Инструмент Rectangle (Прямоугольник)

С инструментом Rectangle (Прямоугольник) вы кратко познакомились в предыдущей лекции. Рассмотрим параметры, которые отображаются на панели свойств при выборе данного инструмента (рис. 3.1).

  • Left Rectangle Corner Roundness(Скругление левых углов прямоугольника), Right Rectangle Corner Roundness (Скругление правых углов прямоугольников). Величина скругления любого из четырех углов прямоугольника может меняться от 0 до 100. Значение 0 соответствует отсутствию скругления, а величина 100 означает, что угол полностью скруглен.
  • Round Corners Together (Скруглить все углы). Эта кнопка ("замок") используется для включения или отключения режима скругления всех углов. При необходимости скруглить отдельные углы прямоугольника нужно отжать кнопкуRound Corners Together (Скруглить все углы).

В большинстве случаев углы удобнее скруглять вручную, с помощью инструментаShape (Форма) ( ). Выбрав данный инструмент, наведите указатель мыши на одну из контрольных узловых точек, расположенных на углах прямоугольника. При наведении на узловую контрольную точку указатель мыши примет вид (рис. 3.2).

Рис. 3.1. Панель свойств при активном инструменте Rectangle (Прямоугольник)

Рис. 3.2. Скругление углов с помощью контрольной узловой точки

Чтобы изменить скругление всех углов прямоугольника с помощью мыши, выполните следующие действия.

  1. Выделите требуемый прямоугольник.
  2. Выберите инструмент Shape (Форма) ( ).
  3. Наведите указатель мыши на одну из узловых контрольных точек.
  4. Когда указатель примет вид , нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, задайте требуемое скругление углов перемещением мыши. Отпустите кнопку мыши.

Чтобы изменить скругление одного из углов прямоугольника, действуйте следующим образом.

  1. Выделите требуемый прямоугольник.
  2. Выберите инструмент Shape(Форма) ( ).
  3. Наведите указатель мыши на одну из угловых контрольных точек.
  4. Когда указатель примет вид , щелкните кнопкой мыши. Выделенной останется только одна контрольная узловая точка.
  5. Не отводя указатель от этой точки, нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, протащите мышь, чтобы задать требуемое скругление угла. Отпустите кнопку мыши.

Практическое задание 9. Скругление углов

  1. Постройте прямоугольник шириной 50 мм и высотой 15 мм (далее в курсе габаритный размер фигур будет обозначаться как 50x15мм.)
  2. Расположите объект на странице, задав координаты: x = 30 мм, y = 15 мм.
  3. Создайте копию прямоугольника и расположите ее следующим образом: x = 30 мм, y = 35 мм.
  4. Создайте еще одну копию объекта и задайте такие координаты: x = 30 мм, y = 55 мм.
  5. Задайте всем углам остальных прямоугольников скругление, равное 100 (рис. 3.3).
  6. Отжав кнопкуRound Corners Together (Скруглить все углы), уберите скругление отдельных углов, задав нулевые значения. В результате получится объект, изображенный на рис. 3.4.
  7. Задавая значения скругления для углов отдельных прямоугольников, приведите изображение к виду, показанному на рис. 3.5.

Практическое задание 10. Узоры



  1. Постройте прямоугольник размером 30x30мм и задайте для него координаты: x0 = 25 мм, y0 = 25 мм.
  2. Создайте три копии прямоугольника и расположите их следующим образом: x1 = 25 мм, y1 = 55 мм; x2 = 55 мм, y2 = 55 мм; x3 = 55 мм, y3 = 25 мм.
  3. Задавая для углов отдельных прямоугольников скругление 100, приведите изображение к виду, представленному на рис. 3.6.
  4. Задавая для выборочных углов разных прямоугольников скругление 0 или 100, преобразуйте изображение, как показано на рис. 3.7.

Рис. 3.3. Результат скругления углов

Рис. 3.4. Объект после отмены скругления отдельных углов

Рис. 3.5. Итоговое изображение

Рис. 3.6. Результат скругления углов

Рис. 3.7. Итоговые изображения

Практическое задание 11. Орнамент

  1. Постройте прямоугольник размером 60x15 мм и расположите его, задав следующие координаты: x = 51,5 мм, y = 20 мм.
  2. Постройте квадрат размером 15x15 мм и расположите его так: x0 = 29 мм, y0 = 20 мм.
  3. Создайте три копии квадрата и задайте координаты: x1 = 44 мм, y1 = 20 мм; x2 = 59 мм, y2 = 20 мм; x3 = 74 мм, y3 = 20 мм.
  4. Задавая для углов отдельных квадратов скругление 100, приведите изображение к виду, показанному на рис. 3.8.
  5. Задавая скругление для различных углов, получите изображения, представленные на рис. 3.9.

Рис. 3.8. Результат скругления углов

Рис. 3.9. Итоговые изображения

Практическое задание 12. "Валдис"

При выполнении этого задания вы научитесь использовать заливку замкнутых контуров однородным цветом и изменение цвета контура. В качестве основы для логотипа выберем первую букву названия компании — "В".



  1. Постройте квадрат размером 30x30 мм и задайте для него координаты: x = 40 мм, y = 40 мм.
  2. Постройте еще один квадрат — 13x13 мм — и расположите его следующим образом: x = 33,5 мм, y = 33,5 мм.
  3. Создайте три копии второго квадрата и задайте для них такие координаты: x1 = 33,5 мм, y1 = 46,5 мм; x2 = 46,5 мм, y2 = 46,5 мм; x3 = 46,5 мм, y3 = 33,5 мм.
  4. Чтобы получить изображение, показанное на рис. 3.10, установите значения скругления: 100 — для соответствуюших углов маленьких квадратов, 50 — для углов большого квадрата.
  5. Установите белый цвет заливки и контура для четырех маленьких квадратов. Чтобы изменить цвет заливки выделенного объекта, необходимо навести указатель мыши на требуемый цвет на палитре цветов и щелкнуть. Щелчок правой кнопкой мыши приведет к окрашиванию линии контура объекта.
  6. Установите для большого квадрата черный цвет заливки и контура (рис. 3.11).

Рис. 3.10. Объект после скругления углов

Рис. 3.11. Итоговое изображение

СОВЕТ.Задав один цвет для заливки и контура, вы сможете использовать полученные геометрические фигуры в качестве заготовок для построения сложных изображений, подобно мозаике.

Практическое задание 13. Grand Gift

Для построения логотипа компании Grand Gift, специализирующейся в производстве подарочной упаковки, воспользуемся прямоугольниками. В качестве идейной отправной точки при создании логотипа компании возьмем символ упаковки — перевязанная коробка с бантиком. Визуальное представление будет выполнено из начальных букв слов, образующих название компании, — GG — и их возможной интерпретации — Gg.

  1. Постройте квадрат размером 30x30 мм и расположите его следующим образом: x = 40 мм, y = 40 мм. Задайте для всех углов скругление 40. Цвет заливки — черный, цвет контура — нет (чтобы убрать цвет контура, щелкните правой кнопкой мыши на крестике вверху цветовой палитры).
  2. Создайте копию квадрата, измените размер копии на 25x25 мм, скругление всех углов — 30. Цвет заливки — белый.
  3. Постройте прямоугольник 4x31 мм и задайте для него координаты: x = 40 мм, y = 40 мм. Цвет заливки — белый, цвет контура — нет.
  4. Постройте прямоугольник размером 6x2,5 мм, координаты — x = 37 мм, y = 53,75 мм. Задайте скругление правых углов равным 100. Цвет заливки — черный, цвет контура — нет.
  5. Постройте прямоугольник размером 6x2,5 мм и задайте для него координаты: x = 43 мм, y = 26,25 мм. Установите скругление левых углов равным 100. Цвет заливки — черный, цвет контура — нет (рис. 3.12).
  6. Постройте прямоугольник 6x2,5 мм и расположите его, задав такие координаты: x = 35 мм, y = 40 мм. Установите скругление левых углов равным 100. Цвет заливки — черный, цвет контура — нет.
  7. Создайте прямоугольник 6x2,5 мм и расположите его в координатах x = 45 мм, y = 40 мм. Задайте скругление только правых углов равным 100. Цвет заливки — черный, цвет контура — нет.
  8. Постройте прямоугольник с размерами 2,5x16,25 мм и расположите его в координатах x = 38,5 мм, y = 33,125 мм. Задайте скругление правых углов равным 100. Цвет заливки — черный, цвет контура — нет.
  9. Постройте прямоугольник с размерами 2,5x16,25 мм и расположите его в координатах x = 41,5 мм, y = 46,875 мм. Задайте скругление левых углов равным 100. Цвет заливки — черный, цвет контура — нет (рис. 3.13).
  10. Используя набор прямоугольников с скругленными углами, вращая и трансформируя их, получите заключительный элемент логотипа — бантик (рис. 3.14). "Скелет" бантика, представленный на рисунке справа, представляет собой один из вариантов построения данного объекта — с помощью прямоугольников. При желании вы можете использовать другой способ.
  11. В результате присоединения бантика к имеющемуся объекту получится готовый логотип (рис. 3.15).

