Модели взаимод-я этносов: (этноконф-???,англоконформизм, плавильный котел, мультикульт-зм(МЛКЗМ))
1. Ассимиляция и вкл-е в к-ру принимаемого общ-ва благодаря свобод выбору -это модель плавильного котла или под давл-м «давящий пресс»(Франц), 20-60г 20в в США- все нации сплав в единый конгломерат приобретая др у др черты. до 60 считалось, что именно она действ в США но после 70 она сдвинулась к моделе культ-й мозаики, ГДЕ кажд элемент играет опр роль.
2. этноконформизм - параллельное сущ. больш. меньшинств. в рамках одного гос-ва. Если происх-т под давл-м приним-го общ. – сегрегация .(Гер. Австрия ). 3. Интеграция - МЛКЗМ или модель этн. плюрализма. т.е. равноправное этн. мен-во с больш-вом при сохр. этно-культ. Особен-ей тех и др (Велик. Нид, Швеции) Напр. В США сейчас п-ка, направл на разв и сохр в стране культ разл. МЛКЗМ отлич. от полит либер-зма признанием прав за этнич и культ гр. (предост возм-ти этнич и культ общинам управлять обучением своих членов, выражать полит оценку). МЛКЗМ противоп-ся конц-ции «плавильного котла» - где предполаг слияние всех к-р в одну. (Канада,США) Идея МЛКЗМ выдвиг главным образом в высокоразв об-х Европы, где сущ-т выс ур культ разв.
к 6
Модель ассимиляции.Англоконформизм. Она хар-ся ситуацией, кгд на терр-ю носителей 1ой этн-ти вторгаются более многочисл-е носители др (др-х) или кгд в рез-те мигр-ых прц-сов часть носителей 1ой этн-ти оказыв-ся среди более многочисл-х носителей др. И в том и в др случ, оказавшись в иноэтнической среде, они попадают под Де нью соц-эк факторов и культ-х норм. Постепенно происходит измен-е в поведении в сторону господст-их нормат-ных образцов. Прц-с ассимиляции занимает, как правило, весьма длит время и редко заканч-ся во 2ом и даже в 3ем поколениях. Модель плавильного котла. Классическим примером такого типа этнич-их взаимоДе принято считать США, на тер-ии кот в рез-те мигр-ых прц-сов оказались носители различ этнич-тей, причем ни 1 из них не смогла занять господств-го положения. В рез-те и у тех и у др произошла утрата первоначальной этн-ти, но вместо нее родилась нью, вобравшая в себя различ элементы многих куль-р. В итоге рождение нью соц общности привело к рождению и нью этн-ти. Впрочем, утверждение о рождении нью этн-ти в США вызывает у большой части специа-тов вполне обоснованное недоверие. Достаточно тяжело представить себе гомогенный сплав хотя бы культур WASP, афроамерик-в и укоренившихся мигрантов из ЛА. Другое дело, что в «плавильном котле» америк-го общ-ва разнородные этнич-ие и расовые компоненты образовали сплав, именуемый «американской нацией».
