Ориентирование на местности в движении
Уверенное ориентирование на местности по карте в движении во многом зависит от подготовки к ориентированию. В зависимости от характера местности на марше ориентируются, как правило, по карте масштаба 1 : 100000 или 1 : 200 000.
Подготовка к ориентированию включает выбор, изучение маршрута, подъем его на карте установленным порядком, измерение протяженности маршрута и отдельных его участков, а также азимутов направлений на участках, где ориентирование затруднено, проверку исправности компаса (гирополукомпаса) и спидометра.
Выбор и изучение маршрута. Маршрут движения выбирают по карте с учетом условий обстановки, проходимости, защитных и маскировочных свойств местности. Предпочтение отдают дорогам с твердым покрытием, на которых меньше мостов и путепроводов. При выборе маршрута учитывают возможность затопления полотна дороги при разрушении плотин на реках и водохранилищах. Изучают и планируют пути объезда мостов, путепроводов и мест затопления.
Маршрут и прилегающую к нему местность в полосе 3—5 км изучают по карте с привлечением по возможности аэрофотоснимков, разведывательных данных и других материалов.
Вначале просматривают на карте весь маршрут, уясняют характеристики дорог и особенности прилегающей к ним местности, наличие придорожных сооружений, которые могут служить надежными ориентирами. Особенно тщательно изучают места поворотов маршрута, перекрестков и развилок дорог, въездов в населенные пункты и выездов из них.
По всему маршруту через 5—10 км выбирают контрольные ориентиры — наиболее устойчивые объекты местности, легко опознаваемые при подъезде к ним. Контрольные ориентиры выбирают в местах, где особенно важно убедиться в правильности выдерживания направления движения (на перекрестках и развилках дорог, поворотах маршрута, выходах из населенных пунктов и т. п.).
Подъем маршрута на карте. Маршрут на карте поднимают цветным карандашом коричневого цвета, Контрольные ориентиры обводят кружками (рис. 10.13). Вдоль маршрута (дороги с твердым покрытием) проводят сплошную линию, которая не должна закрывать условный знак дороги, а также по возможности условные знаки ориентиров вдоль нее. Колонный путь поднимают на карте прерывистой линией.
Расстояния между контрольными ориентирами измеряют с учетом поправки за рельеф и извилистость маршрута и подписывают около обозначений ориентиров нарастающим итогом от исходного пункта. На исходном пункте перед началом движения эти расстояния переводят в показания спидометра и также подписывают на карте около обозначений у контрольных ориентиров.
При подготовке к движению в условиях, неблагоприятных для ориентирования, определяют и подписывают на карте магнитные азимуты направлений движения по маршруту, чтобы можно было быстро перейти к ориентированию в пути по компасу (гирополукомпасу).
Ориентирование в пути. Во время движения карту держат перед собой ориентированной, постоянно сличают ее с местностью, следят за проездом намеченных ориентиров, сверяя показания спидометра.
На марше к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку или развилке дорог. Примерно за 200—500 м до поворота водителю указывают место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения, например: «Через 300 м поворот направо на просеку».
При въезде в лес или на участок, где мало ориентиров, записывают показания спидометра. Это позволяет в любой момент определить свое местоположение по пройденному расстоянию.
К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движении ночью, обычно привлекают всех членов экипажа. Для этого их предварительно знакомят с маршрутом движения, а в ходе марша заранее предупреждают о предстоящем появлении ориентира.
Таким образом осуществляется непрерывное ориентирование, которое обеспечивает правильность выдерживания указанного направления движения.
При необходимости объезда встретившихся на маршруте районов пожаров, завалов, затоплений и участков заражения местности направления движения чаще всего выдерживают по азимутам. В этих случаях перед препятствием точно определяют свое местоположение и записывают показание спидометра. Затем изучают по карте характер местности и намечают с учетом ее проходимости путь объезда обычно вдоль линейных ориентиров (по просекам, вдоль рек и т. д.). Намеченный маршрут на карте поднимают тонкой линией, измеряют его протяженность, определяют магнитные азимуты направлений между пунктами поворота .
При движении по автострадам, усовершенствованным шоссе легко ориентироваться по путевым дорожным знакам (указателям наименований пунктов, расстояний до населенных пунктов по маршруту и в стороне от него, маршрутным маркам, указывающим номера дорог, и т. п.). Однако в боевых условиях дорожные знаки могут быть преднамеренно переставлены или заменены другими с ложными подписями. Поэтому на маршруте необходимо всегда контролировать свое местоположение и направление движения по карте.