Упражнение в переносе логического ударения
Шесть мышат в камышах шуршат. (Сколько было мышат?)
Шесть мышат в камышах шуршат.(Кто именно шуршал?)
Шесть мышат в камышах шуршат. (Где же они шуршат?)
Шесть мышат в камышах шуршат. (Что мышата делают?)
Дети читают строчку, меняя место логического ударения.
– На рисунке мы изобразим шесть мышат.
Дети выполняют работу.
Занятие 27
Занятие начинается с пальчиковой гимнастики.
Учитель.
Приглашаю вас, друзья,
В дом к себе на кухню я.
Как? Согласны? Если да,
Проходите все сюда!
Мы ладони сложим вместе,
Словно их слепили тестом.
Начинаем опускать,
Только, чур, не разжимать!
(Складываем ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускаем кисти рук вниз, прогибая запястья. Повторяем несколько раз.)
Вот протек на кухне кран,
Капли капают в стакан.
Подскажите, как нам быть,
Что нам в кране заменить?
(Постукиваем по парте подушечками средних пальцев по столу. Повторяем упражнение несколько раз.)
Кухня – мир, где тайн полно,
Где всегда есть волшебство...
Нужно только лишь уменье,
Вдохновенье и терпенье.
– Отгадайте загадки и назовите кухонную посуду:
Утка в море,
А хвост на заборе. (Ковш.)
Вот выходит из буфета
Дама розового цвета.
Вместе с нею блюдца
Весело смеются. (Чашка.)
Думаете, только вы
Людям помогать должны?
Без моей же помощи
Не протушишь овощи,
Не пожаришь на обед
Ни блинов ты, ни котлет. (Сковорода.)
На себя возьму я грех
И скажу: важней я всех!
У меня полно забот –
Во мне варят суп, компот. (Кастрюля.)
Большой родственник мелкой тарелки. (Блюдо.)
Маленький родственник мелкой тарелки. (Блюдце.)
У. Какие еще предметы посуды вы знаете?
Дети. Стакан, чайник, тарелка.
У. В чем ваши мамы варят суп?
Д. В кастрюле.
У. Какой суп варят из грибов?
Д. Грибной.
У. А из капусты?
Д. Щи.
У. Как называется суп, в который кладут соленые огурцы?
Д. Рассольник.
У. А суп из гороха?
Д. Гороховый.
У. Повторяйте за мной:
Я несу суп, суп, суп. (Шагаем на месте, руки вытянуты вперед.)
А кому? – Псу, псу, псу. (Приселаем, пружиня в приседе.)
(А. Шибаев)
– Назовите предметы посуды женского рода.
Д. Чашка, тарелка, кастрюля, сковорода.
У. Назовите предметы мужского рода.
Д. Чайник, стакан, ковш.
У. Среднего рода?
Д. Блюдо, блюдце.
У. Давайте попробуем представить себе, что у нас много этих предметов. Как мы о них скажем?
Д. У нас есть ковши, чашки, блюда, блюдца, кастрюли, сковороды.
У. А попробуем все эти предметы уменьшить, назвать в значении «маленький».
Д. Ковшик, чашечка, блюдечко, кастрюлька, сковородочка.
У.
Принял спор такой накал,
Что не выдержал бокал:
– Господа! Соседи! Братцы!
Как бы нам не разодраться!
Кто же все-таки важнее?
Кто полезнее? Нужнее?
– Попробуйте ответить на этот вопрос.
Дети предлагают свои варианты ответов.
– И не надо спорить нам
По каким-то пустякам:
Кто важнее, кто нужнее,
Кто красивее, прочнее.
Главное – мы служим людям
И служить им дальше будем!
Пусть готовят в нас без лени
Кашу, сырники, пельмени...
А теперь пора уж нам
Расходиться по местам.
Вот и все – скажу вам, дети!
Вся посуда вновь в буфете.
Какие кухонные предметы мы можем изобразить, используя наши линейки?
Дети отвечают.
– Как заштриховать эти предметы так, чтобы было понятно, что они принадлежат одному хозяину, относятся к одному сервизу?
Д. Использовать одинаковый рисунок.
У. Попробуйте создать свой сервиз, используя штриховку карандашами разного цвета.
Создание и представление работ.
Литература
Брозаускас Л.Г., Нужная А.Н. Спор на кухне. – СПб.: Союз, 2001.
Занятие 28
Учитель. Отгадайте загадку:
Зеленый – висит,
Желтый – летит,
Черный – лежит.
Дети. Лист.
У. Покажите ладошки, разотрите их. Возьмите в руки ребристый карандаш, покатайте его между ладошками. Покажите пальчики. Пальчики будут как листики.
Весною в плотной почке
Спрятались листочки. (У детей закрытые кулачки.)
Солнце веточку пригрело,
И раскрыл листочек тело. (Дети медленно раскрывают кулачки.)
К солнышку тянулся,
Рос и развернулся. (Дети расправляют ладошки, растопыривают пальцы.)
Ветерок его качал,
Дождик по листу стучал. (Потряхивают кистями, постукивают пальчиками о пальчики.)
