Ii. формирование творческого мышления

(На эту часть занятия отводится примерно 13—14 минут)

Существенным моментом всей системы предлагаемых занятий является направленность на сочетание работы по развитию культуры устной речи (так называемая лингвистическая часть) и творческого мышления (вторая часть занятия) с работой по формированию предпосылок полноценной учеб­ной деятельности у детей пятилетнего возраста. Это важно, во-первых, по­тому, что в учебной деятельности осуществляется единство сознания, пси­хики и деятельности в целом, а также потому, что учебная деятельность младшего школьника, сменив предшествующую ей форму игровой деятель­ности, становится ведущей в жизни шести-семилетнего ребенка.

Если часть детей, поступающих в школу, вопреки определенным педаго­гическим упущениям, многое в становлении учебной деятельности осваива­ет самостоятельно, то некоторые оказываются мало подготовленными к ней, Причиной этого может быть недостаточное развитие произвольности пове­дения и речи, умений адекватно условиям проявлять собственные творчес­кие возможности.

Поскольку характерным для учебной деятельности является прямое соотнесение ее с общеучебными интеллектуальными умениями, то в ходе специальных занятий (в первой их части и особенно — во второй) отрабатываются три блока умений. Эти блоки соответствуют основным функциям учебной деятельности, а именно: мотивационно-ориентировочной, операционноисполнительской и контрольно-оценочной.

Первый блок— умение четко, в полном объеме воспринимать учебный материал, т. е. полноценное восприятие и понимание учебного материала в соответствии с заложенными в нем учебными задачами, целями.

Второй блок— умение продуктивно осуществлять различные виды классификаций и обобщений, которые по своим психологическим механизмам находятся в прямом соотнесении с основными процессами мыслительной деятельности школьников: анализ, синтез, абстракция, обобщение.

Третийблок — умение осуществлять контрольные действия и самоконтроль. Особая роль самоконтроля проявляется в его взаимосвязи с развитием внимания.

При ориентации на формирование предпосылок к полноценной учебной деятельности (всех составляющих ее компонентов и функций) важно, что бы общеучебные интеллектуальные умения формировались не отдельно, а в их сочетаемости.

Направленность специальных заданий на освоение всех трех блоков умений подводит детей к овладению такими важными комплексными навыками, как планирование предстоящей работы, выбор способов, средств ее осуществления, проверка результатов.А поскольку итогом выполнения детьми учебной работы (различной сложности заданий) явля­ется вербализация умственных действий, как отдельных, так и всего ком­плекса, то в процессе ее осуществляется и формирование речемыслительной деятельности.

Формирование общеучебных интеллектуальных умений как одной из пред­посылок полноценной учебной деятельности целесообразно осуществлять в определенной последовательности: от простых, известных детям учебных действий до выполнения сложных творческих заданий.

В нашей системе предусмотрена определённая последовательность реа­лизации специальных заданий. На каждый раздел отводится пример­но 5-6 занятий.

1. Работас геометрическим материалом

Учебный материал: набор геометрических форм, разных по цвету и ве­личине. В процессе работы с геометрическим материалом у детей формируются умения и навыки определять и находить различные по величине, форме и цвету геометрические фигуры, а также ориентироваться на листе бумаги. В ходе занятий отрабатывается адекватность называния каждой из исполь­зуемых на занятиях геометрических фигур и четкость произнесения назва­ния.

Различные задания с геометрическим материалом, используемые во II части занятия, формируют важные качества личности ребенка: самостоя­тельность, наблюдательность, зрительную память, находчивость, сообрази­тельность. В ходе выполнения заданий вырабатывается устойчивость вни­мания, развиваются конструктивные умения. Подбирая материал к заня­тиям, мы старались, чтобы он был не очень сложен для ребенка. В том слу­чае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается по­ложительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мысли­тельную активность. В процессе и по следам выполненных действий организуются устные, по возможности, развернутые высказывания детей.

2. Работа по развитию умений и навыков осуществлять интеллекту­альные операции установления последовательных взаимосвязей и упо­рядочивания различий (сериация)

Учебный материал: демонстрационные таблицы с геометрическими фи­гурами, силуэтами деревьев, изображениями живых существ, цифр, букв, различных знаков.

Сериация— одна из важнейших и вместе с тем наиболее простых мыс­лительных операций. Выполнение этих заданий осуществляется в опреде­ленной последовательности, в порядке усложнения. Методика проведения занятий на сериацию предусматривает гибкое сочетание индивидуальной и коллективной форм работы.

При предъявлении задания педагог просит детей подумать о последова­тельности выполнения учебных действий. Первый ребенок, решивший за­дачу, выходит к доске. Педагог просит его подробно рассказать о последо­вательности выполнения предложенного задания. По ходу ответа педагог помогает ребёнку более чётко сформулировать последовательность рассуждений, с тем чтобы алгоритм выполнения задания был понятен всем.

Задания на сериацию могут быть представлены специальными таблицами, нарисованными мелом на доске, или индивидуальными карточками для каждого ребенка. Зная индивидуальные особенности детей, педагог без труда определит причины возможных ошибок. Ошибка может быть результатом невнимательности, поспешности, а может быть и результатом недостаточной сформированности уровня мышления.

3. Работа с геометрическим конструктором(имеются в виду задания по конструированию различных фигур из треугольников и работа с танграмом.)

Учебный материал: конверты для каждого ребенка с восемью равнобедренными треугольниками; конверты с танграмом; таблицы с изображение фигур-силуэтов.

В процессе этих заданий дети учатся анализировать расположение фигур на таблице, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец, сравнивать различные фигуры, находить общее в них и различия.

По ходу работы с геометрическим конструктором у детей формируются наглядно-образное мышление, творческие способности, устойчивость и произвольность деятельности.

Успешность работы с геометрическим конструктором зависит от уровня сенсорного развития ребёнка. Дети должны знать не только название геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их для получения новой фигуры. У детей должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы.

На первых занятиях по освоению работы с геометрическим конструктором проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, выработку практических умений в составлении новых фигур. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию, собственному замыслу. В тех случаях, когда дети выполняют задания по собственному замыслу, им предлагают сначала составить задание мысленно, а затем перейти к практическому его осуществлению.

Более сложные задания — составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам. Для успешного воссоздания фигур-силуэтов необходимо умение зрительно анализировать форму плоской фигуры и ее частей. Кроме это, при воссоздании фигуры на плоскости очень важно умение мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансформации.

Детям предлагается по образцу составить из отдельных фрагментов aналогичную фигуру-силуэт (чайника, лисички, парохода, машины, самолёта, вертолёта и др.). Несмотря на кажущуюся легкость «копирования» способа пространственного расположения частей, дети могут допускать ошибки в составлении фигур. Чтобы их предупредить, необходимо провести предва­рительный тщательный анализ пространственного расположения частей фи­гуры и лишь затем предложить составить ее. За анализом следуют упраж­нения в составлении фигур. Образец не убирается, дети могут вновь обра­щаться к нему в случае затруднения. (По мере накопления детьми опыта образец уже не используется.)

В процессе и по следам выполненных действий организуются разверну­тые высказывания детей.

Работа со спичками

Учебный материал: коробочки со спичками без серы; демонстрацион­ные таблицы, доска и мел.

Одним из видов работы геометрического характера, развивающих при­емы самостоятельного поиска решения задач, смекалку детей, является работа со спичками. Поскольку в ходе выполнения различных заданий со спичками происхо­дит трансфигурация — преобразование одних фигур в другие, а не только меняется их количество, ребенок включается в активную умственную дея­тельность творческого характера, требующую абстрактного мышления.

5. Формирование планомерного поиска закономерностей на матери­але «Найди отличия» и «Что перепутал художник».

Учебный материал: демонстрационные картины или карточки с одина­ковыми рисунками для каждого ребенка.

В данном виде работы дети учатся рассматривать рисунки в определен­ной последовательности, находить и запоминать имеющиеся в них отличия. У детей развиваются и закрепляются навыки произвольной деятельности, умственных действий сравнения, сопоставления, обобщения, зрительного внимания, ориентировки в пространстве, целенаправленного поиска, само­контроля, формируются умения конструировать развернутые связные выс­казывания (умозаключение), навыки общения в процессе выполнения учеб­ных заданий.

По следам выполнения задания проводится коллективная или взаимо­проверка.

ЗАНЯТИЯ

Поскольку любое занятие есть творчество педагога, то в данном пособии мы ограничиваемся приведением кратких планов занятий. Вместе с тем, поскольку предлагаемые занятия являются нетрадиционными, представлено и несколько развёрнутых занятий нашей системы.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ № 1

Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями кистей рук, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Артикуляционные упражнения первых двух занятий дети выполняют без движений кистей рук, педагог же демонстрацию каждого артикуляционного упражнения сопровождает движениями кистей рук (биоэнергопластика)

Цель:формировать у детей четкие, энергичные движения губ и нижней челюсти, необходимые для полноценной дикции.

Упражнение 1

Необходимым условием четкой, правильной речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счёт «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

На счет «два» фиксируется открытое положение рта.

На счет «три» рот закрыт.

При выполнении упражнения нужно обращать внимание на то, чтоб голова не наклонялась; все внимание направлено на опускание челюсти

Движения кистей рук педагога: 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

Упражнение повторить — 2—3 раза.

Ii. формирование творческого мышления - student2.ru
Ii. формирование творческого мышления - student2.ru

Тренировка губных мышц

Упражнение 1

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном, спокойном со­стоянии.

На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны (как в улыбке), не обнажая зубов.

Упражнение повторить 3-4 раза.

Движения кистей рук педагога: на счет «один» собрать все пальцы в щепоть, на счет «два» пальцы врозь, веером.

Наши рекомендации