Специфика формирования правописных навыков в процессе изучения русского языка. Понятие орфографической зоркости. Принципы русской орфографии

ЛЕКЦИЯ № 6 (55 -56 )

Тема: Методика грамматических понятий и орфографических правил.

План

1.Формирование грамматических понятий у младших школьников.

2.Специфика формирования правописных навыков в процессе изучения русского языка. Понятие орфографической зоркости. Принципы русской орфографии.

3.Методика работы над орфографическим правилом.

4.Роль упражнений и письменных работ как метода практического усвоения русского языка: закрепления знаний, выработки умений и навыков.

5.Грамматический разбор.

6.Методика проведения списывания:

А) текстуальное и выборочное;

Б) простое и творческое.

7.Виды диктантов и методика их проведения. Место диктантов в системе письменных работ и упражнений по русскому языку

8.Свободное письмо, его виды.

9.Методика проведения перевода.

Современная программа по грамматике состоит из 4 разделов: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». В результате обучения в младшей школе учащиеся приобретают начальные сведения из фонетики и графики, морфологии, получают важные сведения о частях речи, предложении и его основных видах, о главных и второстепенных членах предложения, об однородных членах. Программой придается большое значение умениям и навыкам в области правописания, приобретаемым в связи с изучением грамматики.

Морфологические понятия

На уроках грамматики, как и чтения, учащиеся осознают разнообразные значения слов, начинают понимать, что слова как-то группируются по значению: оказывается, что, например, слова кустарник, травы, деревья, при всем их различии, могут быть обозначены одним понятием и словом – растения.(мебель, посуда и т.д.)

В первый год обучения дети учатся различать слова по вопросам: что? кто? Что делает? какой? К концу первого года обучения они уже знают, что если слова отвечают на вопрос что? – значит это неодушевленный предмет и т.д. Таким образом, грамматический вопрос ведет к пониманию грамматического значения слова.

Постепенно уточняясь, все эти знания становятся все более разносторонними и связанными между собой.

Труднее учащимся разобраться с таким понятием, как падеж. Основным средством при этом явлении, кроме правильной постановки вопросов, противопоставление одних форм другим, сходным в каком-либо отношении, но различным в другом(напр, муж. И жен. Род прилагательных, 1 и 3-е склонение имен существительных)

Родственные слова и морфологические части слова.

Упражнения в выделении корня вносят в понимание слова существенные изменения и способствуют осмысленному усвоению правописания гласных и согласных в нем. Корню противопоставляется окончание. Роль окончания выясняется при изучения состава слова. Понятие о приставке формируется в сопоставлении с предлогом как отдельным словом, частью речи. Именно сопоставление, т.е. нахождение сходств и различий, способствует усвоению этих грамматических понятий.

Синтаксические понятия.

Одновременно с формированием морфологических понятий идет и осознание структур словосочетания и предложения. Хотя синтаксические понятия отличаются от морфологических многими особенностями, дети все равно их путают( части речи – части слова –члены предложения; имя существительное - подлежащее).

Одним из важнейших синтаксических понятий является понятие «словосочетание». Вырабатываются такие умения и навыки: выделять пары связанных между собой слов, умение поставить вопрос от слова к слову и правильно согласовать одно слово с другим: согласовать в роде, падеже, числе, лице, поставить в нужном падеже имя существительное или местоимение в зависимости от глагола или от другого существительного (любить сына, любовь к сыну, интересоваться работой, интерес к работе).

Понятие «предложение» начинает формироваться у детей еще в период обучения грамоте чисто практическим путем. В дальнейшем это понятие развивается лишь в практическом порядке: дети выделяют предложения в связном тексте, восстанавливают деформированные предложения, составляют свои предложения на определенные темы. Таким путем они узнают, например, об интонации, о порядке слов, о некоторых видах предложений, о знаках препинания.

Более полные сведения учащиеся получают о подлежащем и сказуемом. Существенно важным при этом является понимание детьми таких признаков подлежащего и сказуемого:

1) подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, подлежащее, как правило, выражается именительным падежом имени существительного или местоимения и отвечает на вопрос кто?, что?;

2)сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем, и выражается большей частью глаголами, отвечая на вопрос что делать? При этом важно, чтобы дети выделяли в качестве подлежащего и сказуемого слова, а не группы слов.

Второстепенными членами предложения являются все другие слова, кроме предлогов, союзов и частиц, знакомство с которыми осуществляется постепенно, при прохождении морфологических и синтаксических тем курса.

Вывод: параллельно с грамматическими понятиями идет развитие пунктуационных умений и навыков, развивается синтаксический строй и собственная речь учащихся.

Специфика формирования правописных навыков в процессе изучения русского языка. Понятие орфографической зоркости. Принципы русской орфографии.

Навыки – такие действия, которые на основе осознания в результате более или менее длительных упражнений выполняются без усилий сознания, постепенно становятся настолько прочными, что не требуют постоянного обращения к правилу, автоматизируются.