Языковой ф-р
Диффер гос-в по яз контексту: (Кеннет Д. МакРей): 1)Преоблад 1 язык и одно или неск нац меньшинств. Проблема- справедл отн с меньшинствами. Пример- РФ 2) 2 или неск сравнительно= по числ групп. Пробл- сохр межгрупп равновесия и полит стабил-ти. (Бельгия- фломанский и франц яз. Выход-введ нью 3го или неск гос яз) 3) Крайняя яз раздр. Пробл- созд эффект коммуникации посредством общего языка (межд язык, модифицир-й туземный яз) Индия. Языковая п-ка сегодня- 1) один язык, 2) один гос яз + территор офиц языки(РФ, но можно на своей тер и своим), 3) неск-ко оф яз (в Швейцарии 4) Яз стратификация- 2 принципа use языка в многонац г-вах: территор и персон (напр в сша, а у нас шорцы так). Этнич мобилиз- пр-с превращ этноса в полит силу. 1) Мобилизированный лингвицизм (треб связ с яз п-кой- рост статуса своего языка) 2) язык для вытесн конкур этносов (в Прибалтике –литва эст латвия НЕ вводят рус яз,русские оттуда вын уехать), 3) ср-во достиж эк и полит целей. Пробл язык.п-ки- соотн яз и этничн (признают родным один, выглядят так, а говорят на другом), 2) категория языка( родной, для общения, материнский), 3) конструир языковой среды. 4) формир яз границ. Яз п-ка важна сегодня, тк- 1) растет роль этничности, 2) модерн об-во, 3) демокр г-во, 4) глобализ Мо (феномен внешних языков)
Виды статуса языка:-гос-ый (официальный)язык;-национальный язык;-рабочий язык;-регион язык. Кроме того,следует различать гос-ые языки и офиц-но призн-ые языки нац.меньшинств.Стратиф-я стран по яз-му принципу:-имеющей один гос-ый язык;-имеющ несколько гос-х языков;-имеющие один гос-й язык для всей страны и,в дополнение к нему,гос-ые языки для регионов;-страны,не имеющие гос-го языка для всей страны,но имеющие таковой для отдельных частей;-не имеющие гос-го языка. Причины противоречий на языковой почве. –колониальное наследие(страны Африки,Азии,ЛА);-исторические противоречия(постсов пространство,Ирл);-дискримин-я мень-в по яз принципу(молдова,США);-особ-ти языковой пол-ки отдельных гос-в(гос-ва Прибалтики).Гос-ый языки РФ.-это юридическая категория,определ.язык,кот обязателен для применения.
8. Понятие регионального языка и его реализация в мо (на примере стран евр) Регион-й язык — язык, офиц статус кот. закреплён в закон-ве 1го или нескольких админ-но-Sых субъектах:провинциях, краях, штатах, муниципалитетах, наряду с гос-м языком, кот. действует на S всего гос-ва.Само понятие «регион-ый яз» предст-ет определ-ые трудн-ти д\политиков и лингвистов, особенно в случае распростр-ия близкородственных яз-ов, кгд трудно разграничить понятие язык и диалект. Подобная ситуация наблюд-ся в Кит, Фр, романских стр-х, в южнославянском и отчасти герм регионах. Определение Евр-й хартии регион-х яз-ов и нац-ых меньш-тв:« регион-е и малочисл-ые яз-и» должны соответ-ть след критериям:традиц-но use на опред S гражданами данного гос-ва, кот явл-ся нац-ным меньш-вом на S гос-ва; и иметь сущ-ные отличия от гос-го языка. Признание регион-х яз-ов зачастую упирается в демограф-ие, лингв-ие и пол-ко-эк-ие проблемы. Напр: каталонский яз явл-ся 1ным офиц в небольшом гос-ве Андорра, где его сч-ют родным 30 % 85-тыс населения. При этом в авт-ой области Каталония (Исп.), где проживает осн масса носителей, он сначала получил регион-й, а ныне офиц статус наряду с Исп яз-ом, с кот каталонский конкур-ет из-за экон-ой мощи Каталонии. В Швеции финс яз (сев диалект) признан регион-м на крайнем сев страны, в то время как осн масса носителей (иммигр-ов из Финл) на юге. При этом в Финл шведс по давней традиции счит-ся 1им