Работа в тетрадях по заданию.
Дети под руководством педагога графически «записывают» предложения с предлогами, последовательно определяя очередность слов в предложении:
Ель растет в лесу. Шишки висят на елке.
4. Игровое упражнение «Деление слов на части (слоги)»:
Ель / ел-ка /, снег / сне-жок, сне-жин-ка /, мо-роз, зи-ма / зи-муш-ка /.
Игра «Хитрая книга загадок».
Педагог предлагает детям ответить, согласны ли они с этими отгадками:
1) В чаще голову задрав,
Воет с голоду ... жираф.(Волк.)
2) Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый ... волк.(Медведь.)
3) Дочерей и сыновей
Учит хрюкать ... муравей.(Свинья.)
4) Кто любит по веткам носиться? Конечно, рыжая ... лисица.(Белка.)
5) Быстрее всех от страха Несется ... черепаха.(Заяц.)
6) По горной круче проходил Обросший шерстью ... крокодил.(Баран.)
7) В теплой лужице своей
Громко квакал ... Бармалей.(Лягушонок.)
8) С пальмы вниз, на пальму снова Ловко прыгает ... корова.(Обезьяна.)
Итог занятия.
Занятие № 23
Тема: РАЗВИТИЕ
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»
Задачи:
• упражнять- детей в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям;
• совершенствовать умение детей «записывать» предложение графически;
• упражнять в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и относительно человека, стоящего напротив;
• создавать положительный эмоциональный настрой, развивать воображение.
Пособия: мяч; тетради, простые карандаши; картинка-схема слова «сом»; карточки трехзвуковых слов и конверты с фишками по количеству детей.
Ход занятия
Вариант игры «Кто больше».
Дети подбирают ответы - глаголы к вопросам воспитателя о зимних явлениях:
Снег (что делает?) падает, выпадает, кружится, ложится, покрывает, порхает, стелется, скрипит, тает и т. д.
Мороз (что делает?) морозит, трещит, крепчает и т. д.
Ветер (что делает?) дует, метет, несет (снег), завывает, воет и т. д.
Солнце (что делает?) светит, а не греет.
Работа в тетрадях по заданию.
Один ребенок «записывает» на доске, а другие - в тетрадях следующие предложения:
Мороз морозит. Ветер несет снег. Снег падает на землю.
Игра «Зеркало».
Педагог, стоя лицом к детям, выполняет различные движения: поднимает правую (левую) руку, кладет ее на пояс, поднимает правую (левую) ногу. Дети должны зеркально повторить эти движения.
Звуковой анализ слова «сом».
1) Дети под руководством воспитателя проводят звуковой анализ слова по известной схеме.
2) Вопросы к детям:
- Сколько звуков в слове «сом»?
- Какой звук гласный? (Или: Почему звук [о] обозначили красным кружочком?)
- Почему вы решили, что этот звук гласный?
Введение понятия «согласный звук».
1) Продолжение беседы:
- Назовите первый звук в слове? («С».)
Попробуйте этот звук пропеть, произнести громко и тихо. Вывод: звук [с] «мешают» произнести зубы.
- Назовите последний звук в слове «сом»? ([М].,) Произнесению этого звука мешают губы.
Звуки, произношению которых мешают губы, зубы или язык (и поэтому мы не можем их пропеть или громко произнести), называются «согласными».
2) И г р а «Что мешает?».
Дети учатся определять, что «мешает» им произнести разные звуки в знакомых словах: мак, дом, шар, жук.
Физкультминутка
Отдых наш - физкультминутка, -
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
Игра «Сказку вспомнить нужно».
1 Сказки просят: «А сейчас Вы, друзья, узнайте нас!».
Не лежится на окошке -
Покатился по дорожке... («Колобок».)
Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!..
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко... («Кот, петух и лиса».)
А дорога - далека,
А корзина - нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок... («Маша и медведь».)
По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра... («По щучьему велению».)
Колотил да колотил По тарелке носом -Ничего не проглотил И остался с носом... («Лиса и журавль».) (Во второй половине дня можно детям предложить нарисовать любимую сказку или любого сказочного героя.)
Анализ занятия.
Занятие № 24
Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «НОС» И «РОТ». ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»
Задачи:
• упражнять в подборе однокоренных слов;
• развивать умение производить звуковой анализ слов;
• закреплять понятие «согласный звук»;
• развивать мелкую моторику.
Пособия: картинки-схемы слов «нос» и «рот», карточки трехзвуковых слов и конверты с фишками по количеству детей; счетные палочки (по 8 штук на одного ребенка), шашки (по одной).
Ход занятия
Игра «Слова-родственники».
Условия игры: дети подбирают к слову «снег» родственные слова.
Правила игры: дети работают в «тройках» - один ребенок подбирает слово, другой составляет с этим словом предложение, третий «записывает» предложение на доске короткими черточками.
Вопросы к детям:
- Как называется комок из снега, который бросают, играя? (Снежок.)
- А звездочка из снега? (Снежинка.)
- Кого лепят дети зимой из снега? (Снеговика.)
- Как называют внучку Деда Мороза - снежную девочку? (Снегурочка.)
- А цветы, которые первыми вырастают из-под снега? (Подснежники.)
Игра «Перекличка».
Воспитатель называет вперемежку разные знаки - гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают.