Игра с воспроизведением движений «Такие разные слова».

Педагог предлагает детям послушать, как звучит то или иное слово, изобразить объект или предмет, который называется этим словом. Определить, какой звук делает это слово особенным по звучанию.

Например: слово «звонок».

Слово «звонок» делает таким звонким [з].

Разбор слова «мишка». Оно шуршит благодаря «ш». Разбор слов и словосочетаний: «гром грохочет», «жук», «мышка шуршит», «камыш», «барабан».

Игровое упражнение «Измерение слов».

Дети произносят слово, измеряя его руками: сначала соеди­няют ладошки вместе перед грудью, а потом, медленно произ­нося слово, разводят ладошки в стороны.

Опорные слова: жук, мак, медвежонок, лягушонок, ой, аи, мама, мамочка.

Вывод: слова бывают длинные и короткие. Когда в слове много звуков, слово длинное, когда мало - короткое.

Физкультминутка «На лугу»

Дети, подражая насекомым, имитируют их движения и зву­ки: бабочка порхает, летит стрекоза, звенит комарик, шумит ветерок и т .д.

7. Работа в тетрадях: штриховка геометрических фигур.Например:

Игра с воспроизведением движений «Такие разные слова». - student2.ru Игра с воспроизведением движений «Такие разные слова». - student2.ru

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

Занятие № 10

Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СЛОГОВ

В СЛОВАХ. НАХОЖДЕНИЕ В СЛОВАХ

СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА И ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОМ

ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА

Задачи:

• упражнять детей в определении количества слогов в словах;

• закреплять знания о предложении (количество и порядок слов);

• развивать умение детей находить звук, чаще всего встре­чающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голо­сом нужный звук;

• воспитывать речевое внимание и фонематический слух;

• развивать микромоторику.

Пособия: предметные картинки

на односложные двусложные трехсложные
    слова  
сом сыр коза чашка собака
рак мяч кошка сумка корова
лев шар рыба роза ворона
уж волк жаба муха тарелка
лук стул белка луна малина
жук стол овца ложка сапоги
рысь гусь баран   автобус
        паровоз

Картина из серии «Наши маленькие друзья», игрушки, тра­фареты шубы и шапки (по количеству детей), тетради, карандаши.

Ход занятия

Дидактическая игра «Пирамида».

Задание: построить пирамиду из картинок. В нижний ряд поместить картины, названия которых состоят из 3 частей

(ма-ли-на), во второй ряд - из двух частей (ры-ба), третий ряд -односложные слова (гусь).

2. Игровое упражнениена определение количества слов и их порядка в предложении.

На доске представлены схемы предложений. По картине де­ти составляют предложения. Анализ предложений с использо­ванием этих схем.

____. — Гостья.

____ ____. - Скоро праздник.

_____ ____ ____. - Мама купила елку.

____ ____. - Она пушистая.

____ _____ ____ ____. - Мы будем елку наряжать.

Игра с мячом «Кто что делает?».

Воспитатель задает детям вопросы, например: «Строители что делают?».

Дети отвечают: «Строят дома».

Опорные слова: капитан, комбайнер, учитель, врач и т. д.

Игровая обучающая ситуация «Ищем звуки».

1) Нахождение звука, чаще всего встречающегося встихотворении, выделение его голосом.

С. Я. Маршак «Жук».

Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет.

С. Я. Маршак «Паровоз».

Паровоз пускает пар, Топку топит кочегар.

2) На столе игрушки: дети выбирают ту игрушку (кукла, Буратино, Петрушка, заяц, паровоз, утенок), в названии которой есть звук [п].

Физкультминутка

Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть.

Упражнение «Новые слова».

Задание детям: О ком я скажу?

- Красавица, пушистая, остроносая, хитрая, плутовка. Кто это? (Лиса.)

- Какое слово можно образовать от слова «лиса»? (Лисичка, лисонька, лисица, лисенок, лисята, лисий.)

- Вспомните, какими еще словами называют этого хищного осторожного зверя в русских сказках? (Лисичка-сестричка; Патрикеевна; кума; рыжая плутовка.)

Наши рекомендации