Чертежи деталей типа полумуфты, крышки
Приводными муфтами в технике называют устройства, которые предназначены для передачи вращающего момента между валами, являющимися продолжением один другого, или между валом и установленными на нем деталями: зубчатыми колёсами, шкивами, звёздочками. Большинство машин состоят из ряда узлов с входными и выходными валами, которые соединяют с помощью муфт.
В машиностроении применяют муфты, различающиеся по принципу действия и управления, назначению и конструкции. Простейшими являются жесткие нерасцепляемые муфты, основной вид которых - фланцевые муфты (рис. 8.4).
Фланцевые муфты состоят из двух полумуфт, выполненных в виде ступицы с фланцем и стянутых болтами. Половину стяжных болтов устанавливают во фланцах полумуфт без зазора. Вращающий момент с одной полумуфты на другую передаётся стержнями болтов, поставленных без зазора, и силами трения на фланцах.
|
Рис. 8.5
Полумуфта соединяется с валом при помощи шпонки. Шпоночные соединения стандартизованы, поэтому размер шпоночного паза определяется по ГОСТу на шпонки. Центрирование двух полумуфт осуществляется цилиндрическим выступом Ø32 .
Отверстия на фланце (Ø6 и Ø7) равномерно располагаются на окружности Ø54. Расположение их на окружности зависит от положения шпоночного паза и определяется угловым размером (30˚) относительно этого паза.
Крышка – деталь, которая крепится на корпусе и выполняет различные функции. В основном крышки закрывают отверстия в корпусе, через которые устанавливаются узлы, заливается масло, осматривается внутреннее состояние узла.
Крышка подшипника в редукторе предназначена для герметизации узла подшипника, осевой фиксации подшипника, восприятия осевых нагрузок (рис. 8.6, 8.7). Определяющим размером крышки является диаметр отверстия в корпусе под подшипник (Ø62). Крышки могут быть глухими (рис. 8.6) или с отверстием для выхода вала (рис. 8.7), в этом случае в крышке растачивают отверстие (Ø40) для установки манжетного уплотнения.
Рис. 8.6 Рис. 8.7
Крышки вытачиваются из круглого проката (рис. 8.6) или литой заготовки (рис. 8.7). Чаще всего такие крышки выполняют круглой формы. На чертеже крышку располагают так, чтобы ось вращения была горизонтальной. При нанесении размеров на крышку, выточенную из литой заготовки, необходимо разделить размеры на две группы выполняемых при различных операциях – литье и механической обработке. На рис. 8.7 размеры Л определяют положение необработанных поверхностей относительно литейной базы (БЛ), а размеры М – положение обработанных поверхностей относительно базы механической обработки (БМ). Чертёж крышки приведен в прил. 9.
Если крышка выполнена не круглой, то форма фланца крышки должна соответствовать форме выступа на корпусной детали, к которой крепят крышку.
Чертёж корпуса
Корпусная деталь обеспечивает взаимное расположение остальных деталей узла и воспринимает основные силы, действующие в механизме. По назначению корпуса делят на несущие и корпуса-кожухи. Несущие корпуса служат для крепления подвижных и неподвижных узлов и деталей механизма и обеспечивают их взаимное расположение. Корпуса-кожухислужат не только для размещения и крепления в них узлов и деталей механизма, но и для защиты их от механических повреждений и попадания пыли и влаги. Корпуса, как правило,имеют форму закрытых коробок и состоят обычно из двух основных частей, плоскость разъема которых или совпадает с плоскостью расположения осей валов, или располагается перпендикулярно осям валов (рис. 8.8).
Корпусные детали имеют сложную форму, поэтому их изготовляют методом литья или сварки. Для изготовления литых корпусов широко используют чугун (СЧ15), алюминиевые (АЛ4 и АЛ9) и магниевые сплавы (Мг4 и Мг6).
Форма корпуса определяется в основном технологическими, эксплуатационными и эстетическими условиями. Наибольшее распространение получили корпуса, основу которых образуют плоские и цилиндрические поверхности. Плоскость разъёма чаще всего располагают параллельно основанию. Для выполнения соединения корпуса и крышки плоскость разъёма снабжают фланцами, толщина которых (С и S*на рис. 8.8) должна обеспечивать плотность соединения.
Рис. 8.8
Корпусные детали, изготовляемые литьем, штамповкой с последующей механической обработкой, принято изображать так, чтобы основная обработанная плоскость детали (опорная поверхность) располагалась горизонтально относительно основной надписи чертежа. Такое расположение обычно совпадает с рабочим положением детали в конструкции. На чертеже выбранная основная плоскость является базой (БМ), с которой связывают размеры всех механически обрабатываемых поверхностей. Группа размеров литых поверхностей нанесена от литейной базы (БЛ). Обе группы размеров связаны одним размером (С), определяющим толщину нижнего фланца. Полный чертёж корпуса приведен в прил. 10.
Чертёж пружины
Пружина - деталь сборочной единицы, служащая для накопления энергии при её упругой деформации под воздействием внешней нагрузки. С прекращением действия нагрузки пружина восстанавливает свою первоначальную форму. Функции, выполняемые пружинами, весьма разнообразны. Их используют в тормозах, фрикционных передачах, аккумулирования энергии (пружины часов), амортизации ударов и вибраций (рессоры), возвратного перемещения клапанов, измерения усилий в динамометрах и др. приборах.