Холод осенний листочек сорвал,
Лист покружил и на землю упал. (Опускают руки вниз, показывают на пол.)
У. Вы уже поняли, что речь пойдет о листьях? Какие бывают листья у разных деревьев? Вспомнить разные деревья нам поможет кроссворд.
Учитель читает загадку, дети называют отгадку. Учитель вписывает слово, на доске помещает иллюстрацию с изображениями листьев названного дерева.
По горизонтали:
1.Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница.)
По вертикали:
2. Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (Клён.)
3.Живет в низинке,
Из нее плетут корзинки.
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива.)
4.Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
5.Среди лета – метелица:
Пух летит и стелется.
Почки – липучие,
Листья – пахучие,
Плоды – летучие. (Тополь.)
6. Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
7.Из лесочка деревцо
Пришло к дому под крыльцо
С доброй славой,
С головой кудрявой,
С красными кистями,
С пернатыми гостями. (Рябина.)
8. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна.)
У. Итак, на доске изображения разных листьев. На какие группы их можно разделить?
Д. По форме: овальные, округлые, вытянутые.
– А можно по размеру: крупные и мелкие.
– А еще – по цвету: зеленые, желтые, бордовые.
Учитель фиксирует на доске признаки классификации.
У. Как еще можно разделить листья?
Д. По свежести и любым другим признакам.
Физкультминутка
У.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу. (Дети качают поднятыми руками.)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (Дети встряхивают кисти рук.)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят. (Дети поворачивают туловище и машут руками.)
Как они сядут, тоже покажем –
Руки сложили назад. (Дети приседают и выпрямляются.)
– Давайте посмотрим, как о листьях пишут поэты в стихотворениях.
Учитель раздает карточки с?отрывками из стихотворений. Дети читают самостоятельно:
1.Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
(С. Есенин)
2.Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
(С. Есенин)
3.Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
4.А рядом с новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
(Н. Некрасов)
5.Октябрь уж наступил –
Уж роща отряхает
Последние листы
С нагих своих ветвей...
(А. Пушкин)
6. Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
Красный, желтый, золотой...
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно!
Листьев нет –
Лишь ветки видно.
7.Я сидел сегодня дотемна
Около открытого окна.
Вдруг на подоконнике прилёг
Золотистый маленький листок.
За окошком сыро и темно,
Вот он и влетел в моё окно.
Он дрожит, и, видно, оттого
Шевелится хвостик у него.
(В. Орлов)
8.Под величавые раскаты
Далеких, медленных громов
Встает трава, грозой примята,
И стебли гибкие цветов,
Последний ветер в содроганье
Приводит влажные листы,
Под ярким солнечным сияньем
Блестят зеленые кусты.
(А. Блок)
9.Сквозь кружево листьев ажурных
Всплывали дворцов арабески...
(И. Северянин)
10.Люблю в осенний день
Листвы сквозящей слушать плач...
(В. Брюсов)
11. Древесных листьев сонный лепет
Робею выслушать вполне...
(В. Бенедиктов)
Дети читают и находят описания листьев.
У. Какой поэты видят листву?
Д. Разной по цвету – золотистой, желтой, зеленой.
– В разное время года она бывает сухой, последней.
У. Как выглядят листья осенью? весной? летом? зимой?
Дети зачитывают соответствующие отрывки.
– Какие интересные эпитеты (признаки) вам запомнились?
Дети приводят примеры.
– Вы должны с помощью геометрических фигур изобразить ветку с листочками и описать нарисованный лист с точки зрения размера, формы, цвета, времени года.
Дети составляют рисунки и штрихуют.
Занятие 29
Учитель.
Мы на парту пальчик ставим,
Снизу – четверо друзей.
А теперь сильнее давим –
Будут пальчики сильней.
(Дети ставят подушечки больших пальцев сверху на парту, а подушечки других пальцев – снизу под партой и зажимают край парты кончиками пальцев как можно сильнее.)
А теперь местами пальцы
Захотели поменяться.
Поменяем и опять
Будем их тренировать.
(Повторяем четверостишие несколько раз. Далее меняем положение пальцев: снизу большой палец, а над партой – остальные.)
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от парт не отпускает.
(Указательным и средним пальчиками изображаем на парте ходящие ножки.)
– Прочитайте слова, напечатанные на доске.
На доске:
дорога, дорожка, путь, тропинка, просека, шоссе, трасса, тропа, стежка, проселок |
– Что вы можете сказать об этих словах?
Дети. Эти слова близки по смыслу, среди них есть однокоренные (родственные) слова – дорога и дорожка, тропа и тропка.
Неизвестны, может быть, слова просека и стежка. Тогда учитель уточняет разницу в значениях слов.
Справка
· Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев.
· Стежка – то же, что и тропинка.
· Проселок – грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами: проселочная дорога.
– Какое слово может быть лишним в данном ряду?
Выбор ответа должен быть аргументирован основополагающей системой отбора. Если ребенок приводит свою систему, ответ может быть верный.
Например:
Д. Путь – так как это единственное слово, в?котором один слог.
– Шоссе – так как это единственное слово среднего рода, и оно не изменяется.
– Просека – так как это не всегда дорога.
