Тема 9 СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ
Обращение продукта - одна из стадий процесса расширенного производства, на которой происходит движение продукта от производителей к потребителям посредством его пространственного перемещения и товарно-денежного обмена.
Обращение продукта служит связующим звеном между производством и потреблением. Общественное распределение труда привело к обособлению функций обращения продукта в самостоятельную сферу деятельности, в состав которой входят грузовой транспорт, связь, заготовки и торговля.
Задачи этих отраслей заключаются в своевременном доведении средств производства и предметов потребления до потребителя. Без доведения продукта до потребителей не может быть закончен один и начат другой производственный цикл. В сфере обращения осуществляются не только реализация продукции, но и некоторые производственные функции: хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка и др.
Система показателей статистики обращения продукта учитывает особенности этого процесса в каждой отрасли сферы обращения.
На транспорте произведенная продукция выступает в форме груза, который должен быть перемещен от места производства к месту потребления.
Социально-экономическая статистика характеризует процесс транспортировки грузов такими показателями, как грузооборот транспорта, средняя дальность перевозки грузов, средняя густота перевозок и др.
Торговля выполняет функции по доведению товаров до конечного потребителя. Для статистической характеристики обращения продукта в торговле используются следующие показатели: товарооборот, товарные запасы на дату и их средняя величина за определенный период, скорость товарооборота, издержки обращения торговли и др.[9]
В торговле выделяют:
§ Оптовый товарооборот (ОТ). Он равен сумме продаж товаров торговыми организациями.
§ Розничный товарооборот (РТ). Представляет сумму продаж населению.
§ Валовой товарооборот (ВТ). Равен сумме продаж всех товаров.
§ Чистый товарооборот (ЧТ). Это сумма продаж за пределы торговой системы. Для торговли в целом чистый товарооборот равен розничному. А для отдельных районов или торговых организаций чистый товарооборот больше розничного на величину оптовых продаж за пределы района или другим торговым организациям.
На основе данных о валовом и чистом товарообороте рассчитывается коэффициент звенности (КЗВ), который показывает количество звеньев товарооборота.
, (9.1)
При расчете показатели скорости товарооборота (С) и времени обращения товаров (В) вначале определяют величину средних товарных запасов, обычно по формуле средней хронологической моментного ряда динамики:
(9.2)
где - объем товарных запасов (в руб.) соответственно на 1-ю, 2-ю и «n»-ю даты (моменты) учета;
n – число дат (моментов), по состоянию на которые производился учет величины товарных запасов.
Скорость товарооборота, характеризующая частоту обновления запаса товаров за изучаемый период, исчисляется по следующим формулам:
§ средняя скорость товарооборота для отдельных групп товаров
, (9.3)
где - товарооборот по «i»-й товарной группе;
– средний объем товарных запасов по той же («i»-й) товарной группе;
i = 1, 2, …, n – число товарных групп.
§ средняя скорость товарооборота по торговому предприятию в целом (для всех товарных групп вместе),
, (9.4)
где - общий объем товарооборота по торговому предприятию за изучаемый период;
- средний объем товарных запасов по торговому предприятию в целом за тот же период.
Средняя скорость товарооборота изменяется за счет двух факторов:
1) увеличения индивидуальных значений скорости товарооборота по каждому виду товара;
2) изменения структуры товарных запасов в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Время обращения товаров выражает среднюю продолжительность пребывания товаров (в днях) на данном предприятии и определяется по следующим формулам:
Ø время обращения по отдельным видам товаров
, (9.5)
где t – число дней в изучаемом периоде;
- однодневный товарооборот по тем или иным видам товаров;
- объем товарооборота за весь изучаемый период по данному виду товаров;
i – 1, 2, …, n – число групп товаров.
Ø среднее время обращения товаров по торговому предприятию в целом (по всем товарным группам вместе)
, (9.6)
где - средний объем товарных запасов по торговому предприятию в целом за изучаемый период;
- объем однодневного товарооборота по торговому предприятию в целом (по всем товарным группам вместе).
Для определения обеспеченности запасами в днях (О) используют следующую формулу:
(9.7)
где ЗНП – запасы на начало периода;
Д – число дней в периоде;
П – потребность в товаре по бизнес-плану.
