Измерение и построение углов с помощью транспортира
Навыки измерения и построения углов с помощью транспортира вырабатываются у учащихся медленно, требуется большое количество упражнений, кропотливая индивидуальная работа с каждым учеником.
Можно отметить характерные ошибки, встречающиеся у умственно отсталых детей при измерении углов транспортиром. Дети совмещают вершину угла не с центром транспортира, а с точкой пересечения дуги с линейкой. Не понимают, какое деление показывает величину угла (по какой дуге ведется отсчет). Большие трудности возникают у учащихся, когда величина измеряемого угла выражена не круглым числом. Совместив вершину угла с центром транспортира, некоторые ученики не совмещают линейку транспортира с одной из сторон угла. Часто дети передвигают не транспортир, а чертеж, если одна из сторон угла не параллельна нижнему краю тетради.
При построении углов с помощью транспортира учащиеся допускают чаще всего одну основную ошибку: строят угол не заданный, а смежный с ним. Например, нужно построить угол 30°, а они строят угол не заданный, т. е. 30°, а угол, смежный с ним, т. е. 150°. Причем в силу некритичности мышления, неумения контролировать свою деятельность их не смущает, что получился не острый, а тупой угол.
Наблюдения и опыт показывают, что для учащихся вспомогательной школы легче произвести построение углов с помощью транспортира, чем их измерение. Сначала надо научить вычерчивать
угол данного размера, отмечая три точки: центр транспортира, нулевой штрих на пересечении дуги и линейки транспортира и штрих на дуге, соответствующей величине угла. Последний штрих дети находят считая от нуля круглыми десятками, одновременно указывая карандашом на штрихи дуги 10°, 20°, 30° и т. д. до заданного числа. При этом, как показывает опыт, количество ошибок при нахождении градусной меры угла на шкале транспортира значительно сокращается. Получив (отметив) три точки, ученики их соединяют (точку — вершину угла с двумя другими).
Затем школьники учатся располагать транспортир на листе бумаги таким образом, чтобы его центр совпадал с заданной точкой.
При другом варианте построения вычерчивается произвольная прямая, которая должна содержать сторону угла. Дети совмещают линейку транспортира с этой прямой, отмечают на прямой точку — вершину будущего угла, а затем от нулевого штриха отсчитывают заданное количество градусов (10°, 20°, ... и т. д.). Нужное количество градусов отмечают точкой на плоскости.
Убрав транспортир, они соединяют эту точку вне прямой с точкой-вершиной. Если школьники забудут, по какой дуге транспортира они производили отсчет, то может быть неправильно выделена внутренняя область угла: вместо острого угла они получают тупой угол или наоборот. Поэтому важно, чтобы до вычерчивания угла они называли вид угла, т. е. какой угол должен быть начерчен: прямой, острый или тупой.
Для предупреждения такого рода ошибок полезно предложить учащимся определить в градусах размеры прямых, острых и тупых углов (прямые углы — 90°, острые углы содержат от 0° до 90°, тупые — от 90° до 180°, развернутый угол— 180°). Построить углы (и произвольном положении) заданной градусной меры: 15°, 90°, 30°, 800, 120°, 175°, 90°, расположив углы на странице тетради под соответствующими рубриками: «Острые углы», «Тупые углы», «Прямые углы». Для выполнения этого упражнения необходимо разделить, страницу на 3 равные части, сделать заголовки. Прежде чем вычертить угол, учащиеся должны обдумать, какой угол должен получиться и где его следует расположить.
Последний случай построения угла с помощью транспортира — когда задана прямая (сторона будущего угла) и точка на прямой — вершина угла.
При измерении угла с помощью транспортира учитель учит детей правильно совмещать транспортир с элементами угла: центр транспортира должен совпадать с вершиной данного угла, линейка транспортира — располагаться по одной из сторон угла, вторая сторона угла — пересекать дугу транспортира. Точка пересечения дуги транспортира со стороной угла показывает градусную меру этого угла.
Для выработки навыков построения и измерения углов требуется достаточное количество упражнений. Учащиеся работают с большим интересом, если учитель организует взаимопроверку работ. Так, сначала дети строят углы по заданным размерам или про-
извольных размеров, устанавливают их градусную меру и указывают ее на чертеже угла. После этого они обмениваются работами и осуществляют взаимный контроль.
Особенно важно научить измерять углы в различном их положении. Учащиеся вспомогательной школы, как правило, при измерении угла в непривычном для них положении стараются повернуть чертеж так, чтобы угол снова принял привычное положение, т. е. изменяют положение чертежа, а не транспортира. И здесь важно, чтобы дети усвоили, что при измерении углов нужно менять положение транспортира, а не чертежа (рис. 18.).
Не менее важно научить учащихся правильно отсчитывать деления по дуге от нулевого штриха до точки пересечения дуги со второй стороной угла.
Полезно раздать учащимся карточки с изображениями углов в разных положениях. Дети измеряют углы, записывают их градусную меру, затем обмениваются карточками для взаимного контроля.
Готовя учащихся к построению треугольника по стороне и двум прилежащим углам (VII класс), необходимо научить их строить угол с различным положением (на плоскости) его области по отношению к вершине. Можно пользоваться выражениями: «Угол находится справа от вершины. Угол находится слева от вершины». В этих случаях дети при построении угла нулевую точку отмечают справа от центра транспортира (т. е. от вершины угла) или слева.
Далее учащиеся упражняются в использовании транспортира при изучении многоугольников и при их построении (треугольники, четырехугольники).
В VII классе школьники знакомятся со смежными углами, изучают их свойства, определяют,- сколько градусов содержит угол, если известен другой, смежный с ним (рис. 19).
При ознакомлении со смежными углами целесообразно опираться на большую самостоятельность учащихся. Наш опыт показывает, что учащимся, успевающим по математике, под силу при самостоятельном рассмотрении двух смежных углов определить их свойства. Слабые учащиеся также могут дать описание смежных углов, но только с помощью наводящих вопросов учителя: «Что изображено на чертеже? Сколько углов здесь вы видите? Покажите стороны первого угла. Покажите стороны второго угла. Какая сторона у них общая? Что вы можете сказать о двух других сторонах углов? Какие углы называются смежными?»
Далее учащимся предлагается составить смежные углы с помощью палочек (планок) и пластилина. Затем начертить их в тетрадях, измерить каждый угол с помощью транспортира и найти их
сумму. Так как каждый измерял свои, им начерченные углы, а сумма получилась одинаковая — 180°, то дети сами смогут сделать вывод о свойстве смежных углов.
Учитель обращает внимание школьников на то, что смежные углы составляют развернутый угол, а развернутый угол равен 180°.
Когда представление о смежных углах будет сформировано, вычисление угла, смежного с данным, превращается в вычислительную задачу и может включаться в устный счет на всех уроках математики.
Смежные углы могут быть рассмотрены также и на примере углов, образующихся при пересечении двух прямых (рис. 20). Равенство углов между собой может быть доказано с помощью определения смежных углов.
1) l + 3=180°
2 + 3=180°
3= 3, значит, 1 = 2
2) 3 + 2=180°
4 + 2=180°
2 = 2, значит, 3 = 4
Таким образом, при пересечении двух прямых достаточно измерить один угол, остальные углы можно вычислить, пользуясь свойством смежных углов.
Например, при пересечении двух прямых оказалось, что один из острых углов равен 70°, необходимо вычислить величину остальных углов.
1 + 3=180°
3=180°— 1
.3= 4= 180° — 70° = 110°
Возможно и другое решение поставленной задачи:
1 = 2 = 70°
1 + 2 = 70° + 70° = 140°
3+ 4 = 360°—I40° = 220°
3= 4 = 220°: 2 = 110°
Такое подробное изучение углов, образующихся при пересечении двух прямых, оправдано. В будущем это поможет учащимся более полно усвоить особенности диагоналей изучаемых четырехугольников.
МНОГОУГОЛЬНИКИ
Впервые школьники знакомятся с многоугольниками в I классе. Из всего многообразия многоугольников рассматриваются только три, отличающиеся по форме: квадрат, прямоугольник, треугольник. Первоклассники должны научиться:
1) отбирать фигуры по образцу;
2) узнавать и называть фигуры, когда им предъявляются модели, чертежи фигур;
3) отбирать по названию из множества разнообразных фигур только квадраты, только прямоугольники или только треугольники;
4) узнавать в предметах, имеющих форму многоугольника, знакомые им геометрические фигуры.
Учитывая косность, тугоподвижность мышления учащихся, ограниченный запас их представлений, для успешного изучения фигур учителю необходимо иметь большое количество моделей фигур разных размеров, изготовленных из различного материала, окрашенных в разные цвета: прямоугольники, треугольники с разной длиной сторон и треугольники с разной величиной углов. Эти модели используются и в качестве раздаточного материала для организации самостоятельной работы. Для демонстрации используются не только модели фигур, но и таблицы с изображением чертежей квадратов, любых прямоугольников, треугольников.
Опыт показывает, что целесообразно изучать фигуры в такой последовательности: квадрат, треугольник, любой прямоугольник.
Квадрат
Квадрат знаком учащимся I класса вспомогательной школы из дидактических игр, но они склонны называть его «квадратик», «окошко».
На урок, который отводится формированию первых представлений о квадрате, учитель приносит модели этой фигуры, показывает и называет их. Из множества фигур он предлагает учащимся выбрать по образцу только квадраты и назвать их. Квадраты раздаются учащимся. Они обводят их контуры на листе бумаги, в тетради, раскрашивают в различные цвета, заштриховывают, пересчитывают. Среди игрушек и других вещей дети отыскивают предметы, которые имеют форму квадратов.
Важно задавать учащимся такие вопросы, в ответах на которые они употребляли бы слово квадрат. Например: «На какую фигуру похожа салфетка, носовой платок? Какой фигурой является клеточка тетради?» И т. д.
Аналогично учащиеся знакомятся с прямоугольником любого вида и с треугольником.
Следует обратить внимание на то, что в I классе, пока учащиеся еще не знакомы со свойствами фигур, прямоугольник по форме
должен значительно отличаться от квадрата, т. е. разница между его длиной и шириной должна быть значительной.
После того как дети смогут узнавать и называть квадраты, любые прямоугольники, треугольники, следует научить их выделять перечисленные фигуры из множества других еще им незнакомых многоугольников.
При изучении геометрических фигур в младших классах необходимо больше развивать зрительное восприятие, для этого нужно предъявлять фигуры разного цвета, размера при определенной форме. Учащиеся развивают тактильное восприятие, когда пальчиком обводят по контуру фигуру, гладят ее ладошкой, определяя форму на ощупь; слуховое восприятие, когда название фигуры не только учащиеся слышат, но и произносят сами, т. е. оно включается в активный их словарь.
Предметно-практическая и игровая деятельность являются ведущими при изучении геометрических фигур: отбор фигур, обводка, лепка, раскрашивание, штриховка, конструирование из геометрических фигур различных предметов (елочка, домик, паровозик, тележ-ка и т. д.), игры («Чудесный мешочек», «Найди такую же фигуру», «Что изменилось?», «Какой фигуры не стало?», «Куда пойдешь, что найдешь?» и др.).
Уже в I классе можно познакомить учащихся со сравнением фигур приемом наложения. Фигуры для этого надо брать или одинаковые, или настолько различные по размерам, что одна фигура сможет целиком уместиться на другой.
Важно проводить упражнения на дифференциацию знакомых ученикам фигур: квадрата, треугольника, любого прямоугольника. Целесообразнее всего это делать в дидактических играх, в зрительных и слуховых диктантах.
Большое внимание следует уделить обучению детей ориентировке мл плоскости. Например, учитель предлагает учащимся положить перед собой красный квадрат, а около него расположить другой квадрат, третий квадрат поместить над ним, четвертый — под ним, пятый — слева или справа от него и т. д. (рис. 21).
Инструкции учителя о расположении фигур на плоскости должны быть немногословными. Характеризуя положение фигур, он может пользоваться только такими выражениями, которые доступны для понимания и повторения учащимися. Так, учитель, показывая, как нужно положить, например, квадрат и треугольник, говорит: Треугольник лежит справа, квадрат лежит слева. Повторите, где лежит треугольник, где лежит квадрат». Или: «Треугольник лежит справа от квадрата. Повторите. Квадрат лежит слева от треугольника. Повторите...» И т. п.
Чтобы подготовить детей к выделению фигур на окружающих реальных предметах, можно сначала предложить им рисунки этих предметов, на которых контуром выделить (обвести) знакомую учащимся фигуру. Например, изображен почтовый конверт. Его контур (прямоугольник) выделен жирной линией. Дан рисунок с изображением Буратино, его колпачок, имеющий форму треугольника, также
выделен ярким контуром. Учитель подбирает к урокам реальные предметы, имеющие форму квадрата, любого прямоугольника, треугольника, изготавливает точно по их контуру модели фигур. Рассмотрев модели, назвав фигуры, учащиеся или учитель совмещают модель фигуры и поверхность предмета (коробки, пенала, тетради, книги, кубика и пр.).
