Требования, предъявляемые к счислению пути судна

ГЛАВА 7. ГРАФИЧЕСКОЕ СЧИСЛЕНИЕ КООРДИНАТ СУДНА

7.1. Назначение, содержание и сущность счисления

Общие положения. Элементы счисления

Важнейшим условием обеспечения навигационной безопасности плавания судна и решения задач, связанных с использованием его технических средств, является точное знание его текущих (счислимых) координат на любой момент времени.

В современном судовождении одним из основных способов, позволяющих получать текущие координаты относительно поверхности Земли (т.е. относительно дна морей и океанов) является учет перемещения судна.

Перемещение судна относительно морского дна происходит (в основном) под непосредственным воздействием собственных движителей.

Кроме этого на перемещение судна оказывают влияние внешние факторы ® ветер и течение.

Для получения текущих (счислимых) координат судна необходимо знать и учитывать следующие элементы счисления:

· исходные (начальные) координаты судна (место судна на якоре, бочке, у причала и др.) ® широту (j1) и долготу (l1);

· истинный курс судна (ИК), т.е. исправленный поправкой выработанный курсоуказателем (гирокомпасом, гироазимутом, магнитным компасом и др.) компасный курс (КК);

· пройденное судном расстояние от исходной точки до заданного времени по показаниям лага (SЛ) или рассчитанного по оборотам движителей (VОБ) и продолжительности плавания (t) ® SОБ;

· дрейф судна, вызываемый ветром (направление и скорость ветра, угол дрейфа);

· снос судна течением (направление и скорость течения);

· время плавания от исходной точки до заданного времени

Требования, предъявляемые к счислению пути судна - student2.ru (7.1)

называемого интервалом счисления.

Счисление пути судна: определение, назначение, сущность и классификация

Определение места судна путем вычисления его текущих (счислимых) координат от известных начальных по курсу, скорости с учетом дрейфа, сноса течением и по времени называется счислением координат судна (счислением пути судна) или сокращенно счислением.

Координаты счислимого места судна называются счислимыми координатами и обозначаются:

- jС – счислимая широта;

- lС – счислимая долгота.

Счислимое место ® место судна, определенное на основе счисления координат его места.

Назначением счисления является ориентирование судна относительно местности с точностью, обеспечивающей навигационную безопасность его плавания.

Линия, по которой фактически перемещается судно под действием движителей, ветра и течения, называется линией пути.

Сущность счисления заключается в том, что от известного исходного места на навигационной карте прокладываются направления движения судна и пройденные по ним расстояния с целью получения его места на любой заданный момент времени.

Счисление координат судна классифицируется:

По способу счисления:

® графическое, основанное на непрерывном учете элементов счисления и изображения их на навигационной карте;

® аналитическое, основанное на расчете текущих координат по определенным математическим зависимостям.

По степени автоматизации:

® автоматическое, производимое с помощью специальных вычислительных машин (автопрокладчик, автосчислитель и др.);

® обсервационное, автоматическое счисление, основанное на непрерывном уточнении текущих счислимых координат по внешним ориентирам;

® ручное, производимое с помощью графо-аналитических действий, выполняемых вручную или с помощью таблиц.

Требования, предъявляемые к счислению пути судна

К счислению предъявляются следующие требования:

® счисление должно вестись непрерывно, чтобы в любой момент времени знать место судна (его текущие координаты) относительно местности;

® счисление должно быть точным, чтобы обеспечить навигационную безопасность плавания и решение свойственных данному судну задач;

® счисление должно быть достаточно простым и наглядным.

Предпочтительным способом учета перемещения судна является автоматическое с обязательным ручным графическим счислением, что, по существу, удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к счислению.

Даже при наличии современных навигационных комплексов, в которых процесс счисления полностью автоматизирован и имеет высокую точность, ручное графическое счисление ведется в обязательном порядке для контроля и исключения промахов в случае возникновения неисправностей в приборах.

Ручной графический способ счисления часто называют навигационной прокладкой, хотя последнее ® понятие более широкое (+ определение мест и др.).

Навигационная прокладка пути судна – графические построения на морской карте при решении навигационных задач судовождения.

Наши рекомендации