Основные элементы учетной политики

Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Основы формирования учетной политики организаций установ­лены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика орга­низации» (ПБУ 1/2008).

Под учетной политикой организации понимается принятая сово­купность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблю­дения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, орга­низации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров бухгалтер­ского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Эти определения свидетельствуют о тесной связи учетной поли­тики с методом бухгалтерского учета. Так, первичное наблюдение осу­ществляется с помощью документирования и инвентаризации, стоимо­стное измерение предполагает оценку и калькулирование, текущая группировка хозяйственных операций осуществляется посредством двойной записи на счетах, данные которых являются основой для составления бухгалтерского баланса и отчетности. В практической дея­тельности конкретной организации каждый из представленных спосо­бов и приемов может быть реализован по-разному.

В ПБУ 1/2008 отмечается, что учетная политика организации фор­мируется главным бухгалтером (бухгалтером), утверждается руково­дителем организации и подлежит оформлению соответствующей орга­низационно-распорядительной документацией.

По решению руководителя в организации для разработки учет­ной политики может быть создана постоянно действующая специаль­ная комиссия, в состав которой входят учетные работники, а также спе­циалисты других подразделений и служб, в том числе юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии. В функции постоянно действующей комиссии должны входить анализ хозяйственной ситуации и поиски наиболее адекватного ее отражения в бухгалтерском учете на основании действующих нормативных документов, контроль за исполнением избранной учетной политики, разработка предложе­ний об установлении или изменении учетной политики, подготовка проектов необходимых распорядительных документов. К формированию учетной политики можно привлекать сотрудников специализированных фирм (бухгалтерских, аудиторских, юридических), независимых экспертов и др.

Организация стремится разработать вариант учетной политики, позволяющий наиболее адекватно отражать ее капитал, происходящие хозяйственные процессы, состояние экономической среды и таким образом подготовить полную, объективную и достоверную информа­цию для принятия управленческих решений и удовлетворения все­сторонних интересов различных пользователей. Оптимизация учетной политики представляет собой сложный процесс, находящийся под влиянием следующих факторов:

- организационно-правовой формы организации (акционерное общество, государственное учреждение и др.);

- вида деятельности (промышленность, транспорт, торговля и др.);

- состояния производственного потенциала (основных средств,
запасов, незавершенного производства и др.);

- типа производства (единичное, серийное);

- технико-экономических характеристик выпускаемой продук­ции (качество, конкурентоспособность и др.);

- производственной структуры организации (цеховая, бесцехо­вая);

- длительности производственного цикла;

- уровня инфляции, состояния рынков сбыта, наличия конкуренции;

- профессионализма бухгалтерского и управленческого персонала;

- оснащенности персонала компьютерной техникой.

При разработке учетной политики предполагается выполнение следующих допущений:

- имущественной обособленности организации;

- непрерывности деятельности организации;

- последовательности применения учетной политики;

- временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Кроме того, должны выполняться требования полноты, своевременности отражения операций, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности.

Распорядительный документ по формированию учетной политики должен содержать следующие позиции:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, в котором указаны синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты;

- формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для ведения бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета формируется на осно­вании установленного Минфином России Плана счетов бухгалтерского учета. В состав рабочего плана счетов включаются необходимые для достоверного и полного отражения хозяйственной деятельности организации синтетические счета. При необходимости в рабочий план счетов могут вводиться дополнительные счета первого порядка с исполь­зованием свободных номеров. На основании субсчетов, рекомендован­ных в Плане счетов, организация разрабатывает номенклатуру необхо­димых для ведения учета субсчетов, в которой субсчета могут объеди­няться, дополняться, исключаться. Порядок ведения аналитического учета организация устанавливает самостоятельно исходя из Инструк­ции по применению Плана счетов, положений по бухгалтерскому уче­ту и других нормативных актов по бухгалтерскому учету.

Распорядительным документом, оформляющим учетную полити­ку, должны быть утверждены формы первичных учетных документов, разрабатываемые организацией самостоятельно. Развитие технических средств регистрации, передачи и обработки бухгалтерских сведений вносит изменения в систему первичного учета. Первичные и сводные учетные документы в основном составляются в электронной версии и подлежат исполнению на бумажных носителях для других участ­ников хозяйственных операций, а также по требованию контролиру­ющих органов. Независимо от формы каждый документ должен гаран­тировать юридическую доказательность и достоверность отражаемых данных.

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств орга­низации обусловливает формы и сроки их проверки. Предусматрива­ются сроки плановых инвентаризаций материалов, готовой продукции незавершенного производства и др., а также порядок и ориентировоч­ные сроки внезапных инвентаризаций.

При формировании учетной политики по конкретному направле­нию организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательными и норматив­ными актами, регулирующими бухгалтерский учет.

Организация самостоятельно определяет состав и формы внутрен­ней отчетности, периодичность их заполнения, представления и ответ­ственных за эти процессы. При разработке системы внутренней отчетности обязательным условием является обеспечение руковод­ства и функциональных служб необходимой информацией для приня­тия управленческих решений и регулирования хозяйственной деятель­ности.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего приказа или распоряжения по орга­низации, применяются всеми подразделениями организации, в том числе выделенными на отдельный баланс, независимо от места их нахож­дения. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позд­нее 90 дней со дня приобретения права юридического лица (государ­ственной регистрации).

Организация должна раскрывать определенные при формиро­вании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользо­вателями финансовой отчетности. Существенными признаются спосо­бы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невоз­можна достоверная оценка финансового положения, движения денеж­ных средств или финансовых результатов деятельности организации.

Сформированная на базе перечисленных выше допущений и тре­бований учетная политика обеспечивает целостность системы бухгал­терского учета организации и охватывает все аспекты учетного про­цесса: методический, технический, организационный. Методический аспект – способы оценки активов, обязательств, начисления аморти­зации, используемые организацией; технический аспект – адекватность отражения учетного процесса в регистрах и отчетности; организацион­ный аспект – порядок построения бухгалтерской службы организации, ее взаимосвязь с другими подразделениями.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими знаниями по бухгалтерскому учету.

При подготовке пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках руководству организации необходимо принять решение о составе сведений, необходимых пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения органи­зации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финан­совом положении.

Объем информации, подлежащей раскрытию в учетной политике организации, должен определяться ее собственником (учредителем, участниками) на основании содержащихся в соответствующих положе­ниях по бухгалтерскому учету указаний о составе и содержании пока­зателей.

Бухгалтерская отчетность может публиковаться не в полном объ­еме: информация об учетной политике подлежит раскрытию в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Предусмотренные ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» допущения, на основании которых формируется учетная политика организации, могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности. Если учетная политика разработана на базе допущений, отличных от преду­смотренных ПБУ 1/2008, такие допущения вместе с причинами их при­менения должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерской отчет­ности. Например, есть вероятность возникновения при подготовке бухгалтерской отчетности неопределенности в отношении событий и условий, которые могут вызвать существенные сомнения в примени­мости допущения непрерывности деятельности. Организация должна указать на такую неопределенность и ее причины.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не про­изошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествовавший год, раскрывшей учетную политику.

Руководитель организации может принять решение ежегодно утверждать учетную политику соответствующим распорядительным документом. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, раскрываются в пояснениях к бухгалтерской отчетности организации.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или спо­собные оказать существенное влияние на финансовое положение, дви­жение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении на основе сведений на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгал­терского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного измене­нием законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетно­сти в порядке, предусмотренном соответствующим законом или нор­мативным актом. Если нормативным документом порядок отражения последствий изменения учетной политики не предусматривается, то результаты изменений отражаются в бухгалтерском учете и отчетно­сти согласно требованиям представления числовых показателей за два года, кроме случаев, когда оценка не может быть проведена с достаточ­ной надежностью.

При соблюдении требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что вводимый способ бухгалтерского учета применялся с первого момента возник­новения данных хозяйственных операций. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включен­ных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих сведений за предшествовавшие периоды. Необходимо отметить, что корректируются только сведения отчетности, корректировка учетных записей не делается.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики не может быть осуществлена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к хозяйственным операциям, свершившимся только после введения такого способа.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в пояснениях к бухгалтерской отчетности: следует указывать причины изменения учетной политики, оценку последствий изменения в денежном выражении, сведения о проведенной корректировке.

Наши рекомендации