К выполнению расчетно-графических работ (контрольной работы)
Методические указания
К выполнению расчетно-графических работ (контрольной работы)
по дисциплине
«Инженерная графика»
Новочеркасск
ЮРГПУ (НПИ)
УДК 514.18(076)
Рецензент – канд. техн. наук Насонов А.А.
СоставительЧухно В.В.
Методические указания к выполнению расчетно-графических работ (контрольной работы)по дисциплине «Инженерная графика» /Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ, 2016. –44с.
Методические указания предназначены для выполнения расчетно-графических работ (контрольной работы)по дисциплине «Инженерная графика», содержат индивидуальные задания, краткий теоретический материал и рекомендации по выполнению.
Рекомендованы для студентовзаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Инженерная графика».
УДК 514.18(076)
©Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, 2016
Содержание
Введение………………………………………………………….. | |
Порядок изучения курса Расчетно-графические работы………………………………...… Общие сведения………………………………………………….. Разрезы сложные………………………………………………… Резьбовые соединения…………………………………………… Чтение и деталирование сборочного чертежа………………… Библиографический список…………………………………….. |
Введение
Учебный процесс по дисциплине «Инженернаяграфика» включает такие формы обучения, как лекции, практические занятия, самостоятельную работу студентов, тестирование знаний по темам курса, выполнение расчетно-графических работ (контрольной работы).
На практических занятиях кроме работы по рабочей тетради предусмотрено выполнение, расчетно-графических работ, которые выполняются простым карандашом на стандартных форматах с применением простейших чертежных инструментов или с помощью систем автоматизированного проектирования.
Методические указания являются частью учебного комплекса.
Целью учебно-методической разработки является оказание помощи в выполнении расчетно-графических работ (контрольной работы) по дисциплине «Инженерная графика».
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«Инженерная графика» изучается студентами высших учебных заведений на первом курсе. При изучении курса необходимо, прежде всего, ознакомиться с программой, приобрести необходимую литературу, воспользоваться интернет ресурсами, тщательно проработать план самостоятельной работы. В этом плане инженерной графике следует уделить особое место, как дисциплине, где наряду с изучением теории необходимо ознакомиться с решением типовых задач каждой темы курса и выполнять чертежи, придерживаясь всех правил ЕСКД.
Надо, учитывая уровень своей математической подготовки, уметь достаточно точно и аккуратно выполнять графические построения при решении конкретных задач. Правильно построенные занятия по инженерной графике разрешат трудности в изучении этой дисциплины и научат студента логически мыслить, представлять возможные сочетания геометрических форм в пространстве. «Инженерная графика» способствует развитию пространственного воображения (мышления), умению «читать» чертежи и с помощью чертежа передавать свои мысли и правильно понять мысли другого, что крайне необходимо бакалавру.
РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Расчетно-графические работы представляют собой чертежи, которые выполняются по мере последовательного прохождения курса «Инженерная графика». Задания на расчетно-графические работы индивидуальные. Они представлены в вариантах. Студент выполняет тот вариант задания, номер которого соответствует порядковому номеру списочного состава группы очной формы обучения и сумме двух последних цифр зачетной книжки по заочной форме обучения.
Расчетно-графические работы содержат следующие темы:
«Разрезы сложные»;
«Резьбовые соединения»;
«Чтение и деталирование сборочного чертежа».
Заданиевыбирается в соответствии со своим вариантом из приведенных приложений. Чертежи задания вычерчиваются в удобном масштабе, размещаются с учетом наиболее плотного размещения в пределах формата.
Все надписи, как и остальные обозначения в виде букв и цифр на эпюре, должны быть выполнены стандартным шрифтом размером 3,5 и 5. Эпюры выполняются с помощью чертежных инструментов или с помощью систем автоматизированного проектирования.
Первая страница обложки расчетно-графической работы должна быть оформлены по образцу выставленному на официальном сайте вуза.
