Упражнения, направленные на отработку четкого произношения звуков и развитие элементов интонационной выразительности

Цель: уточнение артикуляции и отработка четкого произнесения глас­ных звуков а, у; учить воспринимать текст на слух, развивать слуховое вос­приятие, внимание и память; формирование умений и навыков выделять заданный звук, четко его артикулируя, выделять ударный слог в слове, менять ритм, темп и силу голоса.

На занятии используется стихотворный текст: Мама спит, она устала,

Ну и я мешать не стала.

Схема проведения занятия:

— Послушайте стишок.

— Послушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом. Назовите его.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук а.

— Произнесите этот звук, четко артикулируя (хором, по одному).

— В каких словах вы услышали звук а?

— Выделите ударный слог в слове мама.

— Произнесите стишок, отхлопывая ритм.

— Произнесите громко (тихо, умеренно).

— Произнесите быстро (медленно, умеренно).

— Послушайте потешку:

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Сидит ворон на дубу.

— Послушайте, какой звук я выделяю голосом.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук у.

— Произнесите, пожалуйста, этот звук, четко артикулируя (хором, по двое, по одному).

— В каких словах вы услышали звук у?

— Прохлопайте ритм потешки.

— Выделите ударный слог в слове ворон.

— Произнесите громко, тихо (попеременно: мальчики — девочки).

— Произнесите быстро, медленно (попеременно: мальчики — девочки, все вместе — умеренно).

Упражнения для развития выразительности мимики, жеста и движения

Вводные упражнения для развития мимической выразительности.

Цель:сформировать умения и навыки активно пользоваться мимическими мышцами, жестом в соответствии с ситуацией.

Первоначальный показ педагога. Надуть щеки, втянуть щеки. Закрыть глаза поочередно, сощурить глаза, поднять брови, опустить, сдвинуть, раздвинуть.

Приложить палец к губам — тихо, развести руки — недоумение.

Развитие речевого дыхания

Цель:познакомить детей с особенностями речевого дыхания; формировать умения и навыки незаметно и рационально расходовать воздух, взятый в момент вдоха, своевременно «добирать» его, чтобы сохранить плавность, легкость и решительность звучания голоса (иными словами — правильно пользоваться речевыми дыханием).

Следует соблюдать дозировку упражнений, следить, чтобы дети производили вдох и выдох без напряжения, плавно, не поднимая плеч при вдохе, и не втягивая живот при выдохе.

В процессе занятий детей необходимо учить рационально расходовать воздух при выполнении любых речевых упражнений.

Все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха.

Педагог встает перед детьми, правую руку кладет на область диафрагмы, левую — на пояс. Делает вдох через нос (рот закрыт), не напрягаясь. Выдох через нос. Объясняет детям свои действия, поясняет, какую роль играет дыхание для речи. Предлагает выполнить упражнение вместе: встать прямо, спинку выпрямить, правую руку положить на область диафрагмы, левую — на пояс.

Выдох.Вдохнуть через нос, рот закрыт, плечи не поднимать. Выдыхаем через нос.

Упражнение повторить 2-3 раза.

Если не все дети выполнили упражнение правильно, то педагог с ними занимается индивидуально.

Упражнения лучше выполнять лежа на ковре.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ № 1

Цель: развивать и закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги; закреплять понятие «левая и правая рука»; развивать зрительную память и слуховое внимание, формировать самоконтроль, четкую вербали­зацию положения руки на листе бумаги.

Материал: альбомные листы для каждого ребенка.

Педагог показывает детям расположение листа на парте и называет это положение — вертикальное.

Задания:

— Поднимите, пожалуйста, правую руку (левую).

— Покажите верхний край листа (нижний край).

— Положите правую ладонь справа от листа. Где лежит твоя ладонь?(Справа.)

— Положите, пожалуйста, левую ладонь на верхнюю часть листа. Где находится твоя ладонь? (Моя ладонь находится в верхней части листа.)

— Положите, пожалуйста, правую ладонь на. нижнюю часть листа. Где находится твоя ладонь? (Моя правая ладонь находится в нижней части листа.)

— Положите, пожалуйста, левую ладонь справа, а правую — вверху. Где находятся ваши ладони? (Моя правая ладонь в верхней части листа, а левая ладонь — справа.)

— Правую ладонь — слева, а левую — в верх листа.

— Правая ладонь внизу, а левая — вверху.

— Положите правую ладонь внизу, а левую — вверху.

— Положите правую ладонь посередине листа.

Затем педагог предлагает детям дать задания друг другу.

Саша: Поднимите левую руку и положите в левой части листа.

Ваня: Положите, пожалуйста, правую руку посередине листа.

Педагог: А левую?

Ваня: Левую ладонь надо положить на правую часть листа.

Итог занятия.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ №2Артикуляционные упражнения

Цель: формировать у детей четкие, энергичные движения губ и нижней челюсти, необходимые для выработки полноценной дикции.

Тренировка нижней челюсти Упражнение 1

Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты.

На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух паль­цев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют ок­руглую форму, зубы не обнажаются.

На счет «два» фиксируется открытое положение рта.

На счет «три» рот закрыт.

При выполнении упражнения нужно обращать внимание на то, чтобы го­лова не наклонялась, все внимание направлено на опускание челюсти.

Движения кистей рук педагога: 2 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прилегает к указательному. Когда рот открывается, боль­шой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

Упражнение повторить 3-4 раза.

Тренировка губных мышц Упражнение 1

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном, спокойном со­стоянии.

На счёт «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пяточка».

На счет «два» губы растягиваются в стороны (как в улыбке), не обна­жая зубов.

Упражнение повторить 3—4 раза.

Движения кистей рук педагога: на счет «один» собрать все пальцы в щепоть, на счет «два» — пальцы врозь, веером.

Наши рекомендации