По виду нагрузки различают пружины сжатия, растяжения, кручения и изгиба (плоские пружины). По конструктивной форме пружины бывают винтовые (цилиндрические и конические) и невинтовые (спиральные, пластинчатые, тарельчатые).
Рабочие чертежи пружин должны быть выполнены в соответствии с требованиями ГОСТ 2.401-68. Рассмотрим основные правила выполнения чертежей пружин на примере изображения цилиндрических винтовых пружин сжатия, как наиболее часто применяемых.
Пружина на чертеже вычерчивается упрощенно. При изображении цилиндрических пружин (рис. 8.9)сечения витков пружины условно изображают окружностями, а сами витки — прямыми линиями.
Крайние витки пружины, работающие на сжатие, являются опорными. Они поджаты на длине целого витка или на 3/4 длины витка. На опорных витках шлифовкой создают плоскую опорную поверхность, перпендикулярную оси пружины. Это предупреждает перекосы пружины при воздействии на нее осевых сил.
Пружина ГОСТ . . .
Направление навивки пружины - правое.
n = . . .
n1 = . . .
Длина развернутой пружины – L.
* Размеры для справок.
Рис. 8.9
Остальные части пружины имеют постоянный шаг, поэтому центры сечений должны располагаться в шахматном порядке. Если пружина имеет более четырех рабочих витков, то на рабочем чертеже пружины показывают 1–2 витка с каждого ее конца. Вместо изображения остальных витков через центры сечений витков проводят штрихпунктирные осевые линии.
Пружины всех типов изображают в свободном состоянии, когда на пружину не действуют внешние силы. Винтовые пружины на рабочих чертежах изображают горизонтально и только с правой навивкой. Действительное направление навивки указывают в технических требованиях.
На рабочем чертеже поджатие и торцовку опорных витков показывают сближением крайних витков пружины с плоскими торцами. Такие пружины имеют несколько рабочих витков и 1,5…2 нерабочих (опорных) витка.
На рабочем чертеже пружины с контролируемыми силовыми параметрами помещают диаграмму испытаний, на которой показывают зависимость нагрузки от деформации или деформации от нагрузки. При выполнении учебного чертежа пружины диаграмму не вычерчивают.
При ограничении размеров только по внутреннему или наружному диаметру винтовой пружины на чертеже указывают один размер: по стержню или гильзе (Dc или Dr). Допускается указывать на чертеже предельные отклонения диаметра пружины; тогда требование о контроле по стержню или гильзе на чертеже не помещают.
На учебных чертежах в технических требованиях на пружину указывают: номер ГОСТа на стандартный виток пружины, направление навивки, число рабочих витков n, полное число витков n1, длину развёрнутой пружины (проволоки) L, размеры для справок.
Длину развёрнутой пружины определяют по формуле
,
где Dср – средний диаметр пружины.
Сортамент материала пружины, полностью определяющий размеры и предельные отклонения поперечного сечения, указывают в графе «Материал» основной надписи чертежа.
Групповые чертежи
Для сокращения объёма конструкторской работы ГОСТ 2.113-75 допускает выполнение группового конструкторского документа, содержащего данные о двух и более деталях, обладающих общими конструктивными признаками при некоторых различиях между собой.
Детали могут быть одинаковой формы, но разных размеров и отличаться точностью изготовления, выполняться из различных материалов и с различными покрытиями, иметь сходство конструкции при различной конфигурации некоторых составных частей или конструктивных элементов.
Постоянные размеры для всех изделий указываются на чертеже размерными числами, а переменные обозначаются буквами латинского алфавита (указываются на изображении вместо размерных чисел). Значения всех переменных данных помещаются в таблицу для каждого исполнения детали.
Рис. 8.10
Изделия, на которые выполнен один групповой чертеж или одна групповая спецификация, следует рассматривать как группу исполнений, но при этом должна быть возможность самостоятельного применения, изготовления и учета каждого исполнения детали.
Вопросы для самопроверки
1. Где на чертеже зубчатого колеса или шестерни указывают диаметр делительной окружности?
2. В каком месте поля чертежа «Колесо зубчатое» размещают таблицу параметров?
3. Как на чертеже рекомендуется располагать главное изображение вала?
4. От какого параметра зависит поперечное сечение шпонки, передающей крутящий момент от вала к зубчатому колесу?
5. С какой целью применяют нерасцепляемые муфты (фланцевые) ?
6. Как на чертеже располагается изображение полумуфты, представляющей собой тело вращения?
7. Как принято располагать на чертеже изображения корпусной детали?
8. Какие упрощения применяют при изображении пружины?
9. Как изображают на чертеже пружину, имеющую левую навивку?
10. В каких случаях на чертеже пружины помещают диаграмму испытаний?
11. Какие надписи должен содержать учебный чертёж пружины?
12. Какой конструкторский документ называется групповым чертежом?
13. В каких случаях применяют групповые чертежи?
14. Для каких деталей можно выполнять групповые чертежи?