Чертежи выполняются на листах чертежной бумаги А2(594х420 мм), который делится на стандартные форматы А3(420х297) и А4(210х297). На расстоянии 5 мм от линии обреза листа проводится рамка поля чертежа. С левой стороны листа от линии обреза 20 мм. В правом нижнем углу формата вплотную к рамке помещают основную надпись. Размеры ее и текст указаны в дальнейших рекомендациях.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Форматы и основные надписи
Форматом называется размер листа бумаги, на котором выполняют чертежи или конструкторские документы. Формат чертежа определяются размерами внешней рамки, выполненной сплошной тонкой линией, по которой производится обрезка листа.
Другие основные форматы получают путем последовательного деления этого формата на две равные части параллельно его меньшей стороне. Обозначения и размеры сторон основных форматов приведены ниже (табл.1. 3).
Таблица1
Основная надпись чертежа
Основная надпись по форме 2 (рис.1.3) используется в спецификации и других текстовых документах — первый лист, по форме 3 (рис.1.3) — последующие листы.
Форма 1
Форма 2
Форма 3
Рис. 1.Примеры основных надписей графических и текстовых документов
Заполняя основную надпись, надо знать, что в графе 1 указывают наименование изделия или документа в соответствии с ГОСТ 2.109-73*. Если наименование состоит из нескольких слов, то на первом месте должно быть имя существительное в именительном падеже единственного числа, например: «Схема электрическая принципиальная».
В графе 2 дают обозначение чертежа по ГОСТ 2.201-80.
В графе 3указывают материал детали (заполняется только для рабочих чертежей и эскизов отдельных деталей).
В графе 4 проставляют литеру чертежа. Учебным чертежам рекомендуется присваивать литеру АУ – аудиторный учебный или ДУ – домашний учебный.
В графе 5 – массу изделия по ГОСТ 2.109-73*.
В графе 6 дают масштаб изображения по ГОСТ 2.302-68*.
В графе 7 – порядковый номер листа (если документ состоит из 1 листа, графу не заполняют).
В графе 8 – общее число листов (графу заполняют только на первом листе).
В графе 9 отмечают наименование или различительный индекс предприятия, выпускающего документ. Рекомендуется на учебных чертежах указывать сокращенное наименование института и кафедры.
В графе 10 – характер работы, выполняемой лицом подписывающим документ («Рассчитал», «Выполнил», «Начальник отдела»).
В графе 11 необходимо написать фамилию студента
(«Разраб.»), преподавателя («Пров.»), заведующего кафедрой («Утв.»).
В графе 12 проставляют подписи лиц, фамилии которых указаны в графе 11.
В графе 13 указывают подписание документа.
Остальные графы основной надписи на учебных чертежах можно не заполнять.
В зависимости от сложности и размеров изделий допускается применять для их изображения натуральную величину, масштабы уменьшения или увеличения.
Масштабы
Масштабом называется отношение линейных размеров изображенного на чертеже объекта к его действительным размерам.
ГОСТ 2.302-68* устанавливает масштабы изображений и их обозначение на чертеже. Они должны выбираться из следующего ряда:
Масштабы уменьшения: 1 : 2; 1 : 2,5; 1 : 4; 1 : 5; 1 : 10; 1 : 15;
1 : 20; 1 : 25; 1 : 40; 1 : 50; 1 : 75; 1 : 100; 1 : 200; 1 : 400; 1 : 500;
1 : 800; 1 : 1000.
Масштабы увеличения: 2 : 1; 2,5 : 1; 4 : 1; 5 : 1; 10 : 1; 20 : 1;
40 : 1; 50 : 1; 100 : 1.
При проектировании генеральных планов крупных объектов допускаются масштабы: 1 : 2000; 1 : 5000; 1 : 10 000; 1 : 20 000;
1 : 50 000.
В необходимых случаях можно применять масштабы увеличения (100n):1, гдеn – целое число.
Масштаб на чертеже должен обозначаться по типу (1:1);
(1:2); (2:1) и т.д. В текстовых надписях и документах: М1:1, М2:1 и т.д.
Если масштаб вписывают в предназначенную для этого в основной надписи графу, то букву М из обозначения исключают. Следует всегда помнить, что на чертеже указывают числовые значения действительных размеров изделия независимо от масштаба его изображения.
Основную надпись(штамп)помещают в правом нижнем углу каждого листа вплотную к рамке. Форма, размеры и содержание граф основной надписи установлены ГОСТ 2.104-68.
Для чертежей, выполненных на листах формата А4 (210´297), основную надпись располагают только вдоль короткой стороны, а на листах других форматов – вдоль любой стороны (рекомендуется вдоль длинной) рис. 1.
Основные надписи обводят толстой (основной) и сплошной тонкой линиями по ГОСТ 2.303-68*. Длина надписи 185 мм, высота: для чертежей 55 мм.
Нанесение размеров
На чертежах деталей размеры проставляют, исходя из технологии изготовления данной детали и из того, какими поверхностями данная деталь соприкасается с другими деталями сборочной единицы.
Это сказывается на выборе конструкторской базы.
Базированиемназывается придание заготовке требуемого положения относительно выбранной системы координат.
Базойназывается поверхность или сочетание поверхностей, ось или точка, принадлежащие изделию или заготовке, и используемые для базирования.
Конструкторская база — база используемая для определения положения детали или сборочной единицы в изделии.
Основное правило нанесения размеров— группирование размеров, относящихся к одному геометрическому элементу на одном изображении, на том, на котором данный элемент наиболее наглядно представлен. Не всегда это удается выполнить, но к этому всегда стремимся.
При указании размера угла размерную линию проводят в виде дуги с центром в его вершине, а выносные линии – радиально (рис. 3.4).
Рис. 2 | Рис. 3. |
Размерные линии предпочтительно наносить вне контура изображения. Не допускается использование линии контура, осевые, центровые и выносные линии в качестве размерных. Недопустимо пересечение размерных и выносных линий, показанное на зачеркнутом рисунке 3.6, а. Правильное нанесение размеров для этого случая приведено на рисунке 3.6, б.
а) | б) |
Рис. 4.
Как видим, меньшие размеры следует размещать ближе к контуру детали, число пересечений размерных и выносных линий при этом сократится, что облегчит чтение чертежа.
Размерную линию проводят с обрывом, если с одной стороны изображения нет возможности провести выносную линию, например, в случае совмещения вида и разреза (рис. 3.7, а), а также, если вид или разрез симметричного предмета изображают только до оси или с обрывом (рис. 3.4, б). Обрыв размерной линии делают дальше оси или линии обрыва предмета.
а) | б) |
Рис. 5.
Размерные линии допускается проводить с обрывом в следующих случаях:
· при указании размера диаметра окружности; при этом обрыв размерной линии делают дальше центра окружности (рис. 6);
· при нанесении размеров от базы, не изображенной на данном чертеже (рис. 7).
Рис. 6. | Рис. 7. | |
При изображении изделия с разрывом размерную линию не прерывают (рис. 8). Размерное число, при этом, должно соответствовать полной длине детали.
Рис. 8.
Если нет возможности разместить размерные числа и стрелки между близко расположенными сплошными основными или тонкими линиями, их наносят снаружи (рис. 9). Аналогично поступают при нанесении размера радиуса, если стрелка не помещается между кривой и центром радиуса (рис. 10).
Рис. 9. | Рис. 10. |
Допускается заменять стрелки точками или засечками, наносимыми под углом 45°к размерным линиям, если между выносными линиями невозможно разместить стрелку (рис. 11).
Рис. 11.
Размерные числа не допускается разделять или пересекать какими-либо линиями чертежа. В месте нанесения размерного числа осевые, центровые линии или линии штриховки прерывают (рис. 12).
