасении людей при стихийных бедствиях и в экстремальных ситуациях;
- организовывать разработку нормативных документов, регламентирующих деятельность спасательной службы и ее подразделений в регионе;
- решать вопросы организации взаимодействия координирующих органов, органов управления по делам ГОЧС, органов повседневного управления и сил РСЧС различного уровня;
- решать вопросы материально-технического, финансового обеспечения службы, оснащения спасательным снаряжением, оборудованием, средствами связи и транспортом;
- организовывать планирование, учет и составление отчетности по проведению работ в чрезвычайных ситуациях;
- контролировать соблюдение норм и правил техники безопасности, с учетом изменяющейся обстановки и условий проведения спасательных работ;
- использовать вычислительную технику для прогнозирования обстановки в чрезвычайных ситуациях и выбора оптимальных способов проведения спасательных работ.
В зависимости от типа подразделений содержание производственной практики должно соответствовать ниже приведенным указаниям, выделенным в следующие разделы:
- практика в поисково-спасательных отрядах или службах;
- практика в пожарных частях;
- практика в органах управления по ГО и ЧС.
Содержание практики в поисково-спасательных отрядах или службах.
2.4.1.1. Организация повседневной деятельности ПСФ.
Изучаются документы, регламентирующие структуру, задачи и повседневную деятельность ПСФ, порядок разработки и содержание планирующих документов, освоение функциональных обязанностей должностных лиц ПСФ.
2.4.1.2. Организация профессиональной подготовки.
Изучается порядок организации, содержание программ, планов, квалификационные требования к спасателям, порядок аттестации. Оформляется практически расписание занятий, план-конспект проведения занятия.
2.4.1.3. Зона ответственности ПСФ.
Общая характеристика, географическое положение, климатические и метеорологические условия, экологическая обстановка, природные и промышленные объекты, развитость транспортных путей, места массового отдыха и туристические маршруты.
Характеристика зон и объектов повышенной опасности. Особенности зон и объектов природной среды в разные времена года, их влияние на возникновение ЧС. Опасные объекты экономики.
Взаимодействие с другими спасательными формированиями, в том числе других министерств и ведомств.
Изучение конкретных ЧС в зоне ответственности. Ознакомление со статическими данными о ЧС за последние годы. Причины и последствия ЧС. Эффективность ведения ПСР, время прибытия на место ЧС с момента ее возникновения, последовательность действий спасателей, допущенные ошибки. Анализ ситуаций. Проведение профилактических мероприятий с целью понижения уровня потенциальной опасности в ЧС в регионе за последнее время.
2.4.1.4. Техническое оснащение ПСФ для ведения ПСР и возможности при ликвидации ЧС.
2.4.1.5. Методы, приборы и системы контроля среды обитания в штатных и чрезвычайных ситуациях, используемые ПСФ.
2.4.1.6. Методы расчета создания группировки сил для проведения ПСР.
2.4.1.7. Методика и порядок выработки решения на ведение ПСР.
2.4.1.8. Организация планирования, учета и составления отчетности по проведению ПСР.
2.4.1.9. Организация охраны труда спасателей ПСФ.
Изучаются документы, инструктажи, средства безопасности труда, статистика травматизма в ПСФ, типичные травмы спасателей, причины травматизма, травмоопасные и вредные факторы трудовой деятельности спасателей. Организация профилактики травматизма.
2.4.1.11. Порядок приведения ПСФ в готовность.
Изучение порядка оповещения, сбора личного состава. Оценка ситуации. Определение количества и номенклатуры оборудования, необходимого для ведения ПСР. Подготовка транспортных средств, средств малой механизации, приборов контроля, средств защиты, жизнеобеспечения, продуктов питания, медикаментов. Погрузка в транспортные средства.
2.4.1.12.Способы организации и проведения спасательных работ.
Изучение приемов и способов спасательных работ, проводившихся спасателями в реальных ЧС.
2.4.1.13. Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях.
Отработка практических навыков выбора места расположения лагеря и организация жизнедеятельности в автономных условиях.
Содержание практики в пожарных частях.
2.4.2.1. Организация повседневной деятельности ПЧ.
Изучаются документы, регламентирующие структуру, задачи и повседневную деятельность ПЧ, порядок разработки и содержание планирующих документов. Освоение функциональных обязанностей должностных лиц ПЧ.
2.4.2.2. Организация профессиональной подготовки.
Изучаются порядок организации, содержание программ, планов профессиональной подготовки, методика организации и проведения тактической и боевой подготовки, квалификационные требования.
Оформляется практически расписание занятий, план-конспект проведения занятий.
