Занятие 3. «В осеннем лесу»
Цель: Составление пересказа «Как вырос дуб» по тексту и серии сюжетных картин.
Задачи:
— уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Деревья и кустарники»;
— учить детей пониманию значений многозначных слов, образных выражений и поговорок;
— учить детей правильно образовывать форму множественного числа именительного и родительного падежей имен существительных;
— учить детей образовывать сложные слова;
— учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображениями деревьев и кустарников, альбомы 1 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Назови деревья» | Логопед предлагает детям представить густой лес и рассказать по парам картинок о группах деревьев, растущих в лесу. Например: Это могучие дубы, а это — стройные березки. |
«Каких деревьев много в лесу'» | Логопед переворачивает картинки и просит детей вспомнить и рассказать, каких деревьев было много в лесу. Например: В лесу много дубов и берез. |
«Скажи одним словом» | Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед задает вопрос и бросает мяч кому- то из детей. Ребенок ловит мяч, образует сложное слово, составляет предложение и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: У березы белый ствол. Какая береза? — Береза белоствольная. |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значений многозначных слов, образных выражений, поговорок.
Логопед объясняет детям значение многозначных слов: игла, лист, кисть, шишка, сережки, ствол, дупло; образных выражений и поговорки: «Крепкий, как дуб»; «Дрожать, как осиновый лист»; «Одно дерево еще не лес».
Составление пересказа текста с опорой на серию картин.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять пересказ о том, как вырос в лесу дуб.
Работа в альбомах (альбом 1, с. 4).Логопед задает детям вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с опорой на картинки серии.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей на занятии, благодарит всех за старание. Отмечает наиболее активных детей.
Занятие 4 «Что мы знаем о деревьях и кустарниках?»
Цель:Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений деревьев и кустарников по опорному картинному плану.
Задачи:
— уточнить и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Деревья и кустарники»;
— учить детей пониманию значений многозначных слов, образных выражений и поговорок;
— учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;
— учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;
— учить детей составлять рассказы-описания деревьев и кустарников, с опорой на картинный план;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображениями деревьев, карточки с попарно записанными на них цифрами и альбомы 1 (по количеству детей), мяч, магнитно- маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Назови ласково» | Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое дерево, например: «Береза», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет дерево ласково: «Березка, березонька...»— и возвращает мяч логопеду. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными. |
«Посчитай» | Логопед выставляет на доску лары картинок с изображениями деревьев и выдает каждому ребенку карточку, с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: На полянке растут одна береза и два дуба. |
«Четвертый лишний» | Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Три картинки с изображениями деревьев, одна — с изображением кустарника.) |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Припоминание значений многозначных слов, образных выражений, поговорок.
Логопед напоминает детям значения многозначных слов, образных выражений, поговорок: игла, лист, кисть, шишка, сережки, ствол, дупло; «Золотая осень», «Листья, как монетки»; «Крепкий, как дуб»; «Дрожать, как осиновый лист»; «Одно дерево еще не лес».
2.Составление рассказов-описаний деревьев и кустарников с опорой на картинный план.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять рассказы-описания деревьев и кустарников по опорному картинному плану.
Работа в альбомах (альбом 1, с. 5). Составление одного-двух рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей на занятии, благодарит всех за старание. Отмечает наиболее активных детей.