Теоретические основы юридического прогнозирования
Юридическое прогнозирование - это процесс получения научной информации о будущем состоянии государственно-правовых процессов и явлений. Прогнозирование представляет собой один из способов моделирования, так как в ходе прогнозирования вырабатывается модель, дается представление о будущем образе, например, соответствующего государственного органа или законодательного акта. С помощью юридического прогноза можно получить научную информацию об основных линиях и направлениях, ступенях и периодах, темпах и сроках развития государственно-правового явления. Это достигается благодаря познанию закономерностей и тенденций, присущих данным явлениям. Кроме того, прогнозирование призвано дать характеристику социальных факторов, диктующих развитие данных государственно-правовых явлений и комплекса социальных последствий, которые они могут вызвать.
Разработка аргументированных юридических прогнозов возможна при системе фундаментальных, теоретических исследований, направленных на открытие новых закономерностей развития государственно-правовых явлений.
На базе фундаментальных прогностических исследований можно выявить целесообразные направления развития общественных отношений, обосновать необходимость структурных и функциональных изменений, определить содержание и установить последовательность принятия законодательных актов.
Основная цель юридического прогнозирования — добиться интенсивного (качественного), а не экстенсивного (количественного) развития знаний. Эффективность интенсивных знаний — это новое качество знания, продиктованное новым состоянием общественной практики и отличающееся глубоким познанием закономерностей и тенденций общественного развития. Типология такого знания представляется следующей: освоенное знание, наличное знание и возможное знание.
Освоенное знание — это знание, реализованное в государственно-правовой политике, в законодательных актах, в заявлениях и действиях государственных органов и должностных лиц, в политических и правовых отношениях. Цель прогнозирования освоенных знаний — исследование социальных последствий этих знаний, их воздействие на субъекты, характер и виды общественных отношений.
Наличное знание — это имеющееся, но не реализованное знание. Наличное знание может характеризоваться тем, что оно либо находится в стадии реализации, либо не реализуется. Цель прогнозирования — установление появления возможных знаний, характеристика их теоретической и прикладной ценности. Прогноз возможных знаний будет способствовать подготовке необходимых условий, выработке методов их получения.
Юридическое прогнозирование имеет свой объект — государство и право. Оно затрагивает, по существу, все элементы и подсистемы правовой надстройки общества — систему органов государства, изменение и развитие функций государства и права, их социальной сущности и назначения, законодательство, правовое сознание различных социальных слоев и групп, состояние и характер изменения идеологии общества и др. В процессе юридического протезирования приходится исследовать социальные объекты, которые характеризуются богатым набором различных признаков, качественными и количественными показателями. В этом сложном комплексе имеются элементы различной прогностической значимости. Некоторые из них с трудом поддаются прогностическому анализу (например, время принятия и содержание конкретного нормативного акта). Существуют и такие, которые относительно легко предвидеть. В этом отношении можно отметить интегративные, целостные свойства правовых и государственных институтов, которые наиболее устойчивы и в наибольшей степени детерминированы факторами социально-экономического развития (например, соотношение централизованного и децентрализованного правового регулирования, характер пределов правового регулирования, его расширение или сужение, согласованность и координированность правовых норм, ценностные и идеологические ориентиры права, обусловленные его социальной и юридической природой).
При организации и проведении прогностических исследований в сфере законодательства объекты прогнозных оценок следующие:
1) развитие законодательства в целом, его общие характеристики и тенденции, наиболее существенные черты;
2) объективные тенденции развития и совершенствования отдельной отрасли законодательства (отраслевое юридическое прогнозирование - прогноз развития государственного, гражданского, трудового, уголовного права);
3) тенденции развитии и совершенствовании отдельного правового института, его важнейших элементов и правовых форм;
4) тенденции и перспективы развития отдельной правовой нормы (в частности, такие элементы, как гипотеза, диспозиция и санкция).
Каждый из этих элементов и объектов юридического прогноза может иметь целый ряд более конкретных направлений прогностических исследований. Так, в отраслевом юридическом прогнозировании можно указать на следующие конкретные цели исследований:
• совершенствование действующих нормативных актов, их изменение и дополнение в будущем;
• формирование и функционирование данной отрасли правового регулирования новых институтов и норм, возникновение новых направлений регулирования;
• возможные и наиболее вероятные сокращения правового регулирования, процесс отмены устаревших или не соответствующих новым социально-экономическим условиям законодательных и иных нормативных установлений;
• возникновение, формирование, развитие экономических и социальных потребностей в правовом регулировании соответствующих общественных отношений;
• объективное формирование и юридическое развитие новых правовых принципов, характеризующих направления и тенденции поступательного развития данной отрасли законодательства и права;
• качественные изменения в системе сложившихся методов и средств правового воздействия на данный вид общественных отношений[53].
К проблеме определения объекта юридического прогнозирования можно подойти с позиций характера тех объективных
общественных отношений, на регулирование которых направлена соответствующая отрасль права. По предметному критерию объект отраслевого прогноза может быть классифицирован следующим образом:
1) правовое регулирование экономических отношений, правовое закрепление и стимулирование новых экономических форм и прогрессивных экономических явлений, научного и технического прогресса;
2) правовое регулирование политических отношений и политической системы;
3) правовое регулирование и оформление социально-политического статуса личности и гражданина, прав и свобод личности, а также социально-культурного развития общества;
4) правовые и государственные средства и способы обеспечения стабильности правовой системы общества и общественного правопорядка.
Предпринимаются попытки разработать прогнозные мидели отдельных нормативных (законодательных) актов. В структуру модели включаются следующие основные блоки: концепция данного акта (наиболее существенные черты соответствующего аспекта общественных отношений и самого нормативного акта с учетом достижений юридических и других наук в данной сфере); конкретные разделы нормативного акта с указанием на социальные и юридические цели последнего, на юридические и неюридическиё средства, призванные обеспечить достижение поставленных в законе целей и задач.
Цель социально-правовых прогнозов — исследование тех вероятных изменений в жизни общества, которые повлекут за собой изменения правовой надстройки, а также анализ социальных результатов. Прогнозы в правовой сфере направлены также и на проверку эффективности принимаемых законов[54].
Основные теоретические и практические результаты, получаемые в процессе юридического прогнозирования, могут быть сведены к следующим:
1. Информация о возможном, наиболее вероятном и желательном состоянии государства, права, политической системы, демократии,
социального управления, о тенденциях дальнейшего развития законодательства и системы права, функционирующей в основе последнего.
2. Выявление наиболее актуальных экономических, социальных, политических, культурных и иных перспективных проблемных ситуаций общественного развития, требующих изменения функций и форм государства и права, государственно-правового регулирования и активного реагирования на основе закона.
3. Содействие формированию планов и программ развития государства и права, подготовки и принятия новых законодательных актов, в том числе на основе использования прогнозов в сфере экономики, науки и техники, культуры, политики, социальных и международных отношений[55].
Методики разработки юридических прогнозов основываются на анализе специфических закономерностей, присущих государству и праву, и сложных взаимосвязей, существующих между экономическим, социально-политическим, культурным развитием общества, с одной стороны, и развитием государства и права как важнейших подсистем правовой надстройки общества - с другой. Эти соотношения выявляются на основе социологического и юридического анализа. В юридическом прогнозировании учитываются также внутренние закономерности развития государства и права, например, закономерности логико-юридического развития системы права и основанного на ней текущего законодательства. Сюда же относятся процессы дифференциации и интеграции законодательства, «достраивания» нормативной системы до степени относительной завершенности, специфические процессы развития нормативно-правовой систем[56].
К прогностической юридической проблематике относятся государство, демократия, право.
В содержание прогноза государства должна входить оценка судеб государства (укрепление и отмирание), эволюции функций государства и методов государственного руководства обществом,
деятельности органов государственной власти и других вопросов. Необходимо прогнозировать все элементы государственной системы, а не каждый элемент в отдельности. Целями прогнозирования государства как такового являются: исследование потребности общества в государстве, выявление перспективности этого социального института, познание возможности и необходимости совершенствования модели государства. Центральный вопрос в прогнозировании государства - прогнозирование государственной политики. Необходимо прогнозировать различные разновидности государственной политики: экономическую, национальную, демографическую, информационную.
Прогностическое исследование политики будет способствовать:
1) предвидению основных закономерностей и главных тенденций общественного развития и ориентированию на те закономерности и тенденции, которые имеют перспективу;
2) предвидению возможных последствий, вызываемых соответствующим политическим курсом государства, например характера реакции общественного мнения;
3) разработке стратегических и тактических задач, перспективных планов государственной политики;
4) повышению престижа заявлений и действий должностных лиц и нормативных актов государственных органов как одной из основ формирования общественного мнения.
Таким образом, юридическое прогнозирование необходимо для планирования развития государства.
Второй важной прогностической проблемой является проблема демократии. Смысл прогнозирования демократии заключается в своевременном выявлении и устранении возможного несоответствия, с одной стороны, между политическим, экономическим, техническим, демографическим уровнем развития общества и, с другой — между уровнем демократии, широтой и применением демографических институтов и гарантий. Прогностический аспект демократии — информационный. Прогностический информационный аспект — подразумевает выявление информационных потребностей общества и возможностей их удовлетворения. Демократическое функционирование общества предполагает регулярный опрос общественного мнения но основным вопросам.
Для прогнозирования важно верно определить предмет и проблематику опроса общественного мнения, а также механизм и метод опроса. Политическое, экономическое, техническое, интеллектуальное и информационное развитие общества обусловливает характер и содержание опроса общественного мнений. С другой стороны, на основе прогноза можно будет определить уровень и характер развития общества и внести в политическую, государственную и правовую системы соответствующие изменения.
Третьей прогностической проблемой является проблема права. Специфика законодательных и других нормативных актов заключается в том, что они рассчитаны на длительное, неоднократное действие. Законодательный акт должен быть результатом прогноза. Это значит, что, во-первых, он должен отвечать основным требованиям действующих и новых, формирующихся закономерностей и, во-вторых, в нем должны учитываться социальные последствия, которые он может породить.
Важной проблемой прогнозирования права является правовая система. Основой происходящего процесса дифференциации и интеграции отраслей права служат общественные потребности в соответствующем количественном и качественном выражении. Для того чтобы их определить, недостаточно одних сопоставлений. Здесь требуется точный расчет степени функциональной зависимости с помощью корреляционного анализа[57].