Рис. 3.12. Объект после преобразований

Рис. 3.13. Созданная часть логотипа

Рис. 3.14. Построение бантика

Рис. 3.15. Итоговое изображение

Инструмент Эллипс (Ellipse)

Чтобы применить инструмент Ellipse (Эллипс), выполните следующие действия.

  1. Выберите на панели инструментов инструмент Ellipse (Эллипс) ( ).
  2. Переведя указатель ( ) на рабочую область, нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, протащите мышь, создавая объект — эллипс.
  3. Закончите создание эллипса освобождением кнопки мыши.

СОВЕТ.Если при построении эллипса удерживать нажатой клавишу Ctrl, то итоговая фигура будет представлять собой круг. Удерживание клавиши Shift позволяет строить эллипс от центральной точки в стороны, а не по крайним точкам.

ИнструментEllipse (Эллипс) позволяет создавать следующие фигуры: эллипс, окружность, сектор и дугу (рис. 3.16).

Рис. 3.16. Примеры фигур, созданных с помощью инструмента Ellipse (Эллипс)

Рассмотрим параметры, отображающиеся на панели свойств при активном инструменте Ellipse (Эллипс) (рис. 3.17).

Рис. 3.17. Панель свойств при выборе инструмента Ellipse (Эллипс)

ПРИМЕЧАНИЕ.Эллипс и сектор представляют собой замкнутые объекты, в то время как дуга является разомкнутым контуром.

Объекты Pie (Сектор) и Arc (Дуга) имеют следующие параметры, определяющие их внешний вид:

  • Starting and Ending Angles (Начальный и конечный углы) — угловой размер длины дуги окружности;
  • кнопка Clockwise/Counterclockwise Arcs or Pies (Дуги и секторы по/против часовой стрелки) — задает направление отсчета, что позволяет инверсированно отобразить сектор или дугу (рис. 3.18).

Рис. 3.18. Пример инверсированного отображения сектора

Использование полей панели свойств для указания начального и конечного углов секторов и дуг требует знания геометрии и хорошего ориентирования в угловой системе координат. В большинстве случаев подобные действия удобнее выполнять вручную, с помощью инструмента Shape (Форма) ( ).

Рис. 3.19. Преобразование эллипса в сектор и дугу с помощью контрольной узловой точки

Выбрав инструмент Shape (Форма), наведите указатель мыши на одну из контрольных узловых точек (сверху посередине — у эллипса, на концах — у дуг и секторов). При наведении на узловую контрольную точку указатель мыши принимает вид (рис. 3.19).

Чтобы с помощью мыши изменить числовое значение начального или конечного угла, выполните следующие действия.

  1. Выделите требуемый эллипс.
  2. Выберите инструмент Shape (Форма) ( ).
  3. Наведите указатель мыши на одну из узловых контрольных точек.
  4. Когда указатель примет вид , нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, протащите мышь, задав требуемое значение угла.
  5. Отпустите кнопку мыши.

