Общие сведения об английском языке
Предисловие
Данное учебное пособие «Базовый курс английского языка» предназначено для использования в программе обучения бакалавров по дисциплине «Иностранный язык (английский)» на технических факультетах высших учебных заведений.
Учебное пособие рассчитано на формирование и поддержание языковых и речевых навыков при работе, как в аудитории, так и самостоятельно. Это обеспечивает более глубокую и детальную проработку предложенных тем и более качественное закрепление изучаемого материала.
Пособие состоит из вводной части, где даются общие сведения об английском языке и рассматриваются основные грамматические формы, шести тематических разделов и комплекта тестов. Каждый тематический раздел содержит один или несколько текстов, собранных из разных аутентичных источников. Тексты частично сокращены и переработаны автором пособия. Они предназначены для подробного изучения, перевода и пересказа, что должно привести к закреплению и расширению лексической базы обучающихся. Тексты в каждом разделе сопровождаются активным словарем по изучаемой теме, который в дальнейшем используется в упражнениях по принципу преемственности. Также в каждом разделе имеются лексико-грамматические упражнения, упражнения для развития коммуникативных навыков, навыков письма и перевода.
Учебный материал пособия собран по принципу избыточности, что позволяет применять его в процессе работы с обучающимися разной степени подготовленности.
Contents
I. Introduction………………………………………………………………………..5
1. Общие сведения об английском языке………………………………….5
2. The English Alphabet……………………………………………………...6
3. Word building……………………………………………………………...
4. The Noun…………………………………………………………………..
5. The Article…………………………………………………………………
6. Образование основных глагольно-временных форм…………………………
6.1 Present Simple……………………………………………………
6.2 Past Simple……………………………………………………….
6.3 Future Simple……………………………………………………..
7. Общие сведения о структуре английского предложения………………
II. Unit 1. System of education. My University…………………………………..22
1. Text I.System of education……………………………………………
2. Text II. Moscow State University of Printing Arts named after IvanFedorov
3. Activities……………………………………………………………….
4. Texts for additional reading to the topic……………………………….
III. Unit 2. Computers in the modern world………………………………………34
1. Text I: Types of Computers………………………………………….
2. Text II: Computers in the modern world…………………………….
3. Activities……………………………………………………………..
4. Grammar review: …………………………………………………..
4.1. Present Continuous………………………………………………
4.2. Past Continuous………………………………………………….
4.3. Future Continuous……………………………………………….
4.4. The degrees of comparison of Adjectives………………………
5. Extra activities………………………………………………………..
IV. Unit 3. Physics of Colours……………………………………………………….50
1. Text I. Physics of colours…………………………………………….
2. Text II. History of colour theory……………………………………..
3. Activities……………………………………………………………
4.Grammar Review:………………………………………………...
4.1. Present perfect………………………………………………….
4.2. Past Perfect……………………………………………………..
4.3. Future Perfect………………………………………………….
5. Texts for additional reading: Meaning of colours…………………….
V. Unit 4. The Sources of Energy……………………………………………………69
1. Text: The Sources of Energy ………………………………………...
2. Activities ……………………………………………………………..
3. Grammar Review :
3.1. Modal Verbs……………………………………………………….
3.2. Attributive sentences………………………………….
3.3. Relative Clause……………………………………………………..
VI. Unit 5. The Latest Materials…………………………………………………84
1. Text: The Latest Materials ………………………………………………..
2. Activities…………………………………………………………………..
3. Grammar review:
3.1. Reported Speech………………………………………………………….
3.2. Reported questions, orders, requests……………………………………..
4. Texts for additional reading and translation……………………………….
VII. Unit 6. The Greatest Development of Mankind ……………………………97
1. Text:The Greatest Development of Mankind………………………
2. Activities……………………………………………………………
3. Grammar review:
The Infinitive and Infinitive Constructions……………………………..
VIII. Tests…………………………………………………………………………….108
IX. Особенности перевода научно-технической литературы…………………119
X. Appendix…………………………………………………………………………..122
Introduction
Общие сведения об английском языке
Английский язык (the English language) — язык англичан (официальный язык Англии и Великобритании), жителей США (официальный язык тридцати одного штата), один из двух официальных языков Ирландии, Канады и Мальты, официальный язык Австралии, Новой Зеландии. Он используется как официальный в некоторых государствах Азии (Индия, Пакистан и др.) и Африки (Нигерия, ЮАР). Большинство стран использует английский язык в дипломатии, деловой и коммерческой деятельности.
