Лекция 3. Основные демографические характеристики населения

1. Естественное движение населения.

2. Социальное движение населения.

3. Современная демографическая ситуация.

1.

1. Виды воспроизводства населения определяются особенностями движения численности и состава населения в стране и ее регионах.

Естественное движение населения - это непрерывное изменение численности и структуры населения в результате рождений и смертей. На величину и направленность естественного движения населения влияют экономические, социальные и биологические факторы.

На естественное движение населения влияют процессы брачности и разводимости.

Брачность – это образование супружеских пар путем регистрации или без нее; в последнем случае должен быть устойчивый во времени союз супругов, ведущих совместное хозяйство и воспитывающих детей без юридического оформления.

Разводимость – распад супружеских пар вследствие расторжения брака или прекращения супружеских отношений.

Различают три режима воспроизводства населения: расширенный, простой и суженный.

Для расширенного воспроизводства характерно превышение числа рождений над числом смертей на 1000 человек населения. Такой режим обеспечивается в том случае, если с учетом сложившегося в стране уровня коэффициента дожития (вероятностный показатель, характеризующий ожидаемую продолжительность жизни для каждой возрастной группы населения) на каждые 100 семей будет 260 рождений детей и более.

Простое воспроизводство – это то, при котором нет прироста численности населения, так как число рождений будет равно числу смертей на 1000 человек населения. При этом режиме воспроизводства образуется численное равенство родительского и детского поколений. Число рождений на 100 семей будет находится в пределах 250-260.

Если число рождений на 100 семей будет ниже 250, то образуется режим суженного воспроизводства – депопуляции, когда не только отсутствует естественный прирост населения, но и происходит его абсолютное сокращение.

Фактическая численность определяется на основе переписи населения, а в промежутках между ними – путем расчетов численности и состава населения по данным переписи и регистрации рождения, смерти, прибытия и выбытия. Среднегодовая численность определяется на середину года как средняя арифметическая из данных численности населения на начало и конец года, или путем прибавления к начальной численности населения половины ее прироста.

Рождаемость и смертность рассчитывается на 1000 человек населения (в промилле) и измеряется с помощью систем коэффициентов и таблиц. Разница между числом родившихся и умерших называется естественным приростом (убылью) населения.

2. Вторым составным элементом процесса воспроизводства населения является социальное движение населения, под которым понимают переход индивидов из одних социальных групп и слоев в другие, изменение места, занимаемого ими в социальной структуре общества.

Социальное движение проявляется в изменении различных социальных структур: образовательной, профессиональной, национальной, семейной, брачной и др. Причиной социального движения может выступать повышение общеобразовательного и профессионального уровня, изменение социально-демографических параметров, поступление на работу и уход с нее, перемена работы, уход на пенсию и др. При этом социальное движение связано как с общими тенденциями изменения социальной структуры, так и с личной активностью индивидов.

Различают вертикальное социальное движение – перемещение вверх или вниз в системе социальных позиций и горизонтальное социальное движение – перемещение индивида на одном и том же социальном уровне. Социальное движение выражает изменения позиций в рамках не только одного поколения, но и двух (отцы и дети), трех поколений.

Таким образом, в процессе воспроизводства населения происходит не только замещение поколений, но и формирование его новой социально-демографической структуры. Каждое поколение людей отличается уровнем образования и культуры, профессионально-квалификационной структурой, половозрастным составом и другими характеристиками.

3. Современная демографическая ситуация

Минувшее столетие стало для нашего государства временем демографической модернизации, в результате которой в стране с некоторым опозданием утвердился новый тип воспроизводства населения, тот, что господствует сейчас во всех промышленно развитых городских обществах. Возобновление поколений обеспечивается в условиях низкой смертности и низкой рождаемости, тогда как еще в начале ХХ века население страны воспроизводилось, достигая средневеково высоких уровней того и другого. Теперь, чтобы добиться прежнего воспроизводственного результата, нужно рожать гораздо меньше детей; весь процесс воспроизводства населения стал намного более эффективным, менее "энергоемким", чем в 1913 году.

Этот фундаментальный сдвиг сделал возможными многие изменения, которые всегда рассматриваются как позитивные атрибуты модернизации: почти полная ликвидация детской смертности, увеличение продолжительности жизни, эмансипация и самореализация женщины, демократизация семейных отношений, растущие удельные инвестиции в детей, развитие образования и пр. Однако этот же сдвиг поставил страну перед очень серьезными вызовами, на которые ей придется отвечать в наступившем столетии.

ВЫСОКАЯ СМЕРТНОСТЬ

Один из наиболее очевидных и тревожных сегодняшних вызовов – высокая смертность, которая продолжает расти.

Таблица 1 Ожидаемая продолжительность жизни, лет
Год Ожидаемая продолжительность жизни Прирост по сравнению с 1913 г.
Мужчины Женщины Мужчины Женщины
1913 г. 33,6 36,2 - -
1964 г. 65,1 73,6 31,5 37,4
2010 г. 59,0 72,3 25,4 36,1
Таблица 2 Отставание по показателю ожидаемой продолжительности жизни от некоторых стран, лет
Страны Мужчины Женщины
1913 г. 1964 г. 2009 г. 1913 г. 1964 г. 2009 г.
США 18,1 1,7 15,2 19,2 0,2 7,6
Франция 15,8 2,6 16,5 17,3 1,3 10,7
Швеция 23,6 6,5 18,5 23,8 2,4 9,8
Япония 10,6 2,5 18,8 8,5 -0,8 12,3

Изменения структуры смертности резко замедлились и остались незавершенными. Страна несла огромные людские потери.

Когда речь идет о провале подобных масштабов, дело не сводится к действию отдельных, даже весьма важных факторов. Нужны системные объяснения, требующие критического анализа главных целей общества, его приоритетов, в конечном счете – их серьезного пересмотра.

Пока это не сделано, положение продолжает ухудшаться. Сейчас многие склонны искать корни сегодняшнего неблагополучия со смертностью в событиях, имевших место в стране 1990-х годов. Однако в действительности нынешняя позорно низкая продолжительность жизни мужчин – менее 59 лет в 2009-м – находится на линии тренда, который сложился в 1963-1983 годах, и который пока не удалось изменить.

НИЗКАЯ РОЖДАЕМОСТЬ

Проблема высокой смертности – один из важнейших демографических вызовов, но она не является, собственно, вызовом модернизации. Скорее это следствие действия факторов, препятствующих ее завершению. Другие же вызовы, как правило, порождены именно глубокими модернизационными изменениями, укоренены не в прошлом, а в настоящем и будущем, а поэтому более опасны. В их числе, в частности, вызов низкой рождаемости.

В 2000 году в нашей стране отмечена минимальная рождаемость за всю историю – 1,21 рождения на одну женщину. При имеющемся уровне смертности в стране это обеспечивало замещение поколений всего на 57%. Небольшое повышение рождаемости в последние годы еще не повод для оптимизма, колебания уровня рождаемости под влиянием конъюнктурных факторов – демографических и недемографических – возможны.

В послевоенный период государство впервые опустилось ниже планки простого воспроизводства еще в 1964 году – раньше большинства развитых стран. Ныне низкая, а в последнее время очень низкая рождаемость характерна для подавляющего большинства урбанизированных и индустриально развитых государств. В последнем году минувшего столетия во всем развитом мире, кроме США и Новой Зеландии, рождалось менее двух детей на одну женщину, причем многие из них находились в одном ряду с Россией и Украиной (Германия и Польша – 1,34; Италия – 1,25; Испания и Словения – 1,22; Чехия – 1,14 и т. д.). Ниже уровня простого замещения поколений рождаемость опустилась даже в Китае.

Сам факт повсеместной распространенности низкой рождаемости в индустриальных урбанизированных обществах свидетельствует о том, что специфически государственного кризиса нет. Речь, скорее всего, идет об общем кризисе современной цивилизации, причины которого нельзя устранить в одной отдельно взятой стране.

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ СТАРЕНИЕ

Доля пожилых (60 лет и старше) людей в нашей стране выросла с 6,7% в 1939 году до 11,9% в 1970-м, 18,7% в 2009-м и продолжает расти. Уже сейчас во многих странах доля пожилых превышает 20%, в Европейском союзе в целом она составляет 21,5%, в Японии – 23,7%. Такое же будущее ожидает и нас. Возрастная пирамида необратимо изменяется, потому что снижение смертности коренным образом преображает структуру жизни поколений. Увеличивается время, проживаемое в средних и старших возрастах, а соответственно и доля этих возрастов в совокупном времени жизни каждого поколения.

Распространено мнение о пагубном влиянии старения на положение пенсионеров и на общую экономическую ситуацию. Между тем никаких чрезвычайных, необычных для государства изменений возрастной структуры населения до конца ХХ столетия не происходило. Население, конечно, старело, но не следует забывать, что та его часть, которая находится в "периоде производства", обеспечивает оба "периода иждивенчества" – не только в старости, но и в детстве. А совокупная нагрузка на трудоспособное население изменяется совсем не так, как нагрузка одними пожилыми иждивенцами.

В послевоенное время совокупная нагрузка детьми и пожилыми менялась волнообразно. Это было связано с особенностями возрастной пирамиды, сформировавшейся под влиянием не только эволюционных процессов, но и потрясений первой половины ХХ века. Сама по себе тенденция старения не приводит к слишком большому изменению совокупной нагрузки, а проявляется главным образом в замене типа иждивенцев: пожилые вместо детей.

В результате с точки зрения возрастного состава населения наша страна к рубежу веков оказалась в условиях едва ли не лучших за весь послевоенный период. Нагрузка пожилыми, конечно, продолжала расти, но совокупная нагрузка иждивенцами младшей и старшей возрастных групп сокращалась и к концу столетия была необычно низкой (см. табл. 3).

Таблица 3 Нагрузка на 1000 лиц в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года)
  1970 гг 1980 гг. 1990 гг. 2000 гг. 2010 гг.
Нагрузка пожилыми 183,0 202,9 269,8 273,6 322,2
Общая нагрузка 732,3 741,5 777,6 656,1 750,0

Изменения возрастной структуры населения будут продолжаться еще очень долго, население будет стареть. Тем важнее предостеречь от панической драматизации последствий этого процесса. Скорее всего, истинные последствия старения населения, в том числе и экономические, не столь угрожающи, как представляет современная демографическая мифология. Увеличение доли пожилых людей идет в ногу с другими демографическими и прочими изменениями, которые создают объективные возможности для нейтрализации отрицательных последствий старения. Надо только суметь ими воспользоваться.

ДЕПОПУЛЯЦИЯ

Нынешнее – четвертое после 1913 года – сокращение населения сильно отличается от трех предыдущих, вызванных острейшими социальными потрясениями: Первой мировой и Гражданской войнами, голодом и репрессиями 1930-х, Второй мировой войной. Сейчас убыль обусловлена устойчивыми изменениями в массовом демографическом поведении граждан. Поэтому не приходится рассчитывать, что в недалеком будущем восстановится положительный естественный прирост населения, а вместе с тем и рост числа жителей страны. Все авторы демографических прогнозов сходятся на том, что убыль населения примет затяжной характер.

В частности, по "среднему" варианту новейшего (2009) прогноза ООН, к 2050 году численность населения нашей страны сократится по сравнению с 2009-м примерно на 30%. К похожим результатам приходят и отечественные прогнозисты.

В принципе можно найти немало доводов в пользу того, что сокращение населения – не всегда беда, а его рост – не всегда благо. Однако, обращаясь к конкретным условиям нашей страны, нельзя не видеть, что для нее убыль населения крайне невыгодна.


Наши рекомендации