СОВЕТ.Выполнением указанных действий можно получить сектор или дугу. Вид построенной фигуры зависит от того, где располагается указатель мыши в момент освобождения кнопки. Расположение указателя мыши внутри эллипса приводит к образованию сектора, снаружи — дуги.

Практическое задание 14. Цепочки

  1. Постройте круг размером 30x30 мм и задайте для него координаты x0 = 35 мм, y0 = 35 мм.
  2. Создайте копию построенного объекта и расположите ее в координатах x1 = 65 мм, y1 = 35 мм.
  3. Создайте еще одну копию и расположите ее в координатах x2 = 95 мм, y2 = 35 мм.
  4. Преобразуйте первый круг в сектор и задайте следующие значения начальных и конечных углов: начальный0 = 0°, конечный0 = 270°.
  5. Преобразуйте второй круг в сектор и задайте значения начальных и конечных углов: начальный1 = 0°, конечный1 = 180°.
  6. Преобразуйте третий круг в сектор и задайте значения начальных и конечных углов: начальный2 = 270°, конечный2 = 180° (рис. 3.20).
  7. Задавая значения начальных и конечных углов отдельных секторов и/или дуг, создайте объекты, представленные нарис. 3.21.

Рис. 3.20. Полученный объект

Рис. 3.21. Итоговые изображения

Практическое задание 15. Узоры

  1. Постройте круг размером 30x30 мм и расположите его в координатах x0 = 50 мм, y0 = 50 мм
  2. Создайте три копии круга и задайте для них координаты: x1 = 50 мм, y1 = 80 мм; x2 = 80 мм, y2 = 80 мм; x3 = 80 мм, y3 = 50 мм (рис. 3.22).
  3. Преобразуйте два нижних круга в секторы и задайте для них следующие значения начальных и конечных углов: начальный0 = 0°, конечный0 = 90°; начальный3 = 90°, конечный3 = 180° (рис. 3.23).
  4. Преобразуйте два верхних круга в секторы и задайте для них следующие значения начальных и конечных углов: начальный1 = 90°, конечный1 = 270°; начальный2 = 270°, конечный2 = 90° (рис. 3.24).
  5. Задавая значения начальных и конечных углов отдельных секторов, получите изображения, представленные на рис. 3.25.

Рис. 3.22. Круг и три его копии

Рис. 3.23. Результат преобразования нижних кругов в секторы

Рис. 3.24. Результат перобразования верхних кругов в секторы

Рис. 3.25. Итоговые изображения

Практическое задание 16. BMW, Радиация, Ежик

  1. Постройте круг размером 30x30 мм и задайте для него координаты x0 = 35 мм, y0 = 35 мм.
  2. Преобразуйте круг в сектор и установите значения начальных и конечных углов: начальный0 = 0°, конечный0 = 90°.
  3. Создайте копию полученного объекта и задайте для нее значения начальных и конечных углов: начальный1 = 90°, конечный1 = 180°.
  4. Создайте еще одну копию сектора и задайте значения начальных и конечных углов: начальный2 = 180°, конечный2 = 270°.
  5. Создайте еще одну копию сектора и задайте значения начальных и конечных углов: начальный3 = 270°, конечный3 = 0°.
  6. Установите цвет заливки для двух взаимно противоположных секторов круга — черный, цвет контура для всех секторов — черный (рис. 3.26).

Рис. 3.26. BMW

  1. Измените значения начальных и конечных углов исходного сектора: начальный0 — 60°, конечный0 — 120°. Установите цвет заливки — черный.
  2. Измените значения начальных и конечных углов копий:
    • начальный1 — 120°, конечный1 — 180°, цвет заливки — белый;
    • начальный2 — 180°, конечный2 — 240°, цвет заливки — черный;
    • начальный3 — 240°, конечный3 — 300°, цвет заливки — белый.
  3. Создайте еще две копии сектора и задайте для них начальные и конечные углы:
    • начальный4 — 300°, конечный4 — 0°, цвет заливки — черный;
    • начальный5 — 0°, конечный5 — 60°, цвет заливки — белый (рис. 3.27).

Рис. 3.27. Радиация

  1. Измените значения начальных и конечных углов секторов:
    • начальный0 — 15°, конечный0 — 25°, цвет заливки — черный;
    • начальный1 — 30°, конечный1 — 40°, цвет заливки — черный;
    • начальный2 — 45°, конечный2 — 55°, цвет заливки — черный;
    • начальный3 — 60°, конечный3 — 70°, цвет заливки — черный;
    • начальный4 — 75°, конечный4 — 85°, цвет заливки — черный;
    • начальный5 — 90°, конечный5 — 100°, цвет заливки — черный (рис. 3.28).

Рис. 3.28. Рождение ежика

  1. Создайте еще три копии сектора и задайте для них следующие значения начальных и конечных углов:
    • начальный6 — 105°, конечный6 — 115°, цвет заливки — черный;
    • начальный7 — 120°, конечный7 — 130°, цвет заливки — черный.
  2. Постройте дополнительный круг с размерами 25x25 мм и расположите его в координатах x8 — 35 мм, y8 — 35 мм.
  3. Преобразуйте круг в сектор и задайте для него значения начальных и конечных углов: начальный8 — 135°, конечный8 — 180°.
  4. Постройте еще один дополнительный круг размером 35x35 мм и задайте для него координаты x9 — 35 мм, y9 — 35 мм.
  5. Преобразуйте круг в сектор и задайте значения начальных и конечных углов: начальный9 — 0°, конечный9 — 10°.
  6. Добавьте еще три маленьких круга, чтобы получить окончательное изображение, представленное на рис. 3.29.

Рис. 3.29. Итоговое изображение

Практическое задание 17. "Электромеханика"

При построении многих знаков, имеющих в структуре эллипсы, отдельные фрагменты очень часто центрируют относительно друг друга.

  1. Постройте круг с размерами 45x45 мм и расположите его в координатах x — 60 мм, y — 60 мм. Цвет заливки — черный, цвет контура — черный.
  2. Создайте копию круга и задайте для нее размер 25x25 мм, цвет заливки — белый, цвет контура — белый.
  3. Создайте еще одну копию круга и задайте для нее размер 15x15 мм, цвет заливки — черный, цвет контура — черный.
  4. Задайте для первого круга значения начальных и конечных углов: начальный — 230°, конечный — 130° (рис. 3.30).

Рис. 3.30. Логотип компании "Электромеханика"

Практическое задание 18. "Сатурн"

Название фирмы "Сатурн" говорит само за себя. Направление деятельности этой компании, в принципе, даже не имеет значения. В качестве идейной отправной точки при создании ее логотипа воспользуемся визуальным представлением планеты Сатурн с окружающими ее кольцами. Для построения логотипа будем использовать эллипсы.

  1. Постройте эллипс размером 90x25 мм и расположите его в координатах x = 60 мм, y = 60 мм. Цветn заливки — черный, цвет контура — черный.
  2. Постройте второй эллипс размером 80x20 мм и расположите его в координатах x = 60 мм, y = 57,5 мм. Цвет заливки — белый, цвет контура — белый.
  3. Постройте третий эллипс размером 60x15 мм и задайте для него координаты x = 60 мм, y = 54 мм. Цвет заливки — черный, цвет контура — черный.
  4. Постройте четвертый эллипс размером 45x10 мм и расположите его в координатах x = 60 мм, y = 52 мм. Цвет заливки — белый, цвет контура — белый. На этом графическое представление колец Сатурна закончено. Осталось достроить саму планету.
  5. Постройте круг 25x25 мм и расположите его в координатах x = 60 мм, y = 58 мм. Цвет заливки — черный, цвет контура — черный. Преобразуйте круг в сектор и задайте значения начальных и конечных углов: начальный = 185°, конечный = 355°.
  6. Постройте еще один круг с размерами 15x15 мм и задайте для него координаты x = 60 мм, y = 57 мм. Цвет заливки — белый, цвет контура — белый. Преобразуйте круг в сектор и укажите значения начальных и конечных углов: начальный — 182°, конечный — 358°. Построение знака завершено. Слегка наклоните получившееся изображение, чтобы логотип принял вид, представленный на рис. 3.31.

Рис. 3.31. Логотип компании "Сатурн"

Наши рекомендации