У. Где можно передвигаться пешком? на велосипеде? на автомобиле? на поезде? на самолете?
Учитель задает вопросы последовательно.
Д.Пешком передвигаемся по тропе, тропке, просеке, дороге, пути.
– На автомобиле едем по шоссе, трассе, дороге, проселке.
– Бывают железнодорожные, водные пути, воздушная трасса.
Учитель обращает внимание на сочетаемость слов.
У.Однажды Львенок и Черепаха отправились погулять, и вот какая история с ними случилась.
Чтение дидактической сказки, которая печатается по книге: «Кто поможет Львенку?» (Богат В. Творческий практикум для дошкольников. – М.: ООО «Алтей». Серия «Готовимся к школе»).
КАМЕНЬ
Как-то раз Львенок и Черепаха отправились погулять. Черепаха ползла медленно, любуясь природой, а Львенок все время забегал вперед, потом возвращался, потом опять бежал и опять возвращался. Он так увлекся, что не заметил большой камень, лежащий у него на пути.
У.По какому пути могли прогуливаться львенок и черепаха?
Д.По проселку, по тропке в лесу.
Маленький Львенок налетел на камень и сильно ударился. «Противный камень!» – хныкал Львенок. «Ну вот, – сокрушалась Черепаха, – посиди здесь, а я принесу тебе холодный листок подорожника».
Когда Черепаха вернулась, Львенок пытался сдвинуть камень. «Что ты делаешь?» – спросила Черепаха. «Я хочу отодвинуть его куда-нибудь подальше, чтобы никто больше не мог стукнуться!» – сердито ответил маленький Львенок. Но камень был очень тяжелым, и Львенку никак не удавалось даже сдвинуть его с места. «Все равно я тебя уберу!» – пыхтел Львенок, изо всех сил упираясь в камень. «Подожди, маленький Львенок, так ты ничего не добьешься», – остановила его Черепаха. «Что же, он так и будет здесь лежать?» – недовольно спросил Львенок. «Нет, его, конечно, можно убрать...» – начала Черепаха.
«Но как?! – удивился Львенок. – Ведь камень такой тяжелый!» «А ты подумай сам, как сделать так, чтобы камня не стало», – предложила умная Черепаха...
У.Давайте подумаем вместе: как убрать камень, не передвигая его с места?
Рассматривая все версии решения, анализируем плюсы и минусы каждой. Обращаем внимание на вариант, предлагающий вырыть ямку у камня и закопать камень на месте.
– Расположите действия в последовательности.
Д.Сначала надо принести лопату. Затем копать ямку, подкапывая под камень, и откладывать землю в сторону. Затем свалить камень в яму и сровнять землю.
Иллюстрируем этот вариант решения проблемы.
У.На каком пути мог бы лежать камень, где возможно такое решение? (Возвращаемся к словам-синонимам.)
Д.Камень мог быть на пути, на тропке, на стежке, на проселке.
У.Как построить рисунок?
Обсуждаем композицию и переходим к штриховке. Затем идет представление работ. Обращаем внимание на включение в речь слов-синонимов.
Литература
1. Коваленко В.И. Школа физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007.
2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: АСТ, 2002.
3. Куда уехал цирк? Хрестоматия для начальной школы / Сост. А.В. Левин и др. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
Штриховка и развитие речи
Кружок. 1 класс
Окончание. См № 9, 12, 20, 23/2008; 1, 2, 3/2009.
Ход занятия 30
Занятие начинается с пальчиковой гимнастики.
Учитель. Какое слово спрятано в этом логическом квадрате?
На доске:
Дети.Карета.
У.Какое слово можно получить, переставив буквы слова карета?
Д.Ракета.
У.Что такое ракета?
Дети отвечают.
Энциклопедическая справка
РАКЕТА (нем. Rakete) – летательный аппарат, движущийся под действием реактивной силы, возникающей при отбросе массы сгорающего ракетного топлива (рабочего тела). Бывают неуправляемые и управляемые, изменяющие параметры траектории в полете; одно- и многоступенчатые (каждая ступень обеспечивает разгон ракеты на определенном участке, а затем отделяется). Стартовая масса – от нескольких килограмм до нескольких тысяч тонн. Применяются в военном деле, космонавтике и др.
(Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).
Учитель открывает на доске иллюстрации космических кораблей и тематические детские рисунки.
– Скажите, что вы видите на этих иллюстрациях? Можете ли вы назвать эти предметы?
Д.Космический корабль, спутник, ракета.
У.Покажите, пожалуйста, где ракета? Где спутник? Где пилотируемый корабль?
Дети показывают, возможны затруднения.
– Один мой знакомый лет семи утверждает, что корабль и ракета – это одно и то же. Прав ли он? Предлагаю разобраться в этом вопросе и составить грамотный ответ для моего знакомого. Я нашла материал в Энциклопедии, но, печатая, растеряла начало и конец. Давайте вместе соберем текст.
Дети работают в группах. Они составляют текст из частей. Текст представлен в двух вариантах: сложный и легкий, чтобы учитель мог выбрать вариант, соответствующий уровню подготовки класса.