Пример 1. Товарооборот торговых предприятий области характеризуется следующими данными (табл. 9.1).
Таблица 9.1
Товарооборот торговых предприятий области (млн. руб.)
Продавец | Покупатель | ||
Торгующие организации | Население | ||
своей системы | других систем | ||
Оптовые предприятия Розничные предприятия | - |
Определим:
1. Оптовый товарооборот.
ОТ = 2000 + 150+ 40 = 2190 млн. руб.
2. Розничный товарооборот.
РТ= 10+1800= 1810 млн. руб.
3. Валовой товарооборот.
ВТ = 2190 + 1810 = 4000 млн. руб.
4. Чистый товарооборот.
ЧТ = 1810 + 40= 1850 млн. руб.
5. Коэффициент звенности.
КЗВ =ВТ / ЧТ =4000/ 1850=2,2
Коэффициент звенности в данном случае показывает, что проходили в среднем 2,2 звена.
Пример 2.Имеются данные по магазину (табл. 9.2).
Таблица 9.2
Объем товарооборота и товарных запасов по магазину
Квартал | Объем розничного товарооборота по бизнес-плану, млн. руб. | Товарные запасы на начало каждого квартала, млн. руб. | Норматив товарных запасов по бизнес-плану, дней |
I II III IV |
- Определим фактическую обеспеченность товарными запасами в каждом квартале.
ОI=1600*90/1650=87 дн.
ОII=1680*90/1850=82 дн.
ОIII=1450*90/1650=69 дн.
ОIV=2000*90/23000=77 дн.
- Определим отклонения фактической обеспеченности товарными запасами (в днях) от норматива по бизнес-плану в каждом квартале.
В целом за год отклонение фактической обеспеченности запасами товаров (в днях) от норматива по бизнес-плану составило:
дн.
Задания для самоконтроля
Задача 1. Имеются следующие данные об остатках товарных запасов на начало каждого месяца (млн. руб.): январь - 180; февраль - 190; март - 150; апрель - 130; май - 145; июнь - 160; июль - 120; август - 105; сентябрь - 135; октябрь - 140; ноябрь - 170; декабрь - 180; январь (следующего года) - 165.
Объем розничного товарооборота в I квартале составил 1600 млн. руб., во II - 1800 млн. руб., в III - 1900 млн. руб., в IV - 1700 млн. руб.
Определите для каждого полугодия: 1) число оборотов товарных запасов и его динамику; 2) продолжительность одного оборота и ее динамику; 3) обеспеченность товарными запасами на 1 июля и на 1 января (следующего года).
Задача 2. Имеются данные о товарообороте и ценах по трем группам товаров (табл. 9.3).
Таблица 9.3
Данные о товарообороте и ценах по трем группам товаров предприятия
Группа товаров | Розничный товарооборот в фактических ценах, тыс. руб. | Изменение цен в отчетном периоде по сравнению с базисным, % | |
базисный период | отчетный период | ||
+8 + 13 -2 |
Определите: 1) сводные индексы товарооборота в фактических и сопоставимых ценах; 2) сводный индекс физического объема товарооборота; 3) абсолютное изменение товарооборота, в том числе вследствие изменения объемов реализации продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Задача 3. Определите по данным таблицы 9.4: 1) средние товарные запасы в каждом филиале; 2) среднее время обращения товаров в целом по фирме; 3) среднюю скорость товарооборота (число оборотов).
Таблица 9.4
Данные о работе трех филиалов розничной торговой фирмы за квартал
Номер филиала | Время обращения товаров, дн. | Однодневный товарооборот, млн. руб. |
1-й | ||
2-й | ||
3-й |
Задача 4.Предприятия промышленности поставили товаров областной торговой базе на сумму 930 млрд. руб., а магазинам области на 160 млрд. руб. Отходы производства на сумму 2 млрд. руб. были проданы населению. Областная оптовая база поставила магазинам товаров на сумму 820 млрд. руб., а оптовым базам других областей - на сумму 95 млрд. руб. Магазины области продали товаров населению на 995 млрд. руб.
Определите: 1) товарооборот производителей и торговых организаций; 2) валовой, оптовый, розничный и чистый товарооборот; 3) коэффициент звенности товародвижения.