Рис. 12
Размерные числа следует наносить над размерной линией, по возможности ближе к её середине.Размерные числа линейных размеров при различных наклонах размерных линий располагают, как показано на рис. 13.
Рис.13.
РАЗРЕЗЫ
Классификация разрезов
В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы делятся на простые – при одной секущей плоскости и на сложные – при нескольких секущих плоскостях. Классификация разрезов представлена на рис. 3.
Рис. 3. Классификация разрезов
Положение секущей плоскости показывают на основном изображении толстой разомкнутой линией (1,5s, где s– толщина основной линии). Длина каждого штриха от 8 до 20 мм. Направление взгляда показывают стрелками, перпендикулярными штрихам. Стрелки изображают на расстоянии 2-3 мм от наружных концов штрихов.
Имя секущей плоскости обозначается прописными буквами русского алфавита. Буквы наносят параллельно горизонтальным линиям основной надписи независимо от положения стрелок (рис. 4).
Если при выполнении простого разреза, находящегося в проекционной связи с основным изображением, секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии, то секущая плоскость не изображается, а разрез не подписывается.
Рис.4.
РАЗРЕЗЫ СЛОЖНЫЕ
Содержание работы.По двум данным видам предмета построить третий. Выполнять сложные разрезы, нанести размеры, заполнить основную надпись.
Рекомендации по выполнению.В первую очередь необходимо вычертить заданные виды – вид главный, сверху, построить вид слева. Затем приступить к выполнению сложных разрезов. Проставить размеры. Заполнить основную надпись. На рис. 7 представлен образец выполнения этого задания. В таблице 1. представлены варианты задания для построения сложных разрезов.
Общие сведения
К сложным разрезам относятсяступенчатыеиломаные.
Ступенчатый разрез -разрез, выполненный параллельными секущими плоскостями. Применяется, когда отдельные внутренние элементы детали расположены на различных плоскостях уровня (рис. 5).
На изображении разреза не указывается линия перепада секущих плоскостей, то есть изображение выполняется, таким образом, если бы эта деталь была рассечена одной плоскостью.
Ломаный разрез-разрез, выполненный несколькими пересекающимися плоскостями (рис. 5).
Особенность вычерчивания ломаного разреза заключается в том, что наклонные секущие плоскости условно поворачивают до совмещения в одну плоскость, при этом направление поворота может не совпадать с направлением взгляда.
Рис. 5. Изображение ступенчатого разреза
При повороте секущей плоскости элементы предмета, расположенные за ней вычерчивают так, как они проецируются на плоскость, с которой производится совмещение (рис.6 а, б).
Рис. 6а. Ломаный разрез (пример1)
Рис. 6б. Ломаный разрез (пример 2)
Рис. 7. Пример выполнения работы «Разрезы сложные»
Таблица 1
РЕЗЬБОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Содержание работы.Произвести расчеты резьбовых соединений. Выполнить чертежи болтового и шпилечного соединений в сборе. Оформить спецификацию в соответствии с требованиями ЕСКД.
Рекомендации по выполнению.
По своему варианту выбрать параметры резьбовых соединений, оформить расчеты. Расчеты соединений выполнить на листах в клетку или миллиметровой бумаге формата А4. Затем приступить к выполнению графической части. Оформить спецификацию. Каждое соединение выполнять в двух или трех проекциях.
Рис. 8. Схема выполнения и формулы для расчета шпилечного соединения
На видах выполнить вертикальные разрезы с обозначением резьбы метрической на стержне, размером под ключ и длинной. Размеры: диаметр резьбы d и длину l взять из таблицы 2. Схема и формулы на рисунках 8 и 9. Применить масштаб 1:1 или 1:2. Пример выполнения работы на рисунке 10. Параметры для расчета выбрать из таблицы 2.
Рис.9. Схема выполнения и формулы для расчета болтового соединения
Таблица 2
Варианты заданий резьбовых соединений
№ варианта | Болтовое соединение | № варианта | Шпилечное соединение | ||||||
d | m | n | с | d | m | n | с | ||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | |||||||||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | |||||||||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | |||||||||
2,5 | 2,5 | ||||||||
2,5 | |||||||||
2,5 |
Рис. 10. Пример выполнения задания «Резьбовые соединения»
Содержание работы
По сборочному чертежу выполнить рабочие чертежи входящих в нее деталей в соответствии с указаниями. Номера позиций детали указаны.
Рекомендации по выполнению
Работа выполняется на формате А2, который делится на два формата А4 и на один формат А3 (рис.11).
Масштаб изображения принять самостоятельно, основная надпись формы 1.
1. Необходимо определить форму (наружную и внутреннюю) и габариты детали.
2. Наметить число изображений, масштаб и формат. Главный вид детали должен давать наиболее полное представление о ее форме и размерах.
3. Изобразить необходимое количество видов (оно должно быть минимальным), разрезов, сечений и выносных элементов (при необходимости) для данной детали.
4. Применяя график пропорционального масштаба, а также в зависимости от масштаба чертежа, определить истинные размеры элементов детали. Полученные размеры сопоставляются со стандартными и стандартные размерные числа наносятся на чертеже. Размеры нанести равномерно по всем изображениям.
5. Выполнить обводку и штриховку на чертеже детали.
6. Оформить основную надпись.
Чертежи общего вида
Чертежи сборочных единиц различают по назначению, от которого зависит их содержание. Они разрабатываются на всех стадиях проектирования изделий. На стадии разработки проектной документации – это чертеж общих видов, а на стадии выполнения рабочей документации – сборочные чертежи.
Чертеж общего вида устанавливает ГОСТ 2.120-73 как конструкторский документ.
Чертеж общего вида поясняет конструкцию изделия и принцип его работы и является основной для разработки рабочей документации: спецификации, рабочих чертежей деталей и сборочных чертежей, входящих в изделие сборочных единиц, включая сборочный чертеж изделия.
Установлено, что чертеж общего вида должен содержать:
а) изображения (виды, разрезы, сечения), текстовую часть и надписи, необходимые для понимания конструктивного устройства изделия, взаимодействия его составных частей и принципа работы;
б) наименования, а также обозначения тех составных частей, для которых необходимо указать данные (техническую характеристику, количество, материал, принцип работы др.) или запись которых необходима для пояснения чертежа общего вида, описания принципа работы изделия, указания о составе и др.;
в) габаритные и присоединительные размеры и другие, наносимые на изображения данные (при необходимости);
г) схему (если она требуется, но не оформляется отдельным документом);
д) техническую характеристику изделия, если она не обходима для удобства сопоставления вариантов по чертежу общего вида.
Сборочные чертежи
Сборочный чертеж – это графический конструкторский документ, содержащий изображение изделия и другие данные, необходимые для его сборки (изготовления) и контроля.
Согласно ГОСТ 2.109-73 сборочный чертеж должен содержать:
а) изображение сборочной единицы, дающее представление о расположении и взаимной связи составных частей, соединяемых по данному чертежу, и обеспечивающее возможность осуществления сборки и последующего контроля сборочной единицы;
б) размеры, предельные отклонения и другие параметры и требования, которые должны быть выполнены или проконтролированы по данному сборочному чертежу в процессе сборки;
в) сведения о характере сопряжения разъемных частей изделия, если точность сопряжения обеспечивается не заданными отклонениями размеров, а подбором, пригонкой и т.п.; а также указания о выполнении неразъемных соединений (сварных, паяных и др.);
г) номера позиций составных частей, входящих в изделие (сборочную единицу);
Рис. 11. Пример выполнения работы «Деталирование сборочного чертежа»
д) габаритные, установочные, присоединительные и другие необходимые справочные размеры;
е) основные характеристики изделия (при необходимости).
Чтение сборочных чертежей
Прочитать сборочный чертежозначает определить устройство, принцип работы, назначение изображенного на нем изделия, представить взаимодействие деталей, их форму и способы соединения между собой.
Последовательность чтения сборочного чертежа.
1. Ознакомиться с изделием: по основной надписи определить наименование изделия, обозначение чертежа, масштаб изображения, массу сборочной единицы, проектирующую организацию.
2. Прочитать изображение: определить главный вид, другие виды, разрезы и сечения, назначение каждого из них; выявить положение секущих плоскостей при формировании соответствующих разрезов и сечений; выяснить направление проецирования при наличии дополнительных и местных видов.
3. Изучить составные части изделия: определить по спецификации количество и наименование входящих в сборочную единицу деталей, а по чертежу определить их форму, взаимное расположение и назначение. Изображение детали найти сначала на том виде, на котором указан номер позиции, а затем на остальных. При этом необходимо помнить, что одна и та же деталь на любом разрезе (сечении) штрихуется в одну и ту же сторону с одинаковым шагом.
4. Изучить функциональное назначение изделия и его конструктивное решение:установить способ соединения отдельных деталей между собой, взаимодействие составных частей в процессе работы, внешнюю взаимосвязь с другими сборочными единицами и изделиями. Для разъемных соединений выявить все крепежные детали. Определить сопрягаемые поверхности и размеры, по которым осуществляется сопряжение деталей.
5. Изучить конструкцию изделия:установить характер соединения деталей, их функциональное взаимодействие в процессе работы, соединение и взаимодействие с другими сборочными единицами. В случае неразъемных соединений определить каждый элемент соединения, например, каждый отдельный сварной шов. В разъемном соединении выявить входящие в него все крепежные детали. Для подвижных деталей установить процесс их перемещения при работе механизма, определить трущиеся поверхности и способы осуществления смазки.
6. Определить порядок сборки и разборки изделия. Это завершающая стадия чтения чертежа.
Деталированиемназывают процесс выполнения чертежей деталей по чертежу сборочной единицы. В процессе деталирования уточняют размеры и форму сопрягаемых деталей. Выяснив форму отдельных деталей сборочной единицы, их взаимное расположение и способы соединения, можно приступить к деталированию. Чертежи деталей, выполненные по сборочному чертежу, должны быть изображены в необходимом количестве видов, разрезов и сечений, как этого требуют правила оформления рабочего чертежа детали. При этом не следует копировать расположение и количество видов со сборочного чертежа. Главный вид детали сборочного чертежа выбирается в зависимости от рабочего положения изделия, от его основного назначения. Главный вид детали выбирается зачастую исходя из преобладающей технологической операции.
Для того чтобы определить истинные размеры деталей, пользуются графиком пропорционального масштаба (рис. 12), который выполняют на миллиметровой бумаге. Для этого строят координатные оси zиx. На осиxот центра пересечения осейОоткладывают размер20мм(внутренний диаметр втулки), измеренный циркулем по чертежу, а на осиz– размер, указанный на чертеже, -24мм.Проведя из найденных точек линии, параллельные осямxиz, определим точкуА, через которую пройдет прямой луч, выходящий из точкиО. Определяя размеры по графику, можно перейти от масштаба данного чертежа к масштабу1:1.
Для определения действительного размера элемента детали замеренный с помощью циркуля размер, например диаметр втулки D, откладывают по осиxотточкиО. Из конца отрезка по вертикали проводят линию до пересечения с прямолинейным лучом в точкеБ. Перпендикуляр из этой точки к осиzопределит действительную величину размераD. Если есть необходимость построить линию пропорционального масштаба, напримерМ 1:2, то для данного случая на осиzоткладывают размер12мм, а на осиx–20мм(рис. 12).
Рис. 12.Определения действительного размера элемента детали
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определения детали, сборочной единицы, изделия,
комплекта, комплекса по ГОСТ 2.102-68.
2. Какие размеры должны указываться на сборочных чертежах?
3. Как изображаются крепежные детали на сборочных чертежах?
