Жена должна служить своему супругу

Необходимо отметить, что некоторые из хадисов, приведенных выше, абсолютно недвусмысленно указывают на то, что жене следует быть покорной пред своим супругом, она должна служить ему на совесть по мере своих сил. Несомненно, первейшая обязанность жены перед мужем – это выполнение работ по дому, всего круга обязанностей, связанных с воспитанием детей, и т. п. Ученые по-разному трактуют этот вопрос. Так, Шайх аль-Ислам Ибн Таймиййа в аль-Фатава (2 / 234‑235) пишет:

«Ученые расходятся во мнении: должна ли супруга оказывать мужу такие услуги, как уборка дома, приготовление пищи и напитков, выпечка хлеба, измельчение злаков, приготовление пищи для всех, кто зависим от супруга, приготовление корма для его домашних животных ‑ например, для верховых животных, и т. п.

Некоторые ученые говорят: «Супруга вовсе не обязана этим заниматься». Однако это утверждение ложное. Так же ложно утверждение тех, кто полагает, что муж не обязан общаться со своей супругой и вступать с ней в близость! Сожительство мужа с супругой без интимной близости между ними не соответствует требованиям закона. Ведь если компаньон ‑ соратник другого человека и его сожитель ‑ не оказал ему содействие в пути, их отношения не могут считаться соответствующими требованиям закона.

Говорят также – и это правильно, – что супруга все же обязана выполнять эти обязанности. Ведь муж является господином для нее согласно Писанию Аллаха, а супруга «трудится ради супруга» согласно Сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, (как говорилось выше, с. 270). Как всем нам известно, обязанность любого труженика или невольника ‑ служить, и это соответствует закону.

Некоторые ученые утверждают: обязанности супруги должны быть нетрудными, ‑ а некоторые полагают: объем ее обязанностей должен соответствовать требованиям закона. Это верно. Жена должна исполнять пред мужем лишь те обязанности, выполнение которых в пользу подобных ему мужчин предписано законом подобным ей женщинам. Круг этих обязанностей бывает разным и зависит от обстоятельств. Обязанности при кочевом образе жизни отличаются от обязанностей при оседлом образе жизни, а работа, выполняемая физически крепкой женщиной, не будет равна работе, выполняемой женщиной физически слабой».

Итак, абсолютно верно ‑ если того пожелает всевышний Аллах, ‑ что женщина должна заниматься работой по дому. Так утверждали Малик, Асбаг ‑ в аль-Фатх (9 / 418), Абу Бакр ибн Абу Шайба, ханбалит аль-Джузаджани в аль-Ихтийарат (с. 145), а также наши праведные предшественники и их последователи – об этом сообщается в аз-Заад (4 / 46). Нам не удалось обнаружить каких-либо достоверных контраргументов в работах авторов, утверждавших, что женщина не должна заниматься работой по дому.

Кое-кто утверждает следующее: “Подразумевается, что после заключения брака мужчина получает право пользоваться услугами супруги для плотских удовольствий и не может эксплуатировать ее труд”. Это утверждение не выносит никакой критики ‑ ведь супруга также пользуется услугами мужа для удовлетворения своих плотских желаний, и с этой точки зрения муж и жена абсолютно равны друг перед другом. Вместе с тем, нам известно, что Аллах, благословенный Он и всевышний, возложил на мужчину целый ряд других, более существенных обязанностей – расходы, связанные с содержанием супруги, обеспечение супруги одеждой и кровом, ‑ и будет справедливым признать, что в обмен за это женщина также должна иметь перед супругом определенные обязанности – служить ему. Более того, как сообщалось выше, согласно установлению благородного Корана мужчина стоит над женщиной. Но если женщина не будет выполнять свои обязанности по дому, их будет вынужден выполнять ее супруг, и тогда получится, что женщина стоит над мужчиной, а не наоборот, что в корне противоречит установлению айта. Таким образом, женщина обязана служить своему мужчине, ‑ что и требовалось доказать.

В продолжение той же темы добавим: если мужчина возлагает обязанности по ведению домашнего хозяйства на себя, мы получаем своего рода парадокс – мужчина выполняет функцию добытчика в семье, другие свойственные ему функции, а женщина сидит дома и ничем себя не утруждает. Безусловно, с точки зрения Шариата, установившего паритет прав между мужчиной и женщиной и предоствившего мужчине определеные преимущества перед жещиной, такая ситуация более чем абсурдна. Именно поэтому Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не ответил на жалобу Фатымы, мир ей, когда она явилась к нему, чтобы пожаловаться на то, что вынуждена сама брать в руки мельницу и молоть зерно. Тогда ей сказали, что к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел какой-то невольник, и Фатыме не удалось встретиться с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет. Фатыма рассказала обо всем Аише, и когда пришел Пророк, мир ему и благословение Аллаха, Аиша пересказала ему жалобу Фатымы. Али, да будет доволен им Аллах, далее рассказывает:

“К нам пришел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а мы тогда взяли свои ложа и стали собирать их после сна. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Погодите-ка. А затем подошел и сел между нами так близко, что обратной стороной стопы я почувствовал холод, идущий от его ног. Он продолжил: Всякий раз, когда вы меня спрашиваете о чем-нибудь, я даю вам совет, как поступать правильно, – не так ли? Так вот: всякий раз, когда вы собираете свои ложа после сна или, напротив, расстилаете их перед сном, тридцать три раза повторите “Хвала Аллаху!”, тридцать три раза – “Слава Аллаху!”, и тридцать четыре раза – “Аллах велик!” Это лучшее для вас, чем любой из слуг. [Али говорил: С тех пор я так и поступаю. Кто-то спросил: А как же в ночь битвы при Сиффине? Али ответил: И в ночь битвы при Сиффине!]”.

