Хуторское, общинное и коммунистическое владение землёй
Главный источник питания – земля. Хорошо, если бы земля была общим достоянием и обрабатывалась сообща. Полученные продукты делились бы по душам и потребностям. Но человек так привык к эгоистической жизни, к собственности, что едва ли общая обработка будет успешной. Попробовать можно. Но пока такие пробы не были вполне удачными. Каждому кажется, что он трудится больше других, а получает меньше. Результатом этого бывает обжорство, ссоры, общая лень, апатия и недостаточность плодов труда. Также неизбежны зависть, споры, раздоры, драки, попрёки и ненависть. Общая обработка земли имеет громадные материальные преимущества. Если бы поняли хорошо это члены общества, то крепко за неё ухватились бы. Пока же её нет, приходится устраиваться, как до сих пор было принято: делением земли на участки, сообразные величине рабочих сил каждого семейства.
Эта делёжка очень несовершенна, так как очень скоро может случиться, что земли для семьи окажется мало или много: и в трудовом и в потребительском отношении. И в самом деле, этого равновесия трудно достигнуть. То едоков много, а сил мало, то обратное. Семейный надел приходится часто менять. Находятся и недовольные. Я, мол, буду удобрять землю, а у меня её через 5 лет возьмут и дадут другую, которую не удобряли. Результатом этого будет пренебрежение к земле, неохота удобрять её и улучшать иными способами. Для таких и индивидуалистов приходится заводить хуторское хозяйство, которое составляет предел неразумия.
Право собственности на землю ведёт к наибольшему злу. Право сильного, право кулачное, пожалуй, ещё хуже, но я не имею его в виду, потому что из этой стадии мы, если ещё и не вышли, то способны выйти, не считая уродливых исключений. Таковы: разбои, войны.
Попытаюсь привести тут преимущества общинного владения, общей обработки земли и общего пользования её продуктами. Эти выгоды, мне кажется, должны загладить те недостатки, которые произойдут от лени, апатии и зависти, вообще, от дефектов человека.
1) Обработка земли может производиться облегченным и ускоренным способом, благодаря употреблению дорогих орудий, которые недоступны отдельной семье. Орудия могут облегчить труд во много раз и сделать его настолько же производительнее. Например, в Соединенных Штатах Северной Америке требуется для получения меры зерна 8 минут, а в России 80, т. е. в десять раз больше.
2) Уничтожение межей, лучшее удобрение.
3) Достигается равномерное и справедливое распределение продуктов. Например, семья со многими малолетними членами, больными и старыми получит продукты по едокам, а не по своей трудоспособности.
4) Общее хранение орудий и продуктов легче и надёжнее.
5) Останется много свободного времени, которое пойдёт на усовершенствование орудий, на фабричный труд и на умственное и нравственное развитие общества.
6) Разумное распределение работы по способностям, силам, возрасту и полу.
7) Болезнь и несчастия в семье, потеря трудоспособности никому не будут страшны. Исчезнет страх за себя и близких, производящие слабость и уныние.
Недостатки общего пользования орудиями в следующем: небрежное отношение к ним, как к казёнщине (не моё де). Но за это должно быть взыскание, и порчи тогда не будет.
Недостатки общей работы и правильного потребления такие: 1) Сильные будут обижаться на слабых работников за равную награду. 2) Усердные будут недовольны ленивыми. 3) Ловкие – неловкими. 4) Умеренные – лакомками и обжорами. 5) Бездетные – многосемейными. 6) Вследствие этого недовольства труды окажутся не так обильны, больше будет поломов, большее потребление пищи, больше ссор. Вопрос ещё: загладятся ли все эти несчастия выгодами социалистического строя?
8) Жилище тоже должно бы быть одним для всех. Во-первых, для общения и взаимного тщательного изучения, затем из материальных выгод. Такое жилище, выстроенное из камня, металлов и стекла, будет вечным и ремонта будет требовать самого незначительного. Значит оно страшно выгодно. Затем, оно может быть идеально чисто, гигиенично и иметь удобства, которых малое семейное жилье иметь не может. Это то же, в первоначальной общественной ячейке и на первых порах, едва ли достижимо. Причина – непривычка к общественной жизни и вытекающие отсюда столкновения и ссоры семейств. На первое время довольно отдельных домиков на разное число членов. Эти домики можно сделать общественным достоянием. Действительно, когда число членов одного жилища увеличивается или уменьшается значительно, то оно уже становится неподходящим и приходится переводить семьи из одного дома в другой. Значит собственность тут неудобна.
Опять таки за небрежное отношение ко всякой общественной собственности должен быть суд. Учить приходится не только малых, но и больших и не наукам только, но и многому другому. Выборный назначает учеников и учителей по своему желанию, так чтобы знающий, искусный, нравственный усовершенствовал более слабых. Предоставляется вся власть и сила очередному выборному, пока он не нарушил основных законов, или пока не выбрали другого, более умелого (т. е. пока другой не получил большее числа голосов). Этим общество выигрывает массу времени, так как не будет бесконечных споров, ссор и торможения. Если плох человек, никто не мешает обществу тотчас же его заменить новым. Если даже никого для этого поста нет, то и тогда найдётся выход: выпишут для выбора людей из более культурных областей. Будет обмен людьми, ради выгод управления и организации общества. Общество устраивается возможно лучше, но не уклоняясь чрезмерно, сверх сил, от привычной, хотя и несовершенной жизни. Поэтому мы думаем, что вероятно оправдается социалистический опыт о необходимости ПОСТЕПЕННОГО перехода от обычной жизни к социалистической: не только по времени, но и по свойствам людей. Низы народа мало уклонятся сначала от теперешних порядков.
Также разумно общинное владение лесом, топливом и всякими минеральными богатствами. Могут быть общие столовые, банк; но трудно предоставить все продукты на полную свободу каждого: ешь, сколько хочешь, бери, что надо. Это возможно только для людей с высшими способностями души. Вследствие же её недостатков у среднего обывателя, ему представляется, что он ест и пьёт меньше других, результатом чего будет излишнее и вредное для здоровья потребление и даже недостаток продуктов особенно лакомых. Отсюда – зависть, ссоры, неустройство, разлад, бегство членов, гибель общения. От того же не будет беречь платье и другие вещи. Будут препирательства и ссоры, на которые уйдёт бесполезно много времени. Значит надо распределение продуктов порциями по решению и постановлению выборного.
Браки должны иметь в виду улучшение рода в смысле увеличения здоровья, силы, продолжительности жизни, красоты, ума, производительности, – в смысле улучшения нравственных и общественных качеств. Я не хочу сказать, что браки должны быть без согласия брачующихся. Но дело это все таки сложное.
Вот в нашем современном обществе есть красивейшая, добрейшая, умнейшая, наиболее привлекательная для мужчин женщина. А вернее, ни то, ни другое, ни третье, а просто одна половая привлекательность: хорошие качества у неё смешаны с дурными, и дурных может быть больше, чем хороших. её желают иметь женою чуть ли не все мужчины. Кому же она достанется? Между мужчинами начинается борьба, зависть, ссоры, драки, убийства, ложь, подвохи, всякое коварство и низость. В конце концов, овладевает сильнейший – в самом грубом смысле. Он, обладая для женщины небольшой дозой привлекательности, достаточно силен, добр, умён, но вместе с тем коварен, жесток, скуп, эгоистичен. Какое же от таких браков произойдёт потомство? Сильнейшее, побеждающее, но не лучшее в общественном смысле.
