Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи».

Задача 1.

Имеются данные о распределении ответов 4000 женщин, вступивших в брак 5 лет назад о семейном положении на момент опроса. Определить тесноту связи возможными методами.

Место проживания Сельская местность Малые города Большие города Итого
Семейное положение
Состоящие в этом же браке
Разведенные или овдовевшие
Итого

Задача 2.

Распределение населения по уровню жизни. Определить тесноту связи возможными методами.

Тип государственного управления Уровень жизни респондентов Итого
Высокий Средний Низкий За чертой бедности
Президентская республика 1,3 98,3
Парламентская республика 0,4 96,4
Парламентская республика с президентом 1,5 99,5
Конституционная монархия 0,2 100,2
Советская социалистическая республика 0,2 100,2
Итого 3,6 494,6

Задача 3.

Имеются данные анкетного обследования студентов дневного отделения о совмещении учебы с работой. Определить тесноту связи возможными методами.

Студенты Количество
До 20 лет Старше 20 лет Всего
Неработающие
Сочетающие работу с учебой
Итого

Задача 4.

Распределение основных категорий потенциальных иммигрантов по уровню образования. Определить тесноту связи возможными методами.

Образование Основные категории Итого
Руководители Специалисты Служащие Рабочие
Высшее
Неполное высшее
Среднее специальное
Среднее общее
Неполное среднее
Итого

Задача 5.

На основе опроса 100 респондентов получены следующие результаты. Определить тесноту связи возможными методами.

Форма собственности предприятия Вполне удовлетворен Не удовлетворен Итого
Государственное
Частное
Итого

Задача 6.

Оценка студентами профессиональных качеств преподавателей. Определить тесноту связи возможными методами.

Оценка Высокая Средняя Низкая Затруднялись ответить Итого
Знание предмета
Умение обучать
Восприимчивость к новому
Способность к саморазвитию
Итого

Задача 7.

Распределение предприятий по источникам средств для их покупки характеризуется следующими данными. Определить тесноту связи возможными методами.



Источник средств Зарождающийся бизнес Зрелый бизнес Итого
Банковский кредит
Собственные средства
Итого

Задача 8.

Имеются данные об оценке сложности дисциплины. Определить тесноту связи возможными методами.

Тип школы Хорошее освоение курса Среднее освоение курса Проблемы с освоением курса Итого
А 85,0 11,2 3,8 100,0
Б 79,3 10,7 9,4 99,4
В 61,5 17,6 20,3 99,4
Итого 225,8 39,5 33,5 298,8

Задача 9.

Зависимость увольнения работников от формы собственности предприятия. Определить тесноту связи возможными методами.

Мнение Рабочие Итого
Государственные предприятия Частные предприятия
Очень вероятно
Практически исключено
Итого

Задача 10.

Имеются данные анкетного обследования рабочих, имеющих вторичную занятость. Определить тесноту связи возможными методами.

Дополнительно заняты Количество
Мужчин Женщин Всего
На одной работе
На двух работах
На трех работах -
Итого

Практическое занятие 11. «Корреляционно-регрессионный анализ».

Задача 1.

Имеются следующие данные по 8 сахарным заводам о стоимости основных производственных фондов (x), млн. руб., и суточной переработке свеклы (y), тыс. т.

Найти уравнение регрессии и определить значимость его параметров.

x 2.0 2.3 2.4 2.9 2.9 3.7 3.7 4.1
y 8.9 10.0 9.9 10.3 10.0 13.0 12.8 13.1

Задача 2.

Имеются следующие данные о росте 8 пар братьев и сестер, см.

Найти уравнение регрессии и определить значимость его параметров.

X, (рост братьев)
Y, (рост сестер)


Задача 3.

Имеются следующие данные по 10 хозяйствам о количестве внесенных удобрений (x), кг/га, и об урожайности зерновых (y), ц/га.

Найти уравнение регрессии и определить значимость его параметров.