Этот хадис передает аль-Бухари (9 / 417‑418).

Как следует из хадиса, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не сказал Али: Это не ее работа, ‑ или: Это твоя обязанность. Как говорил Ибн аль-Каййим, да будет доволен им Аллах, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в этом своем решении не встал на сторону кого-либо из супругов, а был нейтрален. Желающие изучить этот вопрос во всех его нюансах могут обратиться к великолепной книге Ибн аль-Каййима Заад аль-ма‘ад (4 / 45‑46).

Ни один из выше приведенных хадисов, предписывающих женщине служить своему супругу, не запрещает мужчине помочь женщине в работе по дому, если у супруга найдется для этого свободное время и силы. Такое поведение мужчины свидетельствовало бы о полной гармонии в отношениях между супругами. Так, госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:

“Бывало, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, помогал супруге в ее делах, то есть в ее хлопотах. Но когда наступало время молитвы, он шел молиться”.

Этот хадис приводят аль-Бухари (2 / 129, 9 / 418), ат-Тирмизи (3 / 314) – он счел хадис достоверным, аль-Мухаллис в аль-Мухаллисыйат (66 / 1) и Ибн Са‘д (1 / 366). В сочинении аш-Шама’иль Ибн Са‘д приводит этот хадис со слов Аиши с другим иснадом в такой редакции:

«Он был обыкновенным человеком – сам чистил одежду от паразитов, сам доил козу, ухаживал за собой».

В иснаде к этому хадису один из передатчиков признан слабым[228].

Однако Ахмад и Абу Бакр аш-Шафи‘и передавали тот же вариант хадиса с надежным иснадом – я исследовал его в книге Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха (номер 670). К Аллаху прибегаю за помощью.

Таковы они, правила супружеской жизни. Написать о них в этой книге меня сподобил Аллах, благословенный и всевышний. «О Господи, хвала Тебе и слава. Свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя одного. Прибегаю к Тебе за прощением и каюсь пред Тобой».

[1] Сура «Аль Имран», 102.

[2] Сура «ан-Ниса», 1.

[3] Сура «аль-Ахзаб», 70-71.

[4] Сура «Йа Син», 12.

[5] Этот хадис передал Муслим в своем сборнике «ас-Сахих» (8/62).

[6] Этот хадис передал имам Муслим в своем сборнике «ас-Сахих». См. выпущенную под моей редакцией книгу имама аль-Мунзири «Мухтасар Муслим» (хадис № 72), а также книгу «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (1273).

[7] Сура «ар-Рум», 21.

[8] Этот хадис с хорошей цепочкой рассказчиков передали Ахмад и ат-Табарани, и Ибн Хиббан признал этот хадис, переданный со слов Анаса, достоверным. В пользу достоверности этого хадиса свидетельствуют также другие предания, речь о которых пойдет в 19-ом разделе.

[9] Сура «аль-Фуркан», 74.

[10] Сура «аль-Мурсалят», 41‑44.

[11] Этот хадис передал Ахмад (6/438, 452, 453, 458) в полной и сокращенной версиях с двумя подкрепляющими друг друга цепочками рассказчиков, на что указал аль-Мунзири (4/29). Этот же хадис приводит аль-Хумейди в своем труде «аль-Муснад» (61/2). В пользу этого хадиса также свидетельствует хадис, переданный ат-Табарани в его трудах «ас-Сагыр» и «аль-Кабир», Абу аш-Шейхом в «Тарих Асбахан» (282‑283) и Ибн Аби ад-Дунйой в книге «ас-Самт» (26/2), со слов Асмы бинт Умейс.

[12] В этом хадисе недвусмысленно указано на то, что Аллах – творец как добра, так и зла. Данный тезис противоречит тому, что говорят мутазилиты и им подобные, – а именно, что зло, якобы, не является творением Господа, Благословенный Он и Всевышний. Однако то, что Аллах является создателем зла, не противоречит его совершенству. Напротив, это указывает на Его совершенство, Благословенный Он и Всевышний. Подробно об этом говорится в сочинениях, специально посвященных данной теме. Одним из лучших среди них является книга Ибн аль-Каййима «Шифа аль-’Алиль фи аль-Када ва-ль-Кадар ва-т-Та’лиль» («Излечение недуга в вопросах судьбы, предопределения и причинноследственной связи»). Желающие могут обратиться к этому сочинению. Можно ли использовать вышеприведенную молитву при покупке, скажем, автомобиля? Полагаю, что да, так как человек, купивший его, желает извлечь из него пользу и опасается его вреда.