Конечно, многие дурные качества в новом строе проявиться даже не могут. Но во всей красоте они проявляются в обычной жизни и передаются роду, который от этого очень сомнительно улучшается. Зачем, наконец, эта борьба, уничтожающая массу сил в обществе и ухудшающая его в нравственном отношении? При том и брак получается какой-то однобокий. Мужчина доволен своей победой, но женщина часто бывает вынуждена выйти замуж. В сущности, получается несчастный брак – драма семейная…
Вот также в современном обществе есть наиболее привлекательный для женщин мужчина. Его желают иметь мужем чуть не все женщины посёлка. Начинается взаимная вражда между женщинами. Все силы тела и ума напрягаются односторонне и непроизводительно для общества. Пускаются в ход все хорошие и дурные свойства женщин, чтобы овладеть мужчиной. Одна побеждает. И опять заключается брак несчастный для мужчин и недобросовестный для женщины. Конечно, она также должна обладать хоть какой-нибудь долей привлекательности для мужа, в противном случае предприятие чересчур трудно и победа бы не увенчалась. В современной жизни, однако, возможно и полное отсутствие привлекательности. Этот брак ещё несовершенен и в силу того, что в малом обществе ни женщины, ни мужчины не имеют возможности найти достойного супруга. При высшей организации самое достойнейшее сходится с таким же.
Действительно, при лучшем строе брак без взаимности затруднителен, так как отпадает сила богатства, положения и власти. Во всяком случае, не желательна ни в каком обществе эта постыдная, развращающая борьба. В результате этой безрассудной траты общественных сил возникает вопрос: соединяется ли лучшее с лучшим, улучшается ли таким образом человеческий род, заглаживается ли зло, нанесённое обществу бесцеремонною борьбою, с неизбежными её жертвами? Не только в современном обществе, но в обновлённом, мы видели, что нет, нет и нет!! Часто добросовестность, скромность, чистота, правда, красота и здоровье останутся в стороне. Как же быть, как заключить брак? Не лучше ли предоставить выбор им самим, а другим стушеваться. Едва ли способны люди с их страстями на эти жертвы. Но есть разум, есть общественная сила. Не могут ли они победить страсти? В таком случае наиболее привлекательная женщина указывает на наиболее привлекательного для неё мужчину из числа её желающих. Тогда вопрос решён, хотя и далеко не совершенным образом, потому что половая привлекательность не есть ещё гарантия истинного совершенства. Все же общество должно на основании разума, всячески содействовать такому соединению.
Если так просто решается вопрос о браке и всякий член общества это знает, то и безумная борьба окажется излишней. Будут только дурные попытки немногих, которые мудростью общества будут подавляться.
Какие же результаты? Будет ли улучшение рода? Это покажет опыт. Во всяком случае, такой закон уничтожает борьбу, насилие, способствует счастью и справедлив. Пока остановимся на этом.
Повторим кратко сущность этих браков: вот женщина. Кто её желает? Выходит сто человек. – Выбирай из них женщина! И брак заключен. Или так: вот мужчина. – Кто его желает? Выходит 100 женщин. – Выбирай из них мужчина. Женщина стыдлива. Поэтому предлагать надо всех женщин по порядку, а не мужчин. Конечно, плохеньким будут доставаться плохенькие, а лучшим лучшие. Но по крайней мере тут взаимное согласие. Уклонение от этого закона людей или самой жертвы над собой же. Добровольное насилие над собой совершают только члены общества для высших целей.
Инстинкты указывают, в большинстве случаев, безошибочно. И тут инстинкт указал на союз людей и потому брак должен быть не только счастливым, но и плодотворным в отношении потомства. Конечно, инстинкты должны проверяться разумом. Когда разум и опыт докажет неверность инстинкта, то его требование можно изменить. Общество может выбирать разных руководителей, которые будут все проверять и устанавливать законы по разуму. Таким способом скорее произойдёт улучшение рода, чем каким-либо другим.
Нельзя же предоставлять право победителю, представителю вообще силы. Сила-то может быть чистой или нечистой! Один из брачующихся почти всегда тогда бывает жертвой победителя. Можно бы лучшую женщину, во мнении общества, отдавать лучшему, в высшем смысле, мужчине. Но общество может ошибаться, брак может выйти несчастным и потомство плохо. Насилие не может одобряться обществом. Надо, чтобы согласие на брак было взаимным и искренним… Лучше для начала руководствоваться инстинктом и справедливостью. Брак все же разрешается, без нарушения законов, лишь очередным избранником. Собственно избранник может задержать брак лишь в случае очевидного нарушения свободы и согласия. Так заключаются все браки, пока все желающие не переженятся. Браки с наилучшим потомством должны поощряться к деторождению, с худшим – нет. Деторождение должно быть тем более ограничено, чем потомство плоше. В иных случаях – совсем прекращено.
