Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО».

ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ.

ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ

Задачи:

• дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»;

• дать знание, что слов много; познакомить детей с линейно­стью и протяженностью слов;

• знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, раз­линовка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ).

Пособия: фишки; предметные картинки (5-6 штук): лев, черепаха, крокодил, кукла, медведь (большой и маленький); тетради в клетку (по количеству детей), цветные карандаши.

Ход занятия

Игра «Экскурсия в магазин».

Условия игры: воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в большом магазине на экскурсии.

Правила игры: педагог называет отдел, например: «Игруш­ки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине, называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда», «Ме­бель», «Электротовары» и т. д.

Усложнение игры: педагог загадывает загадки о предметах ближайшего окружения, дети отгадывают их

2. Игровое задание:назвать предметы, находящиеся в ком­нате. Дети выясняют, что у каждого предмета есть название, ко­торое обозначено определенным словом; слов много и все они разные.

Вывод: все, что нас окружает, можно назвать словами.

3. Измерение слов руками:руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ла­дони рук при этом разводятся в стороны.

Воспитатель показывает детям предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Потом «измеряют» названное слово руками, например: лев - короткое слово, а черепаха -длинное.

Вывод: слова бывают длинные и короткие.

Игра с мячом «Назови ласково имя своего соседа».

Условия игры: дети стоят в кругу, а педагог - в центре с мя­чом в руках.

Правила игры: педагог бросает мяч любому ребенку, тот ло­вит и называет ласково своего соседа по кругу.

Усложнение игры: назвать соседа, который находится справа (или слева) от тебя; назвать имя ребенка, который находится че­рез одного от тебя и т. д.

5. Игра «Подскажи словечко»:

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, А однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит -Это доктор ... (Айболит).

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само,

Что же это...? (Эскимо).

Летом в огороде - свежие и зеленые,

А зимою в бочке - желтые, соленые,

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас....? (Огурцы).

Он плывет по простыне,

Как кораблик на волне,

Он хозяйкам добрый друг

-Электрический... (утюг).

Физкультминутка «Аист»

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

- Топай правою ногой,

- Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Знакомство с тетрадью в клеточку.

Дети рассматривают обычную ученическую тетрадь. Педа­гог объясняет, что у тетради есть обложка, определетшое количество листов, стороны листа называются страницами: две сто­роны - две страницы. Страницы могут быть разлинованы в ли­нейку или в клетку, чтобы было удобно в них писать буквы или цифры.

Обводка клеток по заданию, например: отсчитать сверху пять клеточек и обвести красным карандашом шестую и т. д.

Итог занятия в форме свободной беседы.

Занятие №2

Тема: СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ.

СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Задачи:

• подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех, слов;

• воспитывать речевое внимание, фонематический слух;

• поощрять речевую активность детей в словесных играх;

• упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Пособия: игрушки (мяч, кукла, дудочка, мишка, зайчик), картины о временах года, тетради, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Кто я?»(дети сидят на ковре, по кругу).

Условия игры: воспитатель предлагает каждому ребенку от­ветить про себя, кто он: ребенок, мальчик, девочка, сын, дочь, человек, малыш и т. д.

Правила игры: высказаться можно только один раз, не по­вторяясь.

Продолжение игры: какие слова можно сказать про воспита­теля (мама, тетя, женщина, человек, рукодельница).2. Игра «Назови по-разному одну и ту же игрушку».

Условия игры: дети передают друг другу игрушку, обнимают ее и называют ласково, например: мишка, мишенька, медвежо­нок, мишутка, топтыжка, косолапка, зверь, малыш и т. д.

Правила игры: не повторять слова, которые уже прозвучали.

Продолжение игры: назвать ласково куклу (можно приду­мать ей ласковое имя), зайчика, дудку.

3. Игровое упражнение с мячом «О чем можно сказать, используя слова...?».

Условия игры: педагог называет признак предмета (имя при­лагательное), дети подбирают к нему предметы, объекты, явле­ния (то есть имя существительное), например: круглая (тарелка, сковорода), круглый (шар, мяч, обруч, поднос), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красный (флаг), красное (солнце, платье) и т. д.

Правила игры: ориентироваться на окончание слова, обозна­чающего признак предмета.

Вариант игры: «Какими словами сказать про то, что может делать...?».

Примеры:

- кошка (лакать, лазить, мяукать);

- ветерок (дуть, шуметь, обвевать, веять);

- ветер (выть, нести, дуть, сбивать);

- щенок, если его берут на руки (прижиматься, урчать, радо­ваться).

Правила игры: ориентироваться на смысловой оттенок слов. Вывод: наши мысли выражаются словами.

Наши рекомендации