Модернизация современного обрамим»

Наша школа — от детсада до вуза — включает в себя подсистемы повышения квалификации и переподготовки кадров, подготовки научных работников и общего самообразования взрослых. Общие ориентиры перестройки школы в настоящее время общеизвестны, хотя по многим пунктам продолжают оставаться дискуссионными.

Во-первых, превращение самого запущенного ныне звена системы народного образования — дошкольных учреждений — в ведущее приоритетное звено системы, в самую всеобщую предначальную школу, способную эффективно содействовать формированию личности ребенка и его подготовке к начальной школе.

Во-вторых, переход от принципа «всеобщего обязательного образования», одинакового для всех, к образованию по личным способностям, т.е. изначальной дифференциацией обучения сообразно способностям и склонностям учащихся, вплоть до разнопрофильных

и разноуровневых программ, учебников, учебных пособий, но без малейшего признака ущербности, дискриминации той или иной программы, если она адекватна способностям личности и потребностям общественного производства.

В-третьих, эффективная производственная ориентация детей, точнее, их родителей и последующая не менее эффективная профессиональная ориентация подростком (содействия им по части выявления их действительных способностей и склонностей там, где лучше всего могут состояться самореализация и самоутверждение их личности в общественном производстве).

В-четвертых, оптимальное сочетание общего и профессионального образования молодежи, так, чтобы молодой человек вступал в жизнь не только общеобразованным, но и квалифицированным работником общественного производства, пусть начальной стадии квалификации.

В-пятых, полная и последовательная демократизации школы, со школьным парламентом из представителей учителей и самих учащихся, с правом этого парламента самостоятельно решать проблемы школьного и вузовского бюджета по собственному усмотрению, в рамках своей компетенции.

В-шестых, дифференциация специального образования таким образом, чтобы будущие дипломированные специалисты-практики, специалисты-теоретики, будущие научные работники готовились не в изжившей себя аспирантуре, а по специальным программам, сообразно особенностям будущей работы.

В-седьмых, формирование подсистемы постоянного повышения квалификации и периодической переподготовки кадров всех работников общественного производства - дипломированных и недипломированных. Пока эта подсистема, подобно дошкольной подсистеме, пребывает в крайне неудовлетворительном состоянии.

В-восьмых, формирование подсистемы постоянного общего самообразования взрослых, которая только начинает зарождаться.

В-девятых, единение школы с родительской общественностью, вообще с общественностью, без опоры на которую перестройка школы принципиальна невозможна.

В-десятых, развитие учебного кино и ТВ, обучающей и экзаменующей техники, автоматики, электроники и прежде всего компьютеризация образования - без чего принципиально невозможен выход на современный уровень развития общества.

В-одиннадцатых, единение школы с наукой, ориентация на учебно-научно-производственные объединения, кадры дня которых должны готовиться с юношеского возраста, задолго до профильного вуза.

В-двенадцатых, курс на воссоздание высококвалифицированного, высокоинтеллигентного, высокопрестижного педагогического корпуса, способного встать вровень с воссозданными инженерным и медицинским корпусами, и соответствующая перестройка педагогического образования.

Некоторые из предлагаемых нововведений, в том числе и социального характера, оказались недостаточно научно обоснованными (и прогнозно), поэтому реализация их изначально была обречена на "пробуксовку". Но сколько бы сложностей мы ни обнаружили при прогнозном «взвешивании» последствий нововведений, следует стремиться к их скорейшей и возможно более широкой реализации. Перечень возможных социальных нововведений в сфере народного образования можно продолжать до бесконечности. Каждый из двенадцати ориентиров перестройки школы достаточно полно очерчивает круг основных возможных социальных нововведений по этому объекту:

1. Глобальные социокультурные перемены в мире все больше обнаруживают несоответствие между сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями. Это несоответствие и приводит к тому, что в нашей стране время от времени делаются попытки реформирования общеобразовательной школы. Несмотря на эти попытки, состояние школьного образования оценивается как критическое. Школьный кризис закономерно является отражением социально-экономических процессов: не стало привычных целей школьного образования; школы испытывают недостаток финансирования; всем образовательным системам и обществу в целом присуща инертность. Но если бы кризис сводился только к данному ряду проблем, его преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования российского общественного устройства.

Проблемы народного образования весьма актуальны и требуют незамедлительного решения, поскольку затрагивают общечеловеческие ценности, требующие цивилизованного подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся:

1) проблема формирования личности ребенка и его подготовка к начальной школе;

2) проблема усовершенствования школьных программ для перспективы народного образования;

3) проблема самореализации детей в системе общего образования;

4) проблема системы дополнительного образования и повышения квалификации:

5) проблема введения единых образовательных стандартов.

Поиск причин критического состояния школьного образования заставляет обращаться не только к социально-экономическим проблемам конкретного общества, но и к анализу степени цивилизационного развития, определяющего способ мышления человека, развитость общественных институтов, в том числе и системы школьного образования. Поэтому необходимо еще раз обратиться к самому понятию цивилизации и определить значение цивилизационных процессов в природе проблем школьного образования.

ГЛАВА 15

Наши рекомендации