4. Какой линией показывают следы секущей плоскости и как
они обозначаются на чертежах сечения?
5. Что указывают в основной надписи чертежа детали?
6. Какое изображение детали на чертежах принимается в качествеглавного вида?
7. Какие резьбы обозначаются на сборочном чертеже?
8. Какие детали при выполнении разреза показываются не
рассеченными?
9. Как на чертежах обозначаются метрическая и коническаярезьбы?
10. Что называется выносным элементом и как он обозначается начертеже?
11. В каком положении изображаются подвижные детали на
сборочном чертеже?
Приложение 2
Вариант 1. Клапан предохранительный: поз.2- седло,
Отливка 15л ГОСТ 977-75;поз.3 –гайка, Отливка 15л ГОСТ 977-75;
поз.5 – опора,Ст5 ГОСТ 380-88
Вариант 2.Форсунка:поз.4 – конус, Бр05ц5с5 ГОСТ 613-79;
поз.6 – ниппель, Бр05ц5с5 ГОСТ 613-79;
поз.10 – гайка, Ст5 ГОСТ 380-88
Вариант 3 . Клапан перепускной:поз. 2– крышка, СЧ15 ГОСТ 1412-85;
поз.3 – колпачок, СЧ15 ГОСТ 1412-85;
поз.4 – клапан, Бр05ц5с5 ГОСТ 613-79
Вариант 4. Выключатель подачи топлива: поз.1 – корпус,СЧ15 ГОСТ 1412-85; поз.4 – штуцер,Бр05ц5с5 ГОСТ 613-79;
поз.6 – втулка, Сталь 65г ГОСТ 1050-88
Вариант 5. Клапан сетевой обратный: поз.3 – ниппель,
отливка 15л ГОСТ 977-75;
поз. 4 – гайка, отливка 15л ГОСТ 977-75;
поз.5 – штуцер, Отливка 15л ГОСТ 977-75
Вариант 6. Клапан двухходовой: поз.2 – пробка, Бр05ц5с5 ГОСТ 613-79;
поз.4 – крышка, Бр05ц5с5 ГОСТ 613-79;
поз.6 – рукоятка, Сталь 30х ГОСТ 4535-71
Вариант 7. Клапан: поз.2 – крышка, Ст5 ГОСТ 380-88; поз.6 – клапан,
Сталь 20 ГОСТ 1050-88;
поз.1 – корпус, СЧ15 ГОСТ 1412-85
Вариант 8.Гидрозамок: поз.6 –штуцер,Сталь 35 ГОСТ 1050-88;
поз.4 –цилиндр, Сталь 20 ГОСТ 1050-88;
поз.1 –корпус, Ст5 ГОСТ 380-88
Вариант 9. Клапан обратный: поз.3-крышка, Сталь 35 ГОСТ 1050-88;
поз.6 – клапан, Ст5 ГОСТ 380-88;
поз.7 – гайка, Сталь 35 ГОСТ 1050-88
Вариант 10.Клапан питательный: поз.3 –гайка, Сталь 15 ГОСТ 1050-88;
поз.4 –пробка, Сталь 15 ГОСТ 1050-88; поз.6 –втулка, Ст5 ГОСТ 380-88
Вариант 11.Кран угловой: поз.2 –штуцер, Сталь 35 ГОСТ 1050-88;
поз.4–гайка накидная, Сталь 35 ГОСТ 1050-88;
поз.5 –втулка, Сталь 35 ГОСТ 1050-88
Вариант 12. Муфта быстросъемная: поз.1 –втулка, Сталь 40 ГОСТ 1050-88;
поз.4 –штуцер, Сталь 40 ГОСТ 1050- 88;
поз.5– штуцер, Сталь 40 ГОСТ 1050-88
Вариант 13. Амортизатор: поз.2 –крышка, СЧ15 ГОСТ 1412-85;
поз.4 –крышка, СЧ15 ГОСТ 1412-85;
поз.5– втулка, Сталь 20 ГОСТ 1050-88
Вариант 14. Клапан: поз.2 –крышка, СЧ15 ГОСТ 1412-85;
поз.7–втулка, Сталь 40 ГОСТ 1050-88;
поз.8– клапан, Сталь 40 ГОСТ 1050-88
Вариант15. Клапан распределительный: поз.2–плунжер,
Сталь 25 ГОСТ 1050-88;
поз.4 –крышка, Сталь 25 ГОСТ 1050-88;
поз.6 –втулка, Сталь 45 ГОСТ 1050-88
Вариант 16. Вентиль: поз.5 –клапан, Ст5 ГОСТ 380-88;
поз.6–втулка, Ст5 ГОСТ 380-88;
поз.13– пробка, Ст5 ГОСТ 380-88
Вариант 17. Эжектор: поз.2 –диффузор,СЧ15 ГОСТ1412-85;
поз.4 – седло,СЧ15 ГОСТ1412-85;
поз.5- патрубок выпуска СЧ15 ГОСТ1412-85
Вариант 18. Вентиль: поз.5 –гайка, Сталь 45 ГОСТ 1050-88;
поз.6 –шайба, Сталь 45 ГОСТ 1050-88;
поз.7 –клапан, Сталь 45 ГОСТ 1050-88
Вариант 19. Клапан предохранительный:поз.3 –клапан,
Сталь 35 ГОСТ 1050-88; поз.5 –тарелка, Сталь 20 ГОСТ 1050-88;
поз.6 –крышка, Сталь 20 ГОСТ 1050-88
Вариант 20. Клапан обратный: поз.1 – корпус, Сталь 20 ГОСТ 1050-88;
поз.3 – клапан, Сталь 30 ГОСТ 1050-88;
поз.4- наконечник, Сталь 20 ГОСТ 1050-88
Вариант 21. Вентиль запорный: поз.2 –штуцер, Сталь 30 ГОСТ 1050-88;
поз.3 –штуцер, Сталь 30 ГОСТ 1050-88;
поз.7 –гайка, Сталь 30 ГОСТ 1050-88
Вариант 22.Клапан предохранительный: поз.4 –втулка,
Сталь 20 ГОСТ 1050-88; поз.6 –гайка, Сталь 20 ГОСТ 1050-88;
поз.10 –тарелка, Сталь 20 ГОСТ 1050-88
Вариант 23. Амортизатор: поз.2 –муфта, СЧ15 ГОСТ 1412-85;
поз.3 –упор, СЧ15 ГОСТ1412;
поз.5 – шток, Сталь 20 ГОСТ 1050-88
Вариант 24. Вентиль: поз.3 –фланец, БрА10 Мц2Л ГОСТ 493- 79;
поз.5 –гайка, БрА10 Мц2Л ГОСТ 493- 79;
поз.7–втулка,БрА10 Мц2Л ГОСТ 493- 79
Вариант 25. Вентиль: поз.2 – гайка, Сталь 15 ГОСТ 1050-88;
поз.3 – втулка, Сталь 20 ГОСТ 1050- 88;
поз.4 – гайка, Сталь 20 ГОСТ 1050-88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гордон, В.О. Курс начертательной геометрии: учебник / В.О. Гордон, М.А. СеменцовОгиевский. − М.: Высшая школа, 2007.
3. Лагерь, А.И. Инженерная графика / А.И. Лагерь. – М.: Высшая школа, 2002.
4. Единая система конструкторской документации: Основные положения. – М.: Изд-во стандартов, 1982.
5. Единая система конструкторской документации: Общие правила выполнения чертежей. – М.: Изд-во стандартов, 1988.
6. Единая система конструкторской документации: Правила выполнения чертежей различных изделий. – М.: Изд-во стандартов, 1994.
7. Левицкий, В.С. Машиностроительное черчение и автоматизация выполнения чертежей: учеб.для втузов. –6-е изд., пе<