Политика доходов и оплата труда
Цель занятия:на практике закрепить знания о теоретических аспектах, характеризующих такие экономические категории как "доходы населения", "заработная плата", "системы оплаты труда", "социальные трансферты" и др., закрепить полученные знания путем решения задач по данной теме.
Вопросы для изучения:
9.1. Понятие "доходы населения", их виды и таких экономических категорий как источники формирования
9.2. Заработная плата, ее виды, функции и принципы организации
9.3. Формы и системы оплаты труда
9.4. Характеристики тарифной системы оплаты труда
9.5. Системы сдельной оплаты труда
9.6. Системы повременной оплаты труда
9.7. Бестарифная система оплаты труда
9.8. Регулирование оплаты труда
Творческое задание
На схеме (рис. 7) впишите в пустые блоки основные этапы разработки тарифной системы оплаты труда, а также дайте им краткую характеристику. Заполнение схемы нужно проводить, используя теоретический материал этой темы.
Рис. 7. Основные этапы разработки тарифной системы оплаты труда
Решите задачи
Задача 9.1
Определить заработную плату работнику предприятия, работающему на повременно-премиальной системе оплаты труда.
Известно, что должностной оклад работника составляет 2 500 руб. В течение месяца работник отработал 20 дней из 24 рабочих дней. По коллективному договору премия работника составляет 30 %.
Ход решения
1. Определяем размер должностного оклада работника за отработанное им время:
2. Определяем размер премии работника (30 %).
3. Рассчитываем заработную плату работника предприятия за месяц с учетом должностного оклада работника за отработанное им время и размер премии.
4. Делаем соответствующие выводы.
Задача 9.2
Определить заработную плату швеи предприятия, труд которой оплачивается по сдельно-премиальной системе.
На предприятии для швеи применяется сдельная расценка – 15 руб. за изготовленное изделие. Фактически швеей за месяц произведено 200 штук изделий, что означает выполнение плана на 104 %. За это швее выплачивается премия в размере 20 %.
Ход решения
1. Определяем сдельный заработок швеи за месяц.
2. Определяем величину премии швеи (20 %) .
3. Рассчитываем заработную плату швеи с учетом сдельного заработка и начисленной премии.
4. Делаем соответствующие выводы.
Задача 9.3
Определить заработную плату работника предприятия, труд которого оплачивается по сдельно-прогрессивной системе. Известно, что норма выработки работника предприятия составляет 150 единиц продукции за одну смену. Сдельная расценка за единицу продукции работника составляет: 12 руб. при выполнении нормы, а 15 руб. – сверх установленной нормы. Объем произведенной продукции работника составляет 180 единиц продукции.
Ход решения
1. Определяем сколько было произведено единиц продукции сверх установленной нормы.
2. Определяем заработную плату работника предприятия с учетом норм выработки и сдельной расценки за единицу продукции при выполнении нормы.
3. Рассчитываем заработную плату работника предприятия с учетом перевыполнения норм выработки и сдельной расценки за единицу продукции при перевыполнении нормы.
4. Находим заработную плату работника предприятия по сдельно-прогрессивной системе.
5. Делаем соответствующие выводы.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия "доходы населения".
2. Назовите виды доходов населения.
3. Что представляют собой социальные трансферты (трансфертные платежи)?
4. Чем отличается номинальная заработная плата от реальной?
5. Перечислите и охарактеризуйте основные источники доходов населения.
6. Дайте определение понятия "заработная плата".
7. Охарактеризуйте основные функции заработной платы.
8. Дайте характеристику составным частям заработной платы.
9. Дайте определение понятия "система оплаты труда".
10. Какие элементы включает в себя тарифная система оплаты труда?
11. На основе чего происходит тарификация работ и присвоение работникам квалификационного разряда?
12. При какой форме оплаты труда заработная плата начисляется по нормам и расценкам, установленным на основании разряда выполняемых работ?
13. Дайте характеристику основным системам повременной оплаты труда.
14. В чем состоит сущность бестарифной системы оплаты труда?
15. С помощью чего производится увязка денежных доходов населения с темпами роста потребительских цен (инфляции)?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10
ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДА
Цель занятия:закрепить знания на практике по вопросам планирования численности и состава кадров, роста его производительности труда, закрепить полученные знания путем решения тестов и задач по этой теме.