2.4.2.3. Район выезда и охраняемые объекты.
Изучить оперативно-тактические особенности района выезда и охраняемых объектов, пожарную опасность технологических процессов, характеристику противопожарного водоснабжения, формы и методы взаимодействия с аварийными, аварийно-спасательными и другими службами населенных пунктов и объектов при тушении пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ.
2.4.2.4. Методика изучения пожаров.
Ознакомление со статистическими данными о пожарах за последние годы. Причины и последствия пожаров, эффективность боевых действий караулов, время прибытия на место пожара с момента его возникновения, последовательность действий пожарных, допущенные ошибки. Анализ ситуации.
Проведение профилактических мероприятий с целью понижения уровня пожарной опасности в районе за последнее время.
2.4.2.5.Организация тушения пожаров и ликвидации различных ЧС в районах выезда.
Изучаются разрабатываемые документы, предварительное планирование боевых действий, инструкции (соглашения) о взаимодействии между службами жизнеобеспечения и другие вопросы.
2.4.2.5.Техническое оснащение ПЧ и возможности при тушении пожара.
2.4.2.6.Организация связи извещения, оперативно-диспетчерской связи и связи на пожаре.
2.4.2.7.Методика расчета сил и средств для тушения пожара.
2.4.2.8.Организация газодымозащитной службы, правила работы в СИЗОД, расчет кислорода (воздуха) и времени работы в них.
2.4.2.9.Организация охраны труда при несении службы и тушении пожаров.
2.4.2.10.Опасные факторы пожара и последствия их воздействия на людей, приемы и способы прекращения горения.
2.4.2.11. Приемы и способы тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.
2.4.2.12.Ведение оперативно-служебной и отчетной документации по вопросам пожаротушения.
Содержание практики в органе управления по делам ГО и ЧС
Изучаются предназначение, структура и задачи органа управления по делам ГО и ЧС в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми документами. Изучаются основные функции по конкретным документам практического исполнения функций и повседневной деятельности органа управления.
2.4.3.1. Разработка предложений по формированию единой государственной политики в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и организация ее реализации на территории субъекта РФ (муниципального образования, в организации).
2.4.3.2. Участие в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС.
2.4.3.3. Разработка и внесение в установленном порядке на рассмотрение руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (муниципального образования, организации) проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС и организация их выполнения.
2.4.3..4. Участие в подготовке ежегодных государственных докладов «О состоянии ГО РФ» и «О состоянии защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
2.4.3.5. Осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами военного управления при решении задач в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.
2.4.3.6. Организация разработки Плана гражданской обороны и защиты населения субъекта РФ (муниципального образования, организации).
Осуществляется методическое руководство и контроль за разработкой и реализацией органами местного самоуправления и организациями мероприятий ГО, разработка и внесение в установленном порядке руководителю высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления, организации) предложения о введении в действие Плана гражданской обороны и защиты населения в полном объеме или частично.
2.4.3.7. Поддержание готовности к применению органа управления по делам ГО и ЧС.
2.4.3.8. Осуществление в пределах своих полномочий руководства органами местного самоуправления (только для органа управления по делам ГО и ЧС субъекта РФ) и организациями при определении состава, размещения и оснащения сил территориальной (местной) подсистемы РСЧС.
2.4.3.9. Координация в установленном порядке деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, организаций, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и действующих на территории субъекта РФ (муниципального образования, организации), участвует в проведении аттестации спасателей и АСФ.
2.4.3.10. Организация в установленном порядке подготовки, переподготовки или повышения квалификации должностных лиц органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, организаций и АСФ по вопросам ГО и защиты от ЧС.
2.4.3.11. Участие в организации и проведении научно-исследовательских работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, участие в разработке методик оценки последствий ЧС, в разработке требований по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от ЧС.
2.4.3.12. Разработка документов мобилизационного планирования, обеспечение мобилизационного развертывания вновь формируемых воинских частей войск ГО и органов управления по делам ГО и ЧС.
2.4.3.13.Организация в соответствии с выпиской из схемы мобилизационного развертывания накопления и хранения техники и материально-технических средств для обеспечения перевода органа управления по делам ГО и ЧС на организацию и состав военного времени и отмобилизования вновь формируемых воинских частей войск ГО.
2.4.3.14.Участие в разработке предложений по отнесению организаций к категориям по ГО.
2.4.3.15.Участие в разработке предложений по отнесению территорий к группам по ГО, а также по созданию убежищ и иных объектов ГО, накоплению, хранению и использованию в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
2.4.3.16.Участие в разработке и проведении мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения.
2.4.3.17.Участие в разработке мобилизационного плана экономики субъекта РФ в части, касающейся мероприятий ГО.
2.4.3.18.Контроль осуществления мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, контроль создания и содержания в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
2.4.3.19.Организация проведения мероприятий на территории субъекта РФ (муниципального образования, в организации), включая подготовку необходимых сил и средств. Участие в создании и поддержании в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороной на территории субъекта РФ (муниципального образования, в организации).
2.4.3.20.Участие в создании, совершенствовании и поддержании в готовности территориальной системы централизованного оповещения ГО.
2.4.3.21. Контроль создания и состояния локальных систем оповещения потенциально-опасных объектов.
2.4.3.22. Организация и осуществление оповещения органов управления по делам ГО и ЧС, а также информирования населения о приведении в готовность системы ГО, возникновении (угрозе возникновения) ЧС, об угрозе нападения противника и применении им средств массового поражения.
2.4.3.23. Организация работы систем наблюдения и лабораторного контроля в интересах ГО, а также по прогнозированию ЧС и районированию территорий по наличию объектов повышенного риска (ПОО) и угрозы возникновения стихийных бедствий.
2.4.3.24. Организация ведения радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки силами и средствами ГО и осуществление контроля за готовностью к выполнению задач по ведению разведки ведомственными службами наблюдения и лабораторного контроля.
2.4.3.25. Организация работы по привлечению в установленном порядке к мероприятиям по предупреждению и ликвидации ЧС общественных объединений и нештатных АСФ.
2.4.3.26. Осуществление контроля за выполнением норм проектирования ИТМ ГО, накоплением и поддержанием в готовности защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, техники и специального имущества, проведением мероприятий по светомаскировке.
2.4.3.27. Осуществление методического руководства органами исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления и организациями по вопросам создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
2.4.3.28. Организация функционирования и организационно-технического обеспечения деятельности учебно-методического центра по ГО и ЧС (курсов ГО), осуществление методического руководства подготовкой нештатных АСФ и обучением населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также способам защиты и действиям в ЧС.
2.4.3.29. Организация и контроль осуществления мероприятий по предупреждению ЧС и готовности сил и средств к действиям при их возникновении.
2.4.3.30. Осуществление методического руководства, координации и контроля деятельности организаций по обучению своих работников в области ГО и защиты от ЧС.
2.4.3.31. Осуществление сбора, обобщения и анализа информации об угрозе возникновения и возникновении ЧС.
2.4.3.32. Обеспечение готовности органов повседневного управления территориальной подсистемы (звена) РСЧС.
2.4.3.33. Подготовка предложений руководителю высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления) о привлечении сил и средств РСЧС постоянной готовности к ликвидации ЧС.
2.4.3.34. Подготовка предложений по привлечению воинских частей войск ГО для проведения в мирное время мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС, в соответствии с возложенными на них задачами.
2.4.3.35. Осуществление в установленном порядке руководства ликвидацией ЧС, в том числе на водных акваториях (в границах соответствующей территории).
2.4.3.36. Участие в установленном порядке в организации проведения экспертизы деклараций безопасности объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства.
2.4.3.37. Обеспечение в пределах своей компетенции проведения мероприятий по защите сведений, составляющих государственную или служебную тайну, организации и осуществлению специальной связи.
2.4.3.38. Организация работы по созданию, сохранению и использованию страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения.
2.4.3.39. Осуществление связи с общественностью и средствами массовой информации по вопросам своей компетенции.
2.4.3.40. Полномочия органов управления по делам ГО и ЧС.
Ознакомление с полномочиями органа управления по делам ГО и ЧС производится по реализуемым в практической работе.
Проведение в установленном порядке проверок органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС.
3апрос и получение в установленном порядке от органов государственной статистики, органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций информации и сведений, необходимых для выполнения возложенных на него задач.
Привлечение на договорной основе экспертов для проведения исследований, экспертиз и подготовки заключений по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС.
2.4.3.41. Руководство органом управления по делам ГО и ЧС.
Изучается порядок назначения, полномочия и функциональные обязанности руководителя органа управления по делам ГО и ЧС.
2.4.3.42. Финансирование расходов на содержание органа управления по делам ГОЧС.
Изучается порядок финансирования, ведение финансовых документов и отчетности.
План-график выполнения основных видов учебных заданий
№ Недели | Описание задания |
Планирование практики и согласование плана с руководством Получение первичной информации Посещение экскурсий Ознакомление с документами | |
Изучение основных видов работы | |
3-4 | Работа с матчастью и персоналом |
Подведение итогов и написание отчета |
Тематический план практических занятий