из 2х офиц яз-ов гос-тва. Ныне явл-ся родным для 5,6 % населения и факт-ки превр-ся в регион-й яз. В Эстонии рус. яз. Явл-ся родным для 33 % нас, в том числе для 97 % насел г. Нарва, не имеет никакого статуса. Некот регион-е яз-и, напр: кантонский диалект/яз Юж Китая (в том чис г. Гонконга) имеет > 60 млн носителей в 1ой только провинции Гуандун. Во мн. случаях статус рег-го яз-а присв-ся в целях сохр-ия черт в рег-х диалектах офиц яз-а для поддер-ия язык-го разнооб-ия в целях увели-я турист привлек-ти или подчёр-ия культ-ой самобытности региона. Например:Валлонский яз — исконный, а ныне регион-й романский яз на S гос-в Фр и Бельг;Галло — исконный, а ныне регион-й романский яз на s полуост Бретань,Фр.провансальский яз юга Фр. Шотл яз — регион-й язык на S Шотл принад-ит к гр зап-герм-х яз-ов. В то же t гэльский яз, также имеющ статус регион-го в Шотл, явл-ся автохтоннымкельтским наречием региона, под влиянием кот и развился шотл-й. Мирандский яз — исконный, а ныне регион-й романский яз на S респ-ки Португ. Фризский яз — регион-й яз в кор-ве Нидерл и ряде о-ов ФРГ.Выруский диалект/яз — регион-й яз в Эст. Кантонский яз — регион-й яз в провинции Гуандун, Кит, практ-ки утративший устное взаимопон-ие с пекинским диалектом путунхуа, но сохр-й единство письм-ти.Яз-и не имеющ родства с офиц:Баскский язык — регион-й яз в Исп и Фр не принад-ит не то что романским, но даже не относится к семье индоевроп-их яз-ов.Сорбский язык — регион-й славянский яз в ФРГ.Имеются и случаи, кгд офиц яз 1го гос-ва явл-ся регион-м в соседних с ним регионах др гос-ва в силу истор-их причин:Нем яз как регион-й в провинции Юж Тироль, Ит;Венгерс яз как регион-й в гос-ах Румын и Словак, Фр яз в офиц-но англояз-ой провинции Онтарио, Канада, где он признан регион-м яз-ом в муниципалитетах с концентрацией франко-онтарцев в 10 % и более .
Деволюция в Велик
ДЕВОЛЮЦИЯ - передача (делегирование) центральными правит-ми органами части своих полномочий органам вл-ти админ-но-S единиц. При этом прав-во сохр отв-ть за осн напр пол-ки и закон-тва во всех обл-ях. Различ-ся законодат Д. (передача права издавать законы по нек ?) и админ Д. (передача права проводить в жизнь законы и пол-ку, установ Ц). Велик истор-ки сост из 3 рег (Ан, Шот и У-с), Велик долго была страной с 1ым Ц упр. В к 19в появл 2ступенч стр-ры местного упр в виде графств и р-нов. Это сделало Велик «дуальным гос-вом» с верт распр сфер отв-ти. Центр прав-во (парл-т) отвечает за «высокую пол-ку», - МО, «управ-ие Империей», общее закон-тво. Местные вл-ти - «низкой пол-ой» - обеспеч общ-х потребн-ей, соц сферы и здравоохр, местной пром-ю. После 1945, когда в Вел-и нач-сь созд соврем. гос-ва всеобщего благосос-ия, местные вл-ти утратили управл. здравоохр, энергоснаб, водоснаб (перешло в Ц). В 1974 стр-ра местного упр прошла ч\з Sые и организац реф. Она довела ср размер р-нов страны до 130ты чел, чего не было нигде => критика. С к 1980-х опред-ая деконцентрация управ-ия – ч\з учрежд «исполн агентств», кот д б выполнять те задачи, кот ранее вып мин-ва. +была проведена децентр-я в 1998, Шотл и У-с б преобраз в регионы с выборными регион ассамбл. в Англии, где прожив 85% брит, регион-я не проводилась. Там прошла центр-я, в 1979 консерваторами, а в 1997 и лейб. Ц вла-ть отняла у местной некот ф-и, и расширило роль местных общ-х орган, они работают вне контроля местных органов, финансово зависимы от прав-ва и управл-ся им. Фин автономия мест вл была жестко огранич, она сама пост под жест контр. Короче, в Англии прошла скрытая ре-централизация власти.