Специфика формирования правописных навыков:

-обучение правописанию должно опираться на активное использование различных видов памяти школьников: зрительной, слуховой, речедвигательной, моторной;

-наиболее доступными для младших школьников являются правила, имеющие фонетическую основу, которую составляют умения определять ударный слог в слове, слышать разницу между звонкими и глухими, твердыми и мягкими согласными, произносить их попарно и т.д.;

-работа над правилами правописания в 4 классе имеет пропедевтический характер: дети должны «осознать сущность работы, усвоить алгоритм ее выполнения, приобрести опыт совместной с учителем деятельности со значительным количеством слов на указанные правила, усвоить отдельные приемы подбора проверочных слов».

Задачи обучения правописанию:

-развитие орфографической зоркости;

-усвоение алгоритма применения правила;

-накопление запаса проанализированных совместно с учителем и многократно употребленных при письме слов на изучаемые правила.

Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением.

В русском языке много разных по своей природе орфограмм. Природу русской орфографии раскрывают принципы. Разные типы орфограмм подводятся под действие морфологического, фонематического, традиционного, фонетического принципов и дифференцирующих написаний. «Принципы русской орфографии – основные, исходные положения, определяющие специфику правописания и лежащие в основе методики обучения следующих пяти принципов», – писал М.Р. Львов.

«Ведущим принципом орфографии является морфологический. Он основан на одинаковом написании (независимо от их произношения) морфем — значащих частей слова. Например, корень дом во всех случаях обозначается этими тремя буквами, хотя в словах домашний и домовой звук [о] корня произносится по-разному: [да]машний, [дъ]мовой».

Морфологический принцип – согласно которому соблюдается единообразие в написании морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний) несмотря на различия в их произношении. В соответствии с этим принципом значимые части слова, повторяющиеся в разных словах и формах, всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Орфограммы, соответствующие этому принципу, проверяются на основе знания грамматики, состава слова и словообразования. Проверка орфограмм включает в себя и понимание значения слова, и морфемный анализ, и фонетический анализ и грамматический анализ слов.

-Безударные гласные в корне слова (проверяемые)

-Звонкие и глухие (проверяемые) согласные в корне слова

-Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок

-Разделительный Ъ

-Непроизносимые согласные в корне слова

-Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен существительных

-Правописание окончаний имен прилагательных «-ого», «-его» (родительный падеж)

-Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения в наст. и буд. временах

Фонетический принцип – согласно ему, пишется та буква, которая обозначает слышимый звук (вопреки морфологическому принципу). Суть этого принципа заключается в максимальном соответствии письма звуковому составу произносимой речи. Есть слова, где произношение не расходится с правописанием, такие слова пишем, как слышим. Случаи с правописанием орфограмм изучаемых в старших классах, ученик начальной школы пока запоминает.

Фонематический принцип гласит: «Одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях», где фонема определяется как «ряд позиционно чередующихся звуков». Фонематический принцип объясняет в основном те же случаи правописания, те же орфограммы, что и морфологический принцип, но с другой точки зрения, что помогает понять природу орфографии.

-Безударные гласные в корне слова (проверяемые)

-Звонкие и глухие (проверяемые) согласные в корне слова

-Непроизносимые согласные в корне слова

-Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен существительных

-Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения в наст. и буд. временах

Традиционно-исторический принцип – согласно которому написание слова закреплено традицией родного языка, либо сохраняет написание по языку-источнику. Не определяемые правилами слова учащимися усваиваются с помощью орфографического словаря.

-Буквы и, а, у после шипящих (сочетания жи-ши; ча-ща; чу-щу)

-Безударный гласный (непроверяемый) в корне

-Звонкие и глухие (непроверяемые) согласные в корне слова

Дифференцирующий принцип. Суть его в различном написании с целью различения слов-омоформ. Здесь главное семантика слова в данном контексте. Этот принцип называют еще смысловым, логическим. По этому принципу пишущий должен учитывать смыл слова в данном контексте.

-Заглавная буква в начале предложения

-Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и др. именах собственных

-Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок

-Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Орфограмма – это написание, которое требует применения специального орфографического правила (ошибкоопасное место).

Орфограмма — это «написание, требующее проверки, та буква, то сочетание букв, та морфема, та позиция между словами, тот стык морфем, то место разделения слова при переносе на другую строку, которое нуждается в проверке или обосновании; в орфограмме всегда не менее двух возможных вариантов написания, один из которых (правильный!) выбирает пишущий».

Сознательный характер письма состоит в следующем: во-первых, в правильном соотнесении звука и буквы, во-вторых, в соблюдении ряда правил — графических и орфографических; наконец, в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей, чувств, намерений.

Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладевать письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или подготавливая к письму слово, составленное на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безударных гласных и их проверки, т. е. для развития орфографических навыков.

Вывод: только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме — одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Наши рекомендации