Мировая конкурентоспособность различных стран

США.США являются бесспорным лидером мировой экономики уже со времени Второй мировой войны. В пос­левоенные годы американские фирмы не только сохрани­ли завоеванные еще в начале XX в. ключевые позиции во многих областях, но и расширили число конкуренто­способных в мировом масштабе отраслей благодаря ли­дерству в технологиях, квалификации рабочей силы и ка­честве менеджеров. Ни в одной стране мира нет такого разнообразия конкурентоспособных отраслей.

В 1970—1980-е гг. экономика страны приблизилась к ста­дии, движимой богатством, сократились долгосрочные инвестиции, снизилась конкуренция. США утратили преи­мущества в ряде новейших отраслей в условиях усиления конкуренции со стороны ЕС и Японии. Однако благодаря своевременному принятию мер по перестройке экономи­ки и ее модернизации они смогли переломить негативные тенденции. В настоящее время можно говорить о возвра­щении страны на инновационную стадию развития, ее лидерстве в структурной перестройке мировой экономи­ки, где главной составляющей становится исключительно быстрое развитие сферы информатизации, и значитель­ном влиянии американского хозяйственного механизма на формирование глобализирующейся экономики.

США не имеют себе равных в мире по производитель­ности труда в экономике, за исключением некоторых отрас-

лей, где они уступают Японии. По индексу микроконку­рентоспособности американские компании занимают пер­вое место в мире. Во всем мире известны такие фирмы, как IBM, «Coca-Cola», «Ford», «General Electric», «Hewlett-Pac­kard», их доля растет даже на рынках Японии и ЕС.

Безусловно, после войны в США сложились, уникаль­ные условия. Но отсутствие конкурентов, быстрый пере­ход военной промышленности на мирные рельсы, обшир­ный внутренний рынок и многие другие факторы только отчасти объясняют значительное опережение всех стран мира по ВВП на душу населения.

В США находится большое количество базисных фак­торов (трудовые и природные ресурсы, значительный ка­питал). Но своего могущества США достигли во многом за счет вложений в механизмы создания и улучшения качест­ва факторов, главным образом в образование и НИОКР в перспективных отраслях. Благодаря этому США заняли главные позиции во многих сферах науки и техники.

Япония. Впоследние десятилетия Япония стала сильной мировой державой с конкурентоспособной экономикой. На мировой рынок Япония поставляет продукцию широ­кого круга отраслей, в первую очередь высокотехнологич­ных: электроники, биотехнологии, робототехники, а также машиностроения, металлургии и транспорта. В целом ряде отраслей доля японских компаний в мировом экспорте очень высока и сравнима лишь с позициями фирм США.

Как и Германия, Япония превратилась из побежден­ной в войне страны в мировую экономическую державу, но в отличие От Германии у нее не было природных ресур­сов, а исторически не были развиты такие важные отрас­ли, как химия и машиностроение. Необычайно успешное и быстрое развитие страны от факторной до инновацион­ной стадии конкурентоспособности обусловлено многими причинами, в том числе производством качественной продукции с низкими издержками, спецификой трудо­вых отношений, быстрым внедрением новых технологий. Ни в одной из стран вся система «ромба» не работала столь слаженно, ни одни детерминанты так не способст­вовали укреплению других.

Великобритания.Великобритания является уникаль­ным примером страны, которая после нахождения в тече-

ние длительного времени на стадии, движимой богат­
ством, смогла вернуться на инновационную стадию раз­
вития. • >•.-'.''■•:■>?'

Исторически сильные позиции Великобритании (пер­вая промышленная страна мира и в XIX в. главная миро­вая держава) были подорваны уже в начале XX в., когда стали складываться условия замедления развития экономи­ки и.потери конкурентных преимуществ, которые прояви­лись после Второй мировой войны. Несмотря на большие запасы накопленных богатств, к 1970-м гг. в большинстве современных отраслей Великобритания уступила позиции США, Японии, Германии и Франции, что отразилось на ее месте в мировых ВВП, торговле и межтународных ва­лютных отношениях. Снижение конкурентных преиму­ществ произошло вследствие долгого нахождения страны на стадии, движимой богатством, когда неблагоприятные факторы нарастали во всех составляющих «ромба» и одни негативные процессы вызывали другие. Наиболее важны­ми были низкое качество трудовых ресурсов, отсутствие конкуренции, снижение уровня спроса и особенности де­ловой культуры.

После прихода к власти правительства консерваторов стране удалось повернуть вспять нараставшие многие годы негативные тенденции в экономике и осуществить гло­бальные перемены в деловой культуре, способствующие возрождению ее конкурентных преимуществ. В настоящее время наблюдается процесс перехода Великобритании к экономике, базирующейся на новейших технологиях и ус­лугах.

Россия. Конкурентоспособность России относительно других развитых стран остается невысокой. По рейтингу конкурентоспособности стран, ежегодно публикуемому Ми­ровым экономическим форумом на основе около 400 раз­личных показателей, в 2003 г. Россия занимала 70-е место в мире из включенных в него 102 государств.

В настоящее время Россия находится на 20-м месте в мире по экспорту, а в начале 1990-х гг. СССР занимал 10-е место. Кризис в экономике страны и сокращение производства наиболее перспективной продукции приве­ли к тому, что конкурентоспособность России на миро­вом рынке по сравнению с СССР понизилась и свелась

к узкому диапазону отраслей. По производительности труда в обрабатывающей промышленности Россия усту­пает развитым странам в 5—6 раз, а НИС — в 3—4 раза, В по­следние годы наблюдался некоторый рост показателя, но пока он не смог достигнуть уровня 1990 г. Он произошел главным образом за счет увеличения загрузки старого оборудования выпуском устаревшей продукции на основе заниженных курса национальной валюты и стоимости факторов производства.

Лишь немногие отрасли производят продукцию, кото­рая может конкурировать на мировом рынке, при этом преимущественно по ценовым показателям. В основном это отрасли, зависящие от сырьевых ресурсов (на них при­ходится более 3/4 экспорта), в первую очередь топливно-энергетического комплекса, черная и цветная металлургия, нефтехимическая и лесная промышленность. Сравнитель­но высокая конкурентоспособность у российской военной техники и вооружения, отдельные виды которого не имеют аналогов в мире. Основная масса продукции обрабаты­вающих отраслей не может конкурировать на мировом рынке, более того, наблюдается снижение конкурентоспо­собности машин и оборудования гражданского назначе­ния, которое выражается в сокращении объемов экспорта отдельных видов продукции, например автомобилей. Учи-- тывая глобальную мировую тенденцию к повышению нау­коемкое™ продукции, России все сложнее будет догнать наиболее передовые страны мира.

Среди конкурентных преимуществ России можно от­метить наличие богатых природных ресурсов, довольно высокий образовательный уровень населения, квалифи­цированную рабочую силу и научно-технический потен­циал. Последние места в рейтинге конкурентоспособности Россия занимает по таким показателям, как открытость экономики и качество конкуренции, прозрачность и эф­фективность административного управления.

Несмотря на победу во Второй мировой войне и нали­чие колоссального количества природных и других ресур­сов, России не удалось подняться выше факторной стадии развития, что было обусловлено целым рядом причин, в первую очередь отсутствием частной собственности, го­сударственной монополией во внешних экономических

связях и валютной сфере, «зарегулированностью» эконо­мики и, главное, практически полным отсутствием конку­рентной среды. Портеровский «ромб» как система попро­сту не работал, поэтому даже имеющиеся детерминанты -не способствовали развитию других.

5. Конкурентоспособность государств на микроуровне

Наряду со стабильным политическим климатом и ра­зумной макроэкономической политикой для процветания экономики необходимы микроэкономические основы экономического развития. Они заключаются в конкурент­ной практике и стратегиях фирм, механизме создания конкурентных преимуществ и экономической политике, которые составляют деловую среду и конкурируют фирмы.

Микроэкономические различия в значительной степе­ни объясняют различия между странами в уровнях ВНП на душу населения. С ростом ВНП на душу населения ми­кроэкономические условия изменяются. Это изменение зависит как от правительств, так и от фирм. Поэтому необходимо интегрировать микроэкономическое конку­рентное мышление в процесс экономических реформ. Если следовать только указаниям международных органи­заций в проведении экономических реформ, материаль­ное благосостояние среднего гражданина не улучшится < ни в развивающихся, ни в развитых странах.

Уровень жизни определяется производительностью на­циональной экономики. Она измеряется стоимостью то­варов и услуг, произведенных на единицу людских, капи­тальных и природных ресурсов нации. Главная проблема экономического развития — это создание условий для роста производительности. Способность страны улучшить микроэкономическую среду влияет на ее процветание. Микроэкономические основы производительности нахо­дятся в двух взаимосвязанных областях:

1) достаточно сложный уровень, на котором компании
;'• конкурируют;

2) качество микроэкономической деловой среды.
Чем более сложными являются стратегии компаний,

тем более высоки их требования к национальным инсти-

тутам, квалификации рабочей силы и политике государ­ства.

Если необходимо повысить благосостояние, то конку­рентные преимущества страны должны перемещаться от сравнительных преимуществ (природные ресурсы и деше­вая рабочая сила) к конкурентным преимуществам на осно­ве производства уникальной продукции или новых техноло­гических процессов. По мере перехода на более высокую стадию экономического роста необходима смена целей: конкурентной практики и стратегии компаний, что часто встречает сопротивление. То, что было силой на предыду­щей стадии, становится слабостью на следующей, но от тра­диционных методов трудно отказаться, поскольку они ког­да-то имели успех и им доверяет руководство компаний.

