Простой графический редактор
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 11. Обработка изображений
Цель лабораторной работы: изучить возможности Visual Studio по открытию и сохранению фалйов. Написать и отладить программу для обработки изображений.
Отображение графических файлов
Обычно для отображения точечных рисунков, рисунков из метафайлов, значков, рисунков из файлов в формате BMP, JPEG, GIF или PNG используется объект PictureBox, т.е. элемент управления PictureBox действует как контейнер для картинок. Можно выбрать изображение для вывода, присвоив значение свойству Image. Свойство Image может быть установлено в окне Свойства или в коде программы, указывая на рисунок, который следует отображать.
Элемент управления PictureBox содержит и другие полезные свойства, в том числе: AutoSize определяющее, будет ли изображение растянуто в элементе PictureBox, и SizeMode, которое может использоваться для растягивания, центрирования или увеличения изображения в элементе управления PictureBox.
Перед добавлением рисунка к элементу управления PictureBox в проект обычно добавляется файл рисунка в качестве ресурса. После добавления ресурса к проекту можно повторно использовать его. Например, может потребоваться отображение одного и того же изображения в нескольких местах.
Необходимо отметить, что поле Image само является классом для работы с изображениями, у которого есть свои методы. Например, метод FromFile используется для загрузки изображения из файла. Кроме класса Image существует класс Bitmap, коотрый расширяет возможности класса Image за счет дополнительных методов для загрузки, сохранения и использования растровых изображений. Так метод Save класса Bitmap позволяет сохранять изображения в разных форматах, а методы GetPixel и SetPixel позволяют получить доступ к отдельным пикселям рисунка.
Компоненты OpenFileDialog и SaveFileDialog
Компонент OpenFileDialog является стандартным диалоговым окном. Он аналогичен диалоговому окну «Открыть файл» операционной системы Windows. Компонент OpenFileDialog позволяет пользователям просматривать папки личного компьютера или любого компьютера в сети, а также выбирать файлы, которые требуется открыть. Для вызова диалогового окна для выбора файла можно использовать метод ShowDialog() который возвращет true при корректном выборе.
Диалоговое окно возвращает путь и имя файла, который был выбран пользователем в специальном свойстве FileName.
Простой графический редактор
Создайте приложение, реализующее простой графический редактор. Функциями этого редактора должны быть: открытие рисунка, рисование поверх него простой кистью, сохранение рисунка в другой файл. Для этого создайте форму и разместите на ней элементы управления button и picturebox (рис 11.1).
Рис. 11.1. Форма для графического редактора
В этом случае на понадобится из панели элементов размещать на форме компоненты диалоговых окон OpenFileDialog и SaveFileDialog. Эти элементы будут порождены динамически в ходе выполнения программы с помощью конструтора. Например так:
OpenFileDialog dialog = new OpenFileDialog();
Далее они будут вызыватся с помощью метода ShowDialog().
Для кнопок «Открыть» и «Сохранить» создайте свои обработчики события. Также создайте обработчик события Load для формы. Для элемента управления picturebox1 создайте обработчики события MouseDown, MouseMove. Код приложения будет выглядеть следующим образом:
using System;
using System.Collections.Generic;
using System.ComponentModel;
using System.Data;
using System.Drawing;
using System.Linq;
using System.Text;
using System.Windows.Forms;
namespace WindowsFormsApplication1
{
public partial class Form1 : Form
{ //Объявляем переменные доступные в каждом обработчике события
private Point PreviousPoint, point; //Точка до перемещения курсора мыши и текущая точка
private Bitmap bmp;
private Pen blackPen;
private Graphics g;
public Form1()
{
InitializeComponent();
}
private void Form1_Load(object sender, EventArgs e)
{
blackPen = new Pen(Color.Black, 4); //подготавливаем перо для рисования
}
private void button1_Click(object sender, EventArgs e)
{ //открытие файла
