Введение в тему занятия. Логопед выставляет на доску фотографии с изображениями животных
Логопед выставляет на доску фотографии с изображениями животных, побывавших в космосе.
Логопед. До первого полета человека в космос туда запускали различных животных. Целью этих полетов было выяснение того, смогут ли будущие космонавты выжить после полета и если да, то как полет может отразиться на их здоровье. Первые опыты с отправкой в космос собак начались в 1951 г. Но только через шесть лет была выведена на орбиту собака Лайка. В то время люди ёще мало знали о космосе и не умели возвращать с орбиты космические аппараты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Героический полет Лайки сделал ее одной из самых знаменитых собак в мире. Ее имя указано на памятной таблице с именами погибших космонавтов, установленной в ноябре 1997 г. в Звездном городке.
В августе 1960 г. на космическом корабле «Восток» вернулись из космического путешествия две собаки — Белка и Стрелка, а вместе с ними — 40 мышей, 2 крысы, различные мухи, растения и микроорганизмы. Они 17 раз облетели вокруг Земли и благополучно приземлились. Успешный полет животных в космос открыл человеку дорогу к звездам -—12 апреля 1961 года совершил свой триумфальный полет Юрий Гагарин.
С тех пор космонавты разных стран побывали в космосе. Раньше в космос летали только очень подготовленные космонавты. А сегодня в космос может полететь любой взрослый здоровый человек. Только стоит такое космическое путешествие очень дорого.
3. Составление фантастических историй о путешествиях к другим планетам.
Логопед. Представьте, что мы с вами дружным экипажем тоже отправляемся в путешествие к далекой планете.
Логопед выставляет на доску фотографии и картинки с изображениями далеких планет, звездного неба, видов из космоса.
Логопед. Пройдите на космический корабль, пристегните ремни. Отправляемся!
Придумайте название этой далекой планете и составьте рассказ о ней и ее обитателях. Представьте животных и птиц, живущих на этой планете, и расскажите о них.
Не забывайте, что за каждый рассказ вы получите космические фишки, а за каждое полное и «красивое» предложение, сравнение или речевой оборот — призовые фишки.
Дети с опорой на картинный план составляют предложения, объединяют их в рассказ.
Картинный план 7
Логопед. Нам пора в обратный путь. Вернемся на космический корабль и отправимся на нашу родную Землю. Вот мы и дома.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки, определяет самых красноречивых рассказчиков занятия. Логопед и дети аплодируют им.
Занятие 55. «О ласточках»
Цель: Составление пересказа «О ласточках» по тексту и серии сюжетных картин.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»; словарь антонимов;
— учить детей правильному образованию глаголов с различными приставками от глагола лететь;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и образных выражений;
— учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;
— учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.
Оборудование: фигурка маленькой игрушечной птички, небольшая картонная коробка-скворечник, комнатный цветок; альбомы 2 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Вспомни и назови» | Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть перелетных птиц и их качества. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Черный грач. Быстрая ласточка. |
«Назови ласково» | Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любую перелетную птицу и признак, например: «Черный скворец», — и бросает мяч кому- то из детей. Ребенок ловит мяч, называет эту птицу и признак ласково: «Черненький скворушка», — и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. |
«Скажи наоборот» | Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним), и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Ласточка улетает в жаркие страны. — Ласточка возвращается из жарких стран. |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия