Форматирование рисунков при помощи диалогового окна свойств объекта
Изменить параметры рисунка также можно через диалоговое окно «Формат объекта». Для его вызова следует нажать кнопку справа от названия группы Стили рисунков на ленте Формат рисунка, либо воспользоваться командой Формат рисунка контекстного меню. Помимо категорий «Заливка», «Цвет линии», «Тип линии», «Тень», «Отражение», «Свечение и сглаживание», «Формат объемной фигуры», «Поворот объемной фигуры», которые полностью аналогичны таковым для автофигур, окно содержит еще ряд категорий, применимых только к рисункам. Они показаны на рис. 6.8.
Вкладка «Настройка рисунка» позволяет тонко настраивать резкость, яркость и контрастность рисунка. На вкладке «Цвет» можно тонко настроить цветовую насыщенность и изменить цветовой тон (от «теплого» желтого до «холодного» голубого). Здесь же содержится ряд заготовок для более глубокого изменения цветового оттенка рисунка. Заметим, что «перекрасить» рисунок в полностью произвольный цвет при помощи кнопки «Цвет» на ленте Формат рисунка можно, а при помощи диалогового окна – нельзя. Наконец, на вкладке «Художественные эффекты» просто содержится список заготовок, применяющих к рисунку определенные графические фильтры.
Вкладка «Обрезка» позволяет тонко настроить размеры рисунка. Делается это достаточно сложным образом. В частности, параметры «Высота» и «Ширина» в группе «Положение рисунка» управляют растягиванием и сжатием рисунка, а параметры «Смещение по X/Y» – его перемещением. Однако видимая часть рисунка при этом изменяться не будет, так как за ее размер и положение отвечают параметры группы «Положение обрезки». Таким образом, чтобы растянуть или сжать рисунок, нужно изменить параметры в обоих группах одновременно, а чтобы обрезать – только в нижней группе.
Рис. 6.8 Диалоговое окно «Формат объекта», вкладки «Настройка рисунка», «Цвет рисунка», «Художественные эффекты», «Обрезка»
Объекты типа «Надпись»
Надпись – это контейнер для текста или графики, расположение и размеры которого можно изменять, как у автофигуры. Надписи позволяют разместить на странице несколько блоков текста в произвольном месте или придать фрагменту текста ориентацию, отличную от ориентации остального текста документа. К примеру, для размещения в углу страницы рисунка и подписи под ним удобно и рисунок, и подпись вставить в надпись. Это гарантирует неотрывность подписи от рисунка.
Надписи можно рассматривать как автофигуры. Надписи поддерживают многие способы форматирования, применяемые для автофигур, в том числе добавление цветов, заливки и границ. Размеры надписи можно свободно изменять, перетаскивая ее маркеры размера мышью (для этого следует выделить границу надписи). В момент добавления текста к автофигуре последняя приобретает свойство надписи.
Для создания надписи следует воспользоваться кнопкой « Надпись» в группе Текст ленты Вставка. Можно выбрать одну из надписей из коллекции, но лучше воспользоваться командой Нарисовать надпись и самостоятельно расположить надпись на листе. Если на экране присутствует лента Формат фигуры (рис. 6.2), то кнопку « Нарисовать надпись» можно найти в ее группе Вставка фигур. Чаще всего надписи рисуются вне полотна. После создания надписи внутри нее появится пустой текстовый абзац. Абзацев текста в надписи может быть несколько. При необходимости в надписи можно вставлять рисунки, таблицы или формулы.
Также можно сначала выделить фрагмент текста, а затем вставить надпись. В этом случае текст сразу же окажется внутри надписи, а размер ее будет соответствовать размеру текста.
При выделении вставленной надписи будет автоматически отображаться лента Формат фигуры.
Одним из удобных свойств надписей является возможность объединять несколько надписей в цепочку. При вводе текста, если он не вмещается в первую надпись, он автоматически продолжится во второй, затем в третей и т.д. При этом текст будет как бы непрерывно «перетекать» между надписями по цепочке.