Впрочем, Земля так пустынна и так нуждается в заселении и хорошей обработке, что размножение должно поощряться и отбор не может быть строгим до максимального заселения Земли.
Общество второго порядка
Но наше маленькое общество ведь не одно. Оно не может потерять отношений к другим таким же обществам и вообще к остальному человечеству. Одно общество не может доставить себе всех промышленных продуктов, всех колониальных товаров, всех плодов человеческого гения. Оно одно не может и вести борьбы против более многочисленного общества. Оно не может обойтись также и без открытий и знаний, приобретённых лучшими представителями человечества. Описанное общество есть только первоначальная ячейка, клеточка очень сложного организма, составляющего человечество.
Я говорил, что примитивное общество выбирает из своей среды несколько лучших людей. Одна их часть занимается по очереди управлением в среде избравших, другая назначается для составления нового высшего общества второго порядка.
Все общества первого порядка, а их очень много, отбирают своих наиболее достойных членов. Их набирается несколько миллионов, и они также собираются во многие общины, подобные общинам 1-го порядка.
Цель учреждения малых обществ есть достижение удобства для взаимного изучения, выбора лучших, улучшения рода, улучшения жизни и образования из отборных членов высших обществ второго порядка.
В маленьком обществе все на виду, все можно решить и рассудить по совести, на основании имеющихся у каждого данных.
Если члены первого общества не могут вести довольно совершенной жизни, то может быть члены второго общества будут к ней пригодны. Выбирают все таки лучших. Члены общества второго порядка состоят из людей высших свойств. От них и ожидать можно большего.
На земле 1.600.000.000 людей. Если будет 168 членов в каждом обществе, то составится 9.600.000 примитивных обществ. Каждое общество отбирает, примерно, три человека для собственного очередного управления, а три – для составления высших обществ второго порядка. Эти трое, пожив некоторое время (напр., месяц) в высшем обществе, возвращаются к избравшим для их управления, а трое управляющих уходят в высшее общество 2-го порядка.
Так эти тройки, чередуясь в управлении, живут то у себя в 1-ом обществе, то в гостях – во втором. Цель этого чередования та, чтобы было непрерывное общение между низшими и высшими обществами, чтобы отборные члены, видя лучший пример, высшую науку, лучшую жизнь, лучшие технические условия, лучших людей – передавали свои знания, впечатления и свойства первичному обществу. Кроме того, чередование позволяет непрерывно проверять избранных в их способности служить обществу. Надо, чтобы они хоть периодически были на глазах у него.
Отобранных членов хватит для составления 17000 обществ второго порядка, то же по 168 членов каждое.
Общество 2-го порядка, состоя из более совершенных членов, устраивает и жизнь совершеннее, чем общество 1-го порядка. Там менее бушуют страсти, сильнее разум, искуснее, умнее и трудолюбивее люди. Там может быть одно жилище для всех, общий стол, больше доверия друг к другу, меньше раздоров, суда, зависти, недоразумений. Дела выше, тоньше.
Эти общества представляют улучшенное подобие первых. И деятельность их подобна. Они также отделяют 3-х лучших членов для управления и трёх для составления обществ высшего третьего порядка. Здесь собираются люди ещё выше по своим нравственным и умственным свойствам. Эти люди уже не совсем доступны и понятны для общества 1-го порядка. Действительно, члены обществ второго порядка проницательнее, совершеннее и видят то, что могут упустить члены первого порядка. Тем более члены общества 3-го порядка, которые для них (первых обществ) уже составляют авторитет второй степени. Члены этих обществ делают то, что не совсем доступно членам первого порядка.
Члены обществ 3-го порядка, переселяясь в общество 2-го порядка, обогащают их своими знаниями, возвышают их ум и благосостояние, рассказывая о жизни и делах членов общества 3-го порядка.
