Звуковой анализ слова «кит».
После прочтения слова по звуковой схеме воспитатель спрашивает: «Какой звук первый в этом слове»? Обращает внимание детей, что первый звук в слове «кит» звучит мягко. Предлагает им произнести изолированно этот мягкий звук.
Игра со словом «кит»: вызвать детей к себе вразбивку по звукам ([т], [к'], [и]) и предложить составить слово.
Сравнение звукового состава слов «кот» и «кит».
Обратить еще раз внимание, что звук [к] звучит по-разному в этих словах: в слове кот твердо, а в слове кит мягко. Это два звука-братца: твердый звук [к] и мягкий звук [к'] - и, чтобы их не путать, на наших схемах-домиках они будут обозначаться разными фишками: твердый звук [к] - синим кружочком, мягкий звук [к'] - зеленым кружочком.
Далее подвести детей к выводу, что в этих словах разные (вторые по местоположению в слове) звуки: [о]и [и].
Игровое задание: назвать слова, обозначающие что-нибудь вкусное, со звуками-братцами [к] и [к'].
Игра «Магазин».
Педагог говорит детям, что они пришли в магазин за продуктами. Покупать можно те из них, в названиях которых есть звук [с]. Спрашивает детей, что они купят. Дети называют продукты: масло, сметана, соль, сахар, сухари, сок, колбаса, сало, сыр, капуста, свекла и т. д. После того как запас слов-названий продуктов со звуком [с] исчерпан, задание меняется: дети покупают продукты, в названиях которых есть мягкий звук [с'] (сосиски, селедка, апельсин, карась, кисель и т. д.).
Игровое упражнение для развития руки «Катаем шарик».
Упражнение проводится с детьми старшей группы с использованием шарика (горошины), диаметр которого 10 мм (в течение 1 мин).
Ребенок катает шарик (горошину) тремя пальцами (щепотью). Работа начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется.
Упражнение можно сопровождать словами. Например:
Маленькие пальчики любят поиграть, Гладкую горошину любят покатать. И катают, и катают, и не устают. Веселятся пальчики и весело поют: - Катись, катись, горошина!
(Последняя строка произносится несколько раз в течение времени, которое необходимо для выполнения движения в coot ветствии с возрастной нормой.)
Все! Устали пальчики. Пора им отдыхать. Кладем свои горошины. Не будем их катать. 7. Итог занятия.Воспитатель беседует с детьми по содержанию деятельности.
Занятие № 26
Тема: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
«МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК».
ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ ДВУХ- И ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВ
Задачи:
• упражнять в подборе существительного к исходному слову -прилагательному, ориентируясь на окончание последнего;
• развивать фонематический слух, формировать у детей способность на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах, произносить эти звуки изолированно;
• совершенствовать умение детей делить на слоги двух- или трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;
• продолжать формировать правильный захват пальцами о-рудия письма; развивать мелкую моторику рук, творчество, фантазию.
Игра «Что бывает?».
Эта игра похожа на предыдущую («Подбор прилагательных»), отличие состоит в том, что к исходному слову (прилагательному) подбирают существительное.
Например: зеленый - помидор, ель, трава, дом и т. д., зеленая - ..., зеленое - ... .
2. Речевое упражнениена дифференциацию мягких и твердых звуков в словах.
Предложить детям вспомнить, с какими звуками-братцами они познакомились на прошлом занятии ([к] и [к']), вспомнить и назвать слова, в которых эти звуки встречаются.
Игровое задание: найти в рифмованном тексте звуки, которые тоже имеют пару (звуки-братцы).
Ра - ра - ра - выезжают трактора.
Ры - ры - ры - летят комары.
Ри - ри - ри - мы зажгли фонари.
Рю - рю - рю - репу я в ведре варю.
За - за - за - капусту ест коза.
Зу - зу - зу - мы увидели козу.
Зи - зи - зи - сено ей отвези.
Зе - зе - зе - дам траву козе.
3. Рассказвоспитателя про Сашу и Снеговика, по ходу которого дети должны отвечать на поставленные вопросы.
У Саши был друг Снеговик. Пришел Саша однажды к другу и говорит: «Давай играть, будем делить слова на части». «Согласен, - отвечает Снеговик, - только я не умею». Саша стал ему объяснять: «Берем какое-нибудь слово, например, зима-и произносим его по частям, вот так: зи-ма.Посмотри на мою одежду. Сначала назови то, что обозначено словом, которое делится на две части». Снеговик даже не понимает, о чем его спрашивают.
На помощь приходят дети. Они называют и делят на части следующие слова:
из двух частей - шуба, шапка, шарфик;
из трех частей - варежки, валенки.
Снеговик спросил у Саши, можно ли слова сании совок,состоящие из двух частей, превратить в слова из трех частей.
- Что ответил Снеговику мальчик? (Саночки, совочек.)