Условие изменения посадки без наклонения судна

Рассмотрим случай, когда посадка судна изменяется в результате приема груза весом Ргр.

Найдем положение центра массы (тяжести) груза при котором судно не получит наклонения, т.е. новая посадка будет отличаться от первоначальной только на величину дополнительного заглубления DТ.

После приема груза (Ргр) в воду войдет объем DV (добавочный объем) и, при первоначальных – весе судна Dc и погружном объеме V, уравнение плавучести примет вид

Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru

откуда можно получить Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru

в общем случае при приеме груза сила веса Ргр и добавочная сила плавучести (r × g × DV) создают момент, вследствие чего судно получает наклонение.

Определим условие приема груза на судно без его наклонения. Рассмотрим, например судно, имеющее начальную посадку прямо и на ровный киль (рис. 2.17).

Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru

Рис. 2.17. Изменение посадки при приеме груза

Чтобы при приеме груза не произошло наклонение, вектор веса груза следует расположить на одной вертикали с вектором дополнительной силы плавучести, т.е. должно быть

Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru ; Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru . (2.5)
где хгр, угр абсцисса и ордината центра тяжести принятого груза соответственно;
  хDV абсцисса центра тяжести добавочного объема (DV).

Добавочный объем находится между начальной ватерлинией (ВЛ1, рис. 2.17) и конечной (после приема груза) – ВЛ2. Площади этих ватерлиний образуют параллельные верхнее и нижнее основания объема DV.

Различают два случая: прием малого груза и прием большого груза.

Прием малого груза. Под малым грузом понимают груз, вызывающий такое изменение осадки, в пределах которого площадь ватерлинии можно считать постоянной. На практике считается, что если масса груза не превышает массу порожнего судна более чем на 20% – для грузовых судов и 10% – для грузопассажирских судов и толкачей, то груз – малый.

Принимается, что при малом грузе вошедший в воду добавочный объем водоизмещения представляет собой вертикальный цилиндр с основанием в виде ватерлинии площадью S1 = S2. Центр тяжести объема этого цилиндра находится на вертикали, проходящей через центр тяжести площади ватерлинии (т. F, рис. 2.17) и определяемый абсциссой хf.

При малом грузе: DV = S × DT и Pгр = r × g × DT × S.

Последняя зависимость позволяет получить формулу Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru , а условие приема груза без наклонения (2.5) запишется в виде Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru

Таким образом, чтобы при приеме малого груза судно не получило наклонение, центр массы груза должен располагаться на одной вертикали с центром тяжести площади ватерлинии.

Прием большого груза. Изменение посадки судна при сохранении q = 0 и некоторого угла дифферента (y1) можно обеспечить следующим образом.

Для начального состояния судна со шкал углубления считывается осадка на миделе (Тм) и в оконечностях корпуса Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru . По значениям Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru и Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru , с использованием формулы (2.4) находится осадка судна по носовому перпендикуляру Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru и кормовому – Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru . Осадки Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru и Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru позволяют по диаграмме Фирсова (см. рис. 2.14) определить объемное водоизмещение V1 и абсциссу центра величины Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru для начального состояния судна. Кроме того, по формуле Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru (r – плотность воды), определяется массовое водоизмещение.

Для конечного состояния судна (после приема груза) определяется массовое водоизмещение Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru , где g – ускорение свободного падения, и, по грузовому размеру (см. рис. 2.10) или по грузовой шкале (см. рис. 2.11), находится изменение осадки (DТ) в результате увеличения массы судна от D1 до D2. Для конечного состояния судна осадка носа будет равна Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru , а кормы – Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru . Затем по диаграмме Фирсова, с использованием Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru и Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru , находятся соответствующие значения V2 и Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru .

В итоге определяется значение абсциссы центра тяжести груза (хгр) при котором его прием не вызовет наклонение. Это условие выполняется, если центр тяжести груза будет находиться на одной вертикали с центром добавочного объема водоизмещения, т.е. будем иметь: хгр = хDV и угр = 0.

Исходя из баланса статических моментов погруженных объемов DV, V1 и V2 относительно плоскости миделя Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru и, с учетом того, что DV = V2 – V1 нетрудно получить

Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru ,

где V2, Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru – характеристики плавучести судна после приема груза, а V1, Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru – до приема.

Приведенная схема решения задачи о приеме большого груза справедлива и для случая снятия груза. При этом вес груза (Ргр) следует считать отрицательной величиной и, следовательно, DТ также будет отрицательным.

Если принимается (снимается) несколько грузов, то следует определить их суммарную массу (вес) и положение центра этой совокупности масс.

Задача о приеме большого груза массой Рг, при условии сохранения прямой посадки (q = 0, y = 0), приближенно решается с использованием показателей по двум ватерлиниям, площади которых образуют верхнее и нижнее основания дополнительного объема DV.

Вначале, при известных значениях осадки Т1 и массы судна D1, определяют его массу D2 = D1 + Pг, осадку Т2 и изменение осадки Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru в результате приема груза. Осадка Т2 и приращение осадки DТ находятся по графику «грузовой размер» (рис. 2.10).

Полученные значения Т1и Т2 используются для определения по графику «кривые плавучести» (рис. 2.9) соответствующих значений площади ватерлинии и абсциссы центра тяжести ее площади, т.е. для определения S1, Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru , S2, Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru . последние позволяют приближенно рассчитать абсциссу центра тяжести объема DV по формуле

Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru . (2.6)

Формула (2.6) получена из упрощенного образа объема DV, т.е. предполагается, что этот объем состоит из двух смежных цилиндрических объемов Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru и Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru . Принимается также, что абсцисса центра объема DV¢ равна Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru , а объема Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru – равна Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru .

Для решения задач, связанных с изменением посадки судна при q = 0, в эксплуатационной практике широко используется «диаграмма осадок носом и кормой». Такую диаграмму строят в координатных осях: масса судна (D, т) – статический момент массы относительно миделя (Мх, т×м), либо в осях: масса дедвейта судна (Р, т) – статический момент этой массы относительно миделя ( Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru т×м). Последний вариант диаграммы представлен на рис. 2.18.

Условие изменения посадки без наклонения судна - student2.ru

Рис. 2.18. Диаграмма осадок носом и кормой

Диаграмма осадок носом и кормой позволяет решить задачу: по известным значениям массы судна (дедвейта) и статического момента этой массы (расчет – см. табл. 2.1) определить осадку носом и кормой, либо решить обратную задачу. При этом следует учитывать плотность воды, в которой находится судно.

Наши рекомендации