Учащиеся узнают в предметах и
называют знакомую фигуру. В ходе работы над многоугольниками на всех годах обучения учитель должен широко пользоваться приемом сравнения, использовать классификацию. Так, предложив рассмотреть модели прямоугольников, квадратов, треугольников, учитель просит учащихся подобрать такие же фигуры другого цвета, размера. Можно предложить задание, когда множество фигур, в которое входят треугольники, квадраты, круги, требуется разложить на три группы, и т. п. Во II классе дети продолжают работу над многоугольниками: они учатся выделять элементы этих фигур, вычерчивают их.
Изучение каждой фигуры проходит последовательно. Например, учащиеся знакомятся с элементами квадрата. Учитель показывает на углы квадрата, просит пересчитать углы, показать их вершины и тоже пересчитать. С помощью чертежного треугольника дети определяют вид углов квадрата и приходят к выводу: «У квадрата углы прямые».
Далее учитель показывает стороны квадрата. Учащиеся пересчитывают их, меркой измеряют длины сторон и убеждаются, что стороны равны. На листах бумаги или в тетрадях учитель ставит точки (намечает вершины квадрата), просит соединить их отрезками и определить, какая фигура получилась, затем закрасить или заштриховать. На первых порах при организации фронтальной работы с классом вычерчивание фигур по точкам можно организовать поэтапно. Например: «Соединим две верхние точки — это одна сторона, соединим две нижние точки — это вторая сторона, теперь соединим концы отрезков (сторон) справа, концы отрезков (сторон) слева, получим еще две стороны фигуры. Какая получилась фигура? Сколько у нее сторон?» Каждый ученик должен проверить, все ли стороны полученной фигуры равны и все ли ее углы прямые. Только тогда он может утверждать, что построен квадрат. Затем к учащимся предъявляется больше требований в организации самостоятельной практической работы. Ученики учатся рассказывать, как они будут чертить квадрат или другую фигуру, и только после таких пояснений приступают к практической работе.
Можно изготовить модели фигур из деревянных планок или проволоки. Например, учитель говорит: «Будем из планок складывать
квадрат. Сколько надо взять планок? (Планки только одной длины.) Какие должны быть планки по длине? Почему? Сколько надо взять шариков пластилина (вершин), чтобы соединить планки (стороны)?»
В дальнейшем аналогично изучаются элементы треугольника и любого прямоугольника. Обязательно нужно сравнить прямоугольник и треугольник, подчеркнув, что элементы каждой из фигур одни и те же — стороны и углы, но их количество различно.
Среди прямоугольников дети выделяют прямоугольники с равными сторонами — квадраты. У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника стороны равны попарно.
Определение вида фигур как на моделях, так и на окружающих предметах можно проводить с использованием мерок. Так, устанавливая, какую форму имеет форточка или другой реальный объект, учащиеся, получив от учителя бумажную ленту, укладывают ее вдоль одной из сторон, отрывают кусок ленты, а затем этой меркой измеряют остальные стороны. Если все стороны форточки равны, то форточка имеет форму квадрата, если попарно равны, то прямоугольника. Дети устанавливают, что у треугольника стороны могут быть разные по длине, все три равные или только две.
Для учащихся должен стать очевидным тот факт, что количество сторон углов (вершин) в одном многоугольнике всегда одинаково.
В связи с этим надо чаще ставить вопросы: «Фигура имеет четыре вершины. Сколько у нее углов, сторон?», «Фигура имеет 6 углов. Как называется такая фигура? Сколько у нее вершин, сторон?» Или: «Многоугольник называется пятиугольным. Сколько у него углов?» Таким образом у учащихся формируется умение мыслить обратимо.
Во II классе в начале года точки (вершины), по которым дети вычерчивают многоугольники, изображает учитель. Затем дети должны это делать сами. Вычерчивание производится на бумаге в клетку. Для построения квадрата необходимо сначала изобразить одну точку («вершину» одной из клеток), а затем по линейкам тетради отсчитать от нее равное количество клеток и изобразить две другие точки. Четвертая точка (вершина) находится на пересечении тех линеек тетради, которые проходят через две предыдущие точки (рис. 22).
Аналогично вычерчивается и любой прямоугольник, только от первоначально взятой точки отсчитывается разное количество клеток. Для построения треугольника сначала берутся две точки, соединяются отрезком; третья точка изображается вне этого отрезка.