Задача 5.Имеются данные (табл. 9.5).
Таблица 9.5
Условные данные о работе филиалов торговой фирмы за квартал.
Номер филиала | Число оборотов товарных запасов | Розничный товарооборот, млн. руб. |
1-й | ||
2-й | ||
3-й |
Определите по фирме в целом: 1) среднее число оборотов; среднее время обращения; 3) средние товарные запасы.
Задача 6.По области имеются следующие данные (млн. руб.):
производственные предприятия продали товаров оптовым фирмам-посредникам своей области на 1900, других областей - на 1400, предприятиям розничной торговли области - на 1000, предприятиям социальной сферы - на 400, населению - на 30;
оптовые фирмы-посредники продали товаров друг другу на 500, оптовым фирмам других регионов - на 600, розничным торговым предприятиям области - на 850, производственным предприятиям - на 480, населению - на 50;
предприятия розничной торговли продали товаров населению на 1790, продуктов питания предприятиям социальной сферы для питания обслуживаемых ими контингентов населения (санаториям, больницам и др.) - на 320. Постройте таблицу, характеризующую распределение товарооборота области по продавцам и покупателям, на основе этих данных. Исчислите по области в целом валовой, оптовый, розничный и чистый товарооборот, коэффициент звенности.
Определите, как изменились товарные запасы на предприятиях розничной торговли области.
Задача 7. По имеющимся данным (табл. 9.6), определите:
1) индексы товарооборота в фактических и сопоставимых ценах по каждой группе товаров и по всем товарам вместе;
2) абсолютное изменение товарооборота за счет измене количества реализованных товаров и за счет изменения цен;
3) экономию или дополнительные затраты покупателей в связи с изменением цен.
Таблица 9.6
Товарооборот и цены по трем группам товаров.
Группа товаров | Розничный товарооборот в фактических ценах, млн. руб. | Изменение цен в отчетном периоде по сравнению с базисным, % | |
базисный период | отчетный период | ||
А Б В | +5 -2 +14 |
Задача 8.Имеются данные по супермаркету.
Таблица 9.7
Условные данные о работе супермаркета
Квартал | Объем розничного товарооборота по бизнес-плану, млн. руб. | Товарные запасы на начало каждого квартала, млн. руб. | Норматив товарных запасов по бизнес-плану, дней |
I II III IV |
Определите за каждый квартал и за год в целом отклонения товарных запасов от норматива (в днях товарооборота и в миллионах рублей).
Задача 9. Имеются данные о товарообороте и товарных запасах магазина за два квартала (табл. 9.8).
Таблица 9.8
Товарооборот и товарные запасы магазина за два квартала (тыс. руб.)
Товарная группа | Товарооборот | Средние товарные запасы | ||
базисный квартал | отчетный квартал | базисный квартал | отчетный квартал | |
Мясо Колбасные изделия Сыры |
Определить по каждой товарной группе и по всем видам товаров.
1) скорость товарооборота; 2) время обращения товаров; 3) индексы динамики средней скорости товарооборота, скорости товарооборота и структурных сдвигов. Покажите взаимосвязь между индексами.
Задача 10. Имеются данные о работе магазинов розничного торгового объединения в течение полугодия (табл. 9.9).
Таблица 9.9
Данные о работе магазинов розничного торгового объединения (млн. руб.)
Магазин | Товарооборот | Товарные запасы на: | |||||||
I кв. | II кв. | 01.01 | 01.02 | 01.03 | 01.04 | 01.05 | 01.06 | 01.07 | |
Определите по каждому магазину и по их совокупности скорость товарооборота и время обращения товаров в I и во II квартале. Охарактеризуйте динамику оборачиваемости товаров.
Задача 10.Определите по данным таблицы 9.10:
1) обеспеченность производства запасами материалов в каждом квартале;
2) показатели динамики обеспеченности.
Таблица 9.10
Остатки и запланированный расход материалов в двух периодах.
Наименование материала | Единица измерения | I квартал | II квартал | ||
остатки на 01.01 | расход материалов по бизнес-плану | остатки на 01.01 | расход материалов по бизнес-плану | ||
А Б В Г | т м3 м2 т | 13 400 | 80 000 | 13 000 | 80 000 |