Для создания цепочки надписей на экране необходимо, создав вторую надпись в цепочке и выделив первую, нажать кнопку « Создать связь» в группе Текст ленты Формат фигуры, и щелкнуть мышью по второй надписи. Вторая надпись при этом должна быть пустой. При необходимости, выделив вторую надпись, можно таким же образом присоединить к ней третью и т.д.
Сформировав цепочку надписей, можно вводить текст в первую надпись. Когда она заполнится, курсор автоматически перенесется в следующую надпись по цепочке, и т.д.
Для разрыва цепочки служит кнопка « Разорвать связь». При этом должна быть выделена одна из надписей (не последняя). Нажатие на кнопку разрывает цепочку, при этом следующая за выделенной надписью становится самостоятельной и пустой, а весь текст остается в предыдущих надписях (возможно, он не вместится, и размер надписей придется увеличить).
Кнопка « Направление текста» позволяет изменить направление текста в надписи. В случае цепочки надписей для изменения направления текста должна быть выделена первая надпись в цепочке.
Текст в надписи можно форматировать так же, как и любой другой текст (со стилями, списками, отступами, табуляцией и т.д.).
Форматирование самой надписи осуществляется так же, как и форматирование автофигур – при помощи инструментов ленты Формат фигуры или диалогового окна «Формат объекта». При этом ряд важных настроек находится на вкладке «Надпись» окна, показанной на рис. 6.9. Вкладка позволяет настроить выравнивание текста в надписи по вертикали (у верхней границы, у нижней, по центру), направление текста в надписи, разрешить или запретить поворот текста при повороте надписи (надписи в Microsoft Word 2010 можно поворачивать на произвольный угол). Автоподбор позволяет автоматически отрегулировать размер надписи по ее содержимому. Здесь же задаются отступы текста от границ надписи («Внутренние поля») и поведение текста, если он не вмещается в надпись.
Рис. 6.9 Диалоговое окно «Формат объекта», вкладка «Надпись»
Помимо надписи, кнопка « Буквица» группы Текст ленты Вставка позволяет добавить в текст буквицу, представляющая собой заглавную букву очень больших размеров (высотой в несколько строк обычного текста), с которой начинается глава книги. Буквицы были широко распространены в старинной художественной литературе. Буквица часто выделяется цветом и печатается особым декоративным шрифтом.
Для быстрого создания буквицы следует выделить первую букву абзаца и воспользоваться командами кнопки «Буквица». Можно выбрать команду Параметры буквицы, которая откроет диалоговое окно (рис. 6.10), где можно задать расположение буквицы, ее размер, а также расстояние от буквицы до основного текста. После нажатия кнопки «OK» первая буква абзаца будет увеличена до заданного размера и заключена в рамку. Отметим, что если курсор ввода находится в пустом абзаце, кнопка « Буквица» будет недоступна.
Рамка – более простой объект, позволяющий располагать текст или рисунок в произвольном месте листа. Рамка появилась в ранних версиях Microsoft Word.
В версии 2010 команда вставки рамки не вынесена ни на одну из лент. Тем не менее, при редактировании в Microsoft Word 2010 файлов .doc (а не .docx) программа переходит в режим ограниченной функциональности. В этом режиме недоступны эффекты для текста, автофигур, фильтры и изменение цвета рисунков, а ленты Формат фигуры и Формат рисунка выглядят по-другому. Также используется другое диалоговое окно «Формат объекта» (из Microsoft Word 2003). Именно в этом окне имеется возможность преобразовать надпись в рамку. При работе с файлами .docx такой возможности в Microsoft Word 2010 нет. Тем не менее, буквица в Microsoft Word 2010 вставляется именно в рамку, а не в надпись. Работа с рамками в данном пособии рассматриваться не будет.