Надо показать детям, что, если третья точка окажется на прямой, проходящей через первые две, треугольника не получится.
В III классе дети знакомятся
новым для них термином много-
гольник. _____________________________
Рассматриваются различные многоугольники, которым дается название по количеству углов: треугольники, четырехугольники, пятиугольники и т. д. (на моделях, таблицах). Всем вместе им дается общее название — многоугольники. Затем следует задание указать многоугольник по его названию или назвать его по данной модели, чертежу.
У каждого многоугольника устанавливается количество вершин, углов, сторон. На основании этих данных учащиеся должны дать название многоугольника. Можно ставить и обратную задачу: учащиеся не видят многоугольника, а учитель сообщает его название, например пятиугольник. Учащиеся должны назвать число его углов, вершин, сторон.
Произвольные многоугольники (четырехугольники, пятиугольники и т. д.) строятся по точкам (вершинам). Точки отмечают сами учащиеся, помня, что три точки не должны лежать на одной прямой. Возможен и такой вариант, когда точки отметит учитель, а учащиеся, еще до построения многоугольника, должны дать его название, определить количество углов, сторон.
Большое место в программе вспомогательной школы уделяется изучению четырехугольников. Среди них есть уже знакомые учащимся фигуры: прямоугольники (квадраты).
В III классе на уроке, посвященном изучению темы «Прямоугольник», ставится цель выделить из четырехугольников прямоугольники, объяснить происхождение названия «прямоугольник», познакомить со свойствами прямоугольника.
В качестве наглядных пособий используются многоугольники различных видов (треугольники, четырехугольники, в том числе прямоугольники и в их числе — квадраты, пяти- и шестиугольники), круги. Аналогичные модели геометрических фигур, но меньших размеров, имеются и у учащихся.
Сначала все геометрические фигуры разделяются на две группы: многоугольники и круги (убираются круги). Затем многоугольники классифицируются по количеству углов (убираются все многоугольники, кроме четырехугольников). Наконец, происходит классификация четырехугольников по видам углов. Выделяются четырехугольники, у которых все четыре угла прямые, это прямоугольники(сюда же относятся и квадраты). В окружающей обстановке отыскиваются предметы, имеющие форму прямоугольников.
«По каким признакам мы узнали прямоугольники?» — спрашивает учитель. «Прямоугольник — это четырехугольник с прямыми углами»,— отвечают ученики. Учитель просит отметить в прямоугольнике прямые углы, указать их вершины, стороны. Далее каждый ученик измеряет стороны своего прямоугольника и приходит к выводу, что противолежащие (противоположные) стороны прямоугольника равны.
Учитель просит учащихся доказать на модели прямоугольника, что противоположные стороны прямоугольника равны. Не все учащиеся могут решить эту задачу. Но она их заинтересовывает. Учитель показывает, что противоположные стороны совмещаются
при перегибании прямоугольника, или «берет на циркуль» одну из сторон и прикладывает циркуль к противоположной стороне.
Можно также построить отрезок, равный одной из сторон, и приложить его к противоположной стороне.
У некоторых учащихся может вызвать определенные трудности усвоение термина «противоположные» стороны. Поэтому целесообразно организовать ряд специальных упражнений по накоплению учащимися жизненного опыта. Например, учитель показывает противоположную стену класса, встает в угол класса, а школьников просит указать противоположный угол. На прогулке или экскурсии учитель показывает противоположную сторону улицы. Учитель сообщает, что почта и магазин находятся на противоположных сторонах улицы. В школе они называют классы, расположенные друг против друга, т. е. на противоположных сторонах коридора, и т. д.
Когда учащиеся смогут правильно использовать в своей речи и действиях понятие «противоположные», можно перейти к рассмотрению противоположных сторон любого прямоугольника.
Учитель показывает и называет элементы прямоугольника: основания (верхнее и нижнее), боковые стороны (левая и правая), т. е. пары противоположных сторон.
Далее из прямоугольников выделяются квадраты:у учащихся но нескольку прямоугольников, среди которых есть и такие, у которых все стороны равны. Предлагается измерить стороны этих прямоугольников. Получается два вида прямоугольников: у одних равны только противоположные стороны, у других равны все стороны. Учитель говорит: «Прямоугольники- с равными сторонами называются квадратами». Таким образом, квадрат рассматривается как частный случай прямоугольника.