X
Y 13,5 14,0 14,0 14,3 14,0 15,0 18,2 15,0 17,0 20,0

Задача 4.

Имеются следующие данные о 8 учащихся колледжей и количестве баллов, полученных ими за самостоятельные работы по математическим (x), и гуманитарным (y) дисциплинам.

Найти уравнение регрессии и определить значимость его параметров.

X
Y

Задача 5.

Имеются следующие данные об энерговооруженности труда (x), кВт ч/чел, и производительности труда (y), тыс.руб.

Найти уравнение регрессии и определить значимость его параметров.

X
Y 2,3 3,8 4,0 3,9 4,5 5,4 5,1 6,0

Задача 6.

Имеются следующие данные о стаже работы (x), лет, и производительности труда (y), шт.

Найти уравнение регрессии и определить значимость его параметров.

X
Y

Тема № 7. Статистический анализ условий социально-экономического развития общества

Методические указания.

Статистика населения - древнейшая отрасль статистической науки, которая изучает население и процессы, связанные с его динамикой, с количественной стороны в конкретных условиях общественного развития. Таким образом, предметом изучения этой отрасли статистики являются население и закономерности его развития (рис….).

Основная цель расчета показателей статистики населения – оценка демографической ситуации, сложившейся на конкретной территории в конкретных условиях места и времени, ее прогноз на будущее.

В состав системыпоказателей оценки демографической ситуации включаются показатели:

а) динамики численности населения;

б) его естественного движения;

в) миграции;

г) размещения населения;

д) состава и структуры населения;

е) продолжительности жизни и воспроизводства населения.

Рис….. Население как объект экономической статистики.

Анализ демографической ситуации всегда начинают с динамики численности населения. Показатель абсолютной численности населения используется для расчета относительных показателей, характеризующих рост/убыль населения. К ним относятся показатели темпов роста и прироста населения. Без численности населения в целом и численности отдельных возрастно-половых групп невозможно рассчитать относительные показатели, характеризующие интенсивность демографических процессов. Для расчета демографических коэффициентов наиболее часто используется показатель средней или среднегодовой численности населения. Показатели численности и структуры населения и их динамики представлены в табл….

Таблица

Показатели численности и структуры населения

Показатель Содержание показателя Способ вычисления
Абсолютная численность населения общая величина населения, проживающего на данный момент времени на данной территории Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
Среднегодовая численность населения территории если имеются данные на начало (Р1) и конец периода (Р2) Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
если имеются данные равноотстоящего моментного ряда динамики Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
если требуется найти среднюю численность населения в не равноотстоящем моментном ряду динамики Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
если нужно определить среднюю численность населения за длительный период времени Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
Абсолютный прирост разность между величинами численности населения в конечном и начальном моментах периода Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru , Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
Естественный прирост Разность между числом рождений и смертей Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
Механический прирост Разность между иммиграцией и эмиграцией Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
Коэффициент общего прироста   Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
Уравнение демографического баланса Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Система относительных показателей, с помощью которой может быть дана общая оценка естественного движения населения, представлена в табл..

Таблица

Показатели естественного движения населения

Показатель Содержание показателя Способ вычисления
1. Общий коэффициент рождаемости (Кр) Число родившихся живыми (В) на 1000 чел. населения в среднем за год Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
2. Специальный коэффициент рождаемости(Кр.спец) Число родившихся живыми (В) на 1000 чел. женщин фертильного возраста (15-49 лет) в среднем за год Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
3. Коэффициент детности (Кдет) Количество детей в возрасте 0-4 года на одну женщину фертильного возраста (15-49 лет) Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
4. Общий коэффициент смертности (Ксм) Число умерших (D) на 1000 чел. населения в среднем за год Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
5. Коэффициент младенеческой смертности (Кмл.см) Доля детей, умерших в возрасте до 1 года в общем количестве родившихся Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
6. Коэффициент младенеческой смертности (Кмл.см) То же, с учетом времени рождения детей Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru  
7. Стандартизированный коэффициент смертности (Ксм.стандарт) С учетом возрастной структуры населения, U – удельный вес соответствующей возрастной группы Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
8. Показатель Покровского Коэффициент жизненности Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
9. Коэффициент естественного прироста (Кест ) Естественный прирост на 1000 чел. населения в среднем за год Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Общая оценка миграционных процессов и их интенсивности может быть дана при помощи показателей, приведенных в табл. .

Таблица

Показатели миграции населения

Показатель Содержание показателя Способ вычисления
1.Коэффициент миграции (Км) Сальдо миграции на 1000 чел. в среднем за год, V+ - V- (V+ - число прибывших; V- - число убывших) Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
2.Коэффицент прибытия (Кv+) Число прибывших на 1000 чел. населения в среднем за год Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
3.Коэффицент выбытия (Кv-) Число выбывших на 1000 чел. населения в среднем за год Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
4. Коэффициент интенсивности миграционного оборота Удельный вес мигрантов в среднегодовой численности населения Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
5.Коэффициент эффективности миграции Отношение числа «эффективных» мигрантов к их общему количеству Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
6.Коэффицент приживаемости новоселов (Кn) Удельный вес новоселов. оставшихся на постоянное место жительство в данной местности ( Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru ), в общем числе прибывших в данную местность за изучаемый период (РV+), % Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
7.Коэффицент подвижности населения (Кn-1) Удельный вес не прижившихся новоселов ( Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru ) в общем числе прибывших в данную местность, % Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Таблица 10.2

Основные показатели браков и разводов

Показатель Содержание показателя Способ вычисления
1. Средний возраст женихов и невест Возраст вступления в брак мужчин и женщин По форме средней арифметической взвешенной
2. Коэффициент брачности (Кбр) Число заключенных браков (М) на 1000 чел. населения в среднем за год Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
3. Коэффициент разводов (Кразв) Число разводов на 1000 чел населения в среднем за год Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
4. Специальный коэффициент разводимости (U) Число разводов на 1000 чел. населения, состоящего в браке Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
Трудовые ресурсы – часть населения страны, которая работает в народном хозяйстве или же способна работать, но по тем или иным причинам не работает (домохозяйки, учащиеся с отрывом от производства и др.). Таким образом, трудовые ресурсы включают как занятых, так и потенциальных работников. В состав трудовых ресурсов включаются: - население в трудоспособном возрасте (мужчины от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 лет включительно), кроме неработающих инвалидов первой и второй групп и неработающих лиц, которые получают пенсии на льготных условиях; - фактически работающие подростки от 16 лет и работающие пенсионного возраста (мужчины старше 59 лет и женщины старше 54 лет). Население в трудоспособном возрасте состоит из трудоспособного и нетрудоспособного населения. Показатели численности трудовых ресурсов представлены в табл…. Таблица Показатели, характеризующие трудовые ресурсы
Показатель Содержание показателя Способ вычисления  
1. Коэффициент пенсионной нагрузки (Кпенс) Соотношение числа населения пенсионного и трудоспособного возрастов Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru  
2. Коэффициент экономичности возрастного состава (Кэкон) Соотношение числа населения нетрудоспособного и трудоспособного возрастов Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru  
3. Коэффициент замещаемости трудовых ресурсов (Кзам) Соотношение числа населения трудоспособного и ниже трудоспособного возрастов Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru  
4. Коэффициент использования трудовых ресурсов (Кисп) Доля занятого населения в общей численности трудоспособного Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru  

Под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления, степень удовлетворения физических, материальных и духовных потребностей (рис…..).

Уровень жизни во многом определяетсядоходами населения, от размера которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей. Основными источниками доходов населения являются: заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд (в денежной или натуральной форме)[1]; доходы от индивидуальной трудовой деятельности; выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни;

доходы от собственности (например, платежи за исполь­зование финансовых активов, зданий, земли, авторских прав, патентов и т.д.);

доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода (стоимость чистой продукции).

