Итог занятия. Оценка деятельности ребенка

От автора

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляци­онный аппарат и слух малыша достигнут определенного уров­ня развития.

Однако без речевого окружения ребенок никогда не загово­рит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно разви­валась речь, нужна речевая среда.

В большинстве случаев дети имеют довольно богатое и разно­образное речевое окружение. Это общение со взрослыми и сверстниками на детских площадках, в магазинах, поликлини­ках, дошкольных учреждениях и т. п. Но для того, чтобы у ре­бенка сформировалось грамматически, лексически и фонетичес­ки правильное чувство языка, важна языковая среда дома.

Основным фактором своевременного формирования правиль­ной речи у ребенка является грамотная и четкая речь родителей, бабушек, дедушек, других, близких ему людей. Чтобы помочь этим людям и, соответственно, малышу, автор разработала сис­тему специальных занятий. Занятия представлены в форме кон­спектов, доступных по своему содержанию не только специалис­там, но и родителям. Материал рассчитан как на индивидуаль­ную, так и на подгрупповую работу с детьми.

Игры и упражнения составлены с учетом традиционных и новаторских взглядов на развитие речи дошкольников 3—4 лет и коррекцию речевых нарушений.

Эти занятия также помогут скомпенсировать отклонения в ре­чевом развитии ребенка (задержка речевого развития — ЗРР, общее недоразвитие речи — ОНР, алалия и др.).

Игры и упражнения, представленные в пособии, будут инте­ресны родителям, няням и гувернерам детей с хорошим уровнем речи, так как способствуют гармоничному развитию малыша, подготавливают ребенка в дальнейшем к успешному обучению в школе.*

* В книге Е. Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с деть­ми раннего и младшего возраста» можно найти дополнительный матери­ал по развитию речи дошкольников. 4

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

• Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно распо­ложитесь с ним на ковре или на диване.

Помните, что основная деятельность детей — игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное королев­ство или пойти в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, пока­зывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и резуль­тат занятий обязательно проявится.

• С детьми, имеющими отклонения в речевом развитии необ­ходимо заниматься каждый день.

К занятиям по формированию лексико-грамматических кате­горий необходимо добавить игры на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику, игры на развитие фонематическо­го восприятия, а позже — на развитие связной речи. Такая сис­тема упражнений (кроме заданий на формирование связной речи) подробно описана в книге автора «Логопедия. Логопеди­ческие занятия с детьми младшего и среднего возраста».

9 Детям с хорошим уровнем речевого развития достаточно нескольких занятий в неделю.

9 Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией!

Начинайте занятия с 3—5 минут в день, постепенно увеличи­вая время.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15—20 минут.

Через 15—20 минут внимание ребенка рассеется и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребе­нок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

- Лучшее время для занятий — утром после завтрака или во второй половине дня после сна.

- Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чув­ствует.

- Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображе­ния. Например, при изучении темы «Фрукты», покажите их в натуральном виде или воспользуйтесь муляжами, картинками.

-Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть онвидит движения ваших губ, запоминает их.

- Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за не­значительные успехи. Не требуйте от него правильного произно­шения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту».

Если же вы строго скажете, что это не «туту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.

- Во время занятий с неговорящими детьми пользуйтесь просьбой «Покажи!». Например, при изучении темы «Одежда» попросите ребенка показать платье, пальто, брюки, шубу и т.д. На платье попроси­те показать рукава, карманы, пуговицы, воротник, пояс, юбку. Пассивный словарь (словарь в памяти, не используемый в речи) малыша будет расширяться и накапливаться. Когда он загово­рит, эти слова появятся в его активе.

- Не забывайте поощрять ребенка!

Угостите малыша в конце занятия конфетой или фруктами («Передал мишка или кукла, которые были на занятии»). Мож­но придумать свою систему оценивания. Например, кружок из красной бумаги означает, что ребенок очень хорошо занимался. Розовый кружок означает посредственные успехи. Когда ребе­нок набирает, например, 5 красных кружков, он получает поощ­рительный приз — игрушку или шоколадку.

Не используйте при оценивании деятельности ребенка слово «плохо». Пользуйтесь выражениями «не очень внимательно», «недостаточно старался» и т. п.

-Не бойтесь начинать! Заведите тетрадь для своих заметок. Там вы сможете отме­чать те упражнения и игры, которые вызвали трудности у ребенка. Эти задания рекомендуется повторить позже или во время следующего занятия.

-Не бойтесь экспериментировать!

