Профилактика пищевых отравлений и токсикоинфекций
Тема 1.2. Влияние социальных факторов на здоровье детей.
Основные понятия и термины по теме: демография, экосистема, генотип, социальное сиротство, периодизация детства, онтогенез, ВОЗ (Всемирная организация Здравоохранения), иммунитет, валовой продукт, витамины, микро - и макроэлементы, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, токсины.
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
Факторы, влияющие на рост и развитие детей. Демографические
Показатели.
Основные группы пищевых продуктов.
Формирование рациона питания детей дошкольного возраста
Профилактика пищевых отравлений и токсикоинфекций.
Краткое изложение теоретических вопросов:
1. Основные факторы, влияющие на рост и развитие детей. Демографические показатели.
В результате научно-технического прогресса и его издержек человечество оказалось частью искусственно созданной биологической экосистемы, которая при нарастающем количестве людей оказывает негативное влияние на здоровье человека. Стремительность социально- экономических перестроек значительно больше темпов эволюции человека,
поэтому в его организме не успевают вырабатываться механизмы сопротивляемости различным формам экологической агрессии. Эти обстоятельства отразились на характере и качестве воспроизводства населения.
Факторы, влияющие на рост, развитие и
возникновение заболеваний у детей.
Это - генотип населения, образ жизни, состояние окружающей среды. Роль различных факторов в развитии заболеваний зависит от пола и возраста: -наибольшему риску развития хронических заболеваний подвержены дети с отягощенной наследственностью;
- факторы внешней среды почти сравнялись с биологическими: алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятная обстановка в семье и школе, а иногда и их сочетание. В неполных семьях заболеваемость детей выше; - загрязненные районы проживания, профессиональные вредности у родителей за 2 года до рождения ребенка, курение беременных их болезни и осложненные роды, курение дома после рождения на глазах ребенка; - уровень образованности и социально-экономический статус родителей – в
бедных семьях выше риск от несчастных случаев и травм, чем ниже образование матери, тем их риск выше (низкий доход, плохое питание); - здоровье внебрачных детей хуже, они часто рождаются недоношенными, позже начинают ходить и говорить, чаще болеют (небрежное отношение к детям); - дети в семьях негармоничных (плохие отношения между родителями) болеют чаще и дольше. Перечисленные условия делают детей более уязвимыми и имеют больше риск заболеть. К этой категории специалисты относят и единственного ребенка, детей, рожденных после долгого лечении родителей от бесплодия, нежеланных, детей от пожилых родителей, детей, рожденных после смерти предыдущего ребенка или после смерти кого-то в семье.
Обострилась проблема социального сиротства - детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты, учебно- воспитательные комплексы). У них замедленные темпы биологического развития, почти у половины отставание от календарного возраста 6-15 лет, дефицит или избыток массы тела, снижение функциональных возможностей в возрасте 6 лет (перед поступлением в школу). У 6-леток заболеваемость выше: нарушения ОДА, дыхательной системы, психические отклонения, расстройства поведения, у 15-летних системы кровообращения и эндокринные отклонения, психические отклонения, болезни глаз. Причины – недостаточность двигательной активности, отсутствие режима дня, недостаточность свежего воздуха, недосыпание. Но, главное, при всех материальных благах и уходе со стороны персонала, ощущение незащищенности семьей, отсутствие родительской любви и ласки, чувство
собственной не нужности никому, недостаток уединения для размышлений, неопределенность будущего и др.
Для здоровья детей имеет значение планировка зданий, площади учебных аудиторий, режим проветривания, большой нагрузкой школьников, занятостью матерей, жилищные условия, доход семей. Причем в разном возрасте влияние одних факторов будет больше, других меньше (до года – характер семьи и образование родителей, от 1 до 4 лет жилищные условия и доход семьи и посещение дошкольного учреждения). Поэтому необходим дифференцированных подход к оценке факторов риска, профилактическим и
оздоровительным мероприятиям.
Не существует стандартных величин факторов риска.
Для практических целей можно пользоваться условной классификацией социально-гигиенических факторов, оказывающих влияние на здоровье растущего организма. Наиболее благоприятными являются:
- состояние окружающей среды, соответствующее гигиеническим норматива-
сбалансированное питание
- рациональный суточный режим
- здоровый образ жизни
Факторы риска:
- Недостаточная или избыточная двигательная активность
-нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса
- недостатки в организации питания
-отсутствие гигиенических навыков и здорового образа жизни
-неблагоприятный психологический климат в семье и коллективе
С конца 80-х годов численность населения России, несмотря на приток переселенцев, стала неуклонно уменьшаться. Прогрессирует превышение показателя смертности над рождаемостью, население стареет. Общий показатель рождаемости в России является одним из самых низких среди европейских государств. Ослабление здоровья у большой части населения за последние годы обусловила возникновение депопуляции, феномена «русского креста», отражающего соотношение показателей рождаемости и смертности (перекрещивающиеся кривые, отражающие тенденции этих демографических процессов). Негативные демографические тенденции в определенной степени связаны и с тем, что внимание и бюджет современной медицины долгие годы было направлено на распространенные заболевания: сердечно-сосудистые, нервные, опухолевые и др. И хотя в диагностике и лечение этих заболеваний достигнут значительный прогресс, полной
реабилитации больных достичь не удается. Поэтому более эффективным медико-социальным мероприятием является профилактическое сохранение здоровья в процессе трудовой деятельности.
