Глава i. человек и различные сферы его жизни

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЧАСТЬ 1

УСТНЫЕ РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ

Учебное пособие


Кемерово 2014

ББК Ш143.24я73-5

УДК 811.112.2'243(075.8)

Т 64

Печатается по решению pедакционно-издательского совета

Кемеровского государственного университета

Рецензенты:

канд. филол.н., заведующая кафедрой общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» А.Г. Апухтина

доктор наук, профессор института германистики Лейпцигского университета ФРГ Г. Шуппенер

Точилина, Ю. Н.

T 64Немецкий язык для студентов факультета истории и международных отношений. Часть 1: Устные разговорные темы / Ю.Н. Точилина, Н.С. Годжаева, М.С. Лымарева; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014. – 373 с.

Годжаева Н.С. Глава I. Темы для начинающих: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Точилина Ю.Н. Глава I. Темы для начинающих: 3. Темы для продвинутого уровня: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Лымарева М.С. Глава II.

ISBN

Учебное пособие разработано по дисциплинам Б.3.В.2 «Практический курс второго иностранного языка (немецкий)» и Б.1.В.3 «Второй иностранный язык» для студентов бакалавриата ФГОС по направлению подготовки ВПО 031900.62 «Международные отношения», ОПД.Ф.1 «Иностранный язык (немецкий)», ОПД.Ф.2 «Иностранный язык №2 (немецкий)» для специальности 030701 «Международные отношения». Кроме того, пособие может быть использовано для Б.3.Б.9 «Иностранный язык второй» направления подготовки 100400.62 Туризм, Б.1.Б.1. «Иностранный язык (немецкий)» направления подготовки 030600 История, а также для студентов, получающих дополнительную квалификацию «Переводчик». Пособие содержит следующие темы: «Знакомство», «Моя семья», «Учеба», «Квартира», «Ориентирование в городе», «Мой рабочий день», «Мое свободное время», «В театре. В кино», «Кемерово», «Покупки», «Книги в жизни человека», «Еда», «У врача», «Внешность и характер человека», «Погода. Времена года», «Охрана окружающей среды», «Проблемы молодежи», «Мировые религии». Пособие может быть использовано как на аудиторных занятиях, так и для организации самостоятельной работы студентов.

  ББК Ш143.24я73-5 УДК 811.112.2'243(075.8)
ISBN © Точилина Ю. Н., Годжаева Н. С., Лымарева М. С., 2014 © Кемеровский государственный университет, 2014
     

ПРЕДИСЛОВИЕ

VORWORT

Настоящее учебное пособие составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины Б.3.В.2 «Практический курс второго иностранного языка (немецкий)» для студентов бакалавриата ФГОС по направлению подготовки ВПО 031900.62 «Международные отношения», в результате которой у обучающихся формируются следующие компетенции: ОК-2 (умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь), ОК-3 (готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе), ОК-26 (способность адаптироваться к условиям работы в составе многоэтничных и интернациональных групп), ОК-27 (владение методами делового общения в интернациональной среде, способность использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран), ПК-5 (готовность и умение вести диалог, переписку, переговоры на иностранном языке в рамках уровня поставленных задач), ПК-6 (способность выполнять письменные и устные переводы материалов профессиональной направленности с иностранного языка на русский и с русского на иностранный язык), ПК-7 (владение техниками установления профессиональных контактов и развития профессионального общения, в том числе на иностранных языках), ПК-15 (обладание навыками работы с аудиторией, в том числе зарубежной), программой дисциплины Б.1.В.3 «Второй иностранный язык», в результате которой формируются компетенции ОК-1 (умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем), ОК-2 (умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь), ОК-14 (способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях), ОК-28 (стремление к непрерывному самообучению и саморазвитию), ПК-3 (знание и активное владение, как минимум, двумя иностранными языками, умение применять иностранные языки для решения профессиональных вопросов), ПК-5 (готовность и умение вести диалог, переписку, переговоры на иностранном языке в рамках уровня поставленных задач), ПК-6 (способность выполнять письменные и устные переводы материалов профессиональной направленности с иностранного языка на русский и с русского на иностранный язык), ПК-7 (владение техниками установления профессиональных контактов и развития профессионального общения, в том числе на иностранных языках), программами по иностранному языку (немецкий) ОПД.Ф.1, по иностранному языку №2 (немецкий) ОПД.Ф.2 для специальности 030701 «Международные отношения». Кроме того, пособие может быть использовано для Б.3.Б.9 «Иностранный язык второй» направления подготовки 100400.62 Туризм, Б.1.Б.1. «Иностранный язык (немецкий)» направления подготовки 030600 История, а также для студентов, получающих дополнительную квалификацию «Переводчик».

Пособие предназначено для студентов 1-4 курсов, изучающих немецкий язык как основной и второй иностранный язык.

Пособие содержит следующие темы: «Знакомство», «Моя семья», «Учеба», «Квартира», «Ориентирование в городе», «Мой рабочий день», «Мое свободное время», «В театре. В кино», «Кемерово», «Покупки», «Книги в жизни человека», «Еда», «У врача», «Внешность и характер человека», «Погода. Времена года», «Охрана окружающей среды», «Проблемы молодежи», «Мировые религии».

Актуальность данного учебного пособия в современных условиях заключается в необходимости повышения уровня владения иностранным языком в соответствии с международными требованиями и стандартами. Новизна учебного пособия состоит в том, что оно разработано специально для студентов факультета истории и международных отношений, в соответствии с рабочими программами изучаемых дисциплин.

Цель данного учебного пособия – содействовать развитию у студентов навыков говорения, чтения и письма, расширить лексический запас и познакомить с образцами современного немецкого разговорного языка. Учебное пособие рассчитано на аудиторную и самостоятельную работу студентов и предлагает разнообразные задания на изучение и закрепление материала. Каждая тема состоит из тематического словаря, цель которого расширить знания по теме, текстов, диалогов, системы упражнений, рассчитанной на активное усвоение и использование лексики, имеются иллюстрации.

Учебное пособие снабжено многочисленными реалистичными текстами из повседневной жизни, что для изучения немецкого языка как иностранного представляет особую важность. Тексты и упражнения имеют коммуникативно-функциональную ориентацию, конечная цель которой заключается в формировании навыков свободного говорения в той или иной коммуникативной ситуации. При работе над текстами и при выполнении упражнений осуществляется постоянная связь аспектов – устная практика и практическая грамматика. Многие задания имеют грамматическую направленность. Это служит выявлению взаимосвязи формы и содержания. Необходимым условием выполнения упражнений является работа студентов со словарями.

Пособие четко структурировано, перед каждой темой расположен основной тематический словарь. В пункте 1.1. «Темы для начинающих» слова в тематических словарях расположены в алфавитном порядке, что упрощает обучающимся работу на начальном этапе обучения.

При написании пособия авторами был обобщен опыт их работы, систематизированы собранные в течение многих лет работы материалы по устной практике немецкого языка.

***

Настоящее учебное пособие предлагает базовые материалы для изучения языка. Необходимые знания отрабатываются на текстах и заданиях, содержащих информацию, пригодную для повседневного общения. Рассматриваются такие понятные для обучающихся темы, как «Квартира», «Ориентирование в городе», «Учеба», «Тело человека», «Здоровье» и др.; доступность и понятность предложенных тем позволяет быстро достичь успеха в изучении языка. Помимо этого в пособии обращается внимание на вопросы и проблемы всего общества. При этом авторами поставлена непростая задача подвигнуть обучающихся полемизировать друг с другом на основе предложенного материла. Уровень сложности предлагаемых в пособии текстов повышается постепенно от темы к теме. Это относится и к уровню абстракции рассматриваемых тем. В этой связи помимо лексики, относящейся к основному словарному составу, обучающиеся знакомятся и с профессиональной лексикой.

Особое внимание в пособии уделяется образованию грамматически корректных форм. Благодаря множеству различных типов заданий данное учебное пособие дает возможность выбирать упражнения в соответствии с конкретной темой занятия и ситуацией. Таким образом, могут рассматриваться те или иные индивидуальные вопросы.

Кроме того большой выбор заданий различного типа говорит о широком спектре методов обучения. Сюда относятся всевозможные упражнения на перевод, диалоги, а также упражнения на разыгрывание ролей.

Имеющиеся в пособии иллюстрации придают ему разнообразие и наглядность. Особой ценностью обладают также упражнения на контрастное употребление лексики. Новые слова и выражения обоснованно дополняются списком всевозможных устойчивых словосочетаний (фразеологизмов), которые очень важны для повседневной коммуникации. Однако следует отметить, что их выбор не всегда четко мотивирован, и поэтому их освоение обучающимися связано зачастую с определёнными трудностями. То же самое можно сказать и в отношении вопроса употребления выражений с предлогами, представляющих зачастую для носителей русского языка некоторые сложности. Тема глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками не рассматривается эксплицитно, однако благодаря многочисленным примерам и упражнениям их употребление быстро становится понятным.

Важную часть учебного пособия составляют разнообразные упражнения на перевод как с немецкого на русский, так и с русского на немецкий. При этом есть возможность сделать акцент на типичных ошибках, которые допускают обучающиеся при выполнении заданий данного типа.