[13] Этот хадис с хорошей цепочкой рассказчиков передали аль-Бухари в книге «Аф’аль аль-Ибад» (стр. 77), Абу Давуд (1/336), Ибн Маджа (1/592), аль-Хаким (2/185), аль-Бейхаки (7/148) и Абу Йа’ля в своем труде «аль-Муснад» (лист 308/2). Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, с чем согласился аз-Захаби. Известный знаток хадисов аль-Ираки в книге «Тахридж аль-Ихйа» (1/298) сказал: «Цепочка его рассказчиков хорошая». Абд аль-Хакк аль-Ишбили указал на достоверность этого хадиса, умолчав о нем, в книге «аль-Ахкам аль-Кубра» (42/2), так как в ее предисловии он сообщил о том, что все хадисы, о которых он умолчал в данном труде, являются достоверными. На достоверность данного хадиса также указал Ибн Дакик аль-Ид в своем сочинении «аль-Ильмам» (127/2).

[14] Тем самым сподвижники дали понять, что гость может руководить намазом в доме хозяина лишь в том случае, если на то есть разрешение последнего, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Никто не имеет права руководить намазом в присутствии хозяина в его доме или в пределах его владений». Этот хадис передали Муслим и Абу Авана в своих одноименных сочинениях «ас-Сахих». В книге «Сахих сунан Аби Давуд» этот хадис приводится под номером 594.

[15] Это предание передал Абу Бакр ибн Аби Шейба в своем сочинении «аль-Мусаннаф» (том 7, лист 50, сторона 1 и том 12, лист 43, сторона 2), а также Абд ар-Раззак (6/191‑192). Цепочка рассказчиков этого сообщения надежна вплоть до имени Абу Саида, личность которого малоизвестна. Мне удалось найти это имя только у известного знатока хадисов Ибн Хаджара аль-Аскалани, упомянувшего Абу Саида в своем сочинении «аль-Исаба» среди тех, кто передавал хадисы со слов хозяина Абу Саида – Абу Усейда Малика ибн Рабиа аль-Ансари. Позже я встретил имя Абу Саида среди имен «надежных рассказчиков» у Ибн Хиббана. Ибн Хиббан сообщает (5/588 – индийское издание) об Абу Саиде следующее: «Он передавал сообщения со слов группы сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а с его слов эти сообщения рассказывал Абу Надра». Затем, Ибн Хиббан приводит тот же рассказ, но без слов Абу Саида: «…они научили меня, сказав…», вплоть до конца рассказа. Подобный укороченный варианта также передал Ибн Аби Шейба (том 2, лист 23, сторона 1).

[16] В оригинале имя идет как «Абу Хариз». В своем сочинении «аль-Муштабах» аз-Захаби приводит это имя, как «Абу Хариз» и сообщает о нем следующее: «Он был сподвижником Пророка, мир ему и благословение Аллаха». Но в другом своем сочинении, «ат-Таджрид», аз-Захаби противоречит сам себе и упоминает то же имя как «Абу Джариз». Ибн Насыр ад-Дин в своем сочинении «ат-Таудых» привел этот вариант от имени аз-Захаби и рассказал о том, что многие ранние ученые-богословы придерживались обоих вариантов написания этого имени. А лучше всего об этом известно одному лишь Аллаху!

[17] Абу Бакр ибн Аби Шейба приводит этот рассказ в «аль-Мусаннаф». В своем одноименном сочинении тот же рассказ приводит Абд ар-Раззак (6/191/10460‑10461). Цепочка рассказчиков этого сообщения достоверна. Ат-Табарани приводит этот рассказ, с двумя достоверными цепочками рассказчиков (3/21/2). Ему же принадлежит другой вариант сообщения с дополнением. Он также передал данный рассказ в «аль-Аусат», о чем написано в книге «аль-Му’джам аль-Аусат мин аль-Джам бейнаху ва-бейн ас-Сагир» (166/2) со слов аль-Хусейна ибн Вакида, передавшего этот рассказ со слов Аты ибн ас-Саиба, который, в свою очередь, передал его со слов Абу Абд ар-Рахмана ас-Сулями, передавшего его со слов Абдуллаха ибн Мас’уда, рассказывавшего о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда жена входит к своему супругу, ему надлежит встать, а ей встать позади него. Затем им надлежит совершить вместе намаз из двух ракатов, и мужчина должен сказать: “О Господи! Благослови меня моим семейством и благослови их мной. О Господи! Даруй им удел от меня, а мне – удел от них! О Господи! Соедини нас во благо нам, пока Ты соединяешь нас. И раздели нас во благо нам, когда Ты разделишь нас”». При этом ат-Табарани замечает: «Этот хадис со слов Аты не передал никто, кроме аль-Хусейна». Говоря об этом, ат-Табарани имел в виду, что версию этого рассказа, восходящую к самому Пророку, мир ему и благословение Аллаха, со слов Аты не передал никто, кроме аль-Хусейна. Известно, что Ата ибн ас-Саиб с годами потерял рассудок, однако с его слов этот же хадис, но только в версии, восходящей до Ибн Мас’уда, рассказал Хаммад ибн Зейд. Данная цепочка является правильной, поскольку Хаммад ибн Зейд передавал рассказы со слов Аты до того, как тот помешался. Именно поэтому мы поместили слова Ибн Мас’уда, приведенные в варианте Хаммада, в основной текст данной книги. Затем я обнаружил еще один путь передачи этого предания со слов Ибн Мас'уда, который привел ас-Сакафи. (См.: «Если кто-либо из вас женился…» в «аль-Му’джам»).

В пользу этого предания свидетельствует хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха, переданный со слов Сальмана. Его приводят Ибн Адийй (71/2), Абу Нуэйм в «Ахбар Асбахан» (1/56) и аль-Баззар в своем «аль-Муснаде» со слабой цепочкой рассказчиков. Я говорил по этому поводу в книге «Му’джам аль-Хадис» – там хадис начинается словами: «Если кто-либо из вас женился…». Этот хадис со слов Сальмана и Ибн Аббаса приводит также Ибн Асакир (7/209/1‑2).

Абд ар-Раззак (6/192) рассказывал со слов Ибн Джурейджа следующее: «Мне рассказали о том, что когда Сальман аль-Фариси вступил в брак и вошел к жене, то остановился в дверях – все было занавешено. Тогда Сальман сказал: “Не знаю, что и подумать, – в вашем доме болеют лихорадкой или Каабу перенесли в Кинду?! Клянусь Аллахом, я не войду туда, пока не будут сорваны покрывала!” Когда покрывала сорвали, …Сальман вошел… и направился к супруге. Он возложил руку ей на голову… и сказал: “Покорна ли ты мне, да смилуется над тобой Аллах?” Супруга ответила: “Ты уже занял место того, кому следует подчиняться”. Сальман продолжил: “Воистину, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: «Если ты однажды женишься, то пусть первым, о чем вы условитесь, будет договоренность о повиновении Аллаху». Посему вставай, и вместе совершим намаз из двух ракатов. Когда услышишь мою мольбу, говори: «Аминь!»”. Так они совершили намаз из двух ракатов, и жена повторяла: «Аминь!». Сальман провел ночь вместе с супругой. А наутро к нему пришли друзья. Один из них отвел Сальмана в сторону и спросил: “Ну, как ты находишь супругу?” Сальман оставил его без ответа. Затем подошел второй, третий. Увидев такое, Сальман повернулся к людям и сказал: “Да смилуется над вами Аллах! К чему спрашивать о том, что скрыто за стенами, покрывалами и занавесями?! Человеку надлежит только спрашивать о том, что не сокрыто, независимо от того, сообщено ли ему об этом или нет”». Но, совершенно очевидно, что в цепочке рассказчи­ков этого хадиса есть отсутствую­щее звено.

[18] Этот хадис со слов Ибн Аббаса приводят аль-Бухари в своем труде «ас-Сахих» (9/187), все авторы одноименных сборников «ас-Сунан», за исключением ан-Наса’и, который привел его в книге «Ишрат ан-Ниса» (79/1), Абд ар-Раззак (6/193‑194) и ат-Табарани (3/151/2). Этот хадис в самом полном варианте приводится в книге «аль-Ирва» (2012).

[19] Сура «аль-Бакара», 223.

[20] Этот хадис приводят аль-Бухари (8/154), Муслим (4/156), ан-Насаи в книге «Ишрат ан-Ниса» (76/1‑2), Ибн Аби Хатим (л. 39/1 – рукопись «Махмудиййа») – ему принадлежит дополнение в квадратных скобках, аль-Багави в «Хадис Али ибн аль-Джa’д»(8/79/1), аль-Джурджани (293/440), аль-Бейхаки (7/195), Ибн Асакир (8/93/2) и аль-Вахиди (стр. 53), который сказал: «Шейх Абу Хамид ибн аш-Шарки как-то сказал: “Это – великий хадис, который равен сотне хадисов”».

[21] Этот хадис приводят Абу Давуд (1/377), аль-Хаким (2/195, 279), аль-Бейхаки (7/195), аль-Вахиди в «аль-Асбаб» (стр. 52) и аль-Хаттаби в «Гариб аль-Хадис» (73/2). Цепочка рассказчиков этого хадиса хорошая. Аль-Хаким посчитал цепочку его рассказчиков достоверной в соответствии с требованиям Муслима, и с ним согласился аз-Захаби.

У этого хадиса имеется другой, более короткий путь передачи, который приводится у ат-Табарани (3/185/1).

В пользу этого хадиса также свидетельствует хадис подобного содержания, переданный со слов Ибн Умара. Ан-Насаи приводит его в «аль-Ишра» (76/2) с достоверной цепочкой рассказчиков. Тот же ан-Насаи, а также аль-Касим ас-Саракусти в «аль-Гариб» (2/93/2) и другие авторы приводят со слов Саида ибн Йасара следующее: «Я сказал Ибн Умару: “Мы покупаем невольниц и сносимся с ними через задний проход!” Ибн Умар сказал: “Тьфу! Разве так поступает мусульманин?!”» Цепочка рассказчиков этого предания надежна. В нем содержится резкое возражение Ибн Умара по поводу сношения с женщиной через задний проход. Поэтому предания, противоречащие этому сообщению, которые приводит ас-Суйути в «Асбаб ан-Нузуль», а также другие авторы в своих работах от Ибн Умара, являются определенно ошибочными, и не следует обращать на них внимание.

[22] Сура «аль-Бакара», 223.

[23] Этот хадис приводят Ахмад (6/305, 310‑318) – в данном случае хадис приводится в его редакции, а также ат-Тирмизи (3/75), посчитавший этот хадис достоверным, Абу Йа’ля (329/1), Ибн Аби Хатим в своем «ат-Тафсире» (39/1 – рукопись «Махмудиййа») и аль-Бейхаки (7/195). Цепочка рассказчиков этого хадиса достоверна и соответствует требованиям Муслима.

[24] Под «седлом» Умар ибн аль-Хаттаб подразумевал свою жену. Вступая в интимную связь с женой, он совокупился с ней во влагалище, находясь позади нее, в то время как обычно мужчина находится поверх женщины, как-будто оседлав ее, так что она бывает обращена к мужчине лицом. Вступая же в сношение сзади, мужчина как будто садится в седло с другой стороны.

[25] Этот хадис с хорошей цепочкой рассказчиков приводят ан-Насаи в «аль-Ишра» (76/2), ат-Тирмизи (2/162 – издательство «Буляк»), Ибн Аби Хатим (39/1), ат-Табарани (3/156/2) и аль-Вахиди (стр. 53). Ат-Тирмизи назвал цепочку рассказчиков этого хадиса хорошей.

[26] Этот хадис передал аш-Шафии (2/260) и назвал его сильным. С его слов хадис передали аль-Бейхаки (7/196), ад-Дарими (1/145), ат-Тахави (2/25) и аль-Хаттаби в «Гариб аль-Хадис» (73/2). Цепочка рассказчиков этого хадиса достоверна, как писал об этом Ибн аль-Муляккин в сочинении «аль-Хуляса». У сообщения имеются другие пути передачи,которые приводятся у ан-Насаи в «аль-Ишра» (2/76 – 77/2), ат-Тахави, аль-Бейхаки и Ибн Асакира (8/46/1). По словам аль-Мунзири (3/200) один из этих путей можно считать хорошим. Ибн Хиббан (1299 ‑ 1300) и Ибн Хазм (10/70) посчитали этот путь достоверным, и с ними согласился Ибн Хаджар в «аль-Фатх» (8/154).

[27] Этот хадис с хорошей цепочкой рассказчиков от Ибн Аббаса приводят ан-Насаи в «аль-Ишра» (2/77-78/1), ат-Тирмизи (1/218) и Ибн Хиббан (1302). Ат-Тирмизи посчитал этот хадис хорошим, а Ибн Рахавейх назвал его достоверным, как об этом сообщается в книге «Маса’ил аль-Марвази» (стр. 221). У этого хадиса имеется другой путь передачи от Абу Хурейры с хорошей цепочкой рассказчиков, который привел Ибн аль-Джаруд (334). Ибн Дакик аль-Ид назвал этот путь сильным (128/1). Его также передали ан-Насаи, Ибн Асакир (12/267/1) и Ахмад (2/272) от Абу Хурейры.

[28] Этот хадис с хорошей цепочкой рассказчиков от Укбы ибн Амира приводит Ибн Адийй (211/1), Оним из рассказчиков этого хадиса был Ибн Вахб, передавший его со слов Ибн Лухей’и. В пользу этого хадиса свидетельствует хадис, переданный со слов Абу Хурейры и восходящий к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Его приводят Абу Давуд (2162) и Ахмад (2/444 и 479).

[29] Этот хадис со слов Абу Хурейры приводят авторы одноименных сборников «ас-Сунан», за исключением ан-Насаи, который приводит его в «аль-Ишра» (78), а также ад-Дарими, Ахмад (2/408 и 476) – хадис приводится в его изложении, и ад-Дыйа’ в «аль-Мухтара» (10/105/2). Как я пояснил в сочинении «Накд ат-Тадж» (№ 64), цепочка рассказчиков этого хадиса достоверна.

Ан-Насаи (лист 77/2) и Ибн Батта в «аль-Ибана» (6/56/2) передали от Тавуса следующее: «Однажды у Ибн Аббаса спросили о том, кто имеет сношение с женщиной через задний проход. Ибн Аббас переспросил: “Этот человек спрашивает меня о неверии?”» Цепочка рассказчиков этого предания достоверна. Аналогичное предание было передано со слов Абу Хурейры, однако в цепочке его рассказчиков имеется слабое звено.

Аз-Захаби в книге «Сейр А‘лям ан-Нубаля» (9/171/1) пришел к следующему заключению: «В конечном счете, все мы, благодаря многочисленным путям передачи преданий, убедились в том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил вступать в сношение с женщинами через задний проход, и мы абсолютно уверены в этом запрете. Я также написал большое произведение по данной теме».

Поэтомуне следует обольщаться словами шейха Джамаль ад-Дина аль-Касими, сказанными ими в его произведении «ат-Тафсир» (3/572): «Эти хадисы слабые!» Во-первых, это мнение человека, который не является специалистом в данной области знаний. Во-вторых, такой вывод вступает в противоречие с результатами научных исследований, с мнением целого ряда ученых-богословов, признавших эти хадисы достоверными и хорошими, и, наконец, с заключением имама аз-Захаби о правомерности запрета, о чем свидетельствуют все собранные в этом разделе хадисы. В авангарде имамов, признавших эти хадисы достоверными, стоит Исхак ибн Рахавейх. Того же мнения отностельно этих хадисов придерживались жившие после него ранние и поздние ученые-богословы, такие как ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, Ибн Хазм, ад-Дыйа, аль-Мунзири, Ибн аль-Муляккин, Ибн Дакик аль-Ид, Ибн Хаджар и многие другие, имена которых не упомянуты здесь. Смотри, например, книгу «аль-Ирва» (7/65‑70).

