Силы, обусловленные вязкостью воды

В настоящее время при аналитическом методе определения усилий, возникающих на корпусе судна, широко применяется циркуляционно-отрывная теория, предложенная Алленом в 1946 г. и развитая К.К.Федяевским и Г.В.Соболевым.

Основой этой теории является допущение о возможности наложения двух, считающихся независимыми, компонентов, действующих на погруженную часть корпуса:

- циркуляционной, связанной с возникновением циркуляции вокруг корпуса и образованием подъемной силы;

- отрывной, связанной с сопротивлением сечений корпуса поперечному обтеканию.

Циркуляционная составляющая определяется обтеканием корпуса со скоростью Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru под углом атаки Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru .

Отрывная – поперечным отрывным обтеканием сечений корпуса со скоростью ( Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru ).

При этом корпус судна считают крылом бесконечно малого удлинения, дублированным относительно ватерлинии, у которого хордой является его длина, высотой – удвоенная осадка, а толщиной его ширина.

При этом представление о корпусе судна, как о крыле оказывается несколько условным.

Тем не менее, это позволяет установить структурные связи между элементами корпуса и параметрами его движения, а также получить количественные зависимости для определения величин возникающих гидродинамических усилий.

При изменении судном курса и появлении угла дрейфа нарушается симметрия обтекания корпуса. Вследствие этого равнодействующая (суммарный вектор) гидродинамических сил начинает отклоняться от Д.П. (рис.7).

Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru

Рис. 7. Составляющие гидродинамической силы корпуса судна

Равнодействующая Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru может быть разложена на отдельные составляющие двумя способами:

- на силу сопротивления Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru , которая направлена в сторону, противоположную вектору скорости и подъемную силу (силу сноса) Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru , перпендикулярную вектору скорости;

- в подвижных осях координат этими составляющими будут Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru и Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru .

Для решения практических задач управляемости удобно определять составляющие Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru и Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru по известным в гидродинамике выражениям для усилий на крыле:

Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru     (24)  

здесь Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru - безразмерные гидродинамические коэффициенты, которые зависят от соотношений главных размерений корпуса, величины угла дрейфа и угловой скорости;

Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru - площадь погруженной части диаметрального батокса.

Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru - коэффициент полноты диаметрального батокса.

Момент, создаваемый поперечной составляющей силы Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru в очень большой степени определяет маневренность судна:

  Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru     (25)

Главной особенностью результирующей гидродинамической силы является то, что место приложения её в процессе выполнения маневра изменяется. В начальный момент изменения курса она располагается в носовой части судна. По мере увеличения угла дрейфа она перемещается в сторону кормы.

Следует отметить, что гипотеза о допустимости применения основных положений теории крыла для определения гидродинамических усилий, возникающих на погруженной части корпуса судна, недостаточно корректна, поскольку форма ватерлиний судового корпуса может в некоторой степени соответствовать профилю крыла лишь для случая движения судна задним ходом.

В связи с отмеченными трудностями, в настоящее время методики различных авторов различаются как по способу определения гидродинамических усилий на корпусе судна, так и учетом влияния на них параметров движения Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru и Силы, обусловленные вязкостью воды - student2.ru . Методов же, позволяющих определять эти усилия при выполнении сложных маневров судна, предложено немного.

Наши рекомендации