Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров

Вид индекса Расчетная формула и назначение
1. Индекс цен переменного состава Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru характеризует изменение средней цены товара
2. Индекс цен фиксированного (постоянного) состава Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru характеризует изменение средней цены товара вследствие изменения цен на товар данного вида (однородной товарной группы) по отдельным единицам совокупности при постоянной структуре продажи
3. Индекс влияния структурных сдвигов Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru характеризует изменение средней цены товара под влиянием структурных сдвигов в объеме его продажи

При исследовании региональной вариации цен по совокупности товаров основным методом является метод территориальных индексов.

Если структура продаж в регионах А и Б отличается незначительно, то для сравнения цен в этих регионах можно использовать агрегатные индексы (15) и (16), значения которых в данном случае приведут к однозначным выводам:

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru (15)

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru , (16)

где Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru и Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru ­ соответственно, цены на j-е товары в регионах А и Б;

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru и Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru ­ соответственно, объемы продажи в натуральном выражении j-х товаров в регионах А и Б;

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru ­ сводный индекс цен, в котором в качестве базы сравнения применяются данные по региону А;

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru ­ индекс, в котором в качестве базы сравнения используются данные по региону Б.

В случае резкого различия структуры продаж, т.е. удельного веса отдельных товаров, для сопоставления цен в исследуемых регионах применяется метод стандартных весов:

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru (17)

в котором Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru ­ стандартные веса для цен на j-е товары. В качестве стандартных весов принимаются суммарные объемы продаж в исследуемых регионах, т.е. Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru , либо в качестве стандартных весов могут быть выбраны объемы продажи j-х товаров в самом представительном регионе (например, в столице) или общие для территории.

В статистике цен разработана методология расчета индекса-дефлятора.

Дефлятор ­ это коэффициент, переводящий значение стоимостного показателя за отчетный период в стоимостные измерители базисного.

Индекс-дефлятор валового внутреннего продукта (ВВП) применяется для корректировки номинального объема ВВП (в текущих ценах) в реальный объем ВВП (в сопоставимых ценах), что позволяет учесть влияние инфляции на стоимостный объем ВВП.

Индекс-дефлятор рассчитывается как отношение фактической стоимости продукции отчетного периода к стоимости объема продукции, структура которой аналогична структуре отчетного года, но определенного в ценах базисного года.

В основе расчета индекса-дефлятора лежит формула Пааше ­ агрегатная формула индекса цен с текущими весами:

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru (18)

где Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru ­ индекс-дефлятор;

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru и Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru ­ цены, фактически действовавшие в текущем и базисном годах, соответственно;

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru ­ объем продукции в текущем году.

Задания

6.1.Имеются данные о реализации товара А на территории трех городов области:

Город Цена, р./кг Объем продаж, т Выручка от реализации, тыс. р. На территории городов проживает
населения, тыс. чел. семей, тыс.
А
I (областной центр) 16,8 72 000 1209,60 426,4
II 16,3 18 400 299,92 152,3
III 16,5 10 000 165,00 50,5

Определите среднюю цену товара А при условии, что имеются исходные данные, представленные:

1) только в графе 1;

2) в графах 1 и 2;

3) в графах 1 и 3;

4) в графах 1 и 4;

5) в графах 1 и 5.

Сравните полученные результаты, выберите наиболее точные результаты расчетов, объясните причины расхождения найденных значений средней цены.

6.2.Имеются данные о реализации сычужного сыра отечественного производства в местах регистрации цен по административному району города.

Место торговли Декабрь прошлого года Июнь текущего года
Цена, р./кг Количество проданного сыра, кг Цена, р./кг Объем продажи сыра в денежных единицах (товарооборот), р.
1. Магазин "Гастроном" 20 200
2. Магазин "Молоко"
3. Универсам 30 500
4. Мелкооптовый рынок 34 000

Рассчитайте:

1) среднюю цену 1 кг сычужного сыра отечественного производства за каждый период;

2) абсолютный и относительный прирост средней цены данного продукта.

6.3.Имеются данные по двум домостроительным комбинатам (ДСК) города:

Домостроительный комбинат Построено жилья, тыс. м2 Цена 1 м2, долл. США
Базисный год Отчетный год Базисный год Отчетный год
ДСК-1
ДСК-2

Рассчитайте среднюю цену 1 м2 жилья по двум ДСК для каждого года.

6.4.В будние дни недели товар К продавался по цене 250 р./ кг, в выходные (субботу и воскресенье) ­ по "распродажной" цене, которая была на 10% ниже.

Рассчитайте среднюю цену товара К за неделю.

6.5.Фирма имеет две торговые точки: одну в центре города, другую ­ на окраине (в "спальном" районе).

В течение дня цена товара А в центре города была 480 р., что на 20% выше, чем на его окраине. Дневная выручка от реализации товара А в обеих торговых точках оказалась одинаковой.

Рассчитайте среднюю цену, по которой фирма продавала товар А в течение дня.

6.6.На начало года цена товара А составляла 40 р., 17 августа она выросла до 60 р., 11 декабря ­ до 68 р. Товарооборот по кварталам составил:

I квартал ­ 80 тыс. р.;

II квартал ­ 82 тыс. р.;

III квартал ­ 120 тыс. р. (в том числе в июле ­ 40 тыс. р., в августе ­ 30 тыс. р.);

IV квартал ­ 100 тыс. р. (в том числе в декабре ­ 50 тыс. р.).

Рассчитайте:

1) среднемесячную цену товара А за август и декабрь;

2) среднеквартальные уровни цены товара А;

3) среднегодовую цену данного товара.

6.7.Требуется оценить степень различия структуры розничных цен на говядину и молоко по регионам А и В на основе результатов единовременного статистического обследования:

Элемент структуры розничных цен Регион А Регион Б
Виды продукции
Говядина Молоко Говядина Молоко
Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
1. Стоимость сельскохозяйственного сырья 56,1 34,5 50,2 34,8
2. Расходы на производство продуктов промышленности без стоимости основного сельхозсырья 10,6 29,7 16,4 33,0
3. Прибыль в промышленности 6,7 6,1 5,3 4,8
4. Налог на добавленную стоимость и акциз 8,9 9,0 8,4 8,8
5. Издержки обращения в торговле 13,8 16,2 12,7 14,3
6. Прибыль в торговле 3,9 4,5 7,0 4,3
Итого розничная цена 100,0 100,0 100,0 100,0

По исходным данным таблицы рассчитайте обобщающие статистические показатели структурных различий для каждого продукта (говядины и молока). Сравните их и сделайте выводы.

6.8. Партия из 50 изделий, первоначальная цена которых (цена производителя) составляла 200 р., была реализована конечному потребителю за 19 000 р. В процессе товародвижения государству были выплачены налоги на продукты, суммарная величина которых составила 1800 р. Суммарный же оборот продаж данной партии всеми посредническими звеньями был равен 51 000 р.

Определите:

1) коэффициент звенности;

2) абсолютное и относительное наращение цены изделия в процессе его продвижения к конечному потребителю;

3) удельный вес издержек обращения и прибыли предприятий-посредников в общем наращении цены изделия, а также удельный вес доходов государства в результате обложения посреднической деятельности налогами на продукты.

6.9.Имеются данные:

Цена, р. /шт. Объем продажи, тыс. шт.
До 14
14-16
16-18
18-20
Свыше 20
Итого

На основе приведенных данных рассчитайте:

1) среднюю цену;

2) средний квадрат отклонений (дисперсию) и среднее квадратическое отклонение;

3) коэффициент вариации.

Сделайте выводы.

6.10.За полугодие цена изделия В возросла с 2200 р. до 2600 р., а плата за аренду торгового помещения для его продажи повысилась на 30 %.

Рассчитайте эмпирический коэффициент факторной эластичности цены и сделать вывод о степени влияния платы за аренду торгового помещения на цену изделия В.

6.11.За прошедший год индекс потребительских цен в регионе составил 140 %, а среднедушевые номинальные денежные доходы населения возросли на 20 %.

Определите на основе эмпирического коэффициента ценовой эластичности, в какой мере рост цен обусловлен повышением номинальных денежных доходов населения.

6.12.Цена товара А за первый год возросла на 50 %, а за второй снизилась на 40 %. Как изменилась цена товара А за два года?

6.13.Продажа товаров в магазине характеризуется следующими данными:

Товар Базисный период Отчетный период
Количество, шт. Цена за единицу, р. Количество, шт. Цена за единицу, р.
Утюги
Кастрюли
Замки

Определите:

1) индивидуальные индексы количества проданных товаров, цен и товарооборота;

2) сводные индексы количества проданных товаров, цен (индекс Пааше) и товарооборота. Проверьте увязку их в систему;

3) абсолютную величину прироста выручки от реализации в связи с изменением цен.

6.14.Имеются следующие данные по машиностроительному заводу о производстве и реализации изделий за отчетный период:

Товар Реализовано, тыс. р. Изменение цен в текущем периоде по сравнению с базисным, %
Базисный период Отчетный период
А +4,0
Б +3,3
В ­0,8

Рассчитайте агрегатные индексы цен, товарооборота и физического объема. Сделайте выводы.

6.15.В исследуемом периоде цена товара А возросла с 50 до 70 р., а цена сопутствующего ему товара Б ­ со 114 до 135 р.

Рассчитайте коэффициент перекрестной ценовой эластичности и по его значению сделайте выводы о степени взаимосвязи данных явлений.

6.16.Имеются следующие данные о реализации молочных продуктов в муниципальном районе города:

Продукт Товарооборот, тыс. р. Изменение количества проданного товара в декабре по сравнению с ноябрем, %
Ноябрь Декабрь
Молоко 9,7 16,3 +2,1
Творог 4,5 10,0 ­3,5
Сметана 12,9 18,5 ­4,2

Рассчитайте сводный индекс цен и дополнительные расходы населения на покупку молочных продуктов, обусловленные ростом цен.

6.17.Продажа яблок на двух рынках города характеризуется следующими данными:

Рынок Январь Август
Количество проданных яблок, тыс. кг Цена, р./кг Количество проданных яблок, тыс. кг Цена, р./кг
I 20,0 16,5
II 22,0 18,0

Вычислите:

1) индивидуальные индексы цен на рынках города;

2) среднюю цену 1 кг яблок в июле и августе;

3) удельный вес объема продажи на каждом рынке в июле и августе;

4) индексы цен переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов.

Сделайте выводы.

6.18.Имеются цена и количество проданного магазином товара за два квартала:

Сорт товара Цена, р. Количество, шт.
I квартал II квартал I квартал II квартал
А
Б
В
Итого х х

Оцените динамику цены по каждому сорту, влияние изменения индивидуальных цен и перераспределения продаж между сортами на изменение средней цены данного товара.

6.19.По следующим данным рассчитайте индексы цен:

1) Ласпейреса;

2) Пааше;

3) Фишера.

Вид товара Базисный период Текущий период
Цена, р./ед. Продано товаров, шт. Цена, р./ед. Продано товаров, шт.
А
Б
В

Сравните значения индексов и сделайте выводы.

6.20.Имеются следующие данные о динамике потребительских цен по региону за два квартала:

Группа товаров Индекс потребительских цен (в отчетном квартале по отношению к базисному) iP Структура потребительских расходов в базисном квартале (по данным обследований семейных бюджетов), % d0
Продовольственные товары 1,17 49,4
Непродовольственные товары 1,52 43,1
Платные услуги 1,76 7,5

Рассчитайте сводный (общий) индекс потребительских цен.

6.21.Имеются данные об индексе потребительских цен (ИПЦ) за отчетный год:

Товары и услуги ИПЦ к предыдущему году, раз Структура потребительских расходов в базисном периоде
Продовольственные товары 2,0 49,8
Непродовольственные товары 2,4 ?
Платные услуги 2,8 ?
Сводный индекс 2,3 100,0

Определите в структуре потребительских расходов долю:

1) непродовольственных товаров;

2) платных услуг.

6.22.Имеются данные по результатам статистической регистрации потребительских цен по группе товаров "Рыба и морепродукты пищевые":

Группа товаров Доля потребительских расходов базисного периода d0 Индексы цен
Январь к декабрю iP 1/0 Февраль к январю iP 2/1 Март к февралю iP 3/2
Рыба живая и охлажденная 0,1219 1,20 1,13 1,15
Рыба мороженая (без деликатесной) 0,6489 1,23 1,15 1,11
Рыба соленая, специального посола, маринованная, копченая (без деликатесной) 0,2292 1,15 1,12 1,10
Итого по группе 1,0000 1,208 1,142 1,113

Рассчитайте:

1) значения цепных сводных индексов цен и сверьте их со значениями, представленными в последней строке таблицы;

2) базисные сводные индексы цен как произведения соответствующих цепных.

6.23. Имеются данные о ценах на продукты питания и количестве проданной продукции по двум регионам:

Наименование продуктов Единица измерения Регион А Регион Б
Цена, р. PА Количество проданной продукции, qА Цена, р. PБ Количество проданной продукции qБ
Масло сливочное кг
Хлеб пшеничный кг
Яйца куриные Десяток

Рассчитайте:

1) сводные территориальные индексы цен, используя в качестве базы сравнения данные по региону А и данные по региону Б. Сопоставьте полученные индексы, укажите причину неоднозначности получаемых на их основе выводов;

2) сводный индекс цен в регионе А по отношению к ценам в регионе Б, используя метод стандартных весов.

Сделайте выводы.

6.24.Имеются данные по трем регионам (областям) в составе экономического района о потребительских ценах на мясо и мясную продукцию за месяц:

Продукция Средние за месяц потребительские цены
Регион А РА Регион Б РБ Регион В РВ
1. Говядина I категории 52,3 45,3 32,0
2. Колбаса вареная 58,5 56,6 40,1
3. Колбаса полукопченая 70,4 66,2 46,9
4. Мясо птицы 22,2 12,6 13,4

Справочно: за исследуемый период (месяц) по экономическому району в целом было продано населению говядины I категории 9,6 т, колбасы вареной 6,4 т, колбасы полукопченой 3,8 т, мяса птицы 4,3 т.

Рассчитайте парные сводные территориальные индексы цен, используя в качестве стандартных весов объемы продаж по экономическому району в целом.

6.25.Валовой региональный продукт (ВРП) и прирост цен характеризуют следующие данные по годам:

Показатели
1. Номинальный ВРП, млн. р.
2. Средний прирост цен по отношению к предыдущему году, % +68 +26 +176 +306

Определите:

1) индексы-дефляторы ВРП;

2) объем ВРП в сопоставимых ценах по годам.

Проанализируйте динамику ВРП с помощью аналитических показателей ряда динамики.

Ответы

6.1.1) 16,53 р. 2) 16,68 р. 3) 16,68 р. 4) 16,66 р. 5) 16,65 р.

6.2.72,29 р.; 92,34 р.

6.3.52,3 долл.; 70,0 долл.

6.4.242,3 р.

6.5.436,36 р.

6.6.1) 47,69 р.; 65,20 р. 2) 40 р.; 40 р.; 48,73 р.; 63,75 р. 3) 47,27 р.

6.7.По молоку: 1,651 п. п.; 0,94 %; по говядине: 3,685 п. п.; 2,58 %.

6.8.1) Кзв = 2,684. 2) Δр = 180 р.; Тр = 190 %. 3) 80 %; 20 %.

6.9.1) 17,4 р. 2) 5,44; 2,33 р. 3) 13,4 %.

6.10.0,6.

6.11.2,0.

6.12.­10 %.

6.13.2) 1,154; 1,179; 1,361. 3) 19 500 р.

6.14.1,018; 1,058; 1,039.

6.15.0,51.

6.16.1,684; +18,2 тыс. р.

6.17.1) 0,825; 0,818. 2) 20,84 р.; 17,21 р. 3) 0,826; 0,822; 1,005.

6.18.2,00; 1,40; 1,50; 1,520; 1,064.

6.19.1) 1,916. 2) 1,845. 3) 1,880.

6.20.1,365.

6.21.25,4 %; 24,8 %.

6.22.1) В итоговой строке значения верные. 2) 1,208; 1,379; 1,535.

6.23.1)1,066; 1,056. 2)1,025.

6.24.Сводный индекс цен в регионе А по отношению к ценам в регионе В равен 1,234.

6.25. 1) 1,68; 1,26; 2,76; 4,06. 2)179,8 млн. р.; 646,83 млн. р.; 425,36 млн. р.; 581,77 млн. р.

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru

Глава 7

СТАТИСТИКА ФИНАНСОВ

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных средств в процессе их кругооборота.

Финансовая система включает в себя две взаимосвязанные подсистемы:

1) финансы хозяйствующих субъектов;

2) общегосударственные финансы.

Особенностью статистики финансов является широкое использование финансовой математики или финансово-экономических расчетов (ФЭР). В условиях рынка время становится фактором стоимости, поэтому необходимо измерять и изучать процессы роста денег, влиять на них. ФЭР позволяют рассмотреть различные варианты вложения денежных средств и выбрать наиболее эффективные. ФЭР - совокупность методов определения изменения стоимости денег в результате их возвратного движения (предоставления в долг) в процессе воспроизводства. Потребность в них возникает всегда при инвестировании средств, поступлении дохода с этих средств в результате ссудных операций, при размещении средств в ценные бумаги, при производственном инвестировании. В этих случаях возникает задача приведения в соответствие размеров и сроков платежей со временем расчетов и правилами сделки. В ФЭР используются три основных параметра:

· стоимостные характеристики (размер кредитов, платежей, долговых обязательств);

· временные данные (даты или сроки выплат, льготный период, отсрочка платежей и др.);

· процентная ставка.

Основные формулы, используемые в ФЭР, приведены в таблице.

Основные формулы финансово-экономических расчетов*

№ п/п Наименование формулы Формула
Наращенная сумма при начислении простых декурсивных процентов (заданы число процентных периодов и ставка за период) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Наращенная сумма при начислении простых декурсивных процентов (заданы годовая ставка процентов и срок операции в днях, месяцах) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Ставка доходности финансовых операций (в виде ставки простых процентов) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Ставка доходности ценных бумаг исходя из их курса Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Современная стоимость денег при начислении простых декурсивных процентов (заданы число процентных периодов и ставка за период) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Современная стоимость денег при начислении простых декурсивных процентов (заданы годовая ставка процентов и срок операции в днях, месяцах) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Размер дохода при начислении простых декурсивных процентов Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Современная стоимость при использовании простых авансовых процентов (заданы число процентных периодов и ставка за период) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Современная стоимость при использовании простых авансовых процентов (заданы годовая учетная ставка и срок до конца операции в днях, месяцах) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru

Продолжение таблицы

Наращенная сумма при использовании простых авансовых процентов (заданы число процентных периодов и ставка за период) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Наращенная сумма при использовании простых авансовых процентов (заданы годовая учетная ставка и срок до конца операции в днях, месяцах) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Вычисление эквивалентной ставки процентов на основе учетной ставки (заданы число процентных периодов и ставка за период) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Вычисление эквивалентной учетной ставки на основе ставки процентов (заданы число процентных периодов и ставка за период) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Вычисление эквивалентной ставки процентов на основе учетной ставки (заданы годовые ставки и срок операции в днях, месяцах) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Вычисление эквивалентной учетной ставки на основе ставки процентов (заданы годовые ставки и срок операции в днях, месяцах) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Наращенная сумма к концу n-го периода при начислении сложных декурсивных процентов (заданы число процентных периодов и ставка за период) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Вычисление эффективной ставки процентов Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Вычисление ставки за период на основе эффективной ставки Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Наращенная сумма при внутригодовой капитализации при начислении сложных декурсивных процентов Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru

Окончание таблицы

Наращенная сумма при внутригодовой капитализации при начислении сложных декурсивных процентов (если срок финансовой операции задан не в годах, а ставка процентов - годовая) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Современная стоимость при начислении сложных декурсивных процентов Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Современная стоимость при использовании сложных авансовых процентов Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Ставка доходности финансовых операций (в виде ставки сложных процентов) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Наращенная стоимость постоянного срочного аннуитета postnumerando (m=1, p=1) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Наращенная стоимость постоянного срочного аннуитета prenumerando (m=1, p=1) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Наращенная стоимость постоянного срочного аннуитета postnumerando (m=p Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru 1) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Наращенная стоимость постоянного срочного аннуитета postnumerando (p<m, p=1) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Наращенная стоимость постоянного срочного аннуитета postnumerando (p>m, m=1) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Наращенная стоимость постоянного срочного аннуитета postnumerando (p, m - любые) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Современная стоимость постоянного срочного аннуитета postnumerando (p=m=1) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Современная стоимость постоянного срочного аннуитета prenumerando (p=m=1) Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru
Текущая стоимость любого финансового актива Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru

* Символы, использованные в формулах:

PV - современная стоимость денег;

FV - будущая стоимость денег через определенный период;

n - число процентных периодов;

i - ставка доходности финансовых операций;

t - срок операции;

y - продолжительность года (дни или месяцы);

d - дисконтная ставка;

m - кратное начисление процентов;

j - годовая номинальная ставка.

Статистическое изучение государственных финансов предполагает определение объема государственных финансов, их структуры, динамики, структурных сдвигов под воздействием экономических изменений, выявление факторов, влияющих на формирование и расходование государственных средств.

Основной элемент государственных финансов - государственный бюджет, который отражает доходы и расходы сектора государственного управления.

Доходные и расходные статьи бюджета располагаются в соответствии с бюджетной классификацией.

Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления его функций.

Расходы бюджета группируются по трем признакам:

· по функциональному назначению;

· экономическому назначению;

· ведомственному назначению.

Состав доходов и расходов бюджета подробно изложен в учебнике (Статистика финансов /под ред. проф. В.Н. Салина. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 212-214).

Значительную часть доходов госбюджета составляют налоговые поступления. Сумма налоговых поступлений Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru зависит от налоговой базы Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru и налоговой ставки Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru (по видам налогов).

Зависимость между данными показателями выражается формулой

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru .

Влияние факторов на изменение налоговых поступлений находят по формулам

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru ;

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru

Статистическое изучение финансовых показателей субъектов микроэкономики базируется на данных, приводимых в соответствующей отчетности (форма № П-3).

Основные показатели финансовых результатов деятельности предприятий - прибыль и рентабельность. Различают следующие показатели прибыли.

1. Валовая прибыль:

Пв = (ВРПр - НДС - Акцизы) - Себестоимость проданных товаров (услуг),

где ВРПр – выручка от реализации продукции.

2. Прибыль от продаж:

Ппр = Пв - КР - УР,

где КР - коммерческие расходы;

УР - управленческие расходы.

3. Прибыль до налогообложения:

Пдон = ППр + Ппол - Пупл + Дуч + Спр. д/р,

где Ппол - проценты к получению;

Пупл - проценты к уплате;

Дуч - доходы от участия в других организациях;

Спр. д/р - сальдо прочих операционных доходов и расходов.

4. Налогооблагаемая прибыль:

Пн = Пдон - Льготы по налогообложению.

5. Чистая прибыль:

Пч = Пн - Сумма уплаченных налогов.

Основную часть прибыли составляет прибыль от реализации. Ее объем формируется под влиянием ряда факторов: объема продукции (работ, услуг), цен на продукцию, себестоимости единицы продукции, ассортимента продукции.

Определить влияние каждого из этих факторов на изменение прибыли можно по следующим формулам:

а) изменение объема продукции Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru :

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru ,

где Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru - индекс физического объема реализации;

б) изменение себестоимости Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru :

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru (с противоположным знаком);

в) изменение цен Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru :

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru ;

г) изменение ассортимента продукции, работ, услуг:

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru .

Рентабельность - это относительный показатель эффективности производства, означающий прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Существуют различные виды рентабельности в зависимости от характеристики деятельности с различных сторон:

1. Эффективность использования текущих затрат характеризуется рентабельностью продукции:

Rп = Пр : Себестоимость проданных товаров.

2. Эффективность производственно-хозяйственной деятельности характеризуется рентабельностью активов (имущества):

Rа = Пдон : И(А),

где И(А) - средняя стоимость имущества (активов).

3. Рентабельность продаж:

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru

Кроме того, могут быть вычислены и другие показатели рентабельности: рентабельность суммарного капитала, собственного капитала, основного капитала, текущих активов, инвестиций и др. В основу их расчета принимается чистая прибыль.

Финансовое состояние и финансовая устойчивость предприятий также характеризуются системой показателей.

Отношение суммы чистых мобильных средств к общей их сумме характеризует устойчивость структуры мобильных средств.

Для характеристики финансовой устойчивости предприятия используются также следующие показатели:

· коэффициент автономии (независимости):

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru

(эталонное значение Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru );

· коэффициент финансовой устойчивости:

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru

(эталон Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru );

· коэффициент маневренности:

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru

(эталон Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru .

Наибольшее распространение в оценке финансового состояния предприятия получили коэффициенты ликвидности, которые позволяют оценить способность предприятия погасить краткосрочные обязательства:

· коэффициент абсолютной ликвидности:

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru

(эталон Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru );

· уточненный коэффициент ликвидности:

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru

(эталон Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru );

· общий коэффициент ликвидности:

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru

(эталон Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru ).

Отраслью финансовой статистики является банковская статистика, характеризующая различные направления банковской деятельности, среди которых выделяют кредитные функции.

Краткосрочное кредитование характеризуется длительностью пользования кредитом Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru и количеством оборотов, совершенных кредитом за период Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru .

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru ;

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru или Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru ,

где Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru - средние остатки кредита;

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru - оборот кредита по погашению;

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru - число календарных дней в коммерческом периоде.

В статистике долгосрочного кредитования важное значение имеет анализ эффективности кредитных вложений в отдельные проекты.

Формула эффективности кредитных вложений модифицируется в зависимости от используемых показателей (затрат или примененных ресурсов):

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru или Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru .

В рыночной экономике денежные потоки и количество денег в экономической системе играют активную роль по отношению к материальному производству и являются важнейшим регулятором всех экономических процессов.

Зависимость между количеством денег в экономике и объемом производства может быть выражена уравнением обмена:

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru ,

где М - номинальная денежная масса;

V - скорость обращения денег;

VM - денежный оборот;

ВВП - валовой внутренний продукт.

Скорость обращения денег:

Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru .

Уровень монетаризации экономики - запас денежной массы на
1 р. ВВП - равен Сводные индексы цен для одноименных (однородных) товаров - student2.ru .

Агрегирование финансовых активов по степени ликвидности позволяет сформироват

Наши рекомендации