[30] Этот хадис со слов Абу Саида аль-Худри приводят Муслим (1/171), Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф» (1/51/2), Ахмад (3/28), Абу Нуэйм в «ат-Тыбб» (2/12/1) – дополнение в квадратных скобках приводится в его варианте, а также другие авторы. Мы проанализировали пути передачи данного хадиса в книге «Сахих Сунан Аби Давуд» (№216).

[31] Этот хадис с хорошей цепочкой рассказчиков передали Абу Давуд, ан-Насаи в «Ишрат ан-Ниса» (79/1), ат-Табарани (6/96/1), а также Абу Нуэйм в «ат-Тыбб» (2/12/1). Ибн Хаджар назвал этот хадис сильным. Я подробно рассказывал об этом хадисе в книге «Сахих ас-Сунан» (№215).

[32] Этот хадис в одноименных сочинениях «ас-Сахих» передали аль-Бухари, Муслим и Абу Авана. Мы приводим этот хадис в варианте Муслима. Дополнение к хадису, заключенное в квадратные скобки, приводится у Муслима, а также в одном из вариантов хадиса у аль-Бухари. Аль-Бухари озаглавил главу, в которой приводится этот хадис, словами: «Глава о купании мужчины вместе со своей супругой». Ибн Хаджар в «аль-Фатх» (1/290) сказал следующее: «Ад-Давуди, используя этот хадис в качестве аргумента, считал дозволенным, чтобы мужчина видел гениталии своей жены, и, наоборот, чтобы женщина видела гениталии мужа. Этот вывод подтверждается рассказом Ибн Хиббана со слов Сулеймана ибн Мусы, у которого однажды спросили: “Можно ли мужчине видеть гениталии своей жены?” Сулейман ответил: “Я спросил Ату, а он ответил: «Я спрашивал об этом Аишу, и она сказала…»”, и далее идет сходный по смыслу хадис, который является главным аргументом по этому вопросу».

Это свидетельствует о ложности высказывания, приписываемого Аише, да будет доволен ею Аллах: «Я ни разу не видела гениталий Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Этот хадис передал ат-Табарани в «ас-Сагир» (стр. 27). Со слов ат-Табарани это высказывание Аиши передали Абу Нуэйм (8/247) и аль-Хатыб (1/225). Одним из рассказчиков этого хадиса является Барака ибн Мухаммад аль-Халяби, который являлся лжецом и выдумщиком. Именно поэтому Ибн Хаджар в «аль-Лисан» относит это сообщение к числу выдумок Бараки.

У этого хадиса есть еще один путь передачи, который приводится у Ибн Маджи (1/226 и 593) и Ибн Са’да (8/136). Здесь фигурирует имя некой вольноотпущенницы Аиши. Личность этой вольноотпущенницы не установлена, и поэтому аль-Бусэйри в своем сочинении «аз-Заваид» посчитал цепочку рассказчиков этого пути передачи данного хадиса слабой.

Есть также третий путь передачи этого хадиса, который привел Абу аш-Шейх в сочинении «Ахляк ан-Набийй, салля-л-Лаху алейхи ва-саллям» (стр. 251). Здесь фигурируют имена слабого рассказчика Абу Салиха, другое имя которого – Базам, и лжеца Мухаммада ибн аль-Касима аль-Асади.

Таким же слабым является хадис: «Если кто-либо из вас вступает в интимную связь со своей супругой, то пусть прикроется. И пусть супруги не обнажаются друг перед другом во время сношения подобно тому, как обнажаются дикие ослы». Ибн Маджа (1/592) приводит это сообщение со слов Утбы ибн Абда ас-Сулями. В цепочке его рассказчиков фигурирует имя аль-Ахваса ибн Хакима, являющегося слабым рассказчиком. Именно из-за него аль-Бусэйри назвал этот хадис слабым. У этого хадиса имеется еще один порок: одним из его рассказчиков является аль-Валид ибн аль-Касима аль-Хамадани, передававший его от аль-Ахваса. Аль-Валид слыл ненадежным рассказчиком. Его считали слабым Ибн Маин и другие ученые. Ибн Хиббан сказал об аль-Валиде следующее: «Он стоял особняком среди надежных рассказчиков, передавая хадисы, не похожие на их хадисы, и перестал быть тем, к кому прибегают за доказательством». Ссылаясь на вышеизложенное, аль-Ираки в «Тахридж аль-Ихйа» (2/46) признал цепочку рассказчиков этого хадиса слабой. Ан-Насаи в «Ишрат ан-Ниса» (1/79/1), аль-Mухлис в «аль-Фаваид аль-Мунтака» (10/13/1) и Ибн Адийй (149/2 и 201/2) приводят это же сообщение со слов Абдуллаха ибн Сарджиса. Ан-Насаи сказал об этом хадисе следующее: «Это – непризнанный хадис, который не передавал никто, кроме Садаки ибн Абдуллаха (одного из его рассказчиков), который является слабым рассказчиком».