Деловую среду М. Портер отождествляет с «конкурент­ным ромбом». М. Портер уделяет большое внимание роли различных национальных институтов — университетов, школ, учреждений инфраструктуры, агентств по стандар­тизации и прочее, а также самих частных фирм в улучше­нии деловой среды. Торговые ассоциации и палаты также могут сыграть здесь важную роль.

Макроэкономическая политика, содействовавшая вы­соким темпам инвестиций, не даст роста производитель­ности, если она не осуществлялась в подходящих формах, не было надлежащих навыков у рабочей силы и поддер­живающих отраслей, необходимых для эффективности этих инвестиций, и соответствующая рыночная дис­циплина не была обеспечена конкурентным давлением и управлением корпораций. Например, НИС Азии в кон­це 1990-х гг., несмотря на сильные макроэкономические показатели, натолкнулись на микроэкономическую сла­бость. Зависимость от внешнего долга в значительной мере является следствием того, насколько эффективно вложен иностранный капитал. Регулирование уровня внешнего долга в целом менее важно, чем улучшение микроэконо­мических основ его использования. Значительные госу­дарственные инвестиции в образование не дадут эффекта, если микроэкономические условия не создают спроса на новую рабочую силу со стороны компаний.

«Традиционные» факторы производства, включая люд­ские ресурсы и физическую инфраструктуру, оказывают

меньшее влияние на национальные различия в ВНП на душу населения, чем, например, наличие деловой инфор­мации или информационной технологии. На различия в ВНП на душу населения оказывают значительное влия­ние условия спроса и наличие родственных и поддержи­вающих отраслей, что подчеркивает значение «кластеров» для конкурентоспособности. Часть «ромба», охватываю­щая стратегию и структуру фирм, также оказывается немаловажной, включая права интеллектуальной соб­ственности, отсутствие коррупции, открытость в тор­говле, инвестиционный климат и интенсивность внутрен­ней конкуренции. К числу других переменных, имеющих большое значение для экономического роста, относятся: технология производства продукта, доступ к рынку цен­ных бумаг, профессионализм менеджмента, качество те­лефонной и факсовой связи, наличие бизнес-информа­ции, эффективность антитрестовской политики, личная безопасность, возможность финансировать начальные ка­питаловложения, требовательность покупателей, качество местных субпоставщиков, защита прав интеллектуальной собственности, отсутствие регулярных неплатежей.

В 2003 г. на первых местах в иерархии наиболее конку­рентоспособных государств на микроуровне были США и Швеция и ряд других государств. Между странами, «улучшившими» свои позиции, много общего. Финансо­вые рынки становятся более сложными, конкуренция обостряется, открытость экономики растет, информация становится все более легкодоступной, технологическая инфраструктура улучшается. Компании этих стран стано­вятся более интернациональными, а подбор кадров выс­шего эшелона компаний осуществляется все более про­фессионально, а не по признаку семейственности.

Наряду с осуществленным на основе рекомендаций МВФ прогрессом одинаково большое значение имеют ре­формы на микроуровне. Страны приходят к соглашениям относительно микрореформ, и мощные рыночные силы наказывают тех, кто таких реформ не проводит.

В 2000 г. группа ученых Тарвардского университета в составе М. Портера, Д. Сакса и Э. Уорнера опубликова­ла доклад, в котором выделила еще два индекса — теку­щая конкурентоспособность и конкурентоспособность

роста. Индекс конкурентоспособности роста измеряет влияние факторов, которые способствуют будущему росту экономики (измеряется темпами роста ВВП на душу на­селения).

В докладе 2003 г. переименовали индекс текущей кон­курентоспособности в индекс деловой конкурентоспособ­ности. Он подразделяется также на два субиндекса: ин­декс сложности операций и стратегии компаний и индекс качества делового окружения. Главный вывод по индексу деловой конкурентоспособности — на разных уровнях экономического развития перед странами встают неоди­наковые проблемы, которые они должны преодолевать по мере поднятия на более высокие стадии.

Индекс конкурентоспособности роста подразделяется на три индекса: индекс микроэкономического окружения, индекс общественных институтов и индекс технологии. Для стран с различными уровнями экономического раз­вития он исчисляется неодинаково: так называемые клю­чевые инноваторы (имеющие более 15 патентов на мил­лион населения) имеют больший вес технологии в общем индексе, чем страны, покупающие технологию у других стран. Для этих государств удельный вес трех компонен­тов одинаков.

Наши рекомендации