OpenFileDialog dialog = new OpenFileDialog(); //описываем и порождаем объект dialog класса OpenFileDialog
//задаем расширения файлов
dialog.Filter = "Image files (*.BMP, *.JPG, *.GIF, *.TIF, *.PNG, *.ICO, *.EMF, *.WMF)|*.bmp;*.jpg;*.gif; *.tif; *.png; *.ico; *.emf; *.wmf";
if (dialog.ShowDialog() == DialogResult.OK)//вызываем диалоговое окно и проверяем выбран ли файл
{
Image image = Image.FromFile(dialog.FileName); //Загружаем в image изображение из выбранного файла
int width = image.Width;
int height = image.Height;
pictureBox1.Width = width;
pictureBox1.Height = height;
bmp = new Bitmap(image, width, height); //создаем и загружаем из image изображение в форматье bmp
pictureBox1.Image = bmp; //записываем изображение в формате bmp в pictureBox1
g = Graphics.FromImage(pictureBox1.Image); //подготавливаме объект Graphics для рисования в pictureBox1
}
}
private void pictureBox1_MouseDown(object sender, MouseEventArgs e)
{ // обработчик события нажатия кнопки на мыши
// записываем в предыдущую точку (PreviousPoint) текущие координаты
PreviousPoint.X = e.X;
PreviousPoint.Y = e.Y;
}
private void pictureBox1_MouseMove(object sender, MouseEventArgs e)
{//Обработчик события перемещения мыши по pictuteBox1
if (e.Button == MouseButtons.Left) //Проверяем нажата ли левая кнопка мыши
{ //запоминаем в point текущее положение курсора мыши
point.X = e.X;
point.Y = e.Y;
//соеденяем линией предыдущую точку с текущей
g.DrawLine(blackPen, PreviousPoint, point);
//текущее положение курсора мыши сохраняем в PreviousPoint
PreviousPoint.X = point.X;
PreviousPoint.Y = point.Y;
pictureBox1.Invalidate();//Принудительно вызываем переррисовку pictureBox1
}
}
private void button2_Click(object sender, EventArgs e)
{ //сохранение файла
SaveFileDialog savedialog = new SaveFileDialog();//описываем и порождаем объект savedialog
//задаем свойства для savedialog
savedialog.Title = "Сохранить картинку как ...";
savedialog.OverwritePrompt = true;
savedialog.CheckPathExists = true;
savedialog.Filter =
"Bitmap File(*.bmp)|*.bmp|" +
"GIF File(*.gif)|*.gif|" +
"JPEG File(*.jpg)|*.jpg|" +
"TIF File(*.tif)|*.tif|" +
"PNG File(*.png)|*.png";
savedialog.ShowHelp = true;
// If selected, save
if (savedialog.ShowDialog() == DialogResult.OK)//вызываем диалоговое окно и проверяем задано ли имя файла
{
// в строку fileName записываем указанный в savedialog полный путь к файлу
string fileName = savedialog.FileName;
// Убираем из имени три последних символа (расширение файла)
string strFilExtn =
fileName.Remove(0, fileName.Length - 3);
// Сохраняем файл в нужном формате и с нужным расширением
switch (strFilExtn)
{
case "bmp":
bmp.Save(fileName, System.Drawing.Imaging.ImageFormat.Bmp);
break;
case "jpg":
bmp.Save(fileName, System.Drawing.Imaging.ImageFormat.Jpeg);
break;
case "gif":
bmp.Save(fileName, System.Drawing.Imaging.ImageFormat.Gif);
break;
case "tif":
bmp.Save(fileName, System.Drawing.Imaging.ImageFormat.Tiff);
break;
case "png":
bmp.Save(fileName, System.Drawing.Imaging.ImageFormat.Png);
break;
default:
break;
}
}
}
}
}
Далее добавим в проект кнопку для перевода изображения в градации серого цвета:
private void button3_Click(object sender, EventArgs e)
{ //циклы для перебора всех пикселей на изображении
for (int i = 0; i < bmp.Width; i++)
for (int j = 0; j < bmp.Height; j++)
{
int R = bmp.GetPixel(i, j).R; //извлекаем в R значение красного цвета в текущей точке
int G = bmp.GetPixel(i, j).G; //извлекаем в G значение зеленого цвета в текущей точке
int B = bmp.GetPixel(i, j).B; //извлекаем в B значение синего цвета в текущей точке
int Gray = (R = G + B)/3; // высчитываем среденее арифметическое трех каналов
Color p = Color.FromArgb(255, Gray, Gray, Gray); //переводим int в значение цвета. 255 - показывает степень прозрачности. остальные значения одинаковы для трех каналов R,G,B
bmp.SetPixel(i, j, p); //записываме полученный цвет в текущую точку
}
Refresh(); //вызываем функцию перерисовки окна
}
Данный код демонстрирует возможность обращения к отдельным пикселям. Цвет каждого пикселя хранится в модели RGB и состоит из трех состовляющих: красного, зеленого и синего цвета, называемых каналами. Значение каждого канала может варьироваться в диапазоне от 0 до 255.