Этот же хадис передали Ибн Аби Шейба (7/70/1) и Абд ар-Раззак (6/194/10467) со слов Абу Килябы, передавшем его непосредственно от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Однако этот хадис является слабым, поскольку среди его рассказчиков отсутствует имя сподвижника, передавшего данный хадис от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Этот же хадис, но уже со слов Ибн Мас’уда приводят ат-Табарани (3/78/1), Ахмад ибн Мас’уд в своей книге «аль-Ахадис» (39/1‑2), аль-Укэйли в «ад-Дуафа» (433), аль-Батыркани в своем труде «аль-Хадис» (156/1) и аль-Бейхаки в своем сборнике «ас-Сунан» (7/193). Аль-Бейхаки счел этот хадис слабым, заметив: «Этот хадис передается лишь через Мандаля ибн Али, а он не слывет надежным рассказчиком». Затем аль-Бейхаки привел этот же хадис со слов Анаса и заключил: «Этот хадис непризнан». Этот же хадис передал Абд ар-Раззак (6/194/10469 и 10470).

Что касается другого хадиса: «Если кто-либо из вас совокупляется со своей супругой или невольницей, то ему не следует смотреть на ее гениталии, так как это приводит к слепоте», – то он является полнейшим вымыслом, как об этом сообщили имам Абу Хатим ар-Рази и Ибн Хиббан. К такому же выводу пришли Ибн аль-Джаузи, Абд аль-Хакк в своем труде «аль-Ахкам» (143/1), а также Ибн Дакик аль-Ид в «аль-Хуляса» (118/2). Я разъяснил слабость этого хадиса в своей работе «аль-Ахадис ад-Даифа ва-ль-Маудуа ва-Асаруха ас-Сеййи фи аль-Умма» («Слабые и вымышленные хадисы и их отрицательное влияние на мусульманскую общину») (№195).

[33] Ибн Урва аль-Ханбали в «аль-Кавакиб» (575/29/1) по этому поводу сказал: «На основании этого хадиса и мужу, и жене дозволено видеть любой участок тела супруга и прикасаться к нему. Даже половые органы не являются исключением в этом вопросе. Поскольку супругам дозволено наслаждаться половыми органами друг друга, им также дозволено смотреть на них и касаться их, как любого другого участка тела. Той же позиции придерживался Малик и другие ученые. Ибн Са’д передавал следующие слова аль-Вакиди: “Я сам слышал от Малика ибн Анаса и Ибн Аби Зи’ба, что они не считали грехом, то, что муж видит наготу жены, а жена видит наготу мужа”». Затем Ибн Урва сказал: «Все же смотреть на половые органы нежелательно, так как Аиша сказала: “Я не видела гениталий посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха”». Ибн Урва не знал о том, что цепочка рассказчиков этого хадиса слабая. О причинах, по которым ее следует признать слабой, было сказано выше.

[34] Этот хадис приводят авторы одноименных сборников «ас-Сунан», за исключением ан-Насаи, который цитирует его в другом своем сочинении – «аль-Ишра» (76/1). Этот хадис также приводят ар-Руйани в «аль-Муснад» (27/169/1‑2, 171/1, 2), Ахмад (5/3‑4) и аль-Бейхаки (1/199). Здесь хадис приведен в версии Абу Давуда (2/171). Цепочка рассказчиков этого хадиса хорошая. Аль-Хаким назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Ибн Дакик аль-Ид назвал этот хадис сильным в сочинении «аль-Илмам» (126/2).

Ан-Насаи озаглавил главу, в которой приведен данный хадис, словами: «Может ли женщина смотреть на половые органы супруга». Аль-Бухари привел этот хадис в качестве примечания в своем сборнике «ас-Сахих», в «Главе о купании в одиночестве в укромном месте, будучи обнаженным, и о том, что лучше прикрывать наготу во время купания». Затем он привел хадис Абу Хурейры, в котором сообщается, что пророки Муса и Эййуб, мир им, совершали купание в уединении, будучи обнаженными. Тем самым аль-Бухари указал на то, что слова из хадиса: «Аллах более чем люди, заслуживает того, чтобы Его стыдились», означают, что прикрытие наготы в одиночестве является более предпочтительным и желательным, но не является обязательным, как это может показаться на первый взгляд. Аль-Манави писал: «Шафииты полагают, что это высказывание следует воспринимать как рекомендацию. Одним из тех, кто придерживался подобного мнения, был Ибн Джарир. Он истолковал этот хадис в книге «аль-Асар» как рекомендацию, сказав: «Это так, поскольку ни одно творение, обнажено оно или нет, не сможет скрыться от всевышнего Аллаха».

Ибн Хаджар также высказал подобные соображения. Желающие могут обратиться его к сочинению «аль-Фатх» (1/307).

[35] Этот хадис в своих одноименных сочинениях «ас-Сахих» приводят аль-Бухари, Муслим и Абу Авана. Мы проанализировали пути передачи этого хадиса в книге «Сахих Сунан Аби Давуд» (№ 218).