Каждое высшее общество служит школою и примером для следующего низшего и высоким авторитетом для ещё более низших обществ. Не может быть непосредственного сношения между разрядами обществ далёкими друг от друга, ибо получится взаимное непонимание…
Составится всего 3100 обществ 3-го порядка. Они выделят из себя описанным путём 9300 членов, по три от каждого, и дадут материал для получения ещё 54 обществ 4-го разряда, по 168 членов в каждом.
Эти общества 4-го порядка дадут около 168 членов. Получим самое высочайшее общество 5-го порядка, которое также будет отбирать трёх членов для своего управления и трёх членов для размышления, усовершенствования, статистических, научных и технических работ.
Эти члены также чередуются, т. е. заняты то управлением, то наукой. Избранные 6 членов – самые величайшие из всего человечества (это условно).
Они составляют основные законы, обязательные для всех людей. Они же создают и частные правила, обязательные только для них, т. е. для всего их общества.
Мы даже в полной мере не можем себе представить величие и благо высшего общества… Получим ли мы таким способом действительно самых гениальных людей? Сначала – нет. Они будут велики, но не самые лучшие, потому что безукоризненному выбору будут препятствовать недостатки человеческого ума, недостаток знания, ясного понимания цели выборов и свойств избираемых и т. д. Но со временем, когда породы улучшатся, знания увеличатся, выборы будут совершеннее, – последние шесть избранных в 5-ом обществе будут все более и более приближаться к идеалу и оправдывать своё название высочайших.
Понятна цель устройства обществ разных порядков. Все общества маленькие и потому взаимное изучение и отбор лучших возможен. СССР даст 960000 обществ первого порядка, 17000 – второго, 300 – третьего, 5 – четвёртого. Они дадут 15 членов, которые должны войти в состав последнего 5-го мирового общества.
Таким образом, последнее будет состоять из представителей всех обширных государств.
Государства с населением в 30 миллионов дадут только одно общество 4-го порядка, т. е. 3 члена для 5-го общества. Страна с населением меньшим 30 миллионов не составит целого общества 4-го порядка. Поэтому составит только часть какого-либо общества 4-го порядка. Прочие члены будут иной национальности. Но все же они именно и могут быть выбраны и попасть в общество 5-го порядка. Как бы национальность не была немногочисленна, – это не лишает её возможности видеть своих членов не только членами высших обществ, но и шестью самыми высочайшими. В самом деле, какой-нибудь бельгиец или болгарин может быть избран в общество 2-го порядка. Там он может быть избран для общества 3-го порядка. Перебираясь так все выше и выше, может попасть и в величайшие.
Итак, при указанном строе ни один человек, ни один талант не лишается возможности справедливой оценки и соответствующего возвышения.
Каждый человек тщательно изучается, как бы слаб он не был. Сначала, в первом обществе, он у всех на глазах. В обществе второго порядка, если он отличен и попал туда, изучают его ещё более тщательно, так как жизнь там теснее. В обществе 3-го порядка он попадает к ещё более мудрым, справедливым, беспристрастным людям и оценивается ещё вернее и т. д.
Вот когда таланты и дарования не укроются и сослужат человечеству службу, плоды которой, их обилие, качество и характер не может теперь представить самое пылкое воображение.
Мир мужчин и женщин
В этом изложении мы не различали полов. Так что в верховное общество, как и во всякое другое, могут попасть одни женщины или одни мужчины, или те и другие не в равном числе, что не совсем удобно в отношении размножения.
Собственно каждый пол составляет особый мир. Понимание его, оценка более всего доступны членам этого пола, а не противоположного. Поэтому выборы лучших мужчин должны бы производиться мужчинами. Также и выборы отменных женщин – женщинами. Получится ещё удобство: в каждом обществе будет почти одинаковое количество мужчин и женщин. Мужчины будут управляться мужчинами, а женский мир – женщинами.
Тогда в каждом двуполом обществе будет 3 мужских правителя и три очередных женских. Столько же выборных мужчин и женщин будет отсылаться для составления высших обществ. Тогда надо положить в каждом первоначальном соединённом обществе вдвое более членов, т. е. 336. Общества будет вдвое меньше, но отберут они все вместе столько же членов. Из них обществ второго порядка опять составится вдвое меньше. Эти отберут прежнее число членов, но обществ составится также вдвое меньше и т. д. Выразим это таблицею (см. таблицу).