В настоящее время около половины населения Земли находится в так называемом «третьем состоянием», между здоровьем и болезнью, которое порождается социальными факторами, в основном, антропогенного происхождения. Связи между этими факторами и болезнями очень трудно устанавливать, т.к. трудно разделить, а время действия их может быть очень длительным. Перед органами здравоохранения сегодня стоит актуальная
проблема – предупреждение отрицательного влияния экономических и военных кризисов, результатов технического влияния на среду, здоровье и эволюцию общества. В основе ее решения лежит создание способов адаптации человека разного возраста к динамике многогранных социально__экономических и экологических перемен.
Важным демографическим показателем является коэффициент младенческой смертности. В середине прошлого 20 века в России он был сопоставим с таковыми в Финляндии и Японии, а сейчас у нас он в 3,5-4 раза выше. В связи с этим наше общество несет огромные потери- это свыше 500 тыс. человеко-лет несостоявшихся жизней в детском возрасте, т.е. потеря каждый год полумиллионного города. Младенческая смертность обусловлена постнеонатальной смертностью (28-365 дней), по большей части за счет
органов дыхания и инфекций. Анализ показывает, что 60% из них можно было предотвратить. То же относится и к младенческой смертности от несчастных случаев (у нас она в 30 раз больше, чем в Японии), от болезней органов дыхания ( в 14 раз), инфекций (в 8 раз), по врожденным аномалиям в 2.3 раза. При этом существует большая разница по территории России. Но в России проблемой является не только младенческая смертность, но и смертность детей всех возрастов. Показатели смертности являются
отражением экологического состояния . Важнейшим показателем качества и уровня организации охраны здоровья матери и ребенка является показатель материнской смертности. ВОЗ определила понятие материнской смертности, как смерть женщины во время беременности и в течение 42 дней после родов. Общепринято вычислять материнскую смертность в абсолютных числах смертей беременных, рожениц или родильниц на 100 тыс. родов живых новорожденных. Наиболее низкий показатель материнской смертности в странах, где высокий уровень экономики сочетается с решением социальных проблем, защитой окружающей среды, качеством медицинской помощи, санитарной культурой – Канаде, Швеции, Бельгии, Дании, Швейцарии, Израиле, Исландии (1-2 на 100 тыс. новорожденных). Во Франции, Германии, Великобритании, Нидерландах, Италии, Греции, Финляндии - 4-10. В США 8-9, в основном, среди афроамериканцев. В России – порядка 25 .
В 1987 г. в результате принятии антиалкогольного законодательства за всю историю России была достигнута максимальная продолжительность жизни – 70 лет. Но затем она начала снижаться как для мужчин, так и для женщин.Сейчас она находится на предпоследнем месте в Европе – на 9-13 лет меньше у мужчин и на 4-7 лет у женщин, особенно в сельской местности (ниже 60 лет), примерно как вы Индии и Индонезии. Основные причины – ССЗ, несчастные случаи и производственный травматизм. Основные медико- демографические показатели с 1987 г. снижаются.
Общиедемографические показатели - коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения, средней продолжительности жизни (на 1000 человек населения).
Специальныедемографические
_______показатели – показатели общей и брачной плодовитости, повозрастной
рождаемости, смертности возрастной, детской, новорожденных,
перинатальной (на 1000 человек, представителей соответствующей среды:
родившиеся живыми, женщины в возрасте 15-49 лет, дети до 5 лет и т.д.)
Общие показатели естественного движения:
Показатель Число родившихся живыми за год
= ----------------------------------------------------- 1000
рождаемости Среднегодовая численность населения
Среднегодовая численность населения – это полусумма численности
населения на начало и конец года.
Показатель Число умерших за год
= ----------------------------------------------------- 1000
смертности Среднегодовая численность населения
Показатель Абсолютный естественный прирост
естествен = ----------------------------------------------------- 1000
прирост Среднегодовая численность населения
населения
Показатель средней продолжительности предстоящей жизни- число лет,
которое предстоит прожить новорожденному, если на протяжении всей
жизни поколения (т.е. при переходе из одного возраста в другой)
повозрастные показатели смертности будут теми же, что и в год рождения.
Эти показатели рассчитываются при рождении и в возрасте 1,15,35 и 65 лет с
распределением по полу. Средняя продолжительность жизни – индикатор состояния здоровья нации, социально-экономических и эколого- гигиенических условий.