[36] Этот хадис приводят Абу Давуд, ан-Насаи и ат-Тирмизи в своих одноименных сборниках «ас-Сахих», а также Ибн Асакир (13/223/2). Второй вариант хадиса принадлежит Абу Давуду. Цепочка его рассказчиков достоверная, как я пояснил в книге «Сахих Аби Давуд» (№ 217). Третий вариант принадлежит Муслиму, Абу Аване и аль-Бейхаки (1/210), а последний приводится у Ибн Хузеймы и Ибн Хиббана в их одноименных сочинениях «ас-Сахих», как об этом сообщается в «ат-Тальхис» (2/156). Последняя версия хадиса указывает на необязательность омовения в указанных обстоятельствах, и с таким выводом согласно большинство ученых. В следующем разделе мы более подробно остановимся на этом вопросе. Следует принять во внимание то, что если омовение перед сном не является обязательным для человека, находящегося в состоянии полового осквернения, то оно, тем более, не обязательно для того, кто не пребывает в подобном состоянии!

[37] Ибн аль-Асир сказал: «”Халюком” называется известное благовоние, изготовленное из смеси шафрана с другими видами благовоний. Запрет на него [для мужчин] связан с тем, что подобное благовоние используется исключительно женщинами».

[38] Это – хороший хадис, два пути передачи которого приводит Абу Давуд в своем сборнике «ас-Сунан» (2/192‑193). Ахмад, ат-Тахави и аль-Бейхаки привели один из двух упомянутых путей этого хадиса. Ат-Тирмизи и другие ученые считали цепочку рассказчиков этого хадиса достоверной. Однако это утверждение сомнительно, что я и отметил в своем исследовании «Даиф Сунан Аби Давуд» (№ 29). Однако в пользу первого пути, текст которого мы привели в данной книге, свидетельствуют два хадиса, переданных аль-Хейсами в его сочинении «аль-Маджма» (5/156). На этом основании я посчитал этот хадис хорошим. Один из этих двух хадисов передал ат-Табарани в «аль-Кабир» (3/143/2) со слов Ибн Аббаса.

[39] Ибн Хиббан передал этот хадис в своем произведении «ас-Сахих» (232 – издательство «Маварид») со слов своего шейха Ибн Хузеймы. Ибн Хаджар в своем сочинении «ат-Тальхис» относит этот хадис к «ас-Сахиху» Ибн Хузеймы, как было указано выше. Затем Ибн Хаджар замечает: «Основа этого хадиса имеется в одноименных сборниках “ас-Сахих” аль-Бухари и Муслима без дополнения: “если пожелает”». Однако в сборнике Муслима «ас-Сахих» этот хадис приводится именно с таким дополнением, как это было отмечено нами выше. (См. сноску № 36). Это является явным доказательством того, что омовение перед сном для человека, оскверненного половым актом, не является обязательной процедурой, вопреки мнению захиритов.

[40] Этот хадис приводят Ибн Аби Шейба (1/45/1), авторы сборников «ас-Сунан», за исключением ан-Насаи, который приводит его в «аль-Ишра» (79‑80), а также ат-Тахави, ат-Тайалиси, Ахмад, аль-Багави в «Хадис Али ибн аль-Джа’д» (9/85/1 и 11/114/2), Абу Йа’ля в своем «аль-Муснаде» (224/2), аль-Бейхаки и аль-Хаким. Аль-Бейхаки и аль-Хаким признали этот хадис достоверным, и это действительно так, что я и пояснил в книге «Сахих Аби Давуд» (№ 223). Афиф ад-Дин Абу аль-Маали в своем сочинении «Ситтун хадисан» (№ 6) приводит этот хадис в следующем изложении:

«Если он просыпался в конце ночи, и у него возникала потребность в совокуплении с женами, то он шел к ним, а затем купался». В цепочке рассказчиков этого хадиса фигурирует имя Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах.

Ибн Аби Шейба передал с хорошей цепочкой рассказчиков слова Ибн Аббаса: «Если мужчина совершил половой акт, а затем хочет повторить его, то не будет бедой, если он отложит купание на потом». Саид ибн аль-Мусеййиб сказал: «Если человек, находящийся в состоянии полового осквернения, пожелает, он может лечь спать до того, как совершит омовение». Цепочка рассказчиков этого предания достоверна.

Мнение о том, что омовение перед сном для человека, находящегося в состоянии полового осквернения, не является обязательным, разделяло большинство ученых.

[41] Ибн Аби Шейба (2/173/2) передал этот хадис со слов аш-Ша’би, передавшего его со слов Масрука, который, в свою очередь, рассказал его со слов Аиши. Цепочка рассказчиков этого хадиса достоверна. Данный хадис является веским свидетельством в пользу хадиса, приведенного непосредственно до него. Его также передали Ахмад (6/101 и 254) и Абу Йа’ля в своем труде «аль-Муснад» (224/1). Я также обнаружил еще один путь, по которому передавался этот хадис.

[42] Аль-Бейхаки (1/200) передал этот хадис от Ассама ибн Али, передавшего его со слов Хишама, который передал его со слов своего отца, рассказавшего его со слов Аиши. Ибн Хаджар сказал в «аль-Фатх» (1/313): «У этого хадиса хорошая цепочка рассказчиков».

Иб

Наши рекомендации