Во всех обществах будет по 336 членов, кроме последнего верховного, которое будет иметь только 168 мужчин и женщин.
Мы даём примерный расчёт. Легко сделать, чтобы было в каждом обществе по равному числу членов, чтобы разрядов было больше или меньше. На то есть простые формулы. (См. моё «Общественная Организация Человечества». 1929 г.)
Но сейчас мы не можем в точности решить многое, т. е. определить наилучшее. Например, сколько должно быть членов в обществах 1-го разряда? Одинаково ли оно во всех ячейках одного разряда? Больше или меньше должно быть членов в обществах других разрядов? Каково число разрядов?
Мы только знаем, что членов не должно быть много, потому что в таком случае взаимное изучение будет несовершенно. Мы думаем также, что чем выше разряд общества, тем больше может быть в нем членов, так как ум и память у высших членов обществ будут значительнее. Хотя с другой стороны у них больше самоуглубления, больше высших дел, что может отвлечь от взаимного изучения. Также – совершенство верховных членов будет состоять не столько в развитии памяти и знаний, сколько в качестве этих знаний, – не столько в количестве ума, сколько в его качестве. Наконец, более тщательное и глубокое их взаимное изучение не одолеет большого числа сочленов. За большее число членов в высших обществах говорит их тесное общение, при котором взаимная оценка облегчается. Одним словом, вопрос чересчур сложен, чтобы сейчас же его решить.
Если же дать постоянное число членов в каждом обществе и определённый отбор, то число разрядов можно только вычислить, но не изменять по желанию. Можем получить дробное число, что не годится. Наоборот, можно, например, принять пять разрядов, известное число членов населения земли и тогда определяется самое число членов в каждом обществе. Если принять 5 разрядов и население в 1.600.000.000, то число членов в каждом обществе вычислим, при 6 отборных членах, в 290,4 членов. Не забудем, что отбирается 12 человек, но половина остаётся для управлением обществом и только 6 человек отправляются в следующее высшее общество. Вот таблица.
Мы отбираем 3 правителя для каждого пола, но достаточно ли их, если они должны дежурить то днём, то ночью, не застрахованы от болезни, слабости и усталости. На каждого тогда придётся 8 часов работы, а иногда и ночного бодрствования. Если положить 4 правителя, то работать каждому нужно по 6 часов. Это легче, при том они ещё отдыхают душою и набираются сил, когда половину времени по очереди проводят в высшем обществе, как равноправные члены. При 4 правителях каждого пола и 5-ти разрядах получим в каждом обществе 366 членов. При 5 правителях каждого общества-437 членов. Отсюда видно, что число членов в каждом обществе, при одном и том же числе разрядов, тем больше, чем больше отбирается правителей для составления высших обществ. Таким образом, можно получить желаемое число членов в обществе и даже увеличить число разрядов.
Суд между разными полами
Раздоры между мужчинами должны решаться выборным мужчиною, раздоры между женщинами – избранной женщиной. Но споры и раздоры, конечно, будут и между разными полами, также и дела разнообразные, например, брачные. Кто же должен их решать?
В обществе всегда налицо, положим, 8 управляющих обоего пола, из которых дежурят двое: мужчина и женщина. Чей же голос и мнение принимать решающим? Можно предложить несколько решений, но какое лучше? Вот некоторые из этих решений. При смешанных делах судят оба очередных: мужчина и женщина. Если решение их сходно, то и конец делу, если– нет, то можно назначить в таких случаях нечётное число судей, чтобы всегда было большинство.
Чем важнее дело, тем большее число судей его решает, потому что тем требуется больше согласия. Для решения вопроса требуется то 2/3 всего числа голосов, то 3/4, то единогласное решение. Если не получается законного большинства, то дело переносится в уездный суд, оттуда в губернский и т. д.
Благодаря союзу, все общество может обрушиться на нарушителя законов. Каждый, за силою общества, может считать себя в безопасности.