Специальные демографические показатели состояния здоровья детского
населения.
Показатель Число умерших на первом году жизни
детской = ----------------------------------------------------- 1000
смертности Число родившихся живыми за год
Показатель Число умерших на 1 месяце жизни
смертности = ----------------------------------------------------- 1000
новорожденных Число родившихся живыми за год
Число мертворожденных и детей,
Показатель умерших на 1-й неделе жизни
перинатальной = ----------------------------------------------------- 1000
смертности Число родившихся живыми и мертвыми за год
Число новорожденных – надежда общества, поэтому младенческая смертность отражает изменения социальной, экономической, политической, экологической и криминальной обстановки в стране.
К специальным демографическим показателям относится используемый
ЮНИСЕФ – Детским фондом ООН для определения уровня благосостояния
детей показатель смертности до 5 лет на 1000 родившихся живыми (ССhD-
5). В экономически развитых странах он составляет 8-13( германия,
США,Япония), в развивающихся 32-40 (Болгария, Куба, Россия, Чили).
2. Основные группы пищевых продуктов.
Полноценное питание – существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма, а также
укрепления здоровья в детском и подростковом возрасте. Полноценное питание – это достаточное по количеству и качественному составу и покрывает энергетические затраты организма. Пищевой рацион детей должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, климатической зоны, характера деятельности и физической нагрузки.
Важна также и правильная организация питания для каждой возрастной группы – это режим (ритм) питания, распределение рациона по приемам пищи, кулинарная обработка, оформление пищи, гигиенические навыки подготовки, поведение и обстановка во время приема пищи. Здоровое , что особенно актуально в наше время, когда
нарушается структура питания, пищевой рацион, состав предлагаемых пищевых продуктов.
По пищевой ценности продукты разделяют на 2 класса:
1- источники основных пищевых веществ (нутриенты), белков , жиров и
углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов; 2- носители энергии, не содержащие или мало содержащие пластический
материал (белки, полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), витамины и
микроэлементы), которые по пищевой ценности уступают продуктам 1
группы.
К 1 классу относятся:
1. Мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, рыба,
морепродукты –основные источники полноценного белка.
2. Пищевые жиры (масло сливочное, растительные масла и жиры, сметана,
высококачественные маргарины и др.) – основные источники жиров и
жирных кислот.
3.Овощи, фрукты, соки, нектары – носители углеводов, витаминов С, Р, бета-
каротина, органических кислот, пищевых волокон, калия и др. минеральных
веществ
4. Хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия – источники
белка, углеводов, энергии, пищевых волокон, витаминов В1,В2, РР,
5. Напитки и кондитерские изделия, обогащенные витаминами, макро- и
микроэлементами и др. незаменимыми веществами не ниже 20% от рекомендуемой нормы потребления (1.5.) см ниже.
Ко 2 классу относятся:
1.Кондитерские изделия
2.Напитки
3. Колбасные изделия, чипсы, немолочные продукты с содержанием жира
более 30% (2.3), см ниже
Важным критерием высокой пищевой ценности продуктов является
минимальное содержание соли, специй, пищевых добавок: консервантов
(нитритов сорбиновой кислоты и др.), красителей, ароматизаторов, стабилизаторов и др, а также жесткой тепловой обработки (обжаривания и т.п.). Поэтому внутри каждого класса выделяют подгруппы с разной пищевой
ценностью. Например, 1 класс включает
1.1. Основные источники полноценного белка
1.1. а) натуральные продукты – мясо, рыбу ,яйца, молоко и др. , не
содержащие пищевых добавок и
1.1. б) сосиски, сардельки, колбасы, содержащие нитриты, много соли,
подвергшиеся повторной тепловой обработке, обжариванию, соленая рыба,
икра и др.
1.2. Основные источники жиров и жирных кислот
1.2.а) масло сливочное, растительные масла жиры,сметана, маргарины
высшего качества
1.2.б) кулинарные и кондитерские жиры
1.3.Носители углеводов, витаминов С, Р. Бета-каротина и др.
1.3. а) овощи, картофель, фрукты, соки, нектары1.3.б) растворенные из порошков
1.4. источники белка,углеводов, пищевых волокон, витаминов В1, В2, РР и др.
1.4.а)Хлеб, группы, макаронные изделия
1.4. б) готовые завтраки, попкорн
Класс 2.
2.1. Кондитерские изделия:
2.1. а) мучные изделия, шоколад и шоколадные конфеты, варенья, джемы,
мед
2.1.б)сахарные изделия (леденцы,жевательные изд. и др.)
2.2. Напитки:
2.2.а)- сокосодержащие, с высокой пищевой ценностью, 2.2. в) какао,
кофейные
2.2.б)- безалкогольные, прохладительные с невысокой пищевой ценностью,
должны сочетаться в сочетании с продуктами высокой пищевой ценностью.