В квадрате (по аналогии с прямоугольником) учащиеся находят и называют основания, боковые стороны.
Уже в 1П классе следует показать, что противоположные стороны не имеют общих точек.
В V классе школьники знакомятся с диагоналями четырехугольников. Предварительно при повторении уже известных учащимся элементов прямоугольника (квадрата), кроме противоположных сторон, следует выделить и противоположные вершины. Так как с V класса дети учатся обозначать точки большими буквами латинского алфавита, можно не только показывать, но и называть противоположные вершины и стороны.
Учитель просит всех учащихся соединить одним отрезком две противоположные вершины прямоугольника, т. е. провести диагональ. Другим отрезком — две другие противоположные вершины. «Как называется этот отрезок? Сколько диагоналей мы провели в прямоугольнике? Можно ли еще провести диагонали в прямоугольнике? Какие точки соединяют диагонали? Какие вершины соединяют диагонали?» — спрашивает учитель. Затем дается определение диагонали: «Диагональ прямоугольника (квадрата) — это отрезок, который соединяет противоположные вершины».
Учитель просит измерить и сравнить по длине диагонали одного
прямоугольника. Каждый ученик измеряет диагонали своего прямоугольника, а вывод у всех один: диагонали прямоугольника равны
между собой.
К такому же выводу можно подвести учащихся, разрезав несколько прямоугольников по диагоналям и совместив полученные
треугольники.
Желательно определить виды углов, образующихся при пересечении диагоналей квадрата и прямоугольника (диагонали квадрата при пересечении образуют прямые углы, а любого другого прямоугольника — два острых и два тупых угла).
Полезно предложить учащимся разрезать сначала квадрат, а потом прямоугольник по одной, а затем по обеим диагоналям и сравнить путем наложения полученные треугольники. На основании проделанной работы, наблюдений учащиеся должны сделать выводы о форме и размерах полученных — сначала двух, а потом и четырех — треугольников. Такого рода упражнения играют огромную роль в развитии учащихся вспомогательной школы, так как в этом случае происходит формирование практической и умственной деятельности детей.
В III классе учащиеся знают, что в прямоугольнике (квадрате) есть противоположные стороны. Они лежат друг против друга и не имеют общих точек. А теперь (V класс) учитель показывает и называет смежные стороны. Путем организации наблюдений учащихся и наводящих вопросов (как расположены смежные стороны? Имеют ли смежные стороны общие точки?) учащиеся должны сделать посильный для них вывод, какие стороны прямоугольника называются смежными. Учащиеся приводят примеры смежных классов, комнат в квартире.
Для закрепления названия сторон прямоугольника учащимся может быть предложено такое упражнение: из четырех разноцветных планок составить любой прямоугольник. Например, верхнее основание — планка красного цвета, нижнее основание — планка розового цвета, правая боковая сторона — планка зеленого цвета, левая боковая сторона — планка синего цвета. Учитель называет сторону — дети поднимают одну планку, он просит показать противоположную сторону — дети поднимают другую планку. Учитель просит показать правую боковую сторону, затем стороны, с ней смежные. Сопоставляя противоположные и смежные стороны, учащиеся узнают, что каждая сторона в прямоугольнике (квадрате) имеет только одну противоположную сторону и две смежные.
Поэтому описанная выше работа с цветными планками может быть продолжена. Учитель просит взять розовую планку и положить так, чтобы она была правой боковой стороной, затем взять красную планку и положить так, чтобы она была противоположной ей стороной. Потом достроить фигуру до прямоугольника (квадрата). Новое задание: взять розовую планку — правую боковую сторону, приложить к ней синюю и голубую планки — смежные стороны, достроить до прямоугольника.
Работа с цветными планками выполняется быстро, легко конт-
ролируется учителем (по цвету планок, которые дети по требованию учителя поднимают и показывают), все ошибки легко могут быть исправлены.
В VI классе учащиеся знакомятся с высотой прямоугольника. Учитель сообщает учащимся, что в прямоугольнике (квадрате) боковая сторона перпендикулярна основанию (образует с ним прямой угол). Боковая сторона прямоугольника (квадрата) называется его высотой.
Прямоугольник
Построение прямоугольника
Уже в первом полугодии IV класса дети должны овладеть приемами вычерчивания любого прямоугольника с помощью чертежного треугольника и линейки на нелинованной бумаге.
