Занятие 5. «Знакомые незнакомцы»
Цель: Составление загадок о фруктах и овощах по опорным карточкам-подсказкам.
Задачи:
— уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Фрукты» и «Овощи»;
—- учить детей правильно образовывать форму множественного числа именительного падежа имен существительных;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и поговорок;
— учить детей отгадывать и составлять загадки о фруктах и овощах с опорой на специальные карточки;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.
Оборудование: двусторонние карточки с цветными изображениями одного и нескольких фруктов и овощей, картинки с изображениями двух девочек (иллюстрации 55, 56), альбомы 1 (по количеству детей), магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Логопед приветствует детей и предлагает им провести речевую разминку[3]
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Какие фрукты (овощи) созрели в саду (огороде)!» | По картинкам, выставленным на доску, дети по цепочке называют изображения фруктов и овощей во множественном числе. Например: в саду созрели апельсины, мандарины... в огороде созрели помидоры, огурцы... |
«Что у Кати, а что у Сони!» | Логопед выставляет перед детьми изображении двух девочек и говорит детям, что Катя собирала в корзиночку по одному фрукту и овощу, а Соня;— по несколько. Затем просит назвать по картинкам, что у Кати, а что у Сони. Например: у Кати есть апельсин, а у Сони — апельсины. У Кати есть помидор, а у Сони — помидоры. |
«Что у тебя, а что в магазине!» | Логопед выдает карточки с изображениями одного и нескольких фруктов и овощей и просит составить предложения по образцу: «У меня есть апельсин, а в магазине апельсины». |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значений многозначных слов и поговорки.
Логопед объясняет детям значения многозначных слов и поговорки: корешок, салат, косточка; «Каков садовник, таков и сад».
Для проведения речевых игр и упражнений используются материалы пособия Н.Е. Арбековой «Карточки по лексическим темам "Овощи" и "Фрукты". Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями» (М. : Издательство ГНОМ, 2011).
Отгадывание и составление загадок о фруктах и овощах по опорным карточкам.
Логопед. Вы уже хорошо знаете фрукты и овощи. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться отгадывать и составлять загадки о фруктах и овощах по опорным карточкам.
Работа в альбомах (альбом 1, с. 11,19).
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей на занятии, благодарит всех за старание. Отмечает наиболее активных детей.
Занятие6. «Что мы знаем о фруктах и овощах?»
Цель: Составление рассказов-описаний фруктов и овощей по опорному картинному плану.
Задачи:
— уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Фрукты» и «Овощи»;
— учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного и множественного числа;
— учить детей пониманию значений поговорок;
— учить детей составлять рассказы-описания фруктов и овощей, с опорой на картинный план;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно* логическую память, логическое мышление.
Оборудование: двусторонние картинки с изображениями больших и маленьких фруктов и овощей, две картинки с изображениями большой и маленькой кукол (иллюстрации 57, 58), «волшебная палочка», альбомы 1 (по количеству детей), магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I.Речевая разминка[4]
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Маленький волшебник» | Логопед выкладывает двусторонние карточки, с изображениями больших овощей и фруктов. Дети по очереди должны, дотрагиваясь «волшебной палочкой» до любой картинки, назвать овощ или фрукт и превратить его в маленький (образовать имя существительное с уменьшительно-ласкательным значением). Если задание выполнено правильно, ребенок переворачивает карточку, проверяет свой ответ и забирает картинку себе. Например: Это огурец. Я превращаю его в огурчик. Это лимон. Я превращаю его в лимончик... |
«Что у Маши, а что у Машеньки!» | Логопед выставляет две картинки с изображениями большой и маленькой кукол и просит детей Назвать сначала большие овощи и фрукты, которые собрала Маша, а затем — маленькие овощи и фрукты, которые собрала Машенька. Например: У Маши перец, а у Машеньки — перчик. У Маши яблоко, а у Машеньки — яблочко. |
«В гостях у Гномов» | Логопед выставляет перед детьми карточки с изображениями маленьких фруктов и овощей. Дети должны по цепочке составить предложения по образцу: «У Гнома в корзиночке есть апельсинчики, лимончики, грушки... У Гнома в ящичке есть помидорчики, огурчики, перчики...» |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II.Основная часть занятия