Требования, предъявляемые к счислению пути судна
ГЛАВА 7. ГРАФИЧЕСКОЕ СЧИСЛЕНИЕ КООРДИНАТ СУДНА
7.1. Назначение, содержание и сущность счисления
Общие положения. Элементы счисления
Важнейшим условием обеспечения навигационной безопасности плавания судна и решения задач, связанных с использованием его технических средств, является точное знание его текущих (счислимых) координат на любой момент времени.
В современном судовождении одним из основных способов, позволяющих получать текущие координаты относительно поверхности Земли (т.е. относительно дна морей и океанов) является учет перемещения судна.
Перемещение судна относительно морского дна происходит (в основном) под непосредственным воздействием собственных движителей.
Кроме этого на перемещение судна оказывают влияние внешние факторы ® ветер и течение.
Для получения текущих (счислимых) координат судна необходимо знать и учитывать следующие элементы счисления:
· исходные (начальные) координаты судна (место судна на якоре, бочке, у причала и др.) ® широту (j1) и долготу (l1);
· истинный курс судна (ИК), т.е. исправленный поправкой выработанный курсоуказателем (гирокомпасом, гироазимутом, магнитным компасом и др.) компасный курс (КК);
· пройденное судном расстояние от исходной точки до заданного времени по показаниям лага (SЛ) или рассчитанного по оборотам движителей (VОБ) и продолжительности плавания (t) ® SОБ;
· дрейф судна, вызываемый ветром (направление и скорость ветра, угол дрейфа);
· снос судна течением (направление и скорость течения);
· время плавания от исходной точки до заданного времени
(7.1)
называемого интервалом счисления.
Счисление пути судна: определение, назначение, сущность и классификация
Определение места судна путем вычисления его текущих (счислимых) координат от известных начальных по курсу, скорости с учетом дрейфа, сноса течением и по времени называется счислением координат судна (счислением пути судна) или сокращенно счислением.
Координаты счислимого места судна называются счислимыми координатами и обозначаются:
- jС – счислимая широта;
- lС – счислимая долгота.
Счислимое место ® место судна, определенное на основе счисления координат его места.
Назначением счисления является ориентирование судна относительно местности с точностью, обеспечивающей навигационную безопасность его плавания.
Линия, по которой фактически перемещается судно под действием движителей, ветра и течения, называется линией пути.
Сущность счисления заключается в том, что от известного исходного места на навигационной карте прокладываются направления движения судна и пройденные по ним расстояния с целью получения его места на любой заданный момент времени.
Счисление координат судна классифицируется:
По способу счисления:
® графическое, основанное на непрерывном учете элементов счисления и изображения их на навигационной карте;
® аналитическое, основанное на расчете текущих координат по определенным математическим зависимостям.
По степени автоматизации:
® автоматическое, производимое с помощью специальных вычислительных машин (автопрокладчик, автосчислитель и др.);
® обсервационное, автоматическое счисление, основанное на непрерывном уточнении текущих счислимых координат по внешним ориентирам;
® ручное, производимое с помощью графо-аналитических действий, выполняемых вручную или с помощью таблиц.
Требования, предъявляемые к счислению пути судна
К счислению предъявляются следующие требования:
® счисление должно вестись непрерывно, чтобы в любой момент времени знать место судна (его текущие координаты) относительно местности;
® счисление должно быть точным, чтобы обеспечить навигационную безопасность плавания и решение свойственных данному судну задач;
® счисление должно быть достаточно простым и наглядным.
Предпочтительным способом учета перемещения судна является автоматическое с обязательным ручным графическим счислением, что, по существу, удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к счислению.
Даже при наличии современных навигационных комплексов, в которых процесс счисления полностью автоматизирован и имеет высокую точность, ручное графическое счисление ведется в обязательном порядке для контроля и исключения промахов в случае возникновения неисправностей в приборах.
Ручной графический способ счисления часто называют навигационной прокладкой, хотя последнее ® понятие более широкое (+ определение мест и др.).
Навигационная прокладка пути судна – графические построения на морской карте при решении навигационных задач судовождения.