Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова

При изучении причин, определяющих состояние и динамику уровня рождаемости, демографы издавна стремились разграничить факторы структуры и факторы поведения людей и семей в их совокупном влиянии на уровень рождаемости. Все они, так или иначе, базируются на концепции естественной рождаемости, предложенной в 1961 г. французским демографом Л. Анри. Естественная рождаемость — это такая рождаемость, уровень которой обусловлен лишь физиологическими и структурными факторами, т.е. состоянием плодовитости и структурой населения по полу, возрасту и брачному состояния, при полном отсутствии намеренного ограничения рождаемости. Естественная рождаемость существует вполне реально в любом населении (независимо от распространенности мер внутрисемейного ограничения плодовитости) в виде некоторого социально-биологического потенциала, который реализуется лишь частично в зависимости от социально-экономических, культурных, психологических и других факторов, оказывающих влияние на формирование и удовлетворение потребности людей в числе детей.

Конечно, в современных населениях с широким распространением практики внутрисемейного ограничения числа детей в семье уровень естественной рождаемости может быть определен только гипотетически. Тем не менее, измерение такого гипотетического уровня социально-биологического потенциала представляется важным и даже необходимым именно для того, чтобы, сравнивая фактический уровень рождаемости с его потенциалом, конкретным для каждого реального населения, иметь представление о масштабах распространенности среди населения методов намеренного внутрисемейного ограничения плодовитости, о роли поведенческого фактора рождаемости [2].

Суть модели ГМЕР заключается в том, что имеется стандарт, определяющий минимум естественной рождаемости, т.е. такой уровень, ниже которого она не может опуститься без влияния каких-либо обстоятельств негативного свойства (табл. 4.5) [3].

Таблица 4.5 — Минимальные возрастные коэффициенты брачной естественной рождаемости принятые в модели ГМЕР за стандарт, ‰.

Возрастные группы
20—24 25—29 30—34 35—39 40—44 45—49

Возрастная группа 15—19 лет в таблице 4.4 отсутствует. Дело в том, что в этой возрастной группе однолетние повозрастные коэффициенты рождаемости увеличиваются очень резко по мере взросления женщин и вступления их в брак. Поэтому средняя величина показателя для пятилетнего возрастного интервала является слишком неустойчивой величиной, не пригодной для включения в модель. Подобный же неустойчивый характер рождаемости характерен и для возрастных групп старше 50 лет. В этой связи всю рождаемость в крайних возрастных группах женщин объединяют в поправочном коэффициенте, который вводится к рассчитанному гипотетическому числу родившихся в условия естественной рождаемости (1,06).

Для расчета общего коэффициента ГМЕР достаточно располагать данными о распределении замужних женщин по пятилетним возрастным группам. Для расчета общего коэффициента ГМЕР достаточно перемножить численности замужних женщин по пятилетним возрастным группам на соответствующие минимальные повозрастные коэффициенты естественной брачной рождаемости из таблицы 4.4 и скорректировать полученную сумму на поправочный индекс 1,06. В итоге общее гипотетическое число родившихся остается лишь разделить на соответствующую ему среднюю численность населения и получить общий коэффициент ГМЕР:

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru , (4.21)

где Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — общий коэффициент ГМЕР;

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — численность замужних женщин возраста Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru ;

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — повозрастные коэффициенты минимальной брачной естественной рождаемости, используемые в качестве стандарта;

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — средняя численность населения.

Таким образом, общий коэффициент ГМЕР одним числом характеризует брачно-возрастную структуру населения с точки зрения социально биологического потенциала рождаемости. С этой точки зрения увеличение или уменьшение величины коэффициента ГМЕР свидетельствует соответственно об улучшении или ухудшении брачно-возрастной структуры. Отношение же фактического общего коэффициента рождаемости к коэффициенту ГМЕР для того же населения позволяет получить приближенное представление о степени реализации потенциала рождаемости:

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru , (4.22)

где Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — потенциал рождаемости,

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — общий коэффициент рождаемости,

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — общий коэффициент ГМЕР

Пример расчета индекса ГМЕР для России за 2002 г. представлен в табл. 4.6.

Таблица 4.6 — Расчет общего коэффициента ГМЕР в России за 2002 г.

Возрастная группа Минимальные повозрастные коэффициенты брачной рождаемости, принятые за стандарт Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru , на 1000 женщин Численность замужних женщин Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru , тыс. чел. Гипотетическое число родившихся Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru , тыс. чел. на 1000 жителей
20—24
25—29
30—34
35—39
40—44
45—49
Всего
1,06*3950102= =4187108,1

Число родившихся при гипотезе естественной рождаемости в России в 2002 г. составило бы 4187 тыс. чел. Численность населения по данным Всероссийской переписи населения 2002 г. составляла 145200 тыс. чел. Соответственно общий коэффициент ГМЕР равен 30,6‰ ( Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru ).

В этом примере величину коэффициента ГМЕР следует трактовать следующим образом. В условиях естественной рождаемости, если бы она, конечно, была в России, при фактической брачно-возрастной структуре населения, какой она была на момент переписи 2002 г. общий коэффициент рождаемости составил бы как минимум 30,6‰. Потенциал реализации ГМЕР составил в 2002 г. 31,2% (фактический общий коэффициент рождаемости составлял 9,6‰).

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что ГМЕР нельзя рассматривать буквально, как такой потенциал рождаемости, который будто бы можно реализовать полностью. Это, по большому счету, невозможно. Кроме того, в этом нет необходимости. Значение ГМЕР заключается в том, что он показывает реальное состояние брачно-возрастной структуры и ее роль как фактора уровня рождаемости, и соответственно соотношения структурных и поведенческих факторов в их совокупном влиянии на показатели рождаемости. Он также показывает возможность повышения рождаемости за счет активизации демографической политики и стимулирования населения к повышению рождаемости.

Индексы рождаемости Э.Коула

Модель Э.Коула, также как и ГМЕР В. Борисова основана на наличии определенного стандарта репродуктивного поведения. Однако она в качестве основы имеет не минимум естественной рождаемости, а максимум. В данном случае за стандарт принимается реальная естественная рождаемость населений, а не смоделированная. Э. Коул предложил использовать в качестве стандарта естественной рождаемости показатели повозрастной рождаемости религиозной секты гуттеритов. У гуттеритов уникально сочетаются хорошие санитарно-гигиенические условия, высокий уровень жизни, поголовная брачность, низкая смертность и неограниченная рождаемость (отсутствие вмешательства в репродуктивный цикл). В течение длительного времени уровень рождаемости гуттеритов был самым высоким в мире [2].

Э. Коул разработал три индекса рождаемости, известные сегодня как индексы Коула:

1) индекс общей рождаемости ( Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru );

2) индекс брачной рождаемости ( Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru );

3) индекс внебрачной рождаемости ( Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru );

4) индекс брачной структуры ( Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru ).

Эти индексы измеряли реальную рождаемость в ее соотношении со стандартом естественной рождаемости. По своей природе эти индексы являются примером косвенной стандартизации показателей рождаемости. Они выражают тот уровень рождаемости, который бы наблюдался в реальном населении, если бы повозрастные показатели были такими, как в стандарте естественной рождаемости (табл. 4.7).

Таблица 4.7 — Максимальные повозрастные коэффициенты брачной естественной рождаемости гуттеритов, ‰.

Возрастные группы
15—19 20—24 25—29 30—34 35—39 40—44 45—49

Индекс брачной рождаемости равен отношению наблюдаемого числа рождений к ожидаемому при условии, что реальное население имеет те же повозрастные коэффициенты, что и стандарт естественной рождаемости:

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru , (4.23)

где Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — индекс общей рождаемости;

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — наблюдаемые повозрастные коэффициенты рождаемости;

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — повозрастные коэффициенты рождаемости стандарта;

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — численность женщин возраста Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru .

Индекс брачной рождаемости равен отношению наблюдаемого числа рождений в браке к ожидаемому при условии, что реальное население имеет те же повозрастные коэффициенты брачной рождаемости, что и стандарт:

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru , (4.24)

где Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — индекс брачной рождаемости;

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — наблюдаемые повозрастные коэффициенты брачной рождаемости;

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — повозрастные коэффициенты рождаемости стандарта;

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — численность женщин возраста Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru , состоящих в браке.

Индекс брачной рождаемости равен отношению наблюдаемого числа рождений вне брака к ожидаемому при условии, что реальное население имеет те же повозрастные коэффициенты внебрачной рождаемости, что и стандарт:

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru , (4.25)

где Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — индекс внебрачной рождаемости;

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — наблюдаемые повозрастные коэффициенты внебрачной рождаемости;

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — повозрастные коэффициенты рождаемости стандарта;

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — численность женщин возраста Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru , не состоящих в браке.

Индекс брачной структуры равен отношению ожидаемого числа брачных рождений к ожидаемому числу всех рождений:

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru , (4.26)

где Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — индекс брачной структуры;

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — повозрастные коэффициенты рождаемости стандарта;

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — численность женщин возраста Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru , состоящих в браке;

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru — численность женщин возраста Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru .

Все индексы связаны между собой следующим соотношением:

Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru . (4.27)

В таблице 4.8 приведен пример расчета индексов Коула для населения России 2002 г. Фактически в 2002 г. родилось 1397 тыс. чел., из них 523 тыс. чел. в браке, а 874 тыс. чел. — вне брака. Используя формулы расчета индексов Коула получается, что население России использует максимальный потенциал рождаемости чуть более чем на 10% ( Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru =0,101). При этом потенциал использования внебрачной рождаемости несколько выше ( Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru =0,094), чем брачной ( Естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова - student2.ru =0,106).

ТАБЛ 4.8

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1) Чем отличается рождаемость от индивидуальных случаев рождения детей?

2) В сем заключается разница между рождаемостью и плодовитостью?

3) В чес заключаются основные достоинства повозрастных коэффициентов рождаемости?

4) Каким образом связаны между собой общий и специальный коэффициенты рождаемости?

5) Что означает значение кумулятивного коэффициента рождаемости к определенному возрасту?

6) Для каких целей рассчитывают частные коэффициенты рождаемости? Приведите примеры частных коэффициентов рождаемости.

7) На какие составляющие раскладывается общий коэффициент рождаемости при исследовании его динамики с помощью индексного метода?

8) Какую информацию несет суммарный коэффициент рождаемости, дифференцированный по очередности рождений?

9) Что такое естественная рождаемость?

10) В чем заключается разница выбора стандарта населения в моделях ГМЕР В.А. Борисова и Э. Коула?

ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ, ТЕСТЫ

Наши рекомендации