Какие же выгоды имеет это общественное устройство?
Меня никто не может тронуть, заставить что-нибудь делать, говорить неправду, совершать зло. Я обеспечен клочком земли в теплом, жарком или суровом климате, по моему желанию. Если мне этого мало, а вступаю в общество 1-го разряда и несколько ограничиваю сам свою свободу. Зато все преимущества общества дают мне лучшую жизнь: хорошие орудия, лучшее питание, удобное жилище, медицинскую помощь, скорый суд, безопасность от насильников, лучший выбор жены, больше свободного времени, больше знания, больше впечатлений и т. д. Если мне и этого мало, я лезу из кожи, стараясь хорошими общественными и индивидуальными качествами заслужить благодарность общества. Оно избирает меня в члены совета и я половину времени провожу в обществе 2-го порядка, где ещё более стесняется свобода, но все выгоды, указанные для 1-го общества, ещё усиливаются. Итак, я иду вперёд, насколько хватит сил, терпения и уменья. Всякий человек, если он того стоит, может попасть в верховное общество и даже сделаться его президентом. Устал, не выдержал, спустят вниз. Но опять это не беда – можно отдохнуть. Высший председатель служит примером и учителем своей ячейки и всей Земли. Областной президент – тоже для своей области и т. д. Ни один талант не может скрыться. Его выдвигают сначала в низшей ячейке, исходя из должной оценки, потом дальше и он может дойти даже до верхнего общества и там оценён. Но талант ещё не даёт права на управление и место в высших обществах. Он только используется и награждается. Мудрость обществ и их знания с течением времени непрерывно растут и выборы все вернее и вернее. Благосостояние непрерывно увеличивается вследствие распространения знания, применения орудий, возрастания населения и господства над сушей, водой и воздухом. Также благодаря брачным законам, улучшается качество людей. Свойства высшей ячейки, по истечении лет, становятся свойствами низших. В особенности, когда земля наполнится людьми до благоразумного предела. Тогда будут быстро расти добрые качества людей без увеличения числа особей. Высота низших ячеек превзойдёт СТАРИННУЮ высоту ячеек высших. Но одновременно, конечно, равенства быть не может. На то и существуют выборы. Не может ли развратиться высшее общество и дать, напр., монархию, или что-нибудь подобное* Законы этого не допустят. Только люди должны их помнить и не уступать своих выборных прав. Положим, что члены высшего общества проявляют деспотизм и уклонение от законов. Но ведь они половину времени проводят в округах, занимаясь их управлением. Деспотизм этот они проявят и в округах (собственно в окружных посёлках). Там их, при первых выборах, забаллотируют (прокатят на вороных) и изберут для своего управления достойных. Они, спустя период управления, и попадут в высшее общество. Также и ни в одном обществе не может остаться негодный член, так как он, по очереди, попадает временами к своим избирателям, которые, испытав его негодность на своей шее, при перевыборах, проваливают его, и он попадает в рядовые. Отсюда он может ещё невольно спуститься, если того заслуживает. Действительно, закон принуждает его проводить половину времени в управлении низшим обществом, которое его избрало давно. Тут его деспотические свойства не понравятся, его не выберут, и он сделается рядовым низшего общества. Так его негодность или развращённость может его довести до последнего общества, а оттуда на отруба. В случае же проявления им насилия, он судится и попадает в колонии преступников. Итак, при строгом соблюдении основных прав выбора, достойного подымут вверх, а испортившегося столкнут вниз. Только люди должны помнить и исполнять следующие законы. 1) ИЗБРАННЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ИЗГНАН ИЗ ОБЩЕСТВА ТОЛЬКО СВОИМИ ИЗБИРАТЕЛЯМИ ИЗ НИЗШЕГО ОБЩЕСТВА. 2) ИЗБРАННЫЙ ДОЛЖЕН ПРОВОДИТЬ ПОЛОВИНУ ВРЕМЕНИ СРЕДИ СВОИХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В КАЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ УПРАВИТЕЛЕЙ, ИЛИ ЧЛЕНА СОВЕТА. 3) ДРУГУЮ ЖЕ ПОЛОВИНУ ДОЛЖЕН ПРОВОДИТЬ В СООБЩЕСТВЕ СЕБЕ ПОДОБНЫХ ТОВАРИЩЕЙ, ИНАЧЕ НЕ БУДЕТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО ОТБОРА. Без просвещения каждого человека, без твёрдого сознания каждым важности законов, нельзя и устраивать общество, как показано. Перечислим ещё преимущества предлагаемого общественного устройства. 1) Каждое избрание вполне сознательно – из людей нам хорошо известных. 2) Общество каждого разряда не может развратиться, так как исключение его членов зависит не от него, а от избравших низших обществ, которые сами терпят от дурно избранного. 3) В результате каждый избранный до самого верха зависит от народа: вернее, находится в посредственной зависимости от него. 4) Каждый человек любого общества может попасть и вверх и вниз на любую высоту сообразно своим достоинствам и поступкам. 5) Улучшается порода людей, так как браки заключаются между членами приблизительно равных обществ, причём в деторождении высшие имеют преимущества. 6) Устройство это имеет способность самоулучшения и невольного приближения к совершенству. Именно, свойства высших обществ понемногу распространяются на низшие. Последние достигают не только высших нравственных и умственных качеств, но великолепного материального положения. Трудно понять наивыгоднейшее устройство общества. Я делаю попытки объяснить его с 191б г. («Горе и Гений»). Их много. Нужно издать все рукописи и прочитать изданное. Тогда придёт понимание. Кроме того, я непрерывно делаю вычисления. Теперь они более совершенны и их также нужно обнародовать вместе с таблицами.
(1928 г.)
Архив РАН, № 379
Руководители человечества
Содержание:Руководители. Знание. Значение общественного устройства для распространения знаний. Вещество. Земля. (Отрывок. Написан в сентябре 1929 г.)
Сил осталось мало. Я все более и более начинаю работы, но не кончаю их. Все же отрывки эти не бесполезны, так как указывают и уясняют общий дух моих работ. Я повторяюсь, но и это не бесплодно, ибо я освещаю одно и то же с разных точек зрения и потому помогаю усвоению предмета.
Много написано, но уже устарело и не удовлетворяет меня. В таких случаях я буду извлекать из своих рукописей то, что поценнее.