-Не стремитесь пройти весь материал занятия, если он с тру­дом усваивается ребенком. Пусть вы разучите одну игру, но все ее цели будут достигнуты. Остальные упражнения оставьте на другой день. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребе­нок не воспринимает их в том виде, в каком они представлены в пособии. Например, если целью задания ставится ответ целым предложением, а малыш пока еще не имеет фразовой речи, пусть отвечает одним словом или упрощенной фразой. Взрослый же дает ему правильный образец предложения, который останется у ребенка в пассиве.

Игры можно придумывать самим, все зависит от вашей фан­тазии.

© Пользуйтесь дополнительной литературой!

В конце пособия приводится список литературы о развитии речи дошкольника и речевых нарушениях. Эти книги автор ре­комендует для дополнительного чтения родителям, заинтересо­ванным в гармоничном развитии своего ребенка.

Для домашних занятий по развитию речи понадобятся:

© альбом для рисования и наклеивания картинок;

© простые и цветные карандаши;

© тетрадь для заметок;

© детские ножницы с тупыми концами;

© клеящий карандаш;

© «Лото» различной тематики (зоологическое, биологичес­кое, «Посуда», «Мебель» и т. п.);

© разрезные картинки из двух и более частей;

© настольные игры типа «Четвертый лишний»;

© старые журналы, плакаты, каталоги, красочные упаковки от продуктов (для вырезания предметных картинок раз­личной тематики).

Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.

©

ИГРУШКИ

Цели:

© уточнить и активизировать словарь по теме «Игрушки»,

обобщить;

© учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы

существительных;

© формировать умение различать на слух и правильно упот­реблять в речи названия больших и маленьких предметов;

© развитие общей и мелкой моторики, логического мышле­ния, целостного восприятия предмета.

Оборудование: разрезная картинка из двух частей «Мат­решка» или разборная игрушка «Матрешка», игрушки в мешочке (машина, заяц, кубик, мяч, матрешка, юла и т. п.), большие и ма­ленькие игрушки (заяц-зайчик, мяч-мячик, машина-машинка и т. п.), картинки с изображением игрушек, клеящий карандаш, альбом.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

Разрезная картинка «Матрешка» или разборная игрушка «Матрешка». Ребенок собирает матрешку и называет ее.

Дидактические игры

Чудесный мешочек

Взрослый предлагает ребенку отгадать, какие игрушки спря­таны у него в мешке. Не заглядывая в мешочек, ребенок на ощупь определяет игрушку и называет ее. Если задание выпол­нено правильно, игрушку достают из мешочка. Затем ребенок еще раз называет все предметы.

Что изменилось?

Для этой игры нужны пары игрушек разного размера (заяц-зайчик, мяч-мячик и т. д.).

Взрослый демонстрирует ребенку какую-либо игрушку. За­тем предлагает ребенку закрыть глаза, а сам в это время меняет большую игрушку на маленькую.

После того как ребенок открыл глаза, педагог спрашивает: «Как назовем ласково маленький предмет?»

В конце игры ребенок еще раз называет или показывает (для неговорящих детей) все маленькие предметы.

Назови ласково

Цель: научить образовывать существительные с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход.

Взрослый показывает ребенку картинку с изображени­ем какого-либо большого овоща, например, помидора, и спраши­вает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор боль­шой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик).

Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец — огур­чик, репа — репка, морковь — морковочка, лук — лучок, кар­тошка — картошечка).

Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

Динамическая пауза

Надуваем быстро шарик, (Ладошками изображает

маленький шарик.)

Он становится большой, (Разводит руки в стороны, вдох.)

Шарик лопнул, воздух вышел, (Округлые руки сводит

перед собой, выдох.)

Стал он тонкий и худой. (Опять ладошками

изображает маленький шарик.)

Работа в альбоме

Взрослый рисует ребенку мяч и мячик. Ребенок раскраши­вает их цветными карандашами.

Дидактическая игра «Чего не хватает?*

Взрослый рисует ребенку в альбоме картинки с изображени­ем флажка без палочки, шарика без ниточки.

Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватает.

Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать карандашом недостающую часть.

Итог занятия. Оценка деятельности ребенка

Педагог и ребенок вспоминают, о чем они говорили сегодня. Рассматривают игрушки, называют их. Взрослый интересуется, какие игрушки еще есть в игровом уголке малыша, какие самые любимые. Ребенок с помощью взрослого наклеивает в альбоме изображения игрушек, правильно их называя. Хорошо, если они будут разных размеров (большие и маленькие).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ

Речевой материал

Тему занятия можно закрепить с помощью стихов А. Барто:

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Самолет

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Бычок

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Наши рекомендации