Выражения для конкретизации состава структуры
Для осуществления конкретизации состава структуры имеется много различных выражений, но в разговорной практике чаще всего употребляются следующие:
¨ such as | –такой как / такие как | ||
¨ for example | –например | ||
¨ It is / They are | – Это | ||
¨ This is / These are | |||
● Выражение such as может употребляться в любых ситуациях. Оно может представлять как множество частей структуры, так и одну из них. При необходимости выражение such as может быть разбито на составные части. Например:
We have three classes today, such as maths, history and English.
У нас сегодня три урока, такие как математика, история и английский язык.
We have such classes today as maths, history and English.
У нас сегодня такие уроки как математика, история и английский язык.
● Выражение for exampleимеет ограничение в своем применении, так как употребляя его, мы не можем назвать все составные части структуры, а лишь некоторые из них.
There are different foreign languages, for example English, German and others.
Существуют различные иностранные языки, например, английский, немецкий и другие.
● Если выражения «such as» и «for example»употребляются в том же самом предложении, мысль которого они конкретизируют, то с конструкциями it is / they are или this is / these are образуются отдельные предложения. Необходимо быть внимательным при выборе этих конструкций, так как они различаются по числам, и выбор числа зависит от того, в единственном или множественном числе стоит существительное, которое они конкретизируют.
There is a new department at the university. It is (This is) a law one.
В университете новый факультет. Это юридический факультет.
There are two new departments at the university. They are (These are) economics and law ones.
В университете два новыхфакультета. Это экономический и юридический.
Завершающие выражения
Если при перечислении мы не желаем называть все составные части структуры, но указать, что перечисление не завершено, то употребляются определенные завершающие выражения, среди которых можно выделить следующие:
¨ and so on | – и тому подобное, и так далее |
¨ and(many / some)others | –и (многие / некоторые) другие |
¨ etc. [itʹsetrə] | –и так далее (употребляется только в печатных текстах) |
● Выражение and so on может завершать любое перечисление: предметов, лиц, действий.
Our university has a lot of specialists, for example programmers, lawyers, radio-engineers and so on.
Наш университет имеет много специалистов, например, программистов, юристов, радиоинженеров и так далее.
It is interesting for me to work on computer, to play computer games and so on.
Мне интересно работать на компьютере, играть в компьютерные игры и так далее.
● Выражение and others употребляется только тогда, когда при перечислении дается обобщающее слово.
In the first year of our studies we have different subjects, such as maths, physics, history and others (= and other subjects).
На первом курсе у нас различные предметы, такие как математика, физика, история и другие (подразумевается «и другие предметы»).
Но: In the first year of our studies we have maths, physics, history and so on (но не «and others», так как нет обобщающего слова «предмет»).
На первом курсе у нас математика, физика, история и тому подобное.
● Выражение etc.– латинское сокращение. В разговорной речи оно не употребляется, но его часто можно встретить в печатных текстах.
I. Используя все возможные варианты, выразите наличие следующих составных частей структуры, которой является ваш университет.
Модель:
Many departments.
¨ (At our university) There are / we have many departments at our university.
¨ Our university has many departments.
¨ Many departmentsare at our institute.
1. Many buildings.
2. A library.
3. Six thousand students.
4. A law department.
5. A lot of computers for our training.
II. Закончите предложения, конкретизируя их смысл через определенные выражения, а также завершая их соответствующим образом.
Модель:
There are different sports games…
There are different sports games, such as / for example / They are / These are football, volleyball, basketball and others / and so on.
1. There are different foreign languages…
2. Our university has a lot of laboratories …
3. We have different general subjects…
4. The special subjects … are very important for our training.
5. There are many departments…
III. Выразите свое отношение к следующим действиям, используя расширенные конструкции безличных предложений. Завершите перечисления различного плана, обращая внимание на то, где можно использовать заключительную фразу«and others», а где только «and so on».
Модель:
To learn chemistry, drawing, a foreign language.
It is necessary (important…) for me to learn chemistry, drawing, a foreign language and so on («and others» не подходит, так как нет обобщающего слова «subject»).
1. To learn programming, databases.
2. To study different general subjects, for example English, maths, history.
3. To be at parties, competitions.
4. To live in such cities as Moscow, St. Petersburg.
5. To work on computer, to build networks.
6. To play such games as football, volleyball.
IV. Используя информационную карту по теме «Our University», (см. стр. 164.) представьте свой университет с помощью речевых моделей для описания структуры.
V. Подготовьтесь к самостоятельной беседе о своем университете. Текст «Our University» может служить образцом при подготовке к беседе на эту тему.
Our University
big | laboratories | subjects | lessons | students’ life | |||||||||||||||||||||||
(labs) | |||||||||||||||||||||||||||
lectures, practical classes, laboratory classes | parties, the game «What, Where, When», sports competitions and so on | ||||||||||||||||||||||||||
six thousand students | a lot of buildings | physical, chemical, electronical, computing and others | general | special | |||||||||||||||||||||||
physics, chemistry, mathematics, history, drawing, foreign language, physical training and so on | computer science, programming, databases, networks, design of computer devices and others | ||||||||||||||||||||||||||
engineering departments | |||||||||||||||||||||||||||
information technologies one | electronics and computing systems one | mechanical-engineering one | |||||||||||||||||||||||||
fields of studies (examples) | fields of studies (examples) | fields of studies (examples) | |||||||||||||||||||||||||
information systems | applied computing | the design and technology of computer devices | computing machines | programming | technology of mechanical engineering | instrument systems | |||||||||||||||||||||
Речевой этикет