Шплинты разводные проволочные стальные (ГОСТ 397-79)
d0, мм | d | D | l 1 | l 2 | Длина l , мм | |
от | до | |||||
0.6 | 0.5 | 1.1 | 1.5 | 1.6 | ||
0.8 | 0.7 | 1.5 | 1.6 | |||
0.9 | 1.9 | 2.5 | 1.6 | |||
1.2 | 2.25 | 2.5 | ||||
1.6 | 1.3 | 2.8 | 3.5 | 2.5 | ||
1.8 | 3.8 | 2.5 | ||||
2.5 | 2.2 | 4.7 | 2.5 | |||
3.2 | 2.7 | 5.7 | 7.5 | |||
3.6 | 7.1 | |||||
4.6 | 9.1 | 11.5 | ||||
6.3 | 5.6 | 11.1 | ||||
7.5 | 13.5 | |||||
9.5 | 17.5 | |||||
23.5 | ||||||
Длина шплинта выбирается из ряда: 4; 5; 6; 8;10; 12; 14; 16; 18; 20; 22; 25; 28; 32; 36; 40; 45; 50; 55; 60; 70; 80; 90; 100; 125; 140; 160; 180; 200; 220; 250; 280.
Таблица 2.2.5
Материалы и покрытия шплинтов
Материал | Условное обозначение | Вид и условное обозначение покрытия |
Стали низкоуглеродистые с содержанием углерода менее 0.2 % | Цинковое с хроматированием (01) | |
Кадмиевое с хроматированием (02) | ||
Оксидное фосфатное (06) | ||
Сталь коррозийно-стойкая | Оксидное (05) | |
Бронза БрАМц, латунь Л63 | Никелевое (03), оксидное (05), без покрытия (00) | |
без покрытия (00) |
Рис. 2.2.18. Цилиндрический штифт: три исполнения
Цилиндрические штифты применяются в неразъёмных соединениях. Основные параметры этих штифтов устанавливает ГОСТ 3128-70.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТАНОВКЕ ШТИФТОВ (рис.2.2.18)
· Посадки в штифтовых соединениях с цилиндрическими штифтами исполнения 1:
· с натягом К7/m6, N7/m6
· переходная Н7/m6
· с зазором F7/m6.
· Посадки в штифтовых соединениях с цилиндрическими штифтами исполнения 2:
· переходные R8/h8, H9/h8.
· Пример применения посадок R8/h8, H9/h8 в фиксирующих штифтовых соединениях приведен на чертеже.
· Посадка в штифтовых соединениях с цилиндрическими штифтами исполнения 3 – Н12/h11.
Штифты цилиндрические пружинные ГОСТ14229-93
Штифт пружинный (рис.2.2.19) предназначен для надежного соединения деталей и прочной фиксации между ними. Основное распространение данная модель получила на промышленных заводах, в сферах приборостроения.
Изготавливается штифт из пружинной стали и затем обрабатывается оксидированным напылением. Имеет форму полой трубки с односторонне заостренной фаской. Если при изготовлении штифта используется нержавеющая сталь, то данное крепление может быть использовано в агрессивной щелочной или кислотной среде.
В условном обозначении указываются следующие параметры: тип штифта, диаметр (для конического – наименьший диаметр) и длина штифта в мм.
Примеры условного обозначения штифта
«Штифт 10х60 ГОСТ 3128-70» означает: штифт исполнения 1, диаметром 10 мм, длиной 60 мм, без покрытия.
Штифт 2.10х60. Хим. Окс. прм. ГОСТ 3128-70 то же, но исполнения 2, диаметром 10 мм, длиной 60 мм, с химическим окисным покрытием, пропитанным маслом.
Штифт 3.10х60. Хим. Окс. прм. ГОСТ 3128-70 то же, исполнения 3.
«Штифт 16х40 ГОСТ 3129-70» означает: конический штифт диаметром 16 мм, длиной 40 мм, без покрытия.
«Штифт А.6х30.60С2 ГОСТ 14229-93» означает: штифт цилиндрический пружинный, с прорезью типа А, диаметром d1 = 6 мм, длиной 30 мм, изготовлн из стали марки А60С2.
Конические штифты применяются в разъёмных соединениях, таких, которые периодически демонтируются. Основные параметры этих штифтов устанавливает ГОСТ 3129-70 (рис.2.2.20).
Рис. 2.2.19. Пружинный штифт ГОСТ 14229-93
Рис. 2.2.20. Конический штифт с внутренней резьбой
Шпонка
Шпонка – деталь, предназначенная для передачи крутящего момента с вала на соединяемую с ним деталь.
По форме шпонки бывают трех видов: призматические, клиновые и сегментные.
Шпонка входит в паз вала и в паз втулки. Между верхней гранью шпонки (кроме клиновых) и пазом втулки должен быть небольшой радиальный зазор (рис.2.2.21).
Под валом понимается деталь цилиндрической формы, которая является несущей конструкцией вращающихся деталей с передачей крутящего момента [7]. Эту деталь – вал – называют осью.
Оси во время работы механизма не вращаются, а служат лишь для поддержания вращающихся или качающихся деталей. Поэтому оси шпоночных канавок не имеют. Примером может служить ось заднего колеса велосипеда.
По назначению призматические шпонки подразделяются на простые и направляющие (ГОСТ 8790-68).
Размеры призматических шпонок и пазов устанавливаются ГОСТ 23360-78. Торцы призматических шпонок могут быть скруглены (рис.2.2.22, исполнение № 1), скруглены с одной стороны (рис.2.2.22, исполнение № 3), и не скруглены (рис.2.2.22, исполнение № 2).
Клиновые шпонки изготавливаются с уклоном 1:100 и служат не только для передачи крутящего момента на детали, но и осевого усилия. По своей конструкции клиновые шпонки делятся на шпонки с плоскими скруглёнными торцами и шпонки с головкой (рис.2.2.23). Головка служит для выбивания шпонки из паза.
Размеры соединений с призматическими, клиновыми и сегментными шпонками представлены в табл. П1.3–5 данного пособия.
Рис. 2.2.21. Назначение шпонки: вал, втулка и шпонка
Рис. 2.2.22. Призматическая шпонка: три вида исполнения
Рис. 2.2.23. Клиновая шпонка с головкой: чертеж и применение
Сегментные шпонки – пластины в виде сегмента (рис.2.2.24), по принципу работы подобны призматическим шпонкам. Достоинством сегментных шпонок является устойчивое направление на валу, исключающее перекос. Поэтому такое соединение считается предпочтительным, т.к. характеризуется высокой технологичностью.
Рис. 2.2.24. Сегментная шпонка
Примеры условного обозначения шпонок
«Шпонка 14х9х50 ГОСТ 23360-78» означает: шпонка исполнения № 1, с размерами: b = 14 мм; h = 9 мм; L = 50 мм.
«Шпонка 2.8х11х100 ГОСТ 23360-78» означает: шпонка исполнения № 2, с размерами: b = 8 мм; h = 11 мм; L = 100 мм.
«Шпонка 8х7х40 ГОСТ 8792-68» означает: шпонка клиновая без головки, исполнения № 1, с размерами: b = 8 мм; h = 7 мм; L = 40 мм.
«Шпонка 8х7х40 ГОСТ 8793-68» означает: шпонка клиновая с головкой, исполнения № 1, с размерами: b = 8 мм; h = 7 мм; L = 40 мм.
«Шпонка 4х5 ГОСТ 24071-80» означает: шпонка сегментная, с размерами: b = 4 мм; h = 5 мм. Данные взяты из таблиц П1.3–5.
Шлиц
Шлиц – паз, канавка, углубление внутри детали под «зуб». Например, шлиц – это прорезь на головке винта или шурупа, в которую вставляется конец отвертки при ввертывании и вывертывании винта или шурупа. Шлицами называются продольные прорези во втулках, насаживаемых на вал, имеющий соответствующие выступы. Шлиц – впадина на валу, в которую входит зуб сопряжённой детали.
Шлицы на валах предназначены для передачи крутящего момента на соединяемую с ними деталь. Число зубьев, входящих в шлицы, определяется из инженерных расчетов в зависимости от параметров силовой нагрузки и условий работы.
Профиль зубьев бывает: прямобочный ГОСТ 1139-80 (рис.2.2.25, 2.2.26 а), эвольвентный ГОСТ 6033-80 (рис.2.2.25 б, рис.2.2.26 б) и треугольный Н 492-48(рис.2.2.25, рис.2.2.26, в).
Рис. 2.2.25. Двигатель: применение шлицевых соединений
На чертежах шлицы изображаются линиями разных типов:
· линиями основной толщины – контуры выступов зубьев и их окружности на валах и отверстиях; контуры впадин и их окружности на разрезах (рис.2.2.29, рис.2.2.28);
· сплошными тонкими линиями – контуры впадин зубьев и их окружности на валах и отверстиях на видах (рис.2.2.29), а также граница зубчатой поверхности и граница между зубьями полного профиля и сбегом;
· штрихпунктирными тонкими линиями – образующие делительных поверхностей и дуги их зубьев эвольвентного и треугольного профиля (рис.2.2.30).
В шлицевых (зубчатых) соединениях на профильных разрезах зубья вала располагаются впереди сопрягаемой детали.
Существуют три способа центрирования сопрягаемых прямобочных шлицевых втулки и вала: по наружному диаметру D (рис.2.2.26, а); по внутреннему диаметру d (рис.2.2.26, б); по боковым сторонам зубьев b (рис.2.2.26, в).
Рис. 2.2.26. Прямобочный профиль шлица: