Информация об объеме и стоимости выпускаемой продукции.

Виды продукции Количество (штук) Цена за 1 штуку (рублей) Стоимость продукции (рублей)
Информация об объеме и стоимости выпускаемой продукции. - student2.ru Информация об объеме и стоимости выпускаемой продукции. - student2.ru Информация об объеме и стоимости выпускаемой продукции. - student2.ru Информация об объеме и стоимости выпускаемой продукции. - student2.ru Информация об объеме и стоимости выпускаемой продукции. - student2.ru Информация об объеме и стоимости выпускаемой продукции. - student2.ru Информация об объеме и стоимости выпускаемой продукции. - student2.ru
А
Б
В
Итого: - - - -

В рассматриваемом примере мы исчислим аналитические индексы, где в качестве индексируемого признака беретсяобъем выпускаемой продукции, а в качестве весового признака — цена за единицу продукции. На основе данных, приведенных в таблице, рассчитаем общий индекс объема продукции:

Информация об объеме и стоимости выпускаемой продукции. - student2.ru

На полученный нами результат оказали влияние два фактора:

§ изменение количества продукции;

§ изменение цен на продукцию.

Следует отдельно определить:

§ индекс изменения количества (объема) продукции при условии ее оценки в одинаковых ценах;

§ индекс изменения цен на продукцию при условии ее одинакового объема.

Вначале найдем индекс изменения количества продукции:

Информация об объеме и стоимости выпускаемой продукции. - student2.ru

Затем определим индекс изменения цен на продукцию:

Информация об объеме и стоимости выпускаемой продукции. - student2.ru

В рассматриваемом примере индекс изменения количества показывает увеличение объема продукции на Информация об объеме и стоимости выпускаемой продукции. - student2.ru или на 8 рублей, то есть (123 — 115). Индекс изменения цен свидетельствует о повышении цен на продукцию на Информация об объеме и стоимости выпускаемой продукции. - student2.ru , что составляет 10 рублей, то есть (133 — 123).

Если сложить влияние индексов получим общий индекс объема продукции — 18 рублей.

С помощью индексов можно сравнивать данные за ряд лет, например, путем расчетов темпов роста продукции в сопоставимых ценах.

В условиях анализа динамики показателей следует различать понятия цепного и базисного индексов. Базиснымназывается индекс, рассчитанный по отношению к базисному периоду. Цепнымназывается индекс, рассчитанный по отношению к предыдущему периоду.

Агрегатная форма

Общие индексы, как узнали из п. 1 данной темы, характеризуют изменение изучаемой совокупности в целом.Вспомним и то, что совокупность, как правило, состоит из отдельных единиц и их групп (наборов, агрегатов), которые с течением времени изменяются. Тем самым при определении общего объема совокупности, строго говоря, значения признака нельзя непосредственно суммировать. Например, имеются данные о производстве различных видов продукции по промышленным предприятиям за два или несколько периодов. Однако неоднородную продукцию, не допускающую непосредственного суммирования в натуре, можно при помощи определенных сомножителей (соизмерителей) выразить в каких-то единых единицах измерения, и, определив в этих единицах общий объем изучаемой продукции в отчетном и базисном периодах, найти их отношение, т.е. индекс объемов производства.

Агрегатный индекс физического объема продукции. Обозначим продукцию буквой «g», цену - «p». Если в эти периоды цены на отдельные виды продукции изменялись, то чтобы судить об изменении объема всей продукции влияние фактора изменения цен необходимо исключить. Другими словами, для построения общего индекса физического объема продукции соизмерители для двух периодов следует брать неизменными.
Важно заметить, что – стоимость продукции базисного периода, а – стоимость продукции отчетного периода в базисных ценах. Во второй формуле и соответственно стоимость продукции отчетного и базисного периодов в неизменных ценах.

Агрегатный индекс физического объема (реализации) товарооборота.
Если взять в качестве соизмерителей неизменные цены отчетного периода, то при оценке абсолютного прироста в этом индексе рост товарной массы определяется изменением количества проданных товаров при неизменных ценах.
Агрегатный индекс цен. В качестве соизмерителей нужно брать неизменные объемы товарных масс. Рассуждения с учетом сущности явления приводит к следующей формуле агрегатного индекса цен.
Этот индекс характеризует среднее изменение цен на товары, проданные в отчетном году
Если брать в качестве соизмерителя , то разность ( ) отражает весьма условную величину: что произошло бы, если товарную массу базисного периода продавать по отчетным ценам.
Индекс себестоимости характеризует среднее изменение себестоимости продукции отчетного периода по одноименному (сопоставимому) с базисным периодом кругу продукции.
Рассуждения аналогичны как при выборе формы индекса цен.
Индекс производительности труда исчисляется разными методами в зависимости от методов измерения производительности труда. Если выразить уровень производительности труда затратами труда в единицу времени, то формула агрегатного индекса производительности труда.
Сопоставляя приведенные выше расчеты общего индекса для различных экономических показателей можно сформировать общее правило: все индексы объемных (количественных) показателей исчисляются по весам (соизмерителям) базисного периода, а все индексы качественных показателей (рассчитываемых на единицу другого показателя) по весам (соизмерителям) отчетного периода.
Общий индекс позволяет определить не только относительное изменение уровня индексируемой величины, но и абсолютную величину эффекта, получаемого в текущем периоде по сравнению с базовым в результате этого изменения. Этот показатель определяется как разность между числителем и знаменателем агрегатного индекса.



Наши рекомендации