Возможны и другие источники дохода (выигрыш в лотерею, приз за победу в соревновании, конкурсе и т.д.).

Показатели уровня жизни населения представлены в табл….

Рис. Уровень жизни населения.

Таблица

Показатели уровня жизни населения.

Показатель Содержание показателя Способ вычисления
Объем личных доходов населения (номинальный показатель доходов) все виды доходов населения, полученных в денежной форме или в натуре. Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
Совокупные (общие) доходы населения (номинальный показатель доходов) сумма личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
Располагаемые доходы населения личные номинальные доходы за вычетом налогов, обязательных платежей и взносов в общественные организации (НП) Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru
Реальные располагаемые доходы населения располагаемые доходы населения с учетом покупательной способности денег Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Бюджет прожиточного минимума есть стоимостная оценка натурального набора прожиточного минимума, кроме того, он включает в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Анализ проводится в разрезе отдельных социально-демографических и доходных групп населения, в террито­риальном аспекте, а также с использованием детальных стоимостных оценок по видами способам потребления.

Величины доходов и расходов населения не только характеризуют бюджеты семей, но используются, кроме того, для построения балансов денежных доходов и расходов населения и определения показателей счета домашнего хозяйства в системе национальных счетов.

Примеры решения задач.

Задача 1.

Численность населения города на 1 января 2000г. Составила 934000 чел. В течение 2000 г.:

Родилось 10070 чел.

Умерло 7110 чел.

Прибыло на постоянное место жительства 18450 чел.

Убыло 13610 чел.

Определить:

1. Среднюю численность населения за 2000 г. (чел.);

2. Коэффициент рождаемости (%o); Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

3. Коэффициент смертности (%o);

4. Коэффициент естественного прироста населения (%о);

5. Коэффициент механического прироста населения (%o);

6. Коэффициент общего прироста населения (%o);

7. Коэффициент интенсивности миграционного оборота (%o);

8. Коэффициент эффективности миграции (%).

Решение:

Численность населения на конец года составила:

Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru Среднегодовая численность населения за 2000 год составила:

Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Коэффициент рождаемости:

Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Коэффициент смертности:

Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Коэффициент естественного прироста населения:

Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Коэффициент механического прироста населения

Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Коэффициент общего прироста населения

Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru Коэффициент интенсивности миграционного оборота

Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Коэффициент эффективности миграции (%).

Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Задача 2.

В РФ в 2008 г. родилось 1364 тыс. чел.;

Коэффициент общей рождаемости Kрожд составил 8%o;

Коэффициент смертности Kсм 13,7 %o.

Сальдо миграции равнялось 287,4 тыс.чел.

Определите:

1. Среднюю численность населения в 2008 г. (тыс. чел.);

2. Численность умерших в 2008 г. (тыс. чел.);

3. Естественный прирост (убыль) населения (тыс. чел.);

4. Коэффициент естественного прироста (убыли) населения (%o);

5. Коэффициент миграции населения (%o);

6. Коэффициент общего прироста (убыли) населения (%o).

Решение:

Определим среднюю численность населения в 2008 г. используя формулу расчета коэффициента рождаемости

Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru ; Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Определим численность умерших в 2008 г. используя формулу расчета коэффициента смертности

Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru ; Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Естественный прирост (убыль) населения

Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Коэффициент естественного прироста (убыли) населения

Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Коэффициент миграции населения

Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Коэффициент общего прироста (убыли) населения

Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Задача 3.

В России в 2009 г. родилось 1761687(живых) детей, в 2010 – 1788948 детей. В течение года 2010 умерло в возрасте до одного года 13405детей, из них 5375ребенка рождения предыдущего года.

Определить:

коэффициент младенческой смертности (%o)

Решение:

Коэффициент младенеческой смертности

Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Коэффициент младенеческой смертности с учетом времени рождения детей

Практическое занятие 10. «Параметры тесноты связи». - student2.ru

Наши рекомендации