Вопросы для изучения:
10.1. Задачи, содержание и показатели плана по труду
10.2. Планирование численности и состава кадров
10.3. Планирование роста производительности труда
10.4. Планирование фонда оплаты труда
Тесты
1. Доходы населения – это:
а) обязательные выплаты населению (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, другие социальные платежи);
б) совокупность поступлений денежных и натуральных средств, полученных за счет труда работников и других источников за определенный промежуток времени, которые использует человек с целью потребления и накопления;
в) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, социальные трансферты, доходы от собственности, доходы от продажи ценных бумаг, доходы, которые выплачиваются в виде выигрышей и призов и др.
2. Под зарплатой конкретного работника понимается цена его труда или стоимость рабочей силы:
а) да;
б) нет.
3. Зарплата в денежном выражении за определенный промежуток времени (час, день, неделю и т. д.), которая выплачивается работающим в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда, – это:
а) реальная зарплата;
б) номинальная зарплата;
в) минимальная зарплата.
4. Тарифная система оплаты труда включает в себя:
а) тарифные сетки;
б) тарифные ставки, схемы должностных окладов;
в) тарифно-квалификационные характеристики;
г) тарифные сетки, тарифные ставки, схемы должностных окладов и тарифно-квалификационные характеристики.
5. Тарифный коэффициент – это показатель, который отражает:
а) уровень квалификации работника, необходимый для выполнения конкретного вида работ;
б) во сколько раз тарифные ставки второго и выше разрядов больше тарифной ставки первого разряда.
6.Оплата труда руководителей, специалистов, служащих осуществляется на основе:
а) схемы должностных окладов;
б) тарифно-квалификационных справочников.
7.Система оплаты труда, в которой не используются гарантированные тарифные ставки и должностные оклады, – это:
а) повременная система;
б) бестарифная система;
в) сдельная система.
8.Планирование труда – это установление целесообразных и желаемых пропорций труда, его производительности, численности персонала, фонда заработной платы для выполнения производственной программы:
а) да;
б) нет.
9. Численность работников, которая необходима для выполнения задания в течение дня, – это:
а) сменный состав;
б) явочный состав;
в) штатный состав;
г) учетный состав.
10. Укажите, какой из перечисленных ниже источников привлечения персонала не относится к внутреннему:
а) дополнительная работа;
б) перераспределение заданий между работниками;
в) перемещение работников внутри предприятия;
г) лизинг персонала;
д) привлечение временного персонала.
11. Планирование производительности труда заключается:
а) в поиске резервов, использование которых позволит предприятию снизить уровень затрат на персонал по сравнению с конкурентами, а также обеспечить возможность выгодного позиционирования своей продукции (услуг) на рынке;
б) в установлении целесообразных и желаемых пропорций труда, его производительности, численности персонала, фонда заработной платы для выполнения производственной программы.
12. Фонд основной заработной платы состоит из:
а) суммы сдельных расценок, выплачиваемых рабочим, работающим по сдельной оплаты труда;
б) заработной платы рабочих, работающим по повременной оплаты труда, исчисляемой по тарифным ставкам;
в) должностных окладов руководителей, специалистов, служащих;
г) правильные ответы – а, б, в.
13. Производительность труда – это:
а) количество продукции, которое производит работник за единицу времени;
б) количество времени, затрачиваемое на изготовление единицы продукции;
в) соотношение результатов труда и затрат труда.
14. Требование гармоничного развития личности каждого работника; повышение квалификации и расширение производственного профиля работника; формирование позитивного социального климата в деловых коллективах, усиление социально-политической активности, совершенствование всего образа жизни работника включает в себя:
а) психофизиологический аспект эффективности труда;
б) социальный аспект эффективности труда;
в) экономический аспект эффективности труда.
15. Численность трудовых ресурсов, состав по полу и возрасту, по общественным группам, месту жительства, национальности и языку, религии, занятости по отраслям и сферам экономики является оценкой:
а) количественной;
б) качественной.
Творческое задание
На схеме, представленной на рис. 8, впишите в пустые блоки основные составляющие плана по труду, а также те показатели, которые рассчитываются в каждом конкретном разделе и в приложениях. Заполнение схемы нужно проводить, используя теоретический материал темы.
Рис. 8. Структура плана по труду
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия "планирование труда".
2. Что является основой для разработки плана по труду?
3. Укажите последовательность процесса составления плана по труду.
4. Почему планирование численности и состава кадров является очень важным направлением планирования на предприятии?
5. Перечислите и охарактеризуйте виды состава работников на предприятии.
6. Назовите методы планирования численности работников, которые применяются в практической деятельности предприятий.
7. Какие источники используются на предприятии в процессе привлечения персонала?
8. В чем заключается планирование производительности труда?
9. Назовите составляющие фонда оплаты труда на предприятии.
10. Какой показатель характеризует уровень материального благосостояния работников предприятия?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11