Основной задачей данного учебного пособия является не только обучение языку как таковому; также подробно рассматриваются страноведческие темы и способы поведения в различных культурных ареалах от официального до бытового.

В целом предлагаемое учебное пособие может быть использовано как серьезная основа для обучения немецкому языку. Предложенные возможности преподавания языка являются разнообразными и соответствуют современным требованиям, предъявляемым к занятиям по иностранному языку. В надлежащем виде учитываются устные и письменные элементы тренировки материала. Тем самым данное учебное пособие может быть рекомендовано к печати.

доктор наук, профессор института германистики

Лейпцигского университета ФРГ Г. Шуппенер

***

Das vorliegende Lehrwerk bietet zentrale Grundlagen für den deutschen Spracherwerb. Die zu erwerbenden Kenntnisse werden mit alltagstauglichen Texten und Aufgaben geübt. Behandelt werden Themen wie Wohnung, Orientierung in der Stadt, Studium, der menschliche Körper, Gesundheit etc., die für die Lerner naheliegend sind, d.h. aus dem direkten Lebensumfeld stammen, damit leicht zugänglich erscheinen und so auch schnelle Erfolgserlebnisse beim Spracherwerb mit sich bringen. Aber auch gesamtgesellschaftliche Fragen und Probleme werden thematisiert. Dabei sind die Aufgabenstellungen durchaus anspruchsvoll, so dass die Lerner zu intensiver Auseinandersetzung mit dem dargestellten Lernstoff angehalten werden. Die präsentierten Texte steigern sich im Niveau im Fortgang des Lehrbuches beträchtlich. Dies gilt speziell für das Abstraktionsniveau der behandelten Themen. In diesem Zusammenhang wird über den Grundwortschatz hinaus auch manches an fachsprachlicher Lexik vermittelt.

Besondere Aufmerksamkeit wird der Bildung grammatisch korrekter Formen gewidmet. Dank der Vielzahl unterschiedlicher Aufgabentypen bietet das Lehrwerk für die Praxis die Möglichkeit, je nach den Bedürfnissen der konkreten Unterrichtssituation Übungen auszuwählen. Auf diese Weise können individuelle Schwerpunkte gesetzt werden. Die große Auswahl an verschiedenen Übungstypen kommt überdies den unterschiedlichen Lernweisen der Lerner entgegen. Dies gilt beispielsweise für die diversen Übersetzungsübungen, die Dialoge oder auch die unterschiedlichen Rollenspiele.

Die vorhandenen Illustrationen lockern das Buch auf und veranschaulichen wichtige Zusammenhänge. Von besonderem Wert sind Übungen zum kontrastiven Gebrauch von Lexik. Die Vermittlung von Wortgut wird sinnvollerweise ergänzt durch die Auflistung von zahlreichen festen Wortverbindungen (Phraseologismen). Gerade diese sind für die alltägliche Kommunikation von großer Wichtigkeit, nicht immer sind sie jedoch vollständig motiviert und folglich für die Lerner mit besonderen Schwierigkeiten verbunden. Dassselbe gilt mit Blick auf den Gebrauch von Verbindungen mit Präpositionen, die für Lerner mit russischer Muttersprache oftmals große Schwierigkeiten bieten. Die Thematik der trennbaren und untrennbaren Verben wird nicht explizit behandelt, doch durch die zahlreichen Beispiele und Übungen werden die speziellen Verwendungen schnell deutlich.

Einen wichtigen Bestandteil des Konzepts des Lehrwerkes machen die vielfältigen Übersetzungsübungen in beiden Richtungen (Deutsch-Russisch, Russisch-Deutsch) aus. Dabei kann auch auf typische Fehler oder Schwierigkeiten der Lerner eingegangen werden.

Doch nicht nur auf das sprachliche Lernen konzentriert sich das Lehrbuch, sondern auch landeskundliche Themen und Verhaltensweise werden ausführlich behandelt, und zwar in verschiedenen kulturellen Arealen vom offiziellen bis hin zum Freizetbereich.

Insgesamt kann das vorgelegte Lehrwerk als eine solide Arbeitsgrundlage für den alltäglichen Sprachunterricht genutzt werden. Die gebotenen Möglichkeiten der Sprachvermittlung sind vielfälltig und entsprechen den modernen Erfordernissen des Fremdsprachenunterrichts. Mündliche und schriftliche Übungselemente sind in angemessener Weise berücksichtigt. Damit kann das Buch zum Einsatz empfohlen werden.

Prof. Dr. Dr. Georg Schuppener

ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК И РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ЕГО ЖИЗНИ

Наши рекомендации