Английский язык относится к германским языкам индоевропейской семьи языков. Для 410 миллионов говорящих английский — родной язык, общее число носителей (включая второй язык) — около 1 млрд. человек. Он также является одним из шести официальных и рабочих языков ООН.
Богата и разнообразна художественная литература на английском языке. Это язык Шекспира, Даниеля Дефо, Джорджа Гордона Байрона, Вальтера Скотта, Чарльза Диккенса, Оскара Уайльда, Марка Твена, Джека Лондона и многих других великих писателей, поэтов и драматургов.
Английский язык сложился на Британских островах в результате сложных и длительных исторических преобразований. Предки английского народа – англосаксы - древнегерманские племена англов, саксов и ютов в начале нашей эры жили на территории современной Европы. На Британских островах жили бритты и другие кельтские племена, составлявшие коренное население Британии. С середины V века начинается постоянное и продолжительное переселение англосаксов на Британские острова. В ходе этого англосаксонского завоевания коренные жители были частично истреблены, частично оттеснены на запад, в Уэльс, и на север, в Шотландию. К концу VI века в новых территориальных границах сложилось несколько англосаксонских королевств, по их имени часть Британии стала называться Англией.
На историю и развитие английского языка повлияли набеги норманнов (VIII в), воинственных племен из Скандинавии. В результате в лексику вошли слова повседневного употребления скандинавского происхождения: husband (муж), to take (брать), to call (звать), they (они).
В 1066 году произошло нормандское завоевание Англии – вторжение нормандских и французских феодалов под предводительством герцога Нормандии Вильгельма. Это завоевание вызвало появление в английском языке слов французского происхождения. Особенно явно это влияние отразилось в лексике, связанной с управлением государством: government (правительство), court (двор), courtier (придворный), servant (слуга), army (армия), battle (битва), victory (победа), soldier (солдат), religion (религия), justice (справедливость) , judge (судья).
Грамматический строй английского языка претерпел многочисленные изменения в процессе развития и дошел до нас как язык аналитического строя. Это значит, что грамматические функции слов и их роль в предложении выражаются специальными средствами: предлогами, вспомогательными глаголами, определенным порядком слов в предложении.
Наиболее ярко аналитический характер английского языка проявляется в видовременной системе глагольных форм. Аналитическая форма глагола состоит из двух (или более) частей. Первая часть - вспомогательный глагол, не обладает самостоятельным значением, передает только грамматические признаки лица, числа, времени. Вторая часть – инфинитив или причастие смыслового глагола, является носителем лексического значения. И все части вместе выражают грамматическое значение глагольной формы: его вид, время, залог, наклонение.
The English Alphabet
Aa | Hh | Oo | Vv |
Bb | Ii | Pp | Ww |
Cc | Jj | Xx | |
Dd | Kk | Rr | Yy |
Ee | Ll | Ss | Zz |
Ff | Mm | Tt | |
Gg | Nn | Uu |
Consonants: b, c, d, f, g, h, j, k, l, n, m, p, q, r, s, t, v, w, x, z
Bilabial | Labio-dental | Dental | Alveolar | Post-alveolar | Palatel | Velar | Labial-velar | Glottal | |
Nasal | m | n | ŋ | ||||||
Plosive | p b | t d | k ɡ | ||||||
Affricate | tʃ ʤ | ||||||||
Fricative | f v | θ ð | s z | ʃ ʒ | (x) | h | |||
Approximant | r | j | w | ||||||
Lateral | l |
Vowels: a, e, i, o, u, y
Monophtongs:
Letters combination | sound | word | |
ee, ea | iː | need | |
i | ɪ | bit | |
e | ɛ | bed | |
a | æ | back | |
o | ɒ | box | |
aw, ore | ɔː | paw, more | |
a | ɑː | bra | |
oo | ʊ | good | |
oo | uː | food | |
u | ʌ | but | |
ir | ɜː | bird | |
a | ə | comma | |
Diphthongs:
letters | sound | word |
ay | eɪ | bay |
oa | əʊ | road |
y, i | aɪ | cry |
ow | aʊ | cow |
oy | ɔɪ | boy |
ear | ɪə | fear |
air | ɛə | fair |
ure | ʊə | lure |
Word building
Словообразование
Слова в английском языке бывают простые, не имеющие в своем составе ни префиксов, ни суффиксов(a school, a book, a chair) и производные, образованные от других частей речи с помощью суффиксов(a teacher, childhood) или префиксов (bystreet, outbreak) или одновременно и того и другого (unemployment).
К характерным суффиксам производных существительных относятся:
-er/-or/-ar: driver, actor, beggar
-ant/-ent: assistant, servant, student
-ist: artist, dentist
-ment: government, agreement
-tion: education, attention
-sion: decision, permission
-ance/-ence: importance, absence
-ity: activity, priority
-ness: happiness, kindness
-th: truth, strength
-ism: communism, tourism
-cy: currency, policy
-dom: freedom, wisdom
-hood: childhood, brotherhood
-ship: friendship
-ty: activity
-ry: rivalry
-ure: pressure
-age: clearage, bandage
-tude: attitude, magnitude
-o(u)r: colour, parlour
Имена существительные почти не имеют характерных префиксов. Префиксы существительных совпадают с префиксами глаголов и прилагательных, от которых образованы существительные. Некоторые существительные образуются из двух и более слов и составляют одно понятие (classroom, newspaper).
Многие части речи совпадают по форме, и их можно отнести к той или иной части речи в зависимости от их роли в предложении (answer - to answer, dream – to dream, end – to end, work – to work, hope – to hope).
Имена прилагательные в английском языке, также как и существительные, бывают простые и производные. К наиболее характерным суффиксам прилагательныхотносятся следующие:
-ful: useful, hopeful, beautiful
-less: useless, helpless
-ous: famous, courageous
-al: formal, central
-able/-ible: eatable, visible
-ant/-ent: constant, permanent
-ive: active, attractive
-ic: pacific, comic
-y: crazy, noisy
Самыми употребительными префиксами прилагательных являются:
un-: unhappy, unreal
in-: incomplete, indifferent
im-: impatient, immortal
il-: illegal, illogical
ir-: irregular, irrational
Глаголы бывают простые (to run, to do, to swim) и производные (to reconstruct, to specialize).
Основные глагольные суффиксы:
-ate: to concentrate, to duplicate
-ize/-ise: to realize, to comprise
-fy: to justify
-en: to brighten, to broaden
Наречия по своему строению делятся на простые (often, seldom, never, still, yet, near, now, then, here, there), производные (happily, busily, easily, slowly) и сложные, образованные от двух и более основ (inside, outside, sometimes, somewhere, at last, at least, moreover).
Ряд наречий образован от других частей речи (напр. от прилагательных): daily, weekly, monthly
Суффиксы, образующие наречия:
-ly: seriously, quietly
-ways: sideways
-wise: clockwise, otherwise, crosswise
-ward(s): forward, backward, afterwards, homewards
-like: warlike
-fold: twofold, manifold
Практические задания
1. Прочитайте текст и определите, верное или неверное утверждение:
If you speak English, you have plenty of people to talk to. It is spoken in more parts of the world than any other language.
English has many borrowings. It started out taking words from Latin, Greek, French, and German. Then English went on to borrow words from more than 50 languages. From Italian, it took pizza and violin. From Spanish and Portuguese, it borrowed the words alligator, canyon, and sombrero. The Caribbean islands gave English barbecue and cannibal. From Africa came chimpanzee and zebra; from India came bandanna, curry. From Australia came kangaroo and boomerang.
Science caused an explosion in words. Some words in science combine parts of Greek and Latin words. They include penicillin, supersonic. Others were borrowed from modern languages. Robot comes from a Czech word.
№ | True | False | |
a) | There are quite a few borrowings in English. | ||
b) | The origin of the word canyon has been traced to Portuguese or Spanish. | ||
c) | The word boomerang came from Africa. | ||
d) | Kangaroo is an Australian word. | ||
e) | There are Greek or Latin roots in a word supersonic. |
2. Определите, к какой части речи относится выделенное слово:
Water and air are becoming more and more polluted.
You should water the flowers at least once a week.
There are government and publicorganizations that analyze data on land, forest and air.
In Hyde Park you could air your political views on public.
3. Заполните таблицы на словообразование:
Noun | Verb |
change | … |
… | to achieve |
… | to advance |
development | … |
… | to protect |
… | to pollute |
action | … |
… | to increase |
elimination | … |
… | to interact |
Noun | Adjective |
variety | … |
ecology | … |
environment | … |
danger | … |
industry | … |
globe | … |
nature | … |
… | safe |
… | numerous |
ocean | … |
4. Переведите производные слова. Дайте свои примеры. Составьте предложения:
Material – immaterial, limited- unlimited, important – unimportant, known – unknown, seen – unseen, perfect – imperfect, possible – impossible, legal – illegal, regular – irregular, mobile - immobile
Act – action – (in)active – actor, athlete – athletic – athletics, child – children – childhood, collect – collection – collector, entertain – entertainment, hero – heroic – heroine, music – musical – musician, play – player – playful, sail – sailing – sailor, sing – sang – sung – song – singer – singing.