Учитель сначала просит сделать чертеж квадрата от руки и проверить, какая получилась геометрическая фигура. Дети измеряют стороны четырехугольника, устанавливают виды углов. Построенный четырехугольник вряд ли будет квадратом. Учитель сообщает, что для построения любого прямоугольника (квадрата) необходимо использовать чертежный треугольник и линейку.
Сначала рассматривается таблица, на которой показан процесс вычерчивания прямоугольника (прямая, на ней выделено нижнее основание прямоугольника, из концов его проведены вверх под прямым углом лучи, на которых отложены боковые стороны, концы боковых сторон соединены отрезком).
Дети под руководством учителя показывают на чертеже элементы прямоугольника и составляют план построения фигуры (рис. 23):
1) построить произвольную прямую;
2) отложить на ней нижнее основание;
3) принимая его концы за вершины углов, с помощью чертежного треугольника построить прямые углы;
4) на сторонах этих углов от концов нижнего основания отложить боковые стороны;
5) концы боковых сторон соединить отрезком.
Учитель должен обратить внимание учащихся на положение чертежа на листе бумаги (надо правильно провести произвольную прямую линию, чтобы будущий чертеж не выходил за пределы страницы, т. е. надо прикинуть расстояние от верхнего края тетради до произвольной прямой и соотнести его с боковой стороной прямоугольника — оно должно быть больше стороны прямоугольника).
Когда выполнен чертеж, нужно проверить, удовлетворяет ли полученная фигура требованиям задания.
Построение квадрата проводится по такому же плану.
Вычерчивание любого прямоугольника (V класс) по данным размерам сторон выполняется, как и раньше, с помощью чертежного треугольника (рис. 24). Но здесь вершины уже обозначаются буквами, и дети учатся их читать, например: прямоугольник АЕОМ и т. п. По требованию учителя они показывают элементы фигуры и называют их. Например: «В прямоугольнике АЕОМ противоположные стороны AM и ЕО, АЕ и ОМ. Сторона AM имеет две смежные стороны: АЕ и МО и т. д. В прямоугольнике имеются диагонали АО и ME (элементы фигур называются и показываются снизу вверх, слева направо, по часовой стрелке)».
После выполнения чертежа прямоугольника (квадрата) дети де
лают запись, поясняющую чертеж (рис. 25 и 26).
AB = BC = CD = DA = 5 cm AB = CD = 5 см
А = B= C= D- BC=AD = 7 см
прямые углы A = B= C= D —
прямые углы
Можно дать обратное задание: A — прямой, А = М = О = К, АМ = МО = ОК = КА=3 см; определить, какая это фигура, а затем выполнить чертеж и еще раз проверить, что он отвечает всем данным задания.
Параллелограмм (ромб)
Впервые с этими видами четырехугольников учащиеся знакомятся в VII классе. Учитель предлагает школьникам из множества многоугольников отобрать только четырехугольники и объяснить, по каким признакам они это сделали. Затем из четырехугольников он просит выбрать только такие, у которых противоположные сто-
роны параллельны, и говорит, что такие четырехугольники называются параллелограммами (среди них будут прямоугольники, в том числе квадраты).
Далее рассматриваются элементы параллелограмма: стороны, углы. Учитель просит определить их количество и сообщает, что называние сторон любого параллелограмма такое же, как и сторон прямоугольника. Учащиеся показывают и называют верхнее и нижнее основания, боковые стороны, противоположные и смежные стороны.
Затем каждый ученик на своих моделях параллелограммов, среди которых будут и прямоугольники, должен установить свойства углов путем их совмещения. Учащиеся приходят к выводу, что противоположные углы параллелограммов (прямоугольников) равны.
Далее измеряются стороны параллелограммов (прямоугольников). Оказывается, что в одних параллелограммах только противоположные стороны равны, а в других — все стороны равны. «Параллелограмм, у которого все стороны равны,— сообщает учитель,— называется ромбом». Среди ромбов окажутся и квадраты.
В параллелограммах учащиеся проводят диагонали.
Путем неоднократного измерения устанавливается свойство диагоналей параллелограмма.
Высота в параллелограмме (ромбе) проводится внутри фигуры, т. е. из точки (вершины параллелограмма) опускается перпендикуляр на противоположное основание.
В старших классах, начиная с VII, целесообразно работать над родовыми и видовыми понятиями. С этой